?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лаг-па

Двигаясь сегодня из университетского Campus-a в сторону главного здания, где меня ожидало моё введение в латышский язык и студенты, встретил прямо посреди дороги, при переходе, нашего милого профессора-тибетолога Матеса. Рядышком с professore семенил завёрнутый в красно-оранжевое тибетский монах. Я махнул рукой обоим, а потом приложил руку к сердцу (вспомнилось: рука по-тибетски "lag-pa". Чем не "лапа", особенно в стремительном лхасском произношении?). Те закивали головами, а тибетец вообще расплылся в приветливой гималайской улыбке, очень естественной и вызывающей ответное сердечное движение.


Мне вспомнилось, что в следующем семестре, благодаря профессору Матесу, нам предстоит общаться в течение полугода с учёным тибетским ламой (кажется, традиционным то ли ньингмапинским, то ли кармапинским кхенпо, родом из Тибета, via Непал): на "chos skad" (чё'-ке'), то есть на разговорном тибетском, на буддийско-философские темы. А на будущий весенне-летний семестр, насколько я знаю, приглашён в качестве визитирующего профессора другой высокоучёный лама, гелугпинский геше.

Не этот ли кхенпо, наш будущий преподаватель, шёл с нашим профессором по улице?

Кажется, наша тибетология всерьёз собирается расцветать. Матес хочет выбить постоянное бюджетное место для традиционно учёного тибетца. Недавно он рассказал мне о предстоящих и уже одобренных исследовательских проектах по освоению письменного тибетского наследия в Бутане (как экзотично это звучит!), а также о закупке множества тибетских книг-собраний авторских сочинений (сумбумов) и об их описании. Вообще, даже почти немного жалко, что я в последние годы несколько поотошёл от тибетского языка, бултыхнувшись в доводящую до отчаяния безбрежность санскрита. Но надеюсь постепенно наверстать. По крайней мере, разговорный тибетский.

Ну и опять же — упражения и грамамтику тибетского для начинающих надо будет преподавать.

Классический тибетский тоже способен довести до белого каления, особенно объёмом своего письменного наследия, всерьёз освоить которое — многих жизней в буддийских перевоплощениях не хватит. Что делать, если диагноз — перфекционизм в запущенной стадии, а жизнь утекает, подобно мелкому сыпучему песку сквозь растопыренные пальцы „лаг-пы“?..

Для буддолога, симпатизирующего буддизму как религии и как философии, чувство этой песочной рассыпчатости жизни полезно для эмпатического вживания в предмет, для философа — это вообще фон его размышлений (философ не должен непременно быть буддистом: эмоции сами по себе, но это просто "фон философствования", как сказал бы Мамардашвили или Пятигорский). Для идеального христианнина (таких на свете не бывает) это просто маленький факт, ничего особенного не значащий, и о котором поэтому не следует особо печалиться.

Для буддиста этот опыт "рассыпчатости" или "сыпучести" жизни — коренной во всём его мирочувствии, отправная точка для остального: размышлений и с необходимостью из них следующих упражнений.

На этом этапе я подумал: как христианин я, видимо, очень плох, поскольку скоротечность и изменчивость всего — меня не может глубоко не печалить, а "благость Создателя" иногда свербит неразъяснённым недоумением. Как философа меня не могут не волновать мои эмоциональные состояния и вызванная ими недостаточность и неуверенность — хотя бы в качестве объекта для размышлений. И тут, значит, плох. Как "буддист" я слишком непоследователен, не занимаясь никакими особенными "упражнениями" или экзотическими созерцаниями, кроме раздумий над изучаемыми книгами или текстами. Как буддолог — я вечный начинающий и плохой ученик, слишком поверхностно знаю языки, слишком мало знаю тексты, слишком отчаиваюсь их бескрайности. Значит, и тут подкачал.

Что же тогда в сухом остатке, в виде приговора?
Козлёнок, боящийся, чтобы его не сосчитали и не положили на полку, подписав ярлычок. Посторонний самому себе (очень боюсь чувства бытового уюта и устроенности: значит, что-нибудь должно их разрушить; и в то же время как их люблю!), люблю самоиронию и побаиваюсь интонации пафоса. Страшно пугающийся когда-нибудь стать "специалистом", страстный любитель (amateur) и популяризатор своих спонтанных идей. Не знающий, где "родина" (планета Земля?). Ценящий "традиции" и традиционность, но — немного со стороны, чтоб было куда сбежать, если что…

На этом совсем запутался. Лучше уж, подумал, останусь со своим личным Богом и личной судьбой. Какая ни есть, а моя. А в коробки пусть складывают другие, если кому интересно.

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
m_ignatieva
Jun. 15th, 2010 09:43 pm (UTC)
Будто про себя прочитала. Только не поняла утешения про личного Бога и личную судьбу - как с ними остаться, если оставаться почти и некому?
edgar_leitan
Jun. 15th, 2010 10:04 pm (UTC)
Сам точно пока не знаю. Но -- "возможет и из камней сих сотворить детей Аврааму" :)
al_zorin
Jun. 15th, 2010 09:43 pm (UTC)
Да, здорово, что у Вас там будет ученый тибетец преподавать. Напишите потом подробнее, кто таков и с чем его едят. :)
edgar_leitan
Jun. 15th, 2010 10:03 pm (UTC)
Обязательно сообщу, как только сам узнаю подробности. "Едят", наверное с цампой, запивая чангом ;))
kommenter_zero
Jun. 16th, 2010 05:51 am (UTC)
кстати о спорах
наткнулся на спор о предмете, в котором Вы хорошо разбираетесь - http://ritovita.livejournal.com/348244.html - один из участников предполагает, что Веды - фальшивка, возможно, придуманная европейцами совсем недавно, и что сохранять такой объём информации на протяжении тысячелетий\столетий только в устной традиции - невозможно. главный его аргумент - человеку просто не под силу запомнить. думаю, Вам будет забавно почитать :)

edgar_leitan
Jun. 16th, 2010 06:35 pm (UTC)
Re: кстати о спорах
Спасибо! Я недавно (вчера) сам наткнулся на этот пост. Но утверждения этого самого участника дикуссии, извините, хм...бредовы. Если помягче выразиться -- они связаны с более чем ограниченным знанием предмета и с сопутствующим этому апломбом (уффф...). Хотя бы некоторые из несообразностей: рукописи ведийских текстов известны (если не ошибаюсь) с 11-го века. Многие из ведийских школ пропали, никто из здравомыслящих людей не утверждает, что традиции-де сохранялись в полной неприкосновенности до наших дней. Но гений индийской мнемотехники в сохранении текстов в сравнительно малоиспорченном виде действительно не может не поражать непредвзятого, компетентного наблюдателя.
Помимо этого своеобразного комментатора, над которым можно было бы посмеяться, сам пост меня не вдохновил. Многое там излагается просто неправильно.
Кстати, пару дней назад некто, как я совершенно случайно обнаружил, оставил в виде комментария к этому посту (3 раза!!!) ссылки на мою статью в ЖЖ об индийских пандитах. Все эти комментарии были почему-то удалены. Видимо, кого-то сильно задевает чужое мнение, если оно не совпадает с его убеждениями.
atma_yajin
Jun. 21st, 2010 04:46 pm (UTC)
Re: кстати о спорах
Я также прошел по этой ссылке. Пост читать полностью не стал, учитывая общий уровень дискуссии. Тем не менее, решил сам опубликовать небольшое сообщение о ведической мнемотехнике и добавил несколько аудиоматериалов. Думаю, Вам будет интересно их послушать.
http://atma-yajin.livejournal.com/7001.html
edgar_leitan
Jun. 22nd, 2010 07:43 pm (UTC)
Re: кстати о спорах
Спасибо за пост и ссылку, особенно за образцы рецитации! Буду постепенно изучать, по мере возникновения свободного времени.
man_inthestreet
Jun. 16th, 2010 08:41 am (UTC)
Буддистом можешь Ты не быть, но гражданином быть обязан! (помни об этом!)))
edgar_leitan
Jun. 16th, 2010 06:39 pm (UTC)
А ну, немедленно припади к моим лотосоподобным священным гуровым стопам!!!
vapaa_tuuli
Jun. 16th, 2010 09:42 am (UTC)
дааа, живой тибетец-преподаватель - это мечта!

Эдгар, а каким образом можно обучаться тибетскому языку в Венском Университете?
edgar_leitan
Jun. 16th, 2010 06:44 pm (UTC)
Вообще-то у нас даже специальность такая имеется в университете -- "тибетология" и "буддология". Обучают классическому письменному и разговорному тибетскому языку (лектор разговорного языка -- природная тибетка, помимо немцев, также хорошо владеющих языком), кроме санскрита и других. С приходом нового ординарного профессора-тибетолога наша тибетологя, похоже, расцветёт подобно индологии. Учёный носитель языка для практики и углубления -- это действительно здорово.
nigdeja
Jun. 16th, 2010 02:21 pm (UTC)
В сухом остатке вы - образцовый конфуцианец :), следуете ритуалу и почитаете дух предков (он же - места). И этого достаточного для правильного хода вещей.
Не сочтите за сарказм, и шутка здесь только отчасти.
edgar_leitan
Jun. 16th, 2010 06:47 pm (UTC)
Как здорово! Я рад, что оказался конфуцианцем, а не просто недоразумением природы ;)) Вообще-то, я несколько раз начинал заниматься китайским, но так по-настоящему и не собрался. Поэтому о конфуцианстве и остальной китайской премудрости знаю только по отдельным умным книгам, но не из первоисточников. Как жаль, что физически невозможно изучить всё...
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com