?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Грамматика мышления, каким его понимал Мамардашвили, как и структура Евангельской веры — в их перпендикулярности любой конструкции, мыслительной и общественной. Лишь освоивший эту грамматику свободы станет тенью для зла. По этой же причине мир горизонтальных измерений не может не счесть Философа экстремистом.
Если кто хочет почитать — просьба заглянуть сюда.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
delphinov
Jun. 20th, 2010 05:34 pm (UTC)
интересно.
мамар. всегда поворачивает мозг.
edgar_leitan
Jun. 20th, 2010 05:52 pm (UTC)
Спасибо :)
А что такое "мамар"?
delphinov
Jun. 21st, 2010 09:50 am (UTC)
сокр. от мамардашвили
edgar_leitan
Jun. 21st, 2010 03:59 pm (UTC)
aaaa ;))))
Кстати, если Ты помнишь, с Пятигорским меня в своё время ознакомил именно Ты в Вене ("Философия одного переулка"), после чего я познакомил с ним множество других людей. А от А. М. ниточка потянулась уже к Мамардашвили. Правда, услышал я о нём впервые в Риге ещё в конце 1980-х, самом начале 1990-х.
Именно Мамардашвили я обязан тем, что, как кажется, понял, в чём истинная суть западной философской традиции.
ex_quicknqu624
Jun. 21st, 2010 02:45 am (UTC)
1. С одной стороны да - все стоящее происходит здесь не благодаря, а вопреки
2. С другой - стоит нам только взять это положение как руководство к действи
- и мы начинаем подпитывать существующую ситуацию своим протестом
3. Значит действие должно быть свободно от страха и нести в себе ценность. Я думаю, что в этом суть упрека любым пустым рассуждениям - критиковать и обличать можно сколь угодно изящно, но когда из этого был прок?
edgar_leitan
Jun. 21st, 2010 03:50 pm (UTC)
Рассуждение, если это рефлексия, не могут быть "пустыми". Из рассуждения, как и из любой вербализации наболевшего всегда есть прок -- прежде всего для самого себя. Назвать "бесов" по имени уже значит освободиться от их влияния. В этом, кстати, суть и психотерапии.
А действие может быть коллективным, и индивидуальным. В действенность первого я не верю -- это обычно всегда реагирование, противодействие. Результат будет определяться "кармически"... Так из порочного круга не выбраться. Измениться может кое-что, если начать самому думать, но при этом напрочь выйдя за рамки извне навязываемого языкового кода. Например, для диссидентов 1960-х утопичным было это ностальгическое обращение к сконструированному образу благого Ленина -- "очищение Партии", "возвращение к Ленину"... Не к Ленину надо было возвращаться, а к самому себе и к истокам своего мышления. Подпольные христиане с их традиционным,а архаическим языком были для советской системы намного опаснее, поскольку не верили в навязываемый государственный строй (конечно, если это были последовательные христиане). Сейчас на их месте "пассионарный" салафизм и прочие ваххабиты, а это плохо уже не столько даже для режима, но и для всех нормальных людей...
Кстати, в "обличении" заключается одна из задач пророческого служения в библейском понимании. Думаю, что здесь свободная философская беседа, какие вёл Мамардашвили, даже несколько "полезнее", чем групповой пафос интеллигенции.
iona_ryb
Jun. 21st, 2010 11:59 am (UTC)
прекрасный материал, спасибо! особенно там один пассаж перекликается с моими размышлениями о том, почему нет "великой российской философии" (и, увы, украинской). пришел к выводу, что дело, видимо, в православной церкви, не приветствующей свободомыслия (и вообще желания мыслить), что является необходимой предпосылкой возниконовения философии. единственный момент, где в Украине появляется что-то похожее на философию - это момент кризиса системы после унии, когда волей-неволей приходилось запускать мыслительные процессы, чтобы для полемики сформулировать "корпус деликти" преимуществ православной веры. а предоставленное самому себе православие не мыслит, т.к. не испытывает в этом нужды..
edgar_leitan
Jun. 21st, 2010 03:55 pm (UTC)
Эта "философия", насколько я понимаю, обличается в самом православии как "латинское пленение". Ведь слово "схоластика" в нём почему-то ругательное.
Я вообще думаю, что развитие философии, то есть школ мышления, наиболее благоприятно в обстановке мыслительной конкуренции между разными школами, а также в слочае острой нужды в апологетике своей веры, и т. п. Однако православная (как и латинская) установка на б.-м. мыслительный унитаризм сводит конкуренцию к минимуму, вытесняя её в сферу еретического. Ну а что тут может государство, мы все знаем.
segop
Jun. 23rd, 2010 04:16 pm (UTC)
svjaschennyj professor! ja v Pitere dp shabata. posvonil by ty mne segodnja ili zavtra vecherkom po gradskomu nomeru. ot skudosti zhitija pishu iz tyrnet-kafejni.
edgar_leitan
Jun. 26th, 2010 12:00 pm (UTC)
Несколько дней не выходил в ЖЖ, поэтому слишком поздно получил Твою инфу. Пробовал было позвонить в шабат днём, но увы мне!
Сообщаю: билетий честный в П-р уже купил и оплатил, прилетаю 17-го июлия. Визию должен готовую получить 7.07. Так что надеюсь на относительно скорую встречу в Заводи.
olexan
Jul. 7th, 2010 11:02 am (UTC)
"Мышление всегда есть сдвиг в сторону от сцепившихся альтернатив". (М. К. Мамардашвили)

"Сидя на горе, смотреть, как дерутся тигры". (Мао-Цзе-Дун)

Причастность к действию низвергает объективность. Только анализ и созерцание, ничего больше, только так постигается Истина.
edgar_leitan
Jul. 8th, 2010 03:26 pm (UTC)
То, что Вы предлагаете --это жёсткий вариант ("только так"...). Вряд ли "истина постигается" там, где имеется такая ригидность. Мысленный ограничитель "только" -- признак негибкого мышления.
А потом (боюсь показаться занудой...) я вынужден задать старый, ещё в Евангелии зафиксированный вопрос Пилата: "Что есть Истина?" Но я спрашиваю с философской точки зрения.
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com