?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Несколько дней назад, 4 июля, в Бейруте в возрасте 74 лет скончался один из крупнейших в мире шиитских клириков, Великий Аятулла Мухаммад Хуссайн Фадлалла. Смерть этого действительно выдающегося человека повергла меня в сложные чувства: грусть, раздумья, воспоминания.
[ Здесь можно послушать на английском языке известие Аль-Джазиры о смерти Фадлаллы с очень кратким резюме его жизни и деятельности.]


Вашему покорному слуге довелось встретиться с Шейхом Фадлаллой, когда он гостил на Ливане, летом 2005 г. Меня, в числе австрийских богословов, — студентов и профессоров, — пригласили на длительную аудиенцию с этим харизматическим и высокообразованным лидером ливанских шиитов, что явилось для меня началом подробного знакомства с ближневосточной проблематикой вообще и с ливанской в частности.

Ещё почти в самом начале этого ЖЖ я поместил некогда небольшую статью-заметку, в которой рассказал о своих впечатлениях от встречи с Шейхом. То, что его имя связывают с основанием и своего рода духовным руководством небезызвестной Хизболлой (хотя и не формальным лидерством), только подогревало моё любопытство. Равно же и то обстоятельство, что Фадлаллу весьма уважают ливанские марониты, как и другие христианские деноминации, к мусульманам вообще и к исламским лидерам обычно более чем скептически настроенные.

Уже позже, значительно больше прочитав о Хизболле и её истории и следя за политическими событиями, я нисколько не проникся большой симпатией к этой огранизации. Фадлалла, однако, стоял для меня как-то особняком (знаю, что это только субъективное ощущение). Будучи по происхождению иракцем, из семьи потомственных арабских интеллектуалов-муджтахидов, получив в Наджафе основательное, традиционное схоластическое образование (длившееся что-то около четверти века), вплоть до информативного признания Фадлаллы муджтахидом (самостоятельным авторитетным богословом-юристом, а потом и Аятоллой), Фадлалла был тем не менее гораздо большей фигурой, чем просто высокообразованным энциклопедистом-правоведом ('aalim).

С юных лет он зарекомендовал себя как выдающийся арабский поэт и ритор, который не только в совершенстве владел традиционными средствами арабского стихосложения, но рисковал сочинять экспериментальные и почти ещё неизвестные в то время стихи, написанные верлибром. Одну из книжек своей арабской поэзии (On The Shores of Passion) он мне сам подарил на аудиенции, после краткой личной беседы (в которой я выказал своё горячее желание когда-нибудь в совершенстве овладеть арабским языком), надписав "С любовью и молитвой" (ma?a muHabbati wa du?aa'i).

Переехав ещё в 1950-е годы в Ливан, он постепенно становится там ведущим шиитским клириком. Егo влияние выходит далеко за пределы Ливана и даже Ближнего Востока, простираясь вплоть до Средней, Южной и Юго-Восточной Азии. В последние годы Фадлалла был членом Ливанского парламента от Хизболлы, которая является на Ливане одной из признанных политическим партий.

Когда я написал года 1,5 назад заметку, где я с определённой симпатией рассказал о Шейхе Фадлалле, меня сразу безоговорочно и без всяких объяснений (иногда это была просто ругань) расфрендило несколько израильтян из моих тогдашних читателей. В Израиле, как я слышал, покойный Аятолла считается одним из главных "врагов народа". Реакция этих бывших френдов меня удивила: это только позже я понял, что рубежи человеческой глупости и ограниченности поистине беспредельны...

Помимо глубочайшего образования и безоговорочной нравственной репутации Шейха, очень симпатичным было для меня то, что он всегда старался поддерживать дружеское общение и богословски-политический диалог с ливанскими христианскими общинами, а также с христианами во всём мире, что для исламского богослова не разумеется само собою. В среде своих собратьев по цеху у Фадлаллы была стойкая репутация реформатора и прогрессиста, особую задачу свою он видел в отстаивании социального равноправия женщин с точки зрения исламской юриспруденции. С иранскими коллегами-аятоллами у него были не всегда ровные взаимотношения, что объясняется разными взглядами на проблематику роли Ирана в регионе.

Он был, кажется, первым в мире авторитетным исламским богословом-правоведом, специальным правовым решением (фатва) безоговорочно осудившим террористическую атаку 11 сентября в США. Также он был категорически против взятия кого бы то ни было заложниками, на себе самом испытав этот ужас во время гражданской войны в Ливане и множество раз выступая в качестве посредника в деле освобождения заложников, взятых боевиками Хизболлы.

Увы, в отношении Израиля о, как, наверное, большинство исламских авторитетов, он занимал достаточно жёсткую позицию. Правда, боюсь, что после ухода Шейха его номинальное место займёт кто-нибудь другой, будучи далеко не такой разносторонней и широко мыслящей личностью, готовой к конструктивному диалогу даже с явным политическим противником.

Уже после этой встречи в 2005 году я купил и изучил великолепную монографию про этого выдающегося религиозно-политического деятеля: Jamal Sankari; Fadlallah: The Making of a Radical Shi'ite Leader; SAQI: London 2005. В книге содержится также множество любопытнейших сведений по новейшей истории Ливана и всего ближневосточного региона, а также по гражданской войне в Ливане. Так что всем интересующимся настоятельно рекомендую эту книгу.

Все последние годы я пользовался аудиозаписями проповедей, лекций и семинаров Великого Аятоллы для углублённого изучения великолепного арабского литературного стиля, как в письменной, так и в устной форме. Рекомендую их всем интересующимся арабским языком, их местонахождение: официальный сайт Аятоллы.
Насколько я знаю, фатвы Шейха Фадлаллы даже изучаются, например, на кафедре арабистики (?) Берлинского университета.

Будучи при встрече с Фадлаллой в бенедиктинском облачении, я удостоился рукопожатия шейха, которого не получили даже присутствующие маронитские священники (вторым был один греческим монах с Кипра)… Эта встреча побудила меня много нового прочитать, узнать и по-новому взглянуть на многие сложные обстоятельства политики. Собственно, во многом благодаря впечатлению, произведённому на меня Аятоллой, я несколько лет продолжал усиленно заниматься арабским языком.

И вот этот человек ушёл из жизни. Вряд ли имеетя ещё кто-то из его коллег в настоящее время, равный ему в личностном плане — по широте ума, образованности и готовности о реальных проблемах говорить, причём с самой разной аудиторией. Вряд ли те, кто встанут на его место, будут обладать той же степенью интеллектуальной свободы и толерантности. Несмотря на всю амбиваленность в политическом плане в настоящее время темы ислама и исламского лидерства, следует заметить, что с уходом Великого Аятоллы Фадлаллы не только шиитский мусульманский мир осиротел. Запад также, безусловно, потерял в его лице не только чрезвычайно влиятельного, но и разумного собеседника, с которым можно было общаться и находить в чём-то общий язык.

Фанатиков и безоговорочных ненавистников западной цивилизации в теперешних исламских странах (хотя Ливан, строго говоря, не относится к "исламским странам") всегда найдётся, пожалуй, больше, чем обладающих общественным и политическим влиянием разумных и достаточно широко мыслящих людей.

И потому скажу с печалью, как и полагается в данной ситуации — raDiya-LLahu-'anhu!

[И в заключение, в виде маленького примечания, выкладываю здесь чей-то оперативно удалённый комментарий на "Гранях", где говорится о том, что некая американская политическая обозревательница лишилась работы, выложив на Твиттере сочувственное замечание по поводу смерти Фадлаллы:

Редактор CNN осталась без работы из-за записи в Twitter
Редактор CNN Октавия Наср (Octavia Nasr) уволена со своей должности из-за поста в микроблоге Twitter, сообщает Mediaite.
Причиной для увольнения журналистки стала ее запись о смерти одного из основателей движения "Хизбалла" Мухаммеда Хусейна Фадлаллы. Наср написала, что сожалеет о кончине "одного из гигантов 'Хизбаллы'", к которому она относилась с большим уважением. В частности, восхищение Наср вызывала либеральная позиция Фадлаллы в отношении женщин в исламском мире. Также ей импонировало то, что умерший лидер шиитов выступал за развитие мирных отношений с христианами.
Согласно заявлению Паризы Хосрави (Parisa Khosravi), вице-президента международной службы новостей CNN, она провела беседу с Наср, по итогам которой журналистка ушла в отставку с должности старшего редактора по Ближнему Востоку. Хосрави отметила, что главной причиной для увольнения стал подрыв доверия к Наср, которая поступила опрометчиво, опубликовав неофициальный комментарий с политическим подтекстом, вызвавший серьезный резонанс в медиасфере. Октавия Наср работала на CNN в течение 20 лет, большую часть из которых занималась ближневосточной проблематикой.
Свобода слова и их нравы!!!
Прaвозащитники, вы где? ]





Comments

( 20 comments — Leave a comment )
nigdeja
Jul. 8th, 2010 05:52 pm (UTC)
К сожалению, над интересом чисто культурным, языковым, теологическим висит дамоклов меч политических, национальных и конфессиональных проблем, которое при нашей жизни решены быть не могут. А вы не могли бы, пусть кратко, рассказать, о чем состоялась беседа, как она проходила?
edgar_leitan
Jul. 8th, 2010 07:37 pm (UTC)
Ему задавали разные вопросы -- о религии, о политике, конечно же, об Израиле. Я просто наматывал на ус, поскольку на то время очень мало о тамошних делах знал.
Мой интерес действительно был "чисто культурный, языковой и теологический" :)
sentjao
Jul. 8th, 2010 06:14 pm (UTC)
Да... все равно вещи несовместные, если есть ад, то он там сейчас.
(Deleted comment)
edgar_leitan
Jul. 8th, 2010 07:39 pm (UTC)
Если вдруг эта фраза относится ко мне: то была вполне официальная делегация от богословского факультета Венского университета :)
(Deleted comment)
edgar_leitan
Jul. 9th, 2010 12:52 pm (UTC)
А, я наконец понял, тугодум такой, что имелось в виду... Я тоже полагаю, что никого нельзя загонять "в это самое место".
edgar_leitan
Jul. 8th, 2010 07:32 pm (UTC)
Мне трудно судить, раз я в тех краях не живу. Насколько я понимаю, всё очень сложно и неоднозначно.
В целом, в последние годы мои симпатии устанавливаются всё больше на стороне Израиля.
sentjao
Jul. 8th, 2010 07:53 pm (UTC)
Мои симпатии на стороне гуманизма, мира, прогресса, культуры, свободы. Израиль-то - он разный, и Ливан, кстати, тоже. Но Хизбалла представляет вещи совершенно противоположные всему этому. Это враг не только Израиля и Ливана, но и вообще человечества.
edgar_leitan
Jul. 8th, 2010 08:03 pm (UTC)
Согласен, но с существенной поправкой -- враг НЕмусульманской (а ещё точнее, нешиитской) части человечества.
sentjao
Jul. 8th, 2010 08:12 pm (UTC)
Шиитской тоже, на самом деле. Как бы... Те демонстранты, чьи выступления год назад утопили в крови в Иране - они ведь тоже шииты. Хизбалла представляет себя выразителем интересов шиитов Ливана. На самом деле, интересы у шиитов такие же, как у всех людей: жить счастливо, в достатке, без войн и насилия, воспитывать детей, реализовывать свой человеческий потенциал. А Хизбалла вбивает им в головы, что их интерес - убийство и смерть. Это организация, которая растет на почве отсталости, бедности, необразованности, безнадежности. И ей это положение очень выгодно. Любой прогресс в среде ливанских шиитов - это удар по Хизбалле.
edgar_leitan
Jul. 8th, 2010 09:59 pm (UTC)
Думаю, в некотором смысле Вы правы. Х., как и любая революционная организация, родившаяся в качестве сопротивления и, одновременно, мотора "перманентной исламской революции", быстро понимает свою выгоду поддержания status quo в среде простого народа.
Однако, с другой стороны, будь комплекс идей и условий, породивших Х-лу, для шиитского ислама в принципе неприемлемым, она бы давно закончилась. Идея эта -- ортодоксально кораническая. Вон в Саудовской Аравии -- вроде бы и нет особой бедности, а мировоззрение процветает... Я начинаю постепенно приходить к мысли, что всё это как-то связано именно с исламом как с идеологией. Вернее, уж слишком легко эта религия подвержена инструментализации в качестве идеологии. В Палестину тоже, кажется, накачено немеряно материальных средств, а идёт это в основном на выращивание новых муджахидов-взрывников... Не знаю, для меня это пока неразрешимо.
sentjao
Jul. 8th, 2010 10:04 pm (UTC)
Я не думаю, что дело в исламе. Мне кажется, что "разгадку" надо искать в таких вещах, как демография, экономика, семейные отношения, религиозность (а не конкретная религия) и т.д. Короче говоря, тут ключевое слово, по-моему - отсталость.
edgar_leitan
Jul. 8th, 2010 10:12 pm (UTC)
Против этого говорит то, что бедности и социальной "отсталости" (от чего или кого?..), например, в странах с преобладанием буддизма предостаточно, но склонности к организованному терроризму не замечается. Я не говорю, что, к примеру, буддизм, инструментализированный как политическая идеология, не давал в истории эксцессов насилия (всякое бывало!), но такого, как исламизм!.. Буддизм, благодаря его сложности, а также этическим требованиям, гораздо труднее инструментализировать. Некая черта глубинной параноидальности скорее свойственна религиям Книги (или -- Книг).
sentjao
Jul. 8th, 2010 10:17 pm (UTC)
Ну, возьмите Китай 60-х к примеру. Культурная революция, массовое насилие. Или Камбоджу. Когда в обществе высок процент молодежи, оно всегда нестабильно и агрессивно. А лозунги не важно, каковы.
edgar_leitan
Jul. 8th, 2010 10:26 pm (UTC)
Китай никогда не был целиком буддийским. А уж "культурную революцию" совершали и подавно красные бандиты. Так же -- и все эти ужасные вещи в Юго-Восточной Азии совершались под эгидой красных идеологий, насколько я знаю.
В этом смысле, кстати, идеологи Хизбуллы по своему революционному вектору и пафосу близко примыкают к коммунистам (я писал об этом в каком-то своём очерке). То же желание всё человечество насильно осчастливить, а несогласных -- в расход.
И да, Вы правы -- агресивная молодёжь. Ей как раз важно, чтобы лозунги были достаточно радикальны.
quatermass
Jul. 8th, 2010 06:23 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно.

Наср совершенно правильно уволили - мало того, что Хизболла в США официально объявлена террористической организацией, так покойный, помимо прочего, обвинялся в организации взрывов казарм американской морской пехоты в Бейруте в 1983 г. Наверное, с такими взглядами не на американском ТВ лучше работать, а на каком-нибудь другом. Впрочем, без работы она вряд ли останется.
edgar_leitan
Jul. 8th, 2010 07:30 pm (UTC)
Насколько я знаю, он не сам взрывал и не организовывал. Но подвёл теологическую базу, так сказать :)
Кстати, когда на самого Ф. американцы на саудовские денежки организовывали покушение (по этому эпизоду даже один голливудский фильм сня с Брэдом Питтом), то был взорван целый квартал, людей полегло непричастных немеряно, а сам Ф. уцелел.
al_zorin
Jul. 8th, 2010 08:19 pm (UTC)
очень интересно, так как о Фадлалле ничего не знал.
маленький вопрос не по теме: а почему Вы пишете "на" Ливане? :)
edgar_leitan
Jul. 8th, 2010 09:49 pm (UTC)
Поскольку страна -- это на самом деле (почти что...) просто один горный хребет, думаю, что так тоже допустимо. Так же, как варианты "НА Украине" и нынешнее политкорректное "В Украине". И кажется, так в Синодальном переводе Библии.
atma_yajin
Jul. 10th, 2010 02:52 pm (UTC)
История с соболезнованием получила продолжение. На этот раз был отредактирован официальный блог Фрэнсис Гай, британского посла в Ливане. Её сообщение было озоглавленно "Смерть достойного человека". Вчера в блоге Френсис оставила запись с небольшим комментарием по поводу случившегося. http://blogs.fco.gov.uk/roller/guy/
edgar_leitan
Jul. 10th, 2010 03:01 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно!
Как хорошо, что я не занимаю официальных должностей: можно позволить себе высказать собственное мнение :)
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com