?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Люди и их футляры



Религиозный фундаментализм удивительно однотипен, вне зависимости от конкретноей религии своих носителей-фундаменталов. В основе его — неосознанный метафизический дуализм. Во взаимоотношениями с внешним миром — проекции навязчивой тревоги. И те, и другие твердят о защите традиционных ценностей.
Свою давешнюю статью опубликовал здесь.


Эпиграфом взята выдержка из Чеховского "Человека в футляре". Думается, этот персонаж как нельзя лучше характеризует особый тип психического устроения человека. Одним из возможных сценариев его развития, кроме острого психоза преследования и "палаты Nr.6", является как раз религиозный фундаментализм или членство в маргинальной секте с жёсткой иерархической структурой и запретом на самостоятельное мышление. Это всё, мнится мне, явления примерно одного порядка.

„Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое... И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь“.

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
occuserpens
Jul. 10th, 2010 03:06 pm (UTC)
[Религиозный фундаментализм удивительно однотипен, вне зависимости от конкретноей религии своих носителей-фундаменталов.]

Напоминает афоризм Толстого про то, что несчастные семьи несчастны каждая по-разному, а счастливые все одинаковы. ИМО, это означает только то, что Толстой написал это будучи глубоко несчастным в браке.

В такой ситуации счастье кажется чем-то невообразимым, а все счастливые одинаковы. Это как кошками в темноте, они все серые :)
edgar_leitan
Jul. 10th, 2010 03:11 pm (UTC)
Я не думаю, что фундаменталисты счастливы, если далее проводить Вашу аналогию с "Анной Карениной".
Скорее наоборот, и при этом они хотят, чтобы все были так же несчастны, как они.
occuserpens
Jul. 10th, 2010 03:21 pm (UTC)
В современной терминологии средние века были исключительно фундаменталистскими. Но сказть, что тогда все без исключения были несчастны, никак нельзя. Достаточно, например, послушать Anonymous Four.
edgar_leitan
Jul. 10th, 2010 04:04 pm (UTC)
В Средневековье сознание (точнее, мировоззрение) было достаточно целостным. Но это был не "фундаментализм", а "традиционализм", если речь о терминологии. Фундаментализм -- это явление уже позднего Нового времени, вернее, самых новейших времён, современное.
occuserpens
Jul. 10th, 2010 05:04 pm (UTC)
Тогда получается, что мы - традиционалисты, а они - фундаменталисты.
edgar_leitan
Jul. 10th, 2010 05:13 pm (UTC)
Я не понял, кто это "они". Да и "мы" тоже проблематично: не люблю относить себя к "нам" :)
occuserpens
Jul. 10th, 2010 05:22 pm (UTC)
Мы / они - стандартное социолингвистическое обозначение. Имеется в виду, что мы = хор, они = плох
edgar_leitan
Jul. 10th, 2010 05:32 pm (UTC)
Я лично не жалую такие категории массового сознания. Мне ближе понимания себя как чужого по преимуществу, любому групповому "мы", если только это не нейтральные обозначения по профессиональной принадлежности.
sentjao
Jul. 10th, 2010 03:25 pm (UTC)
Очень правильная статья, по-моему, очень с Вами солидарен (хотя в богословских тонкостях я слабоват и мне трудно судить об этой стороне Вашей статьи).
edgar_leitan
Jul. 10th, 2010 04:01 pm (UTC)
Спасибо :)
old_russ
Jul. 11th, 2010 11:05 am (UTC)
Хорошо написано. Сразу и не увидеть противоречия и ИМХО столь же "фундаментального", как сами "фундаменталисты" :)
Сколь бы ни был "уютный, милый индивидуализм" европейцев хорош для обывателя, он не обеспечивает главного - безопасности. Сдается мне, что долго "иногда спотыкаться" может не получиться и в один не очень прекрасный момент можно оказаться в чуждом и совсем не "уютном" мире. Кстати, основными плакальщиками по "умирающей" Европе являются сами европейцы, а российские дугины лишь эпигоны.
Отсюда неизбежен выбор - или откупаться подачками мультикультурализма, либо противопоставить свою модель «Церкви воинствующей».
Если Вы видите менее радикальный сценарий, было бы интересно прочесть.
edgar_leitan
Jul. 11th, 2010 01:02 pm (UTC)
Я вижу проблему в том, что сама Церковь для секулярных современных европейцев, по крайней мере en masse, всё более становится неприемлемой. Тем более неприемлема для них будет модель Eccelsia militans. Наличное христианство, так же как и общество, за исключеним магринальных групп или партий, глупо-благодушно и беззубо. Выхода два -- либо доброжелательно позволить себя съесть (мультикультурализм к этому ведёт), либо сопротивляться силовыми, "нехристианскими" методами. А это значит, утрата той самой европейски-гуманистический идентичности (каша-размазня), которую культивируют всё пронизавшие европейские красные. Не думаю, что они на это пойдут. Что остаётся -- одно стенание и самокастрация под названием "мультикультурализм" и "обучение у другого". "Обучаясь" у агрессивных пришлецов, дошло дело до того, что архиепископ Кентерберийский требует введения шариатского законодательства в стране!
Любой коллективный путь, по-моему -- это или сопротивление нахалам, или поднятые кверху лапки. "Диалог" возможен с образованными и доброжелательными "чужаками", к таковому диалогу готовыми и заинтересованными.
Мой прогноз -- крайне неблагоприятен. Живая, растущая цивилизация и вправду должна быть агрессивной, "пассионарной". Другое дело, что с христианством (в моём понимании, по крайней мере), это малосовместимо. Нацистский взрыв и его поражение сломили Европе хребет. В сухом остатке -- идиотический вегетативных организм, который хорошо растёт только тогда, если его заключить в теплицу и поливать удобрениями...
old_russ
Jul. 11th, 2010 06:11 pm (UTC)
\\ Другое дело, что с христианством (в моём понимании, по крайней мере), это малосовместимо. \\

Почему? В разные периоды христианство выявляло разные свои грани. Те, что были наиболее адекватны вызовам времени. Разные! Пусть легенда об Ослябле и Пересвете только легенда и, как утверждают историки, никакого благословения Сергия Радонежского не было - миф не возникает в пустоте.

Конечно я в курсе процессов в европейском христианстве со всеми их заигрываниями с шариатским правом, однополыми браками и пр. Тем более вижу то, что происходит в родных пенатах, но... О Европе судить не берусь, а в России вижу и некоторые поводы для оптимизма. Не может быть, чтобы в 25 монастырях моей родной губернии собрались лишь "эмигранты" от мира или наоборот "клерикал-карьеристы", тем паче, что знаю некоторых лично.
Я не представляю их в воинских доспехах, а вот духовными основами в неизбежном, пусть даже и бескровном (?) столкновении с чуждой пассионарностью - вполне. В реальности все менее пафосно и более обыденно - но это и радует. Если учесть, что у России есть, пока еще не растраченный опыт совместного бытия с тем же исламом и немало союзников внутри ислама, это шанс и для Европы тоже.

Я видимо окончательно погублен советским воспитанием, если продолжаю верить в неизбежную победу ком... (ой), добра. :)
edgar_leitan
Jul. 12th, 2010 01:23 pm (UTC)
С исламом бы не было больших проблем, с "традиционным". Но ислам теперь в силу ряда причин сильно радикализируется. Это не может не затрагивать и Европу.
Развитие событий в РФ и развитие РПЦ меня сильно тревожит. В моём понимании как-то мало в этом "духа" и много других факторов.
old_russ
Jul. 12th, 2010 03:16 pm (UTC)
Эти "факторы" на низовом уровне не ощущаются. Кого может волновать кто к кому за советом ходит - патриарх к президенту или наоборот и т.п. На уровне прихода я вижу, что к причастию очередь всё длиннее, в прошлом приходские бабушки с ревниво-недобрыми взглядами, а в настоящем доброжелательность и всё больше молодых лиц. Ну, не всё благостно, но уж больно разительны перемены.
edgar_leitan
Jul. 12th, 2010 08:32 pm (UTC)
Если так, то это здорово -- дай-то Бог...:) Я вскорости еду в Питер, и возможно, что с моими австрийскими друзьями посещу наконец Валаам (давно хотел...).
Меня как-то "от противного" любая массовость несколько отталкивает, будь то православие, католичество, буддизм или что угодно.
Венский православный приход -- странноватый; но публику здесь трудно назвать "стандартной".
О современных путях развития православной Ц. в её общественном измерении я сужу всё больше по сведениям в электронных СМИ.
Для меня проблема христианства воинствующего (если только это не сила спокойного разума, уверенного в своей вере, а также горячей проповеди) -- до сих пор не решена удовлетворительно. Я всё понимаю, и неплохо знаком с историей Церкви(/-ей). Но моя вера начала активизироваться в юности (хотя и всегда была, с самого детства), когда, несмотря на сравнительно уже "вегетарианские" времена (дело было около 1983-84 гг.), когда Церковь (любая), да и вообще всякая религия в Эсэсэре была, говоря упрощённо, под запретом (середину 1970 и разговоры об антихристианстве сов. властей моей бабушки я тоже хорошо помню). Сов. иделогию я не любил именно за её проникающую под кожу навязчивость и агрессивность (она совершенно не хотела знать, что интересует МЕНЯ). Христианство же у меня с детства ассоциировалось с добротой, глубокой метафизикой (конечно, я так тогда это не называл, но потом именно так осмыслил), прощением, готовностью спокойно пострадать за свои взгляды,с внутренней и (sic!!!) интеллектуальной свободой!
А вся эта нынешняя мышиная возня с моральной цензурой и инфантильные обиды на безбожников, "обижающих веру" -- смешны и грустны. С безбожниками можно жёстко полемизировать или просто проходить мимо, не оборачиваясь, но -- требовать сатисфакции?..
old_russ
Jul. 12th, 2010 09:14 pm (UTC)
ИМХО, если Вы о бодании "суперактуальных" художников с "суперправославными" ревнителями и т.п., то подобные игры не только к Вере, но и к Церкви отношения имеют номинально. Большинство именно, что пройдет не оборачиваясь. Дело ведь не в религии, а в том, что некоторая часть общества сама себя назначив элитой (или, как модно говорить "креативным классом") пытается навязать остальным систему ценностей не совпадающую с культурным кодом нации, причем делает это с не меньшей навязчивостью и агрессивностью, чем "сов.идеология". Плохо ли хорошо, но в России всё еще присутствует общинное сознание и мерзость соседа либо должна быть оправдана, либо отторгнута. Никакого privacy. Отсюда, кстати и двойственное отношение к недавней истории и восприятие власти через любовь/ненависть и т.п.
edgar_leitan
Jul. 12th, 2010 09:38 pm (UTC)
Я всё понимаю и во многом с Вами согласен. Однако коллективизма не люблю, инстинктивно. Если община -- то человек да выбирает сам свою общину, как друзей и искренних, как "сотаинников" (но последнее крайне редко случается). В противном случае -- не только "общинное сознание", но земство и прочая круговая порука.
Не могу не согласиться эксцентриком Розановым: "Частная жизнь -- превыше всего"!
Из пустынножительства мне гораздо ближе тихое скитское житие, нежели суетливая массовая киновия :))) Но я не склонен и к полному анахоретству :)
edgar_leitan
Jul. 16th, 2010 01:54 pm (UTC)
И всё-таки я по зрелом размышлении подумал, что дело именно в вере. Вот такая она у них и есть, вера, что заставляет "держать и не пущать", "как бы чего не вышло".
А иначе получается так, как в случае ислама: многие его представители утверждают, что "терроризм не имеет к истинному исламу никакого отношения". Здесь всё дело в разных интерпретациях "истинности".
Они веруют в Бога-мстителя, "ревнителя" -- это одна из вполне библейских традиций. Можно сколько угодно спорить, что это "не христианство" -- однако это -- ТОЖЕ христианство. Так же, как inquisitio и accusatio -- средневековые христианские интерпретации (и приложения) более древних правовых норм (особенно accusatio; инквизиция по сравнению с первой представляет собой несомненный прогресс).
old_russ
Jul. 16th, 2010 03:30 pm (UTC)
Тоже.
Говоря об относительном отношении явления к Вере и Церкви, я всего лишь отмечаю не характерность для большинства верующих тех форм, которые на поверхности. Чисто же российским является отсутствие в обществе "договора" определяющего отношения между религиозным и секулярным. Его нет ни на бумаге, ни в сознании - соответственно каждая группа "ревнителей" торопится "пометить" территорию. Как видите, я даже терминологию взял ... не теологическую :)
(Deleted comment)
edgar_leitan
Aug. 31st, 2010 05:00 pm (UTC)
Пожалуйста :)
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com