?

Log in

Previous Entry | Next Entry



Прогуливаясь по улицам Вены, не устаю дивиться, насколько же наш городок маленький и уютный, подобный завёрнутой в цветистую обёртку конфекте. И каждый-то Божий день всё норовишь сунуть этот леденец себе в рот, старательно обсасывая, но и бумажку рассматривая с восторгом, — уподобляясь младенцу или отроку, открывающему раз за разом всё новые гаммы ощущений — цветовых, вкусовых, обонятельных...
Вот, например, третьего дня (в пятницу) — иду из университета с приятелем по Rothenturmstraße, что рядом с Собором св. Штефана. Навстречу — Венский кардинал, Владыка Кристоф Шёнборн.


Владыку Шёнборна сложно не узнать — огромного роста, сутулый. Идёт в простом тёмном костюме, со священническим белым воротничком, с кем-то на ходу беседуя. Естественно, поравнявшись с ним, раскланиваюсь. Он заулыбался в ответ, тоже любезно отвечает на приветствие — наверное, приятно, что узнают. Хотя меня он навряд ли лично узнал — общаться нам довелось раза 2, лет этак 14 назад. Кроме того, где-то год тому я встретил его на этой же венской улице. Мне даже как-то немного обидно за него стало — никто с ним на улице особенно не здоровается, словно и не предстоятель Церкви это вовсе, а так, простой батюшка, каких много.

А между тем Владыка К. Шёнборн — один из влиятельнейших церковных иерархов, который в 2005 году реально мог стать Папой. Образованнейший человек, полиглот, — как почти всякий высокопоставленный церковный деятель, сторонник богословского диалога с православными церквами, сам много трудящийся на этом поприще.

Кстати, он с огромным почтением относившился к Сергею Сергеевичу Аверинцеву в бытность того профессором славистики Венского университета, неоднократно общался с ним на конференциях организации Pro Oriente, a в связи с его кончиной прислал личные, глубоко прочувствованные соболезнования семье покойного академика.

Владыка Шёнборн, ратующий не только за богословский диалог разделённых церквей, но и за диалог Церкви и естественных наук, находится в этом смысле на одной "идейной линии" с нынешним Папой Бенедиктом XVI (на конклаве 2005 года, если мне не изменяет память, он был "номером вторым" после кардинала Ратцингера, то есть очень реальным кандидатом).

Странная фигура — слишком консервативен для немецкоязычных католических либералов, относящихся к нему с настороженностью и даже враждебностью (поскольку он, например, категорически против женского священства); чересчур либерален, инновативен и харизматичен для записных латынских охранителей, редко бывающих творческими натурами — именно такой образ католического церковного иерарха мне наиболее симпатичен.

Что ж, можно предполагать, что Владыка Кристоф, будучи ещё очень молодым, по церковным меркам (1945 года рожения, то есть 65 лет!), вполне мог бы стать преемником нынешнего Папы Бенедикта XVI на папском престоле. Может быть, его любовь к восточнохристианским церквам, унаследованная от другого великого венского Кардинала, сравнительно не так давно почившего Франца Кёнига, помогла бы со временем сдвинуть с мёртвой точки замершее общение церковного Рима с Москвой? Хотя кто знает, как там будут развиваться отношения РПЦ МП и католичества? — уж очень моден ныне, увы, в московском православии поиск внешних врагов, на которых можно свалить все беды и страны, и Церкви.

Обо всём этом мне подумалось при случайной встрече на улице с Предстоятелем Австрийской Католической Церкви. И ещё — о доступности многих наших церковных иерархов для обычных людей. Кольца охранников я что-то вокруг Преосвященного Кристофа не заметил — ни на сей раз, ни в других случаях.



Кардинал Шёнборн, будучи монахом доминиканского ордена, надевает иногда традиционный доминиканский хабит — как на этой фотографии, где он стоит в центре группы только что рукоположенных в священники монахов-цистерцианцев из aвстрийского аббатства Святого Креста (Stift Heiligenkreuz).

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
quatermass
Nov. 7th, 2010 02:56 pm (UTC)
Удивительно сейчас, но я, по малодушию не веря в победу Ратцингера, надеялся на него в 2005-м, еще не зная о всех его странностях. А вообще, интересная фигура, один из настоящих "хозяев Европы", учитывая его происхождение.
edgar_leitan
Nov. 7th, 2010 03:45 pm (UTC)
Какие "странности" владыки Ратцингера сиречь папы Бенедикта Вы имеете в виду? Его руководство известной Конгрегацией вероучения?
quatermass
Nov. 7th, 2010 09:31 pm (UTC)
Странности Шенборна, а не папы Бенедикта. Выражающиеся, в частности, в его слишком либеральных заявлениях последнего времени.
edgar_leitan
Nov. 8th, 2010 05:09 am (UTC)
Не слышал о таких. Да и несколько зная Вл. Шёнброна, мне трудновато таковые себе представить! Слышал скорее противоположные нарекания -- со стороны "профессиональных" церковных либералов, которым регулярно изменяет не только богословское чутьё, но и вкус, и здравый смысл. Последнее свойство -- их "фирменный знак".
quatermass
Nov. 8th, 2010 05:14 am (UTC)
Значит, я ошибся или сработал эффект испорченного телефона. Мне казалось, он в последнее время что-то такое полускандальное говорил, о гомосексуализме в частности. Но вам виднее, конечно.
edgar_leitan
Nov. 8th, 2010 06:43 am (UTC)
Кардиналу Ш.-ну вообще не свойственно "скандально" выражаться: он известный дипломат.
jacopone_da
Nov. 8th, 2010 06:21 am (UTC)
edgar_leitan
Nov. 8th, 2010 06:48 am (UTC)
К. Ш. вынужден реагировать на раздутые левой прессой скандалы. Кстати, вполне справедлива проблематизация обязательного целибата для духовенства: в конце концов, это не церковный догмат, а всего лишь традиция Западной Церкви.
jacopone_da
Nov. 8th, 2010 11:19 am (UTC)
Да уж я-то целиком за проблематизацию:) Но вот Шенборн в данном случае слегка отступил от мейнстрима влево, о чем и была речь.
edgar_leitan
Nov. 8th, 2010 09:24 pm (UTC)
Кто только выдумал эти обозначения "лево-право"? :)
В конце концов, ..."пришёл, чтобы взыскать и спасти погибшее"... А мы всё походя пнуть норовим слабых людей, и говорим при этом "лево-право"... Как хорошо всё-таки, что "суббота для человека", а не наоборот...
евгений козлов
Nov. 7th, 2010 03:01 pm (UTC)
Добрый вечер, Эдгар.
Да, славный у венцев кардинал - и обаятельный и, само собой, образованный, и вообще, верно, хороший человек - и дай ему Бог.. Конечно, я и вообразить не могу нашего митрополита (Воронежского) на городской улице - что ж Вы хотите, у нас начальству положено важничать - иначе люди не поймут.
А что до обшения наших Церквей - думаю, жизнь заставит, не было бы только слишком поздно.
edgar_leitan
Nov. 7th, 2010 03:46 pm (UTC)
Вот и боюсь я, не поздновато ли... Врагов-то куда как легче находить или создавать, нежели друзей приобретать!
segop
Nov. 7th, 2010 03:04 pm (UTC)
А к тому ещё, дорогой профессор, не забудем упомянуть, что Высокопреосвященный ещё и взаправдашний князь. Гербы Шёнборнов мне приходилось видеть в Майнце и Оломоуце, а их родовые замки можно видеть даже в Закарпатье. Сам австрийский предстоятель родился в Праге, где дворец Шёнборнов занимает практически целый квартал. Оттуда его родители успели, после пришествия к власти Готвальда, бежать в Австрию.
Если бы он стал преемником нынешнего Дер Папста, то это, пожалуй, было бы изящной точкой в конце долгой истории аристократического папства. А уж потом...
Кстати, а когда ты в Хиндустан отправляешься?
Я же ныне отправляюсь в Москову-Питер-Владимир. Аж по 25-е.
segop
Nov. 7th, 2010 03:06 pm (UTC)
Везёт же некоторым.
Да, а Шёнборн всё-таки очень выгодно отличается от некоторых персонажей, от коих, ся мнитми, всё более серкой припахивает.
edgar_leitan
Nov. 7th, 2010 03:40 pm (UTC)
Re: Везёт же некоторым.
Ва-ва! Не будем называть ни имён, ни титулов...
edgar_leitan
Nov. 7th, 2010 03:39 pm (UTC)
Да, помню, как году в 1995 я по заданию Старца некоего святаго степенно беседовал с Преосвященным сим Владыкою в Виндобоне-граде...:)
В Гиндустан-страну ся отправляю, с Божиею помощью, 31 генваря, дабы прибыть туда 1-го числа фебруария. А назад -- 28.02. Билетий уже окончательно куплен, так что, Г-ду помогающу и споспешествующу, да под условием Апостола святаго Иакова, свершу сей вояж в страну браминов и муслимов, со всем благоговением и любознательностию. Кстати, хощу на сей раз посетить также некия святыни мусульмаския, в Дилли-граде и в Аджмере (усыпальницу "аджмерского старца")...
Будеши егда во граде святаго Петра, позвони моим старцам да приди к ним на трапезу вечернюю. Они возрадуются зело! Днесь же выспрашивали меня о Тебе многажды...
edgar_leitan
Nov. 7th, 2010 05:06 pm (UTC)
Я навёл справки: всё-таки граф, а не князь.
velannikova
Nov. 7th, 2010 03:30 pm (UTC)
Как жаль…что у нас в Украине, так просто по улице не встретишь церковного иерарха…
edgar_leitan
Nov. 7th, 2010 03:47 pm (UTC)
Да, странка-то наша маленькая, уютная. Всё по-домашнему.
triglochin
Nov. 7th, 2010 04:45 pm (UTC)
за диалог Церкви и естественных наук
нынешний латвийский епископ, рассказвают, тоже - вот только пока не приходлось ничего читать или слушать.
Как-то приятно все-таки..
edgar_leitan
Nov. 7th, 2010 04:57 pm (UTC)
Re: за диалог Церкви и естественных наук
Вы имеете в виду -- архиепископ-митрополит?.. Я лично знаком только с кардиналом Пуятсом, а нового владыку ещё не встречал.
Но, в отличие от латвийских иерархов, которые все "из народа", Венский кардинал -- самый настоящий князь!
triglochin
Nov. 7th, 2010 05:05 pm (UTC)
Re: за диалог Церкви и естественных наук
ну, это не к тому было, чтоб сравнивать :)
главное, чтобы человек был хороший (поти ничего о нем не знаю, только про техниеское, кажется, образование; это кроме духовного, конечно)
edgar_leitan
Nov. 10th, 2010 11:07 pm (UTC)
Re: за диалог Церкви и естественных наук
Читал ещё, что йогой и буддизмом увлекался. Может, стоит ему представиться? Ещё пригласит, поди, предподавателем санскрита в Рижскую семинарию :)))
triglochin
Nov. 10th, 2010 11:07 pm (UTC)
Re: за диалог Церкви и естественных наук
пойдете? :)
edgar_leitan
Nov. 10th, 2010 11:10 pm (UTC)
Re: за диалог Церкви и естественных наук
Так даже бы если пригласили, они ж ведь денег не станут платить, считая, что на Церковь полагается работать бесплатно :)
А ситуация была бы интересная, и целевая аудитория прелюбопытнейшая. Но подозреваю, что они (церковное начальство) просто бы побоялись нечто такое предложить. Ещё в университете, -- куда ни шло...
edgar_leitan
Nov. 7th, 2010 05:03 pm (UTC)
Re: за диалог Церкви и естественных наук
Прошу прощения, всё-таки граф.
a_kor
Nov. 8th, 2010 03:09 am (UTC)
М-да... Проблема в том, что в российских городах вряд ли встретишь епископа гуляющего по улице...
edgar_leitan
Nov. 8th, 2010 05:13 am (UTC)
Да, русские владыки скорее ездят, на особых машинах...:)
Впрочем, венский кардинал К. Ш. скорее деловито шёл откуда-то в сторону дома, чем просто праздно гулял...
a_kor
Nov. 8th, 2010 05:29 am (UTC)
Праздно гулять, большой грех?
:)
edgar_leitan
Nov. 8th, 2010 06:50 am (UTC)
Простительный, то есть небольшой, не из категории "смертных" :)))
a_kor
Nov. 8th, 2010 08:15 am (UTC)
Вот так и получается, что все грех...
А КЦ культивирует чувство вины :)
edgar_leitan
Nov. 8th, 2010 09:20 pm (UTC)
Культивирование чувства вины вообще свойственно христианству, без различия конфессий. Только в латинском католичестве оно было в силу исторических причин осмыслено в юридических терминах. Сейчас это преодолевается.
triglochin
Nov. 10th, 2010 11:10 pm (UTC)
Культивирование чувства вины вообще свойственно христианству

может, скорее, христианам (пусть многим)? свойственно ли учению как таковому?
edgar_leitan
Nov. 10th, 2010 11:12 pm (UTC)
Не стану говорить о "христианстве вообще", даже если предположить, что оно такое есть. А вот о конкретных исторически развившихся формах благочестия и богословствования -- безусловно!
triglochin
Nov. 10th, 2010 11:15 pm (UTC)
в Евангелии, кажется, не сказано, чтоб человек чувствовал себя виноватым - сказано покаятся, а это что-то другое, по-моему.
В чувстве вины много эгоцентризма (это и по опыту, и, например, А. Шмеман об этом писал.. известно, еретик)
edgar_leitan
Nov. 10th, 2010 11:25 pm (UTC)
Если чувство вины оправдано, то вряд и. А вот утончённое культивирование чувства вины называлось в трактатах по нравственному богословию (theologia moralis) "скрупулами" и считалось (считается!) серьёзной духовной болезнью. В этом действительно много, -- если не самолюбования, -- то хуже: синдром навязчивости :)
pevchaya_ptiza
Nov. 9th, 2010 01:36 pm (UTC)
Теперь популярный титул "венский дедушка" имеет для меня ещё одну коннотацию :)
edgar_leitan
Nov. 10th, 2010 11:07 pm (UTC)
А что это за титул, о ком? Никогда не слышал...
pevchaya_ptiza
Nov. 11th, 2010 12:20 pm (UTC)
Зигмунд Фрейд :)
edgar_leitan
Nov. 14th, 2010 12:36 pm (UTC)
Ааааааа!!! :)))))
( 40 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com