?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Интересная статья про русских и Россию питерского востоковеда В. Рыбакова, применяющего методику исследования китайской цивилизации по отношению к цивилизации русской. Пока размышляю на означенные темы, будучи в некотором смысле жирафоподобным тугодумом, равно готовлюсь к подробной записи результатов, не могу здесь не выложить несколько налетевших на ум мыслей.


Во многом показательно: как одна из моделей, в соответствии с которой русский (по-видимому, "этнический", а не просто "человек русской культуры") может воспринимать (а если следовать автору, то и "должен" воспринимать) коллективное тело под названием "Родина" (с прописной буквы) и себя, — в качестве его клеточки.

У меня на статью множество возражений, главным образом индивидуального свойства. Главная мысль: хотя бы частичная принадлежность к этносу, иному по отношению к русскому, и к религии, иной по отношению к таковой титульной нации, сильно меняет перспективу. Поэтому описанное в статье осознаётся прежде всего и в лучшем случае как идеальная модель, а то и просто как личное, страстное исповедание г-на Рыбакова, для солидности подтверждённое авторитетом Конфуция, а также исторически-географическими экскурсами.

Русскоязычие само по себе дела не меняет: можно сколько угодно быть носителем языка и самой утончённой национальной русской культуры (конечно, это ещё вопрос, как её понимать? Ну не ношение же кокошника или красной рубахи навыпуск сюда отнести, в самом деле! Да и не только любовь к "солнцу русской поэзии"…), но при этом оставаться в России — евреем, латышом или эстонцем, или грузином (назовём только самое проблематичное).

Упоминаемое в статье якобы отсутствие чувства национальной исключительности у русских либо обернётся всеохватывающим "инклюзивизмом" (вспомним термин, придуманный немецким индологом Паулем Хакером для характеристики индуистских религиозных традиций или религий, вышедших из лона индуизма, но великолепно в нашем случае применимый), в корневище порывающимся мягко так, —почти нежно, — удушать любые проявления самобытности иных народов, населяющих империю — их языки прежде всего. Русский ведь убеждён, как, верно, и всякий имперец, что все люди на земле, целокупно, обязаны говорить по-русски и придерживаться той же системы традиционных ценностей, которых нашему автору так недостаёт.

Будучи отвергнутым в качестве Старшего Брата малых несмышлёнышей, русский (гипотетический, конечно: как некая постоянная, но условная величина), обидевшись, очень быстро вернётся к другой действенной парадигме, подмеченной г-ном Рыбаковым: удушению же (за данный термин ответственность несёт, конечно же, ваш покорнейший), только уже не любовью, но "яростию благородной". Иначе говоря, к войне против "лютых супостатов", хоть внешних (так привычнее), хоть и внутренних (кажется, тоже нередко случается) — "врагов народа". Как не вспомнить здесь Полиграфа Полиграфыча с его хрестоматийной ненавистью к котам: "Душили-душили, душили-душили!.."

Именно в силу своего (опять же, традиционного) осознавания собственно вселенской миссии, русский человек, несущий даже не столько культуту в её "акмэ" (о подобных "носителях" речь не ведётся, это редкие жемчужины), но весь набор неотрефлексированных самоотождествлений со своим сопряжённым с неохватной географией родовым началом, никак не может позволить как окружающим, так и бок о бок с ним живущим малым народам (многие из которых вовсе не такие уж "малые") ходить самостоятельно, опасаясь, как бы дитя без поддержки взрослого брата или отца ни упало и пребольно расшибло нос.

Как всякий именуемый мессия, великий ли самозванец, малый ли пройдоха или истинный спаситель-объединитель язЫков, этот гипотетический русский безусловно нуждается в материале для своих экспериментов, будь то коммунизм для "нового, советского, человека", или довольно нескромное навязывание Московского православия в пику латынско-ляшескому "костёлу" или немецкой "кирхе", господствующим у "малых сих" туземцев. Итак, он нуждается: в объектном материале и — в благодарных зрителях.

Лишившись множества испытуемых в виде канувших в хаос враждебного Запада или Востока инородцев из отпавших бывших советский республик, русский потерял тем самым свой глубинный смысл в жизни, который един им так ценился: быть духовным светочем миру и устроителем глобальной цивилизации. Отсюда сетования автора статьи по поводу того, что "народ запил" и "потерял ценности".

Речь идёт о победе — или поражении, которое подобно гибели. Победа мыслится, по старой же русской традиции (той же самой, которая свела почти на нет в России индивидуально философствование, заменив его всепронизывающей изящной словесностию) — только в терминах всего народа (идеологема "соборности" давно взята на вооружение самыми различными идеологами той самой национальной исключительности русских, против которой в их неприглядном нацистском обличии, кажется, выступает автор статьи); это "собирание осколков".

Именно по причине безмерно разбухшей коллективности, — общины и государства, — человеку с яркой, развитой индивидуальностью в России не выжить, кроме как разве в сумасшедшем доме, или создав свою секту. И потому же русский человек, считающий себя на родине оригиналом, но неминуемо несущий тяжелейший груз слабо отрефлексированных национальных предрассудков (вперемешку с действительными ценностями), приехав на Запад, готов эту воображаемую оригинальность выставлять напоказ, закусывая эпической хрустальной рюмкой. Ничего, кроме сожаления, это вызвать не в состоянии.

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
евгений козлов
Dec. 1st, 2010 07:55 am (UTC)
ничего, кроме сожаления
По-моему, достаточно прочесть у Рыбакова о том, что - "различные ландшафты .. порождают принципиально различные цивилизации" - и выбросить эту демагогическую хрень из головы. Ей-богу, даже марксизм, поверяя "надстройку" ("цивилизацию" по Рыбакову) "базисом" ("системой хозяйствования"), все же предполагал определенные изменения и там и там. Не то у Рыбакова - все, оказывается, установлено природой раз и навсегда - бедный Гераклит, бедный Гегель.. Самое интересное, этот товарищ еще и христианство поминает - явление Христа народу это, конечно, природное явление - да того ли ландшафта ? - и наш ли это ландшафт, товарищи ?
edgar_leitan
Dec. 2nd, 2010 03:23 pm (UTC)
Re: ничего, кроме сожаления
Как раз по поводу цивилизациогенной роли ландшафтов у меня меньше всего недоумений. Почему бы и нет, хотя бы в некоторой степени? Но вот всё остальное... О христианстве он говорит, но опять же в системе "ценностей этноса". И правда, к такому детерминизму (биологическому географизму?) душа не лежит.
Статью порекомендовал почитать один человек, мнение которого я уважаю, поэтому заставил себя прочитать.
евгений козлов
Dec. 2nd, 2010 04:43 pm (UTC)
Re: ничего, кроме сожаления
А помните, Эдгар, я как-то писал о сочетании "восточного", "державного" и "фантастического" - Вы мне тогда, похоже, не поверили, ну вот Вам, Рыбаков - востоковед, фантаст и, как выясняется, еще тот "государственник".
edgar_leitan
Dec. 2nd, 2010 11:51 pm (UTC)
Re: ничего, кроме сожаления
Терпеть не могу "государственников". Бездушные сволочи. На лесоповал!
евгений козлов
Dec. 3rd, 2010 08:39 am (UTC)
Re: ничего, кроме сожаления
Просто люди меняют местами цель и средства. Кто по тихости ума, а кто и от лукавства. Без государства не проживешь, но и есть добродетели и помимо державности. С другой стороны, если шовинизм и пытается подражать патриотизму, то последний в этом не виноват. Как говорится - пьяный поп Церкви не порочит.
edgar_leitan
Dec. 4th, 2010 12:52 pm (UTC)
Re: ничего, кроме сожаления
"Не порочит" с точки зрения "мистической Церкви, Тела Христова". С малоцерковной, внешней, гражданской -- ещё как порочит!
Без государства "не проживёшь" не потому, что оно так необходимо для жизни по своей сути. "Не проживёшь" без еды, крыши над головой... Просто это государство возмнило. Да и потом, гос-во государству большая рознь.
irescha
Dec. 1st, 2010 06:34 pm (UTC)
Одно подмечено точно:образ врага должен непременно присутствовать на русском небосклоне,и здесь совершенно не важно логическое обоснование.На веру принимается любая пропагандистская шумиха.Из недавних воспоминаний: прибалты,украинцы,белорусы,грузины...
А вот здесь я соглашусь скорее с Вашими рассуждениями на тему душевности.Россия должна быть наставником,поводырем-тогда мы к вам со всей душой,если будете проявлять самостоятельность-увидите изнанку русской душевности...
И то,что Вы говорили о водке,как неизменном атрибуте для заливания невозможности исполнения "по своему велению" – вовсе необязательно.
Я общалась с милейшей,душевной женщиной из Питера.И когда речь зашла о политике,о том,что Украина хочет интегрироваться в Европу,человек преобразился:глаза метнули молнии,движения стали резкими,голос жестким:"Мы с вами делились последним куском хлеба,а вы!!!".......)))))
edgar_leitan
Dec. 2nd, 2010 03:29 pm (UTC)
Да, это извечное: "Мы вас кормили... мы вам понастроили..." Как будто это говорящий стоял с ложкой каши или трудился на "великих стройках"!
У меня вот опыт бесед с одним очень умным и философски хорошо образованным человеком, который от своего ума (вот уж воистину "горе от ума!" -- так мыслю) совершенно серьёзно считает, что на Руси не только вскорости будет, но и непременно нужна новая опричнина, которая бы залила её кровью "врагов нации". В общем, очередной "буревестник революции", из стана молодых интеллектуалов.
Мне от подобного "профетизма", если серьёзно, становится просто физически нехорошо...
irescha
Dec. 2nd, 2010 05:50 pm (UTC)
Такая группа людей и здесь есть,в ЖЖ.Один из них ученый муж,профессор,поэт;другой переводчик... С ними были долгие дискуссии,жаркие споры.И Вы абсолютно правы в том,что такое,даже виртуальное,общение несет в себе негативный заряд.Видимо все-же есть положительная и отрицательная энергетика,которая может передаваться даже на расстоянии.Поэтому я стараюсь ограничить себя в таких контактах.
Да и зачем? Вся прелесть живого журнала как раз и состоит в том,что здесь люди не связаны никакими условностями и имеют исключительную возможность выбирать себе круг общения по своим предпочтениям.
Я,кстати,прочитала Ваши мысли по-поводу ЖЖ,о том,что Вам не хватает "телесности"...))
Вот здесь я с Вами не согласна.Для меня в этом есть своеобразная изюминка,интрига,возможность активно задействовать воображение.Так что,я нахожу больше преимуществ,чем недостатков...)))

И еще,возможно Вы еще не знаете.Мой оппонент буквально пару дней назад ,не скрывая своего "фэ" по этому поводу, сообщил мне новость...
В России могут быть приняты законы, которые объявят НКВД преступной организацией и запретят умалчивание политических репрессий. Об этом сообщил глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. - http://www.utro.ru/news/2010/11/26/939955.shtml
Неужели наконец власть скажет свое слово в этих извечных дебатах о сталинизме? Неужели Медведев действительно расставит все точки над "и"?
edgar_leitan
Dec. 3rd, 2010 12:01 am (UTC)
Да не расставят ни Пу, ни Мэ никаких точек над "i", незачем и фантазировать! Бандитов ведь можно только бояться, причём тут уважение?
А НКВД, верно, скоро объявят "спасителями Отечества", вот и всё. А если чем-то таким и объявят НКВД, то останется ещё ФСБ, за "очернение" которой будут просто сажать, за милую душу -- только вякните... Есть же, в конце коцов, статья за "экстремизм" -- чем не "враги народа"? Как говорил великий российский сатанист Ульянов (Lenin), знавший толк в таких штуках, -- "жёлтый бес ничем не лучше синего беса"...
евгений козлов
Dec. 3rd, 2010 08:44 am (UTC)
Позвольте высказать свое совершенное согласие по данному вопросу. Добавлю только, что правители наши люди деловые, выгодно будет - Ленина из мавзолея на помойку выбросят, повернется иначе - Сталина обратно внесут - ничего личного, только бизнес..
edgar_leitan
Dec. 4th, 2010 12:56 pm (UTC)
Именно так. Но такая циничная прагматика почему-то именно и особенно в России регулярно вела к большой крови. А я вспоминаю псалмопевца царя Давыда, глаголавшего: "Избави меня от кровей, Б-же спасения моего..."
Никогда ещё никого все эти бешеные революции не "очищали"...
irescha
Dec. 2nd, 2010 08:06 pm (UTC)
Как раз в тему,только что прочитала...
"Большой ум, при отсутствии нравственного чувства, - источник великих бедствий."
Джон Рескин

Как перекликается с этим,помните?..."И если окажется,что истина вне Христа...")))
edgar_leitan
Dec. 3rd, 2010 12:04 am (UTC)
Я вообще начинаю побаиваться всех, считающих себя великими умниками. Кровью попахивает от них: давняя история....
irescha
Dec. 5th, 2010 09:33 am (UTC)
***на Руси не только вскорости будет, но и непременно нужна новая опричнина

Насчет того,что непременно нужна-не знаю,а вот все остальное......
А что-то в этом все-таки есть...Ведь действительно,Россия продвигалась всегда рывками,социальных институтов для изменений нет,поэтому сама система очень консервативна и ей всегда требовалась встряска,чтобы произошли какие-то подвижки...
http://www.russia.ru/video/diskurs_254452/
edgar_leitan
Dec. 6th, 2010 07:07 pm (UTC)
В общем, мерзость это всё... Детерминизм удивительный, как будто никакого Христа с его провозвестием свободы и не было, как будто человек -- всего лишь винтик в бездушной машине истории, которую вершат "сильные личности" убийц-государственников.
Чем дальше, тем больше начинаю думать, что православие -- воистину, несчастье для русских людей (хотя и фундамент "своеобразия" русского нац. характера). Конечно, всё здесь зависит от перспективы -- что считать "счастьем" или его отсутствием.

Edited at 2010-12-06 07:07 pm (UTC)
irescha
Dec. 6th, 2010 07:56 pm (UTC)
***Конечно, всё здесь зависит от перспективы -- что считать "счастьем" или его отсутствием.

Банально звучит,но...

"Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить."

И заметьте,именно ВЕРИТЬ...

"...оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода нас встретит радостно у входа..."

есть такие, что и до сих пор верят!
edgar_leitan
Dec. 6th, 2010 09:25 pm (UTC)
Эта вера получается "как бы" согласно банальному (широко распространённому) изложению знаменитого афоризма Тертуллиана Африканского: "Верую потому, что абсурдно" (credo quia absurdum). :))
Фидеизм может быть, конечно, целителен для болезнующей души, у которой нет ничего, кроме этой слепой веры. Но для страны в целом такая идеология, по-моему, губительна.
edgar_leitan
Dec. 6th, 2010 07:09 pm (UTC)
Фурсов
Интересно, что мой знакомый именно этого автора советовал почитать.
Читая, в который раз радуюсь и убеждаюсь в правильности своего выбора -- не возвращаться!
irescha
Dec. 6th, 2010 07:47 pm (UTC)
Re: Фурсов
***в который раз радуюсь и убеждаюсь в правильности своего выбора -- не возвращаться!

А Вы представьте,какое количество людей (и самых лучших,действительно желающих что-то изменить в своей жизни) повторяют для себя эти слова,размышляя о своей жизни,о своем выборе...Мы тоже недавно обсуждали...
http://art-of-arts.livejournal.com/388550.html


Тема:НЕСТИ ДУХОВНОСТЬ

«Нас окружают специалисты, профессионалы, но не интеллигенция. А ведь она несет высокую образованность, духовность и оценивает состояние страны. Поэтому одна из важнейших задач – это возрождение интеллигенции»
- генеральный директор Института прикладной политики, доктор социологических наук, профессор Ольга Крыштановская

Из недавнего диалога...

-Правду говорят: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем»...Перефразирую известную пословицу: интеллигенцию как и английский газон нужно выращивать 300 лет...
-по русскому обычаю, 300 лет выращивать, поливать водкой и стричь...ровнять и стричь, ровнять и стричь...
в каждом поколении...
edgar_leitan
Dec. 6th, 2010 09:34 pm (UTC)
Re: Фурсов
Беда интеллигенции, что её представители нипочём не желают становиться профессионалами, специлистами своего конкретного дела, желая и дальше оставаться рабами своей каши в голове (групповых мыслительных клише) и бескостного языка, или просто упорно противостоя власти, или обслуживая любых её противников. Скромный профессионализм не столь впечатляет, как "фирменный профетизм" русской интеллигенции.
Как во времена "Вех", так и в любые времена в России воспитание любых "новых людей" только и мыслилось, что групповым. В России всегда не хватало выраженного индивидуализма (в положительном смысле). "Я" всегда было и есть "последней буквой алфавита"... Отсюда и метафизическая + гносеологическая невозможность выбраться из ямы, которую те же интеллигенты прилежно руют себе сами.
bogsvamy
Dec. 3rd, 2010 11:16 am (UTC)
да уж. Остается только сожалеть что не удалась идея англичан тоталной ядерной бомбардировки союза. Ну просто б на корню и стерли этих мрачных упырей пьющих кровь христианвких младенцев, запивающих спиртом "сгорла".Вот интересно, это у них генетическое, некий промысел божий, или это свободный выбор изначально порочного сознания.
edgar_leitan
Dec. 4th, 2010 12:58 pm (UTC)
Вы это серьёзно, или, надеюсь, с сарказмом? Нет, не надо никакий ядерных бомбардировок, чур их всех!
az_pantarei
Dec. 6th, 2010 05:51 pm (UTC)
1. Б.Гребенщиков, интервью (1.12.10, «Известия»)
«Умея, как у автора, нет позиции. Я передаю то, что должно быть передано…. Мое дело – сочинять и исполнять песни, А отвечать на концептуальные и прочие вопросы незнакомых мне людей – значит, как-то уж очень загордиться… я вязну в собственных ответах и очень нечленоразделен. … Мы сейчас живем в эпоху чудовищной непривычной для русского народа свободы. Если перевести стрелки на четверть века назад, все эти критики из интернета заткнутся в течении секунды. … Я хочу спросить любого критика: где ты был 25 лет назад? И окажется, что он лизал зад своим начальникам. Так что с тобой стало, когда «отпустили гайки»? Ты не слуга даже, а холоп. Если молчал раньше, кто тебе дал право говорить сейчас?
.. я живу в России, которая не очень сильно изменилась за последнюю тысячу лет.
…за свободу нужно отвечать. Впрочем, большая часть нашего народа… и не интересуется понятием «свобода». …
Церковь и государство существуют в разных вселенных и не могут быть связаны друг с другом. В России с этим вопросом, правда, никогда не было хорошо. … Нил Сорский настаивал, что монастыри должны заниматься молитвами и не иметь земли, а люди, которым это было невыгодно, спешно обратились и Иосифу Волоцкому, который внедрил совсем иную доктрину. Это был конец. С тех пор православие оказалось связанным с государством, что, с моей точки зрения. Прямо противоречит Евангелию».
edgar_leitan
Dec. 6th, 2010 07:02 pm (UTC)
На эти обвинения БГ могу только сказать (предположив, паче чаяния, что Вы их КАК БЫ обращаете и в мой адрес -- [?]), что 25 лет назад я был ещё слишком юн, чтобы громко протестовать (15-16-летний вьюнош): однако и слишком ещё молод, чтоб кому-либо что-либо вылизывать. Но ещё во времена совка (1987) пошёл в католич. духовную семинарию, против желания и разрешения всех родных -- такова была моя реакция на то, что творилось. Продлись режим ещё десяток лет, или хотя бы лет 5 -- меня бы наверняка посадили. Так что я за свои взгляды вполне отвечал, и начал это делать достаточно рано. В 14-15 лет я только начинал открывать для себя духовную практику, -- основы которой были заложены в детстве, -- и делал это пока что тайно ото всех.
А "первородный грех" Правосл. Церкви, мнится мне, даже не в исходе спора нестяжателей с иосифлянами, а в огосударствлении Церкви ещё в 4 веке, при императоре Феодосии.
Если поглядеть на буддийские страны (да хотя бы на тот же Тибет до "культурной революции", Ланку, Бирму, Тайланд), проблема была примерно одна и та же: чрезмерная связь духовной общины с гос. властью, и вытекающие из этого мезальянса последствия (борьба за политическое влияние, преследование идеологических противников...).
Кстати, мне с самой юности чудовищной казалась именно идея как бы "естественной для русского народа несвободы" -- именно поэтому я с детства себя русским и не желал считать. ПОтом открыл эту "русскость" в себе, в конце 1990-х, когда ностальгировал по Питеру, но опять потерял в 2000-х, когда "русский народ" en masse затосковал об опричнине и подобных вздорно-чудовищных вещах.
Но, конечно, для духовной практики впринципе довольно безразлично, царит ли политическая свобода или тирания.
Кажется, Б. Дандарон как-то сказал: "Буддисту полезно родиться в России... Буддисту -- но не буддистам!" :)))
edgar_leitan
Dec. 7th, 2010 01:29 am (UTC)
Re: Прочла еще утром. А.Дугин пугает
Спасибо Вам!
Эти люди, наподобие Дугина, только ведь и знают, как врать и пугать. Побывав недавно в Латвии, я в очередной раз убедился, что если кто-то кого-либо угнетает, то это уж скорее русскоязычные пришлецы, злобно советующие коренным местным "говорить по-человечески", а не на "своём собачьем языке".
gornyj
Dec. 7th, 2010 11:09 am (UTC)
Re: Прочла еще утром. А.Дугин пугает
*советующие коренным местным "говорить по-человечески", а не на "своём собачьем языке".*

Работаю в русскоязычном коллективе, за 20 лет даже самые упертые научились минимуму;
осталось еще 20 лет (хорошо если только 20) пути через пустыню?
Главное, нам самим не предать языка, верно?

Вспоминается *дорогу осилит идущий* :)
edgar_leitan
Dec. 7th, 2010 05:50 pm (UTC)
Re: Прочла еще утром. А.Дугин пугает
Нам-то самим -- конечно. Но сколько "нас самих" (т. е. балтов) осталось? -- вот в чём вопрос. В Литве, конечно, поболее, чем в Латвии. Ну хоть так, и то слава Богу! А сколько таких, вроде меня, кто из смешанных семей, и язык забыли!..
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com