?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ёжики в тумане



Метафора-упрёк именующих себя "практиками" восточных премудростей вроде буддийской: "Как можно описывать страну, в которой никогда не побывал? Только практик имеет право, по-настоящему может..., и т. п."


Ответ самоназванным практикам: а как можно беззастенчиво утверждать, что "практически знаешь Путь", самостоятельно пройдя каких-нибудь 2-3 метра (в самом наилучшем случае) из известных по картам (текстам, знакомым традиционным начётчикам и востоковедам) нескольких десятков тысяч миль?

Sancta simplicitas, святая простота, граничащая с обычным духовным воровством, самонадеянных бедняг, считающих себя "реализовавшимися бодхисаттвами", имеющих напрямую красную вертушку к Шакьямуни, а ближним своим готовых разбить череп, если что не так.

Культивируя якобы тантрическую "гордость божества", до размеров безграничного болота раздувают границы смрадного эго, исполненного лукавства, беспокойства, злословия и неудовлетворённости. Слепые вожди слепых!

Выбирают тантру, и только тантру (или Дзогчен — это ещё круче, и ещё более модно) — для практики, чтоб не надо было уродства духа своего исправлять. Это и долго, и скукотища. В ней, матушке родимой, и так сойдёт, как есть! Духовный гламур, и только. И ничего более. Ни веры, ни надежды и ни простой примитивной терпимости, одна "техника" и — якобы знание её. Дойдите сначала, не провалившись в болото…

Это только рекомый лотос не облепляется сансарической грязью, выныривая из неё в первозданной чистоте. Обычная промокашка среду окружающую (болотную жижу) ещё как впитывает.

Интересно, а верует ли кто-нибудь из нынешних гордых "практиков", положа руку на сердце, в Джамбудвипу, в окружающий её мировой, бесконечный океан, в то, что абхидхармические "атомы" должны непременно собираться в аггломераты по два, по четыре и т. д., во всю эту абхидхармистскую онтологию, в абхидхармическую вселенную, подобную слоистому бутерброду или торту-тирамизу? Или лукаву истолковывает её "психологически", перенося месторасположения адов из подземных вместилищ — в некие "духовные", а то и объявив всё это метафорами? А ведь если искренний и последовательный буддист, то во всё это обязан верить. А если нет, то и разговор короткий – фи и фу!

Bслушаемся в сам стиль, столь глубоко чуждый чуткому русскому уху, чувствительному к самомалейшей фальши и подделке, но ставший настолько же модным, насколько моден гламуром сделавшийся быстросуп буддизма по-евророссийски. "Я — практик, и в этой практике мне открывается истина".

Интонация, абсолютно чуждая интонации культуры христианской, да и традиционной буддийской. Сами тибетцы крайне неохотно говорят о своей "практике". А здесь — любители готовы перечислить по первому вопросу весь список тантр, которые "практикуют", получив на "ритритах" "посвящения". Или наоборт, молчаливо интересничают, со значением поджимая бескровные губы, и смотря тебя точно на ничтожное насекомое. Имя им — "Знающие". Или думающие, что они знающие. Легион их, таких "гностиков".

А на самом деле — романтизм тибетской Шангри-Ла, юношеский и наивный. Каждый тибетец — бодхисаттва, так же как каждый индиец — опытный, просветлённый йогин. А то!

Удивительно трезво подметил переводчик на русский язык "Ламрима" Цонкапы А. Кугявичус: "Все наши якобы "тантрийские" упражнения совершаются лишь ради этой жизни, для низменных мирских нужд: славы, мистически утончённого услаждения желаний и т. п. Не обретя понимания Пустоты, мы, якобы поддерживая "гордость божества", питаем лишь свою гордыню".

А как можно "обрести понимание Пустоты", не затратив десятков лет на изучение в оригиналах буддийских текстов мадхьямаки и многих других, не размышляя и медитируя над ними постоянно? Одними колдовскими приёмами?

Зато лютой ненавистью ненавидят христианство и сам сформированный христианской культурой язык, по сути ни первое, ни второй толком не зная. Ненависть эта — глубоко иррациональна, как и всякое страстное движение, давно и прочно сделавшееся "своим".

К счастью, такие туманные ёжики — не монополисты на буддийские тексты и их истолкование. Тексты эти во многих случаях изданы, находясь в совершенно открытом доступе — в интернете и в библиотеках. Сам Далай Лама вдoхновляет их (то есть весь буддийский канон, все сутры, тантры и так далее) изучать и переводить, безо всяких догматических ограничений и застарелых монополий.

Серьёзной наукой "ёжики", как правило, не занимаются, считая её скучной и совершенно бесполезной, а то и вредной. Текстов же — множество, и они ждут своего изучения и осмысления, вне зависимости от быстропреходящей поверхностной "духовки" и прочих подобных мод. Без догматического тумана, возлагающего на пленённых им бремена неудобоносимые. Дело за теми, кто искренне интересуется, кто не считает, что наука существует только для того, чтобы дурачить "ищущих духовности"; за теми, кто не желает "жертвы разума", следуя за слепыми вождями слепых.

Собственно, диалог и вообще разговор должен вестись не для них (они и так полагают себя "знающими истину" — диалог тут бесполезен как беседа человека с зеркалом, отражённым в другом зеркале), а для искренне вопрошающий людей, для которых слово "наука", во-первых, не является синонимом лишь физики и биологии, а во-вторых, не ассоциируется со словом "жульничество".

[подумалось вдруг, перед сном...]

Comments

( 91 comments — Leave a comment )
threeeyedfish
Nov. 7th, 2011 12:15 am (UTC)
Ох! མ་རིག་འདི་ལས་བླ་མས་བསྒྲལ་དུ་གསོལ།

Насчёт Джамбудвипы, правда, есть известные слова ЕСДЛ, что если быть буддистом значит верить в гору Меру, то он сам не буддист.
edgar_leitan
Nov. 7th, 2011 01:00 am (UTC)
Если уж на то пошло, то "bla maR... gsol" (= bla ma LA gsol)-- только не bla maS !!! Иначе лама получается агенсом, то есть не его просят, а он сам просит переправить его (куда-то..., кого? ученика?) из неведения. :))

Meru + Jambudhvipa: Тогда многое другое тоже подлежит аллегорическому толкованию (кто бы сомневался!..), и всё приобретает ещё более сложную структуру, нежели казалось прежде. Во всяком случае, одним благочестивым хождением в храмы и накручиванием маниланкоров дело не решить. Надо кропотливо изучать тексты, а также научную литературу. Полезно так же, как и изучение христианами трудов по исторической критике Библии.
(no subject) - threeeyedfish - Nov. 7th, 2011 01:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 02:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - threeeyedfish - Nov. 7th, 2011 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 08:49 pm (UTC) - Expand
rdzog pa chen po... - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 08:51 pm (UTC) - Expand
Re: rdzog pa chen po... - threeeyedfish - Nov. 7th, 2011 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 02:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Nov. 7th, 2011 05:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - nzqrc - Nov. 7th, 2011 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nzqrc - Nov. 7th, 2011 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Nov. 7th, 2011 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nzqrc - Nov. 7th, 2011 07:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - threeeyedfish - Nov. 7th, 2011 11:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 11:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nzqrc - Nov. 8th, 2011 07:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 8th, 2011 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - nzqrc - Nov. 13th, 2011 06:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 13th, 2011 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Nov. 8th, 2011 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 8th, 2011 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Nov. 9th, 2011 06:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 13th, 2011 12:14 pm (UTC) - Expand
purple_heartlet
Nov. 7th, 2011 02:02 am (UTC)
Вас очень интеерсно читать.
Помогает устранению тумана.
В голове)
edgar_leitan
Nov. 7th, 2011 02:24 am (UTC)
Благодарю Вас за добрые слова :)
a_feigin
Nov. 7th, 2011 05:01 am (UTC)
Покойный Сергей Аверинцев как-то сказал мне, что после 30 лет внимательного чтения псалмов (он их, кстати, переводил с оригинала, о чем мы с ним и говорили в тот раз) он, кажется, может свести слова царя Давида в 150 псалмах к одному, всего одному слову. Я, разумеется, требовал его услышать. Аверенцев мялся и, наконец, видимо, найдя цензурный эквивалент, произнес: "достали!!!"
Кажется (по тону), что вам уже впору читать псалтырь, вас достали всерьез.
У нас (в иудаизме) этой проблеммы практически нет (зато есть другие))). Изучение текста - главное занятие и главная ценность, тот, кто занят учением, свободен даже от молитвы. Постулируется "невежда не может быть праведным". Но ваши слова трогают даже замшелое сердце книжника.
edgar_leitan
Nov. 7th, 2011 08:14 pm (UTC)
В этом мне иудаизм очень даже близок. Я вообще старый талмудист, книжник и фарисей. Не зря я так интересовался иудейством на рубеже 1980-90-х :)
Про переводы Аверинцевым псалмов и его ежедневные чтения Псалтыри на иврите -- знаю от него лично :)
Псалтырь вообще -- великая вещь. Начинаю оценивать эту Книгу безо всяких сладких соплей, с скромной трезвостию, лишь с возрастом...
je_mange_tout
Nov. 7th, 2011 05:12 am (UTC)
После прочтения подумалось - заменить в этом высказывании слова тематического поля "духовная практика" на соответствующие им слова полей "научное знание", "религия", да даже "творчество", если уж на то пошло! Заменить - и все остальное останется верным... видимо, это уж такой нехороший туман в умах людей - довольствоваться поверхностным ознакомлением, а кичиться этим так, будто обладаешь Знанием. Мало кому интересны сегодня глубокие, долгие, сложные изыскания в какой бы то ни было области - лучше по скидке и прямо сейчас, да еще и с комфортом, чтоб "олл инклюд", а если завтраком не кормят, то это уже аскеза!
Это жизнь под диктовку потребительского общества...
edgar_leitan
Nov. 7th, 2011 06:19 pm (UTC)
Боюсь, что Вы в чём-то глубоко правы. Научное знание отличается от преславного религиозного гнозиса самоназванных гностиков тем, что скромно осознаёт свою неполноту и небходимость в постоянной корректировке. "Знающий" ни в какой корректировке не нуждается. Ну и флаг ему в руки...
yarjournal
Nov. 7th, 2011 07:11 am (UTC)
Философские огрехи
"Грозно Фауста в бой ты зовешь, но вотще!
Его нет... Его выдумал девичий стыд."

Мне представляется, что люди, рассуждающие в ненавистном Вам ключе, не всегда столь неосведомлены, а часто ещё являются заложниками онтологизируемого дуализма теория/практика. Вот тут у нас -- теория, а вот тут -- практика. Мальчики налево, девочки на право. Два часа теории, помножить на два часа практики, разделить на 3 кг усердия. Мысль это не дело, а дело -- не мысль. Ряд можно продолжить.
edgar_leitan
Nov. 7th, 2011 06:26 pm (UTC)
Re: Философские огрехи
Это не то чтобы "ненавистно" (я, если честно, далёк от подобных сильный эмоций, к великому счастию), но иногда порядком раздражает. Раздражает туповатый дуализм "слова и дела" (Марта и Мария, -- но в Евангелии за этой притчей кроется известная назидательность; педагогическая стратегия, так сказать). Утверждающие подобные благоглупости именующие себя буддистами сами толком не знают своего буддизме, а кичатся именно своей ограниченностью, принимаемой за мудрость.
Кроме того, конфессиональная ангажированность (хоть буддийская, хоть христианская) замыляет взгляд, имеющий интенцию разобраться по возможности непредвзято. Мне поэтому и было бы крайне трудно быть профессиональным теологом, по причине того, что я в католической культуре вырос с детства. Для науки нужна некоторая здравая, дружеская дистанцированность от своего предмета. При его постоянном доброжелательном изучении.
Re: Философские огрехи - yarjournal - Nov. 7th, 2011 06:41 pm (UTC) - Expand
Re: Философские огрехи - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 08:17 pm (UTC) - Expand
Re: Философские огрехи - yarjournal - Nov. 7th, 2011 06:45 pm (UTC) - Expand
unswayed
Nov. 7th, 2011 07:27 am (UTC)
классный пост!
вдохновляющий к буддизму почему-то
threeeyedfish
Nov. 7th, 2011 09:29 am (UTC)
да, весьма вдохновляющий
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - threeeyedfish - Nov. 7th, 2011 11:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 11:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 06:28 pm (UTC) - Expand
budyachok
Nov. 7th, 2011 07:33 am (UTC)
Прошу разрешения на перепост, естественно, со ссылкой на источник.
edgar_leitan
Nov. 7th, 2011 08:27 pm (UTC)
Ну конечно же! :)
nzqrc
Nov. 7th, 2011 08:18 am (UTC)
Боже, Эдгар, что там с тобой опять случимши))? тебя наверное достаточно смущает вся эта дзогчен-мудрость ,если ты все время пишешь о тех кто предпочитает её изучению и т.д. думаю, что по настоящему хорошо эту мудрость описывает песенка "делай как хош!" ,сочиненная Номкаем Норбу) она вся примерно состоит из такого сорта строф:
Что касается распахнутой речи, называемой великосильной,
Если случай подходящий - пою "Песню Ваджра".
Если нет - рад сказать все, что пришло в голову.
Вы, мастера коллекционировать изречения, делайте, как вам угодно.

что до существа дела то вот так, просто, замечу следующее (это для меня вполне очевидно): уже долгое время я читал и читаю (хотя уже надоело порядком) всякую философию европпы и индии, пробовал и в оригиналах (это действительно зачастую интересней), но только вот в жизни от этого ничего не меняется ни на йоту) хуже того, интеллектуализм (это наважно какого сорта - филологического или философского)превращается в привычку, как курение или еда. человек же сам лучше других чувствует что в нем меняется и (главное) нравятся ли ему такие перемены, поэтому даже если я бы и ощущал что становлюсь специалистом в этой вашей любимой шастре ,то радости от этого было бы немного и уж точно она была бы с эго-душком ,я думаю так у многих спецов, и у тебя в частности и обстоит дело, уж не обижайся). а чего же хочется? хочется измениться, и раз уж имеешь какие то духовные (пусть минимальные) интуиции,то как то двигаться в их направлении. хочется стать лучше (забавно звучит...), меньше бояться, быть уверенным в себе). шастра этого не даст, точно также как для шастры не нужна йога). надо просто предоставить людям "делать так как им угодно", сами то мы все прекрасно знаем без всяких шастр что нас движет вперед, что назад. а что все сильнее прегвождает к позорному столбу инерции (вспомним что по Спинозе благое меследеяние то, которое увеличивает активность тела-духа)
sujanasi
Nov. 7th, 2011 11:34 am (UTC)
присоединюсь)
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Nov. 8th, 2011 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 8th, 2011 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sujanasi - Nov. 9th, 2011 06:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - nzqrc - Nov. 13th, 2011 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 13th, 2011 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yarjournal - Nov. 7th, 2011 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nzqrc - Nov. 7th, 2011 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nzqrc - Nov. 7th, 2011 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - threeeyedfish - Nov. 7th, 2011 11:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nzqrc - Nov. 8th, 2011 06:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 8th, 2011 08:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Nov. 7th, 2011 08:41 pm (UTC) - Expand
fritzchen
Nov. 7th, 2011 08:51 am (UTC)
**Интересно, а верует ли кто-нибудь из нынешних гордых "практиков", положа руку на сердце, в Джамбудвипу, в окружающий её мировой, бесконечный океан, в то, что абхидхармические "атомы" должны непременно собираться в аггломераты по два, по четыре и т. д., во всю эту абхидхармистскую онтологию, в абхидхармическую вселенную, подобную слоистому бутерброду или торту-тирамизу?**

Здесь ключевое слово - "абхиДХАРМический". Все эти предметы, атомы, континенты, дэвы и прочее, в этой дхармической связи, не рассматриваются в ключе реалистических воззрений, наиболее, генетически уже, привычных европейцам. Отсюда все эти высказывания ДЛ о горе Меру и вере в неё небуддистов. Когда же видишь тантриков, дзогченоидов и прочих гаррипоттеров, верующих в реальное существование вещей вроде "божеств" или чистых земель, то желание понасмехаться-поспорить быстро сменяется печалью.

Что же до "теории и практики", то ламы, и не только гелугпийские, вполне себе заявляют с трона о том, что неплохо было бы знать предмет, что является, между прочим, признаком правильного учителя и правильнонго ученика. Один даже советовал брать в ретрит философские трактаты для изучения, на случай досуга.
edgar_leitan
Nov. 7th, 2011 08:44 pm (UTC)
неплохо было бы знать предмет
Именно поэтому я к получившим многолетнее традиционное образование монахам отношусь с почтением. Они обычно знают, о чём говорят.
toloknoff
Nov. 7th, 2011 10:49 am (UTC)
Спасибо! Мне зачастую даже добавить к Вашим постам нечего, потому что я считаю так же.
Ради даже чтения одного Вашего журнала я не уйду из пространства ЖЖ =)
edgar_leitan
Nov. 7th, 2011 06:11 pm (UTC)
благодарю за доброе слово и надежду
Ой, батюшки! :) Это ответственность некая, что ни говори. Я вот тоже об этом размышлял долго (уйти-не уйти), и решил покаместо остаться...
y_d_dargye
Nov. 24th, 2011 08:09 am (UTC)
"живой Бог Иакова и Исаака, а не философов и учёных".

Практиков можно понять - они хотят переживать Истину, а не только рассуждать о ней.

С другой стороны, чтобы перепрыгнуть через бездну между самсарой и Нирваной, - надо хорошенько разбежаться, - изучать, обдумывать и созерцать. Исполнять Закон, чтобы удостоиться Благодати.

Где-то тут находится золотая середина.

Но со стороны, условно говоря практиков, замечу, что толку от востоковедов пока не много.А хотелось бы.

Понятно, что есть вопросы и темы, нуждающиеся в глубоком исследовании. Но жить надо сейчас, спасаться от самсары надо сейчас, вот мы и пользуемся черновыми переводами садхан, шастр и агам.

Потому что наука до них не понятно, когда дойдёт. Если дойдёт.

В.В.
edgar_leitan
Nov. 24th, 2011 08:25 am (UTC)
Я понимаю, здесь остаётся известное напряжение в отношении между двумя подходами. Похожее наблюдается в двоице: академическом богословии и просто -- христианской жизни. Но я бы не стал говорить о противостоянии. Какие-то научные постановки вопросов неинтересны практикам, а утверждения "практиков" (особенно неофитов) категоричны и неглубоки, не будучи (обычно...) серьёзно подтверждены полнотой традиции, крайне субъективны и односторонни. Однако почему-то эти практики беззастенчиво пользуются составленными востоковедами словарями и иным материалом...
То, что новоявленные "практики" в России не видят "толку" от академического востоковедения, говорит как о качестве академического востоковедения в России, так и о нежелании этих практиков докапываться до истины. Истина -- скорее очень сложна и многогранна, исполненная оговорок, нежели проста, как принято почему-то говорить. На Западе этого надуманного противостояния между "практиками" и "теоретиками" давно уже мало где осталось. Многие известные и замечательные буддологи -- сами буддисты, серьёзно рефлексирующие над взаимоотошениями практики и теории буддизма.
Что значит "спасаться от самсары"? Даже это, казалось бы, простое высказывание, нуждается в детализации и точном герменевтическом понимании. А от плохих переводов толку бывает ещё меньше, нежели от востоковедных текстологических дискуссий. Плохо понятая тема "пути" не поможет ни от какой сансары освободиться, но наполнить ум "практика" необоснованной гордыней, условно "подтверждаемой" сомнительным личным "опытом". Однако последний может тысячи раз водить его носителя за нос... Вся эта тематика странным образом мне напоминает давние баталии по поводу "физиков и лириков".
пандит или кусули - y_d_dargye - Nov. 24th, 2011 09:01 am (UTC) - Expand
Re: пандит или кусули - y_d_dargye - Nov. 24th, 2011 09:22 am (UTC) - Expand
Re: пандит или кусули - edgar_leitan - Nov. 26th, 2011 12:42 pm (UTC) - Expand
Re: пандит или кусули - edgar_leitan - Nov. 26th, 2011 12:26 pm (UTC) - Expand
Re: пандит или кусули - y_d_dargye - Nov. 26th, 2011 03:12 pm (UTC) - Expand
Haj Ado-Shem... - edgar_leitan - Nov. 24th, 2011 08:31 am (UTC) - Expand
( 91 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com