?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Активно действует художественно-философская секция нашей Касталийской Академии Изящных наук им. Шри Джатибхуты. Только что был создан и и в данном посте издаётся на суд знатоков индийской философии и её истории, а также всех любителей Древней Индии комментарий („Ньяябхашья“) на "Ньяясутру" (сутрa 3.2.57) в картинках, предназначенный для ознакомления с древнеиндийской логикой и теорией познания самых маленьких детишек-санскритишек и к ним приравненных студентов-индологов любого из университетов.


Контекст данного раздела "Ньяясутры" — дискуссия о количестве "умов" (если точнее, субстанциально-вещественно понимаемых "мышлений": manas). Данная сутра (философский афоризм) относится к т. н. "сутрам оппонента" и являет собою возражение идейного противника на тезис о единственности "манаса" у индивидуума.

Комментатор Ватсьяяна поясняет краткий афоризм "Глазонога"-Акшапады (легендарного автора основного текста Сутры: он же изображён на картинке в качестве главного действующего лица, "Учителя"), а Ваш покорнейший языком доступных картинок авторитетно излагает, как это было "на самом деле".

Картинка появилась как результат автоматического письма во время одного докторантского семинара-коллоквиума и была высочайше одобрена руководительницей семинара профессором Сутракарин её искренней, неподдельной радостью от созерцания деталек. Таким образом, это — своего рода содержательный конспект живой дискуссии участников семинара при обсуждении указанной философской проблематики.

NySū 3,2.57: na yugapad anekakriyopalabdheḥ ||

ayaṃ khalv adhyāpako ’dhīte vrajati kamaṇḍaluṃ dhārayati panthānaṃ paśyati śṛṇoty āraṇyajān śabdān bibhyad vyālaliṅgāni bubhutsate smarati ca gantavyaṃ sthānīyam iti/ kramasyāgrahaṇād yugapad etāḥ kriyā iti prāptaṃ manaso bahutvam iti//57//

[Сутра]: „Нет, (это не так), потому что несколько действий воспринимаются одновременно“.
[Бхашья]: „Следует иметь в виду, что вот этот Учитель рецитирует, бродит, держит камандалу (ритуальный сосуд с водой), видит дорогу, слышит звуки, доносящиеся из леса; пугаясь, он желает узнать признаки хищников и вспоминает: "Домой надо идти!"
Поскольку (здесь) невозможно ухватить этапы (разных актов познания), то эти (вышеперечисленные) действия одновременны, из чего был сделан вывод, что существует множество умов“.

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
mike67
Apr. 19th, 2012 04:51 am (UTC)
Прекрасно!
edgar_leitan
Apr. 19th, 2012 07:45 am (UTC)
:)
variation0
Apr. 19th, 2012 04:57 am (UTC)
ааааа)))) это прекрасно))))))
edgar_leitan
Apr. 19th, 2012 07:46 am (UTC)
Так Бхашья-то сама какова! Конфетка!
markandeia
Apr. 19th, 2012 06:22 am (UTC)
Прелесть какая! Мне особенно понравились vyālaliṅgāni со стрелочками на таковые, а также попугай, у которого из клюва вылетает āraṇyajaḥ śabdaḥ. Ну и сам Акшапада невыразимо хорош! :)
edgar_leitan
Apr. 19th, 2012 07:44 am (UTC)
Да, глаза на ногах являются гарантом, что он "патханам пашьяти".
mahadaridra
Apr. 19th, 2012 06:27 am (UTC)
Алатачакры не хватает, а так пресимпатично!
edgar_leitan
Apr. 19th, 2012 07:43 am (UTC)
Алатачакра была в с следующей сутре :)
dyrbulschir
Apr. 19th, 2012 07:30 am (UTC)
здорово:)
edgar_leitan
Apr. 19th, 2012 07:45 am (UTC)
Спасибо :)
triglochin
Apr. 19th, 2012 08:51 am (UTC)
очень интересно!

А это часть диалога, как вопрос и ответ или утверждение и комментарий?
edgar_leitan
Apr. 19th, 2012 05:36 pm (UTC)
Первая фраза -- философское утверждение, причём оппонента данной философской школы, а внизу -- классический комментарий: самого раннего комментатора Ватсьяяны, который изъясняет приведённое в "сутре положение.
sadanatha
Aug. 17th, 2012 08:10 pm (UTC)
Доказательство или опровержение?
Очень наглядная картинка, и еще более понятный комментарий, так что несмотря на свою полную неграмотность как детишки-санскритишки, осмелюсь не согласиться с тем, что она поясняет доказательство существования множества умов. Скорее наоборот. На картинке Учитель совершает одновременно несколько действий: его ноги идут, одна рука удерживает сосуд с водой в равновесии, другая машет трезубцем, глаза глядят, губы шепчут мантру, уши слышат вопли попугая, кишечник переваривает прасат, сердце бьется, легкие ритмично сокращаются, - повторяю, одновременно (!) - но ведь это не значит, что у него несколько тел. Тело одно, просто много органов-конечностей и прочих частей, способных "самостоятельно" двигаться и/или совершать определенные действия. Почему же у "манасического" тела не может быть таких же "независимых" органов, способных на одновременное мышление?
edgar_leitan
Aug. 20th, 2012 03:55 pm (UTC)
Re: Доказательство или опровержение?
Согласно индийской натурфилософии (ньяе и вайшешике), физический орган мышления (манас) один. Здесь -- шуточная иллюстрация к бхашье на сутру оппонента, утверждающего, что "манасов" гипотетически может быть несколько. Сам "сутракара" это опровергает.
"Манасического тела" в ньяе нет.
sadanatha
Aug. 25th, 2012 09:29 pm (UTC)
Re: Доказательство или опровержение?
Вы задели мое "больное" место :) Как физик по образованию всегда интересовалась тем, как разные философские школы видят мир. Не подскажите, есть ли что почитать на эту тему на русском (или на худой конец на английском) языке? Или вся информация по индийской натурфилософии представлена только на санскрите?
edgar_leitan
Sep. 12th, 2012 03:49 pm (UTC)
Re: Доказательство или опровержение?
По индийской натурфилософии: попробуйте достать книгу Wilhelm Halbfass, On Being and What There Is: Classical Vaisesika and the History of Indian Onthology. State University of New York Press 1992.
Ссылка имеется, например, ЗДЕСЬ.
sadanatha
Sep. 13th, 2012 02:16 am (UTC)
Re: Доказательство или опровержение?
Спасибо!
sadanatha
Sep. 13th, 2012 09:12 pm (UTC)
Re: Доказательство или опровержение?
Простите за возможно глупый вопрос (там просто все по-немецки) - продается книга в бумажном варианте, или скан?
edgar_leitan
Sep. 14th, 2012 04:07 pm (UTC)
Re: Доказательство или опровержение?
Конечно, это обычная книжка. Обложек два типа. Кажется, она ещё имеется в продаже: можно заказать в "Амазоне".
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com