?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кто и как пишет историю



Обычно говорят, что историю пишут победители. Думаю, что здесь требуется уточнить: участники событий пишут историю своих побед, структурируя этими победами свою культурную память. Мне это ещё раз стало ясно во время недавнего научного доклада у нас в инситуте, который делал научная сотрудница Бохумского университетам буддолог Dr. Carmen Meinert (Кармен Майнерт): "Китайский чань-буддизм в Тибете между 8 и 11 веками: ответвления, кружные и ложные пути религиозного трансфера" (Chinesischer Chan-Buddhismus im Tibet zwischen dem 8. Und 11. Jahrhundert: Ab-, Um- und Irrwege im Religionstransfer). Слушая доклад о Тибете и Китае, мне тут же на ум пришли другие параллели, из иных культурных пространств.


Интересующиеся историей тибетского буддизма знают о знаменитых (полулегендарных) дебатах в монастырском университете Самье (ок. 792-94 гг. от Р. Х.) между последователями ступенчатого (постепенного: тиб. rim gyis pa) пути к пробуждению (индиец Камалашила) и сторонниками мгновенного просветления или чань-буддизма (по-тибетски cig car ba), когда был (как бы) положен конец религиозному плюрализму в буддизме Тибета.

Интересно противоположное трактование исхода этого спора в тибетской и китайской историографии. В соответствии с тибетскими источниками, из диспута вышли победителями тибетские монахи, что означало отвержение чаньской концепции "мгновенного пробуждения" и, соответственно, изгнание чаньских монахов из Тибета и запрет соответствующих учений.

Согласно китайским источникам, победителями в Самье вышли китайцы, доказав истинность и спасительность пути мгновенного пробуждения. Не совсем понятно, как там дела обстояли на самом деле. Известно, что уже много позже дебатов в Самье в Тибете существовали известные учителя и даже целые учительные линии (естественно, в традиции Падмасамбхавы,но и не только), излагавшие доктрину мгновенного пробуждения. Многие них были тантриками и придерживались синкретических тантрическо-чаньских учений. Об этом известно ещё очень недостаточно, а специалистов, которые бы этой проблематикой серьёзно занимались, крайне мало. Как 2х2=4 всё объясняют тибетские доксографические памятники (в вышеизложенном ключе), но понятно, что эти сведения тенденциозны, являясь скорее своего рода идеологическим конструированием реальности, нежели её верным отображением. На самом деле всё обстояло гораздо сложнее.

Другим ярким примером конструирования и последующего теологизирования реальности является, упрощённо говоря, популярные "католическая" и "православная" версии раскола Церквей. Спросим любого православного, не обременённого избытком исторических и богословких знаний. Хотя, вероятно, что в точности так же объяснит и выпускник православной Духовной Академии, только деталей будет побольше. Конечно же, ответом зазвучит версия, гласящая, что "Рим в лице Папы откололся от православного мира", что положило начало дальнейшему погружению латынской Церкви в пучину ересей, и т. д. и т. п.

В старых кратких католических катехизисах, известных мне ещё по самиздату и распечатанных на ротапринте, естественно, рассказывается, что это гордец Михаил Керулларий (константинопольский Патриарх) не захотел подчиниться "старшему по чести" из глав Пентархии, римскому Папе, увлекши за собой в раскол восточную часть христианской ойкумены. На самом деле всё было, как это и водится, много сложнее. Некогда много лет назад на одном из семинаров по Ostkirchenkunde (Восточным церквям) я студентом изучал документы, свидетельствующие о том, что Communicatio in sacris ("общение во святыне"), то есть взаимное участие в таинствах, в Западной и Восточной церквах просуществовало аж до 18 века, когда и было окончательно с обеих сторон ликвидировано.

В послесоборном католичестве (после II Ватиканского собора) в последние десятилетия как-то не принято называть "Церковь-сестру" злой еретицей. Частично из дипломатических соображений, а частью из переосмысленных положений развившегося послесоборного богословия. В православном мире (особенно в РПЦ — думаю, что разных иерархий, а не только МП) дела обстоят по-иному. Демонстративно плюнуть в сторону Западной церкви сейчас так же модно и принято, как декларативно заявить о своём презрении вообще ко всему западному. Сути дела это не меняет: реальные исторические события, так же, как и перипетии history of theological ideas (истории богословкой мысли) много сложнее и неоднозначнее упрощённых идеологических конструктов.

Подобным же образом российское историческое сознание (культурная память), найдя благоприятную идеологическую почву, превратило II Мировую войну в "Великую отечественную" (а Мировой как бы и почти не было), а струсившего поначалу Сталина, едва войну не развязавшего (просто не успел: Алоизович успел первым, как и знаменитый Кристобаль Хозевич Хунта, любивший "всегда и во всём успевать первым"), сделало Великим Стратегом и Победителем. Интересно было бы задуматься над "виртуальной историей": что было бы, если бы не Hitler, a Сталин совершил акт "вероломного нападения"? И если бы большевики-таки войну в конце проиграли, а победившие союзники занялись бы с правым чувством дележом СССР. Здесь — сюжет для антиутопического романа или фантастического триллера.

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
threeeyedfish
May. 14th, 2012 02:17 am (UTC)
> Communicatio in sacris ("общение во святыне"), то есть взаимное участие в таинствах, в Западной и Восточной церквах просуществовало аж до 18 века, когда и было окончательно с обеих сторон ликвидировано.

Интересно, а когда именно и в связи с чем ликвидировано?
edgar_leitan
May. 14th, 2012 02:19 am (UTC)
С католической стороны были какие-то постановления Римской курии. Подробностей уже не помню.
(no subject) - threeeyedfish - May. 14th, 2012 02:23 am (UTC) - Expand
dyrbulschir
May. 14th, 2012 04:23 am (UTC)
Интересные аналогии, и точные.

Несколько вопросов: как вы в русле общения православных и католиков рассматриваете униатов? (грекокатоликов).

И о диспуте в Самье цитирую Вас "Об этом известно ещё очень недостаточно, а специалистов, которые бы этой проблематикой серьёзно занимались, крайне мало." -- Известно еще? Правильно ли я Вас понимаю, что видимо есть еще неизвестные западным специалистам непереведенные источники, которые могут показывать ситуацию иначе?

Большое спасибо.
edgar_leitan
May. 14th, 2012 09:30 pm (UTC)
Об источниках: имеется ещё огромное множество неисследованных, необработанных рукописей из Дуньхуана, проливающих на многие события новый свет. Постоянно вводятся в научный оборот новые памятники (в виде добротных критических изданий). Но на всё множество источников не хватает исследователей. Так, по крайней мере, утверждала высокоучёная докладчица.

Греко-католиков? С "духовной" точки зрения рассматриваю их совершенно нормально, без ахов. Люди должны в наше время, я считаю, свободно выбирать свою веру и, внутри конфессии, юрисдикцию. Остальное -- дело богословских дискуссий. Но понятно, что в деле униатов главное отнюдь не вопросы вероучения, а маммон :) Имущество, приходы, храмы... Вот и весь корень споров. "Базис", так сказать. А богословие -- "надстройка". Говорю как богослов :)))
(no subject) - dyrbulschir - May. 15th, 2012 08:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 15th, 2012 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 15th, 2012 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dyrbulschir - May. 16th, 2012 02:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 16th, 2012 07:25 am (UTC) - Expand
sergi
May. 14th, 2012 05:26 am (UTC)
По поводу диспута в Самье, проблематики трактовки обоими сторонами, и развитии школ на основе концепции о Татхагатагарбхи, информация достаточно известна, даже у русской части "пользователей". Не нужно для этого быть буддологом или историком. Достаточно даже популярных книг Торчинова и Островской. С другой стороны не все добираются и до них. Но это как и везде.
Не думаю что зашоренность среднего европейского обывателя отличается от зашоренности обывателя русского или украинского, буддиста или православного и пр.
edgar_leitan
May. 14th, 2012 09:05 pm (UTC)
То, что Вы называете "всем известными" фактами, это добросовестный и некритичный пересказ доксографических источников -- китайских и тибетских. Я писал об этом выше. Популярные книги вроде книжек Торчинова или Островской (какова бы ни была их роль культуртрегера) не могут углубляться в детали и всю проблематику. Да я и не уверен, что Торчинов этими нюансами интересовался. Детали действительно известны всего нескольким историкам-источниковедам, кто занимается этим годами, как например д-р К. Майнерт. И детали иногда меняют всю концепцию. Там очень много неясного.
eexistt
May. 14th, 2012 06:19 am (UTC)
Мне кажется что учения православной и католической церкви разные.
Это в основном с подачи Осипова, он достаточно убедительно обличает католических святых. Ну я и сам сравнивал молитвы католические и православные. Католические (не помню чьи) показались мне горделивыми.
Было бы интересно услышать обличительную критику католиков на православных.

п.с. Хотя на службе мне у католиков нравится.
edgar_leitan
May. 14th, 2012 09:23 pm (UTC)
Проф. Осипов -- идеолог. Увы. Он видит и другим показывает только то, что диктует его специфическая концепция. Он представитель (довольно типичный) идеологического монизма. Должно быть так и никак иначе! То есть, естественно -- "как у нас", а не "как у них".

В осознании своей особенности, святости и "единственной правильности" гордыни гораздо больше, -- я так полагаю.
(no subject) - eexistt - May. 15th, 2012 05:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 15th, 2012 08:55 pm (UTC) - Expand
freez
May. 14th, 2012 06:52 am (UTC)
У меня с одним тибетцем состоялся короткий разговор об этом знаменитом споре между Хэшан Махаяна и Камалашилой. Он сказал: "Наши побили ваших". Я ответил: "А пусть". На самом же деле победила дружба. Ведь как хорошо, что у нас имеется тибетский буддизм - ни на что не похожий, совершенно отдельное явление в истории религий. Сам я с большим уважением отношусь к ваджраяне, особенно к линии Чоклинг Терсар. Вообще, мы ведь одним миром мазаны, так сказать, о чём вообще спорить? ))
edgar_leitan
May. 14th, 2012 09:09 pm (UTC)
о чём вообще спорить?
Тем не менее философские диспуты -- характернейшее явление буддизма, как и (других) индийских религиозных и/или философских традиций. Это мы из нашего мирного далека можем прекраснодушно говорить, что "победила дружба". Участники тех диспутов так наверняка не считали. Там всё было предельно серьёзно и яростно. Речь шла также и о политической власти и влиянии.
Re: о чём вообще спорить? - freez - May. 15th, 2012 05:23 am (UTC) - Expand
Re: о чём вообще спорить? - freez - May. 15th, 2012 07:19 pm (UTC) - Expand
petrark
May. 14th, 2012 08:57 am (UTC)
Кристобаль Хозевич Хунта - это кто?
edgar_leitan
May. 14th, 2012 09:14 pm (UTC)
Это такой замечательный персонаж братьев Стругацких, из повести "Понедельник начинается в субботу": бывший Великий инквизитор, заведующий отделом Смысла жизни в Научно-исследовательском институте Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО). Любил проводить неудобопонятные опыты на себе и своих подчинённых :)
nikaan
May. 14th, 2012 11:40 am (UTC)
я читал про разделение католиков и православных у Шмемана, и там это показано как сначала довольно нелепая ссора по поводу обрядов, а окончательное разделение после захвата крестоносцами Константинополя, если мне память не изменяет...
edgar_leitan
May. 14th, 2012 09:10 pm (UTC)
"Окончательных разделений" было несколько: периодическое потепление и похолодание отношений. Но "общение во святыне", хотя и несколько ограниченно, сохранялось ещё очень долго, вплоть до Нового времени.
(no subject) - nikaan - May. 14th, 2012 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 14th, 2012 09:17 pm (UTC) - Expand
tbip
May. 14th, 2012 02:15 pm (UTC)
по поводу Тибета - выбор в пользу индийской традиции буддизма привёл к сохранение всего многообразия буддийского учения, включая философскую, тантрическую и упомянутую 'мгновенную' традиции.
edgar_leitan
May. 14th, 2012 09:18 pm (UTC)
Вероятно, так и было. Но это не исключало многообразных трений, диспутов и борьбы за власть внутри уже самих тибетских традиций буддизма.
(no subject) - freez - May. 15th, 2012 05:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 15th, 2012 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tbip - May. 15th, 2012 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 15th, 2012 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tbip - May. 16th, 2012 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 16th, 2012 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tbip - May. 17th, 2012 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 17th, 2012 10:22 pm (UTC) - Expand
( 37 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com