?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Сегодня наш институт посетил глава монгольских буддистов Хамба Лама Габжу Чойжамц Демберел, настоятель монастыря Гандантэгчинлин, что в Улан Баторе. С первого взгляда это высокий буддийский "прелат" поражал воображение: грузный дядька, с огромными руками и хищно загнутыми носками кожаных сапог. Богатырского вида монгол, он наиболее органично смотрелся бы, когда б гордо восседал на саврасом жеребце, размахивая кривым изострённым мечом, с парой отсечённых русых голов непокорных рязанских или владимирских витязей, притороченных к седлу дикого скакуна.


Звуки монгольского языка, мне до той поры вовсе незнакомого, звучали таинственно-волнительно, подобно шуршанию марсианской речи, как бы повелевая приступить незамедлительно к изучению этого престранного явления дикой степной природы. Более всего речь эта напоминала торопливый шёпот сквозь гневно стиснутые зубы, хотя сам старец поражал кротким и даже слегка весёлым видом, что резко контрастировалo с фантастикою навеваемого его физической мощью древнего устрашающего образа хана Чингиза или, на худой конец, внука его, грозного завоевателя Батыя.

Уж очень потянуло меня попытаться понять, как этакое сухое трение глиняных катышков о тростник , — с пришипами, зацоками и подчоками, едва ли не лишённое промежуточных гласных — возможет непостижно нести высокие значения слов пробуждённого Учителя-Санжея, поразительно умиротворивших некогда целый воинственный народ, потомков кровавого Потрясателя Вселенной хана Чагониза, пронёсших во времена оны ужас, смерть и запустение до самого Последнего моря!

Слушая рассказ этого иерарха об истории буддизма в Монголии, мне особенно запомнилось свидетельство из новейших времён: повествование о том, как, начиная с 1921 года, монгольские коммунисты, не без помощи русских товарищей, последовательно вырезали всё образованную элиту буддийского (гелугпинского) монашества, начисто прервав монашеские традиции передачи знаний. Сами монастыри-дацаны эти кровавые "товарищи" не просто разрушали. Нет, они их буквально сравнивали с землёй, не оставляя даже следа руин на поверхности.

Избежали жестокой, мучительной гибели лишь самые простые, необразованные монахи, отделавшись необходимостью снять с себя обеты и отправиться в изгнание, работая в каких-то там своих колхозах. Всё же образованное духовное сословие было изведено с корнем. Кажется, в 1937 году Монгольская нар. республика была официально провозглашена антирелигиозной, наподобие атеистической Албании. Религия находилась под полнейшим запретом.

Даже и сейчас, — посетовал Лама, — монгольский народ находится под чрезвычайно сильным влиянием коммунистической пропаганды, продолжающей свою деструктивную работу через фильмы коммунистической поры или почитаемых актёров тех времён. Мне это напомнило ностальгическое чувство, с которым до сих пор смотрятся иные из советских фильмов. Именно так! Коммунистический образ мыслей продолжает воспроизводиться дальше, в молодом поколении — продолжал жаловаться Лама. А мне и это показалось чрезвычайно знакомым, до щемящего, тоскливого ощущения безнадёжности. Видимо, сладкая отрава коммунизма одинакова для всех народов, поражённых этим гибридом раковых метастазов со СПИД-ом, будь то монголы или русские — всё едино.

Другая часть тренодии гелугпинского "архимандрита" поразительно напоминала сетования нынешних московских православных: что-де до сих пор в Монголии облагается налогами монастырское имущество. Иное печалование было на "засилие иностранных сект", особенно американских, использующих бедственное положение простого народа и привлекающего прозелитов гуманитарными подачками, отвлекая его от "канонической (жёлтой) веры". Правда, "секта римских католиков и русских ортодоксальных христиан" удостоились похвалы, так как являются "почтенными традиционными религиями". Иное дело — американские религиозные движения. Зилоты из них ходят по домам людей, собирая (выманивая или покупая) священные предметы буддизма (книги, статуи), с целью их уничтожения.

Монахи там до сих пор должны служить в армии. Основная трудность состоит в интегрировании буддийских учений в повседневность посткоммунистических мирян. На вопрос: "Почему именно буддизм?", его высокопреосвященство дал ответ, что "буддизм — это сама воплощённая демократия, и что свобода, особенно свобода передвижения, издревле лежит в природе, в крови свободолюбивых и гордых монгольских кочевников".

До начала 1920-х гг. в Монголии было более 1000 храмов, сейчас же восстановлено лишь около 140. Три наиболее крупных образовательных центра созданы наподобие гелугпинских тибетских факультетов Лоселинг, Гоманг-дацан и Сэра-че. Также какая-то часть монгольских монахов получает образование в Южной Индии, в трёх традиционных монастырских тибетских университетах (т. н. "Дэнса-сум").

Под конец доклада аудиторию постепенно стали заполонять какие-то монголы и монголки с малыми детьми, у которых беспрерывно звонили мобильные телефоны. А снаружи, из университетского кампуса, раздавались надсадные вопли, кричалки и гулкий барабанный бой очередного красного шабаша насогласных студентов-протестантов, вселяя смутное ощущение неизбывной трeвоги и глухого раздражения. После окончания лекции зал уже целиком состоял из монголов, пришедших взглянуть на своего духовного Отца и пообщаться на междусобойчике. Пришёл и полномочный посол Монголии в Австрии, которого приветствовали наши институтские профессора и передали ему в дар несколько книг по монголистике, изданных в Австрийской Академии наук.

UPD: Некая американская студентка спросила Хамба Ламу что-то про ситуацию в "современном Тибете". Ответ Ламы неожиданно был более чем политкорректным, и раза три через своего английского переводчика он его повторил, говоря, что "В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ..." Мы с этой девушкой как-то самопроизвольно весело переглянулись.

















Профессор Матес предаёт в дар монгольскому послу книги по монголистике, изданные в Вене.

Comments

( 59 comments — Leave a comment )
sadovnica
May. 26th, 2012 04:31 am (UTC)
Познавательно.
edgar_leitan
May. 26th, 2012 04:40 am (UTC)
Ага :)
arhyart
May. 26th, 2012 06:06 am (UTC)
Ага, коммунистические метастазы... Религозное мировозрение - панацея! :) Буддисты разных толков воюют между собой, христиане между собой и с буддистами, и к этому ещё прибавляются мусульмане, для которых все перечисленные - тоже неразумные враги!
edgar_leitan
May. 26th, 2012 05:35 pm (UTC)
Буддисты уже давно между собой по-настоящему не воюют. Когда-то была конкуренция -- это да. У христиан или мусульман ( у религий Книги) эти процессы протекают в гораздо более тяжкой форме.

Если серьёзно, я не считаю религиозное мировоззрение само по себе ни панацеей, ни просто хорошей пилюлей. Всё зависит от баланса компонентов. Но коммунистическая идеология -- это и вправду беда, лихо лихое. Угробила она людей поболе религиозников всех времён и народов.
(no subject) - arhyart - May. 26th, 2012 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 27th, 2012 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arhyart - May. 27th, 2012 09:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 29th, 2012 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - arhyart - May. 29th, 2012 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 29th, 2012 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 29th, 2012 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - arhyart - May. 29th, 2012 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 29th, 2012 01:29 pm (UTC) - Expand
markandeia
May. 26th, 2012 07:19 am (UTC)
> Иное печалование было на "засилие иностранных сект", особенно американских,
> <...> Правда, "секта римских католиков и русских ортодоксальных христиан"
> удостоились похвалы, так как являются "почтенными традиционными религиями".

До чего знакомое "печалование" - прямо-таки оторопь берет! :)
edgar_leitan
May. 26th, 2012 05:36 pm (UTC)
Я это сразу же отметил :)
tesuk17
May. 26th, 2012 07:31 am (UTC)
"Зилоты из них ходят по домам людей, собирая (выманивая или покупая) священные предметы буддизма (книги, статуи), с целью их уничтожения."

Это кто, адвентиствующие что ли?
prizraksladkoin
May. 26th, 2012 07:56 am (UTC)
Больше других в Монголии проявляют себя мормоны. Их там очень много, и они ведут очень активную пропаганду. Идёшь по улицам Улан-Батора - видишь мормонских мальчиков (американцев), всегда в костюмах и белых рубашках, с рюкзачками за спиной. Действительно, часто монголам предлагают материальную помощь "в обмен" на обращение в приобщение к церкви Святых последних дней. Однако монголы - народ непростой: помощь принять не откажутся, но на эту веру им может быть в душе глубоко плевать. Мне рассказывали истории про монголов, которые решали временно присоединиться к мормонам, чтобы поправить дела в семье, например.

А вообще на Восток про Транссибирской магистрали устремляется постоянный поток христианских миссионеров разных мастей, и высаживаются они на всех серьёзных станциях, начиная с Иркутска и Улан-Удэ...
(no subject) - tesuk17 - May. 26th, 2012 08:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - prizraksladkoin - May. 26th, 2012 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - tesuk17 - May. 26th, 2012 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 26th, 2012 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 27th, 2012 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tesuk17 - May. 27th, 2012 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 26th, 2012 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 26th, 2012 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tesuk17 - May. 27th, 2012 08:37 pm (UTC) - Expand
segop
May. 26th, 2012 08:31 am (UTC)
из одной макитры, одного замесу...
Ликом своим сей "протоархимандрит" чем-то неуловимо походит на иного (СТСЛ) "священноархимандрита". Из тех, кто, в отличие О.И.Бендера не "обходится без ладана и стральных колокольчиков".
edgar_leitan
May. 27th, 2012 08:31 pm (UTC)
Re: из одной макитры, одного замесу...
Ва! Аббревиатуру не понял :( У жёлтой веры уж точно без астральных колокольцев никуда! :)
piotr_sakharov
May. 26th, 2012 11:29 am (UTC)
Спасибо за очень красивый рассказ. Но, насколько я помню, Монголию всё-таки не постигала участь "государства победившего атеизма", наподобие Албании. Однако определенно именно так обстояло дело в Туве, когда она какое-то время была самостоятельным государством.
edgar_leitan
May. 27th, 2012 08:32 pm (UTC)
Я так понял, что постигла. Разве нет? По-моему, их религиозную традицию там выбрили весьма основательно.
(no subject) - piotr_sakharov - May. 28th, 2012 12:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 29th, 2012 09:11 am (UTC) - Expand
symon_salavejka
May. 27th, 2012 11:25 am (UTC)
А что, и даже у вас в Вене были "протестующие" против сих почтеннейших господ?
edgar_leitan
May. 27th, 2012 08:29 pm (UTC)
Я не думаю. Там была какая-то обычная в последнее время студенческая демонстрация, уж не знаю против чего.
(no subject) - symon_salavejka - May. 27th, 2012 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 27th, 2012 08:39 pm (UTC) - Expand
p_tzareff
May. 28th, 2012 04:09 pm (UTC)
вот только "печалование" - это не выражение печали, а ходатайство, заступничество.
edgar_leitan
May. 29th, 2012 09:09 am (UTC)
Прошу прощения: "Печалиться, печаловаться, печаловать -- скорбеть, горевать; жалеть, тужить, огорчаться, грустить, сохнуть, плакать, болеть, скучать // заботиться усердно, ревностно заступаться, покровительствовать, печься, брать на своё попечение. // плакаться, жаловаться кому" [далее идут примеры -- Э. Л.] (см. Даль, ТСЖВЯ, том III, стр. 107а).
Вы почему-то решили сузить множество значений, сведя его всего к одному. Полагаю, что Даль -- достаточный авторитет?
(no subject) - p_tzareff - May. 29th, 2012 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 29th, 2012 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - p_tzareff - May. 29th, 2012 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 29th, 2012 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arhyart - May. 29th, 2012 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 29th, 2012 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - p_tzareff - May. 30th, 2012 10:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 31st, 2012 08:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - p_tzareff - Jun. 1st, 2012 10:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 31st, 2012 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - p_tzareff - Jun. 1st, 2012 09:57 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
edgar_leitan
Jun. 5th, 2012 07:11 am (UTC)
bod skad
Уважаемая коллега!
Словари в данном случае мало чем помогают, к сожалению.
Кроме "вайшнав" (в этом Вы правы), здесь б.-м. уверенно можно говорить разве что о "gtsang sbra can": правда, словарь Неги даёт написание "...spra..." -- это śrotriya, то есть учёный брахман-ритуалист.
'tshe ba pa (у Неги -- 'tshe ba po): на санскрите будет нечто вроде hiṃsaka. Коллеги в институте согласились, что это ПОХОЖЕ на материалистов (чарваков), но без 100% гарантии.
Насчёт всех остальных -- не совсем понятно (или совсем непонятно, -- как хотите!).
'dzin pa med pa (у Вас, вероятно, описка -- там в начале пишется "а-чунг") -- должен быть некто как бы *agrāhin, niravagraha, agraha, т. е. "не привязанный". Может быть, имеются в виду индийские санньясины? Но это только моя фантазия. Никто из коллег ТОЧНО не знал.
Такая же фантазия касается и термина lo ma can, Skt. *parṇin, "обладатель листьев". Обычное значение -- т. н. кеннинг для "дерева". Я предполагаю, что это обозначение каких-то аскетов, носящих лиственные повязки. Я ещё спрошу человек двух-трёх у нас (которых не успел опросить), но без уверенности, что всё окончательно прояснится.
(Deleted comment)
Re: bod skad - edgar_leitan - Jun. 7th, 2012 09:04 pm (UTC) - Expand
( 59 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com