?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Некоторое время назад один из моих читателей заметил по поводу фотографии некоего молодого католического монаха: дескать, не знает толком, "душевное или духовное" у того выражение физиономии. "Скорее душевное, нежели духовное", — добавил чуть погодя. Я сначала даже несколько растерялся, но быстро вспомнил, что так принято выражаться у размножившихся в последние два десятилетия доморощенных знатоков "святоoтеческих писаний", классифицируя "морды лица" сограждан.


На это я спонтанно съёрничал, сказав, что улыбающееся лицо католического семинариста или монаха по определению (то есть с идейно выверенной "православной" точки зрения) не может быть "духовным", но лишь только "душевным" — и то в самом лучшем случае. В качестве же признаков "духовности" назвал предположительно следующие: всякое отсутствие тени улыбки, бескровные тонкие губы, пронизывающий рентгеновский взгляд прозорливца, нахмуренные брови, спутанные космы и седовласая брада...

Собеседник иронии не понял и шутки не принял, пылко возразив, что "над такими священными вещами ни в коем случае нельзя смеяться". А я задумался, в чём тут дело: в простом отсутствии чувства юмора и самоиронии, так свойственной многим убеждённым религиозным людям ("боголюбцам" — в терминологии 17 века), в неумении выйти за рамки предписанных (конкретной религиозной) культурой категорий/идеологем, взглянув на них со стороны, в непонимании того факта, что эти категории зависят от лежащей в их основе антропологии?..

Каждая из этих вещей требует отдельного обобщения, основанного на множестве отдельных наблюдений. Заняться этим подробно нет возможности, могу лишь высказать отдельные предположения, Памятуя, что "в каждой шутке есть доля шутки".

В основе замечания упомянутого читателя — до сих пор свойственная русской культуре философски неотрефлексированная мифологичность. Отсюда старательная внешняя стилизация многих её носителей под архаичные ("архетипические", "сакральные") образцы. Владимир Соловьёв, так желавший походить на ветхозаветного пророка, просто немыслим без длиннющей спутанной бороды и кустистых бровей (даже ещё далеко не в пожилом возрасте).

Владимира Соловьёва совершенно невозможно себе представить благообразно бритым, в ладно скроенном профессорском сюртуке, перед тем в течение многих лет смиренно и старательно учащимся у своих академических учителей искусству мышления. Наоборот, это юный гений уже полагал себя вправе поучать скучных академиков, мня неинтересным посещение их лекций, ожесточённо готовясь лишь к кандидатскому диспуту в своей одинокой келье. А. Ф. Лосев симптоматично замечает в своём очерке о Соловьёве, что эти профессора "ничему не могли его научить". А вдруг — могли, да сам гений самонадеянно эту возможность проморгал?

Из той же области (философской неотрефлексированности мифологии и связанной с нею эстетики: старательной самостилизации) — теогностические рассуждения Флоренского о магичности имени и связи его с судьбой: рассуждения, кстати, с церковно-ортодоксальной точки зрения сомнительные. Поскольку сомнительна в контексте богословских рассуждений сама Судьба.

Большинство фигур русского Серебряного века, как и предваряющие их хронологически двумя с половиной столетиями ревнители-"боголюбцы" проникнуты духом безграничной серьёзности и значения своей миссии. Эстетическим следствием всепронизывающей сакральности [эти сакральные константы в случае церковных ревнителей — "Община", а для деятелей Серебряного века — "Культура"] становится безмерная серьёзность: прежде всего в отношении самих себя. Одним из этических последствий укореняется нетерпимость в отношении идейно чуждого, так и несерьёзного.

Нынешняя "возрождённая" церковная культура, являющаяся по преимуществу именно культурой, то есть попыткой возделывания искусственно реанимированных стереотипов общественного поведения, свойственных эпохе Fin de siècle (сама "евангельская вера" в этих культурных джунглях значения не имеет, поскольку абсолютно маргинальна), возродила, кроме прочего, на сомнительном материале homo sovieticus-a жёсткую иерархичность прежней сакральности, вместе со свойственной ей этической нетерпимостью и монистичностью ценностных установок.

Отсюда глубокое непонимание со стороны называющих себя православными парадоксальной сакральности (и в этом — глубокой традиционности) деяний Pussy Riot, эту реанимированную музейную (мёртвую) сакральность нарушившими. Отсюда же всё раздражение и ненависть, изливаемые в сторону дерзнувших. Сверхсерьёзные, злые ревнители просто не понимают, что действия пуссек великолепно укладываются в то же самое византийское православие: как юродство (которое, кстати — "Христа ради"), которым русская церковная традиция так богата.

Однако одно дело благочестиво чтить Василия Блаженного или каких-нибудь современных церковных кликуш. Совсем другое — допустить, что юродство может случиться здесь и теперь, и что дышащий где хочет Дух может выбрать своим орудием кого угодно (даже феминисток в нелепых масках), а сама акция едва ли может быть воспринята иначе, нежели скандал. По определению этого самого юродства.

В самом дуализме душевного-духовного, как и в категории вынесенного здесь за скобки "плотского" лежит совершенно конкретная антропологическая модель трёхчастного человека (плоть:душа:дух), позаимствованная в стародавние времена ещё у эллинов. Вспомним Флоровского, писавшего, кажется, что "христианин обязан (или: не может не быть) быть эллинистом". Тезис, в основе которой тонкая подмена библейской веры — культурой. Причём вполне определённой, исторически законсервированной в православных церковных общинах.

В свете вышесказанного нетрудно догадаться, что из того же источника — приход многих деятелей культуры 1970-х в православие: некто иронически назвал это поколение "православными булгаковского призыва", парадоксальным образом пришедшими к вере через "Мастера и Маргариту". Демонстративный, реактивный отказ от культуры некоторых из этих неофитов во имя своеборазно понятого христианства (пример актрисы Екатерины Васильевой) лишь доказывает замкнутость сословия интеллигенции на культурных же стереотипах.

Юродство, как крайнее выражение свободы в насквозь несвободном обществе, является акультурной (в терминах кодексов — хулиганской) реакцией Духа на мёртвую музейность культурно мумифицированных экспонатов того, что ещё совсем недавно было единственным островком свободы. Однако такая реакция вольного Духа не даёт ни малейшего шанса на эстетическую её стилизацию под смертельно серьёзную "духовность".

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
koval_andrei
Jun. 29th, 2012 07:28 pm (UTC)
Всё верно говорите.
Пророк на пророке сидит и пророком погоняет.
И действительно с ужасающей серьёзностью.
(И это при том, что у Соловьёва напр. был значительный дар стихотворной перодии).
Розанов вот не был пророком. Ну да его и в философах мало кто числит. Так, борзописец.... Ну и то верно. Куда ему, без седой-то брады и кустистых бровей?
Жрец. За этим встаёт архетип волхва. "Вдохновенный кудесник".
Вот что народу трэба.
edgar_leitan
Jun. 29th, 2012 07:34 pm (UTC)
Любопытно, что А. М. Пятигорский причислял Розанова к людям с потрясающей философской интуицией. Но Розанов не стал философом, так как "надо было на жизнь зарабатывать", то есть остался борзописцем ("литератором"). И серьёзные его, "идейные" современники нипочём не понимали Василия Васильевича: как можно быть одновременно юдофилом и юдофобом, церковным человеком и критиком Церкви...
(no subject) - koval_andrei - Jun. 29th, 2012 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 29th, 2012 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koval_andrei - Jun. 29th, 2012 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 29th, 2012 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koval_andrei - Jun. 29th, 2012 08:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 29th, 2012 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koval_andrei - Jun. 29th, 2012 09:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 30th, 2012 07:39 pm (UTC) - Expand
tesuk17
Jun. 29th, 2012 07:47 pm (UTC)
Спасибо за текст!
edgar_leitan
Jun. 29th, 2012 08:30 pm (UTC)
Бердяев на этой картинке как раз больше почтенный "профессор", нежели пророк-экстатик :)
Чем-то мне Юрия Рериха напомнил.
(no subject) - tesuk17 - Jun. 29th, 2012 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 29th, 2012 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tesuk17 - Jun. 29th, 2012 08:52 pm (UTC) - Expand
духовность, она такая - tesuk17 - Jun. 29th, 2012 09:53 pm (UTC) - Expand
Re: духовность, она такая - tesuk17 - Jun. 30th, 2012 01:03 pm (UTC) - Expand
piotr_sakharov
Jun. 29th, 2012 08:32 pm (UTC)
В качестве же признаков "духовности" назвал предположительно следующие: всякое отсутствие тени улыбки, бескровные тонкие губы, пронизывающий рентгеновский взгляд прозорливца, нахмуренные брови, спутанные космы и седовласая брада...

Так то ж великий гуру Рерих. Вернее, все Рерихи. (С единственной поправкою, что спутанных косм у них не было).
piotr_sakharov
Jun. 29th, 2012 08:36 pm (UTC)
уточненьице
Правда, главный гуру в семье - Лада-другиня (Елена Ивановна) из этого ряда выпадает. И не только потому, что бороды у нее не было, но и вообще похитрее была.
Re: уточненьице - edgar_leitan - Jun. 29th, 2012 08:39 pm (UTC) - Expand
Re: уточненьице - piotr_sakharov - Jun. 29th, 2012 08:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 29th, 2012 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Jun. 29th, 2012 08:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 29th, 2012 08:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_kor - Jun. 30th, 2012 02:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 30th, 2012 07:16 pm (UTC) - Expand
yulia_koshynsky
Jun. 29th, 2012 08:33 pm (UTC)
согласна
edgar_leitan
Jun. 29th, 2012 08:37 pm (UTC)
:)
mar_amirchanyan
Jun. 29th, 2012 10:07 pm (UTC)
Я тут тихонечко постою, послушаю Вас и Ваших друзей со смирением)

Спасибо за текст)
edgar_leitan
Jun. 30th, 2012 07:33 pm (UTC)
շնորհակալ եմ
banshur69
Jun. 29th, 2012 11:10 pm (UTC)
о юморе у соловьева есть главка в его лосевской биографии. так что не все так серьезно. и вообще - какая связь между наличием юмора и ношением бороды? хасиды юморят вовсю.
edgar_leitan
Jun. 30th, 2012 07:28 pm (UTC)
Хасиды юморят в обыденной жизни, но только не в религии. За шуточки в религии могут и побить...

Борода молодого человека старит, придавая несвойственную возрасту важность и делая из любого сопляка пророка или младостарца. Сам я длиннобрадоносил в свои 20 совсем с небольшим лет и знаю, что там в голове при этом делается :)
klausnick
Jun. 30th, 2012 09:25 am (UTC)
охранители (настоящие советские люди, хотя и правосла
Очень точно сказано.
edgar_leitan
Jun. 30th, 2012 07:34 pm (UTC)
Re: охранители (настоящие советские люди, хотя и правос
Диагноз сомнений не вызывает.
symon_salavejka
Jun. 30th, 2012 09:35 am (UTC)
А в чём проблема с Васильевой? Она только паузу сделала на время своего воцерковления... А как пару лет прошло - так снова снимается...

А с хмуростью духовной - это да... Я тоже сразу Николая Константиныча вспомнил с его хмурым взглядом... Такого уровня духовидности ни ЮКР ни СКР не достигли.
edgar_leitan
Jun. 30th, 2012 07:20 pm (UTC)
Я не знаю, что там сделалось с Е. Васильевой потом. Но сама её история показательна.
poluyan
Jun. 30th, 2012 02:26 pm (UTC)
Наверное, Соловьева нельзя отнести к Серебряному веку. Он его подготовил, но он из 19 века сам - явно.
edgar_leitan
Jun. 30th, 2012 07:19 pm (UTC)
Ну, он из ранних. Предтеча, так сказать...
Я здесь о Серебряном веке не в узколитературном смысле, а, скорее, в смысле стилистики эпохи.
livejournal
Jul. 5th, 2012 11:51 am (UTC)
No title
Пользователь arhyart сослался на вашу запись в «No title» в контексте: [...] наладить межконфессиональный диалог, то вам сюда: http://edgar-leitan.livejournal.com/187920.html [...]
(Deleted comment)
edgar_leitan
Aug. 20th, 2012 04:21 pm (UTC)
Простите, у меня за вечным цейтнотом до сих пор руки не дошли до этого интервью. Но постараюсь на досуге просмотреть и высказать своё мнение.
( 42 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com