?

Log in

Previous Entry | Next Entry



Путешествуя вчера с моими австрийскими друзьями и родителями по т. н. "Винной области" (Weinviertel) Нижней Австрии, мы набрели в местечке Соколиная Скала (Falkenstein), что не так далеко, — км 15, — от древнего моравского городка Микулова, на своеобразные продуктовые ларьки, где выставлен набор продуктов питания из местных крестьянских хозяйств: яблоки, виноград, сливы, различные сорта мёда, тыквы, кабачки, соки, сидр и всякая другая вкуснющая натуральная снедь. "Natur pur", — как говорится в наших альпийских краях.


Иначе говоря, модные теперь у городских ценителей давно канувшей в пучину забвения естественной жизни так называемые "биопродукты" — ничем ядовитым специально не политые и не облучённые, и даже подкормленные исключительно "вторпродуктом" домашней скотины, а никакой не селитрой или суперфосфатом. Как бы намёк на то, как могло быть в раю до того, как прародители покушали запрещённое.

Поблизости, за условной ныне границей расположенная Чехия напоминает, что ещё менее столетия назад ТАМ тоже была Австрия, и никаких — даже условных — границ не было, а местные национальные культуры плавно сменяли одна другую, без резких перепадов: германская, славянские, венгерская...

Для человека из российских беспредельных пределов эта картинка свободно лежащего продуктового изыска необычна тем, что никаких продавцов за стойкой нет. Продукты лежат себе без надзора и никем не охраняются. Тут же стоит ящичек с кассой, куда покупатели могут в щёлку засунуть весьма скромную денежку за тe из выставленных приглянувшихся даров природы, что они выбрали. Я сам за многие годы жизни в "бездуховном и гнилом Западном обществе" к подобным буколическим пейзажам как-то привык и уже давно этой деревенской доверчивости и открытости австрийских пейзан не дивлюсь, а вот родители мои только головами покачали: "Сюда бы наших соотечественников, вмиг бы всё умелИ..."

Однако заезжие умельцы из бывшего нерушимого Союза тут пока ещё крайне редки (хотя недалеко расположенный лес, говорят, не так давно купил, увы, "какой-то русский олигарх", сразу же перекрыв к нему доступ местного люда высоким забором), так же, как и недоброжелательные пришлецы-переселенцы из иных, южных земель, где почитают одного древнего истового пророка веры Аллашьей. Здесь всё ещё звучит чистая диалектная нижнеавстрийская немецкая речь в самых разных говорных модуляциях, захожан и заезжан приветливо встречают винные погреба и странноприимные бауэры.

И всем хорошо! Для жителей этого чрезвычайно своеобычного в отношении традиционной и древней виннодельческой культуры края их доброжелательность естественным образом оборачивается очевидным профитом. Ну как не поощрить австрийского "отечественного производителя" после того, как семейство виноделов во главе с милым и подвижным 84-летним старцем (семье которого принадлежит 4,6 гектаров местных виноградников аж с 1703 года — ровесники Питера!) долго сидит с тобой за столом, предварительно показав свои расположенные в погребе винные сокровища, подливая для дегустации всё новые и новые вина — каждое последующее лучше предыдущего!

Здесь всё ещё очень сильны католические традиции и семейные узы, что явно не может быть по нраву масонским европейским политикам, стратегическая цель которых — создание телевизионно и газетно управляемого, без каких-либо корней и связи с землёй и этносом, без излишних религиозных "пережитков" человека "нового типа", наподобие тех, кого Чингиз Айтматов назвал манкуртами.

Некоторых из лично хорошо знакомых мне сильно покрасневших (полевевших) пан-европейцев этот традиционализм австрийской глубинки ("католичество-демократия-народность" и традиционная крестьянская культура) отталкивает, других, понимающих толк в истории, всё ещё по привычке любящих старую Европу и умеющих самостоятельно размышлять, утешает и вселяет пусть слабую, но надежду. Как бы то ни было, такого рода малоизвестные обычным туристам архаичные уголки нынешней Австрийской республики могут поведать немало секретов средневекового европейского бытья, а также особенностей нынешней жизни тем, у кого имеется искушённый и многознающий проводник, живая любознательность и желание постигать новое. Пусть это новое — всего лишь хорошо забытое старое.



Типичная для Weinviertel-я улица, сплошь состоящая из винных погребов. Здесь не "проживают", но "живут" люди, а также обитает Бахус со своей бесчисленной дружиной винных бутылок.



То, что "истина в вине", здесь знают даже князья Церкви, как этот готовый пуститься впляс епископ, верный последователь безудержного Диониса, с лихо заломленной набекрень митрой и готовой за ненадобностью выпасть из ослабевших рук раскрытой церковной книгой -- озорное изображение на одном из винных подвальчиков.



Иные из винных погребов -- настоящие произведения народного искусства: любо посмотреть!



Яблочки -- относительно недорого, вкусно и полезно (что тоже немаловажно!), доверчиво и без призора ожидают покупателей.



Замшелая виноградная давильня: 300 лет как-никак! Обжившие её живые существа -- мхи, лишайники, водоросли, дереворазрушающие грибы, древоточущие жучки, бактерии и другие медленно, но неуклонно отправляют этого ветерана здешнего виноделия в "путь всея земли"...



Подземное царство благородного белого (в основном...) напитка всех возможных видов и вкусов.



Поля с россыпями тыквы -- ещё одна традиционная с/х культура Австрии. Ах, как хорошо тыквенное масло в салаты!..

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
princessrimosa
Sep. 2nd, 2012 02:53 pm (UTC)
Красота! Спасибо за интересный рассказ!
А деревенская доверчивость везде такая.Я вот не так давно ездила в экспедицию в Архангельскую область, так там и двери не закрывают, даже когда дома никого нет.
edgar_leitan
Sep. 2nd, 2012 04:56 pm (UTC)
Я когда-то, ещё в школе, слышал, что в Архангельской области много всего архаичного сохранилось.
princessrimosa
Sep. 2nd, 2012 05:17 pm (UTC)
Вот-вот. Собственно мы туда ездили собирать фольклор и собирали не без успеха.
edgar_leitan
Sep. 2nd, 2012 06:00 pm (UTC)
Наша учительница русского в школе тоже, в свои студенческие годы. Все руссисты и фольклористы почему-то ездят в Арх. область.
princessrimosa
Sep. 3rd, 2012 04:35 pm (UTC)
Нужно же фиксировать изменение традиции. Вот и ездят год от года. Впрочем,на юг тоже часто.
edgar_leitan
Sep. 3rd, 2012 09:28 pm (UTC)
Это отрадно, что хотя бы где-то в России нечто от традиции осталось, что это не просто искусственная реконструкция и эстетизм. Выглядит почти совсем невероятным.
princessrimosa
Sep. 5th, 2012 04:11 pm (UTC)
Ой, да я сама своим глазам не верила!
edgar_leitan
Sep. 5th, 2012 06:56 pm (UTC)
Позвольте полюбопытствовать, не сочтите за бестактность -- Вы занимаетесь русской филологией, или этнографией? Учитесь в университете, в аспирантуре?
princessrimosa
Sep. 6th, 2012 08:44 am (UTC)
Я закончила филологический факультет МГУ по направлению русская филология и сейчас как раз нахожусь в процессе поступления в аспирантуру.Сначала я думала специализироваться по фольклористике, но потом не без терзаний поняла, что мое, по крайней мере на ближайшее время, - это теория литературы.
edgar_leitan
Sep. 7th, 2012 01:36 am (UTC)
Понятно, спасибо!
pevchaya_ptiza
Sep. 2nd, 2012 05:50 pm (UTC)
Люди, живущие своим трудом на своей земле, фактически выполняют завет, данный Адаму в раю: возделывать и расширять. Потому и Господь к ни благоволит, и крепкие корни им шататься не дают.
edgar_leitan
Sep. 2nd, 2012 05:59 pm (UTC)
Как мне объясняли, сейчас в европейской политике такое отношение не модно...
pevchaya_ptiza
Sep. 3rd, 2012 04:57 am (UTC)
Истинно христианская жизнь вообще не в моде, а тем паче в наш атомизированный век.
edgar_leitan
Sep. 3rd, 2012 07:49 am (UTC)
Это так. Хотя кто может утверждать, что знает "истинную христианскую жизнь"?
pevchaya_ptiza
Sep. 3rd, 2012 08:51 am (UTC)
По крайней мере, можно судить, какой образ жизни более способствует хранению Бога в сердце. Я думаю, описанные тобой патриархальные пейзане в этом смысле счастливее, нежели дети мегаполисной культуры.
edgar_leitan
Sep. 3rd, 2012 09:32 pm (UTC)
Мне сложно сказать о таких интимных вещах, как "хранение Бога в сердце", на основании кратких поездок куда-либо. Я говорил здесь скорее о continuity of cultural tradition, а не о религиозной вере. То есть о преемственности культурной традиции и связанных с ней стереотипов поведения, и в т. ч. о религиозной культуре и её стереотипах. Но не об индивидуальной мистике.
segop
Sep. 2nd, 2012 06:09 pm (UTC)
Вот бы, Рабейну, и ся поделили рецептцем салотаса с тыковным меселкем. А то дразнити ся кажен может!
edgar_leitan
Sep. 2nd, 2012 07:27 pm (UTC)
С нарезанной варёной картошечкой и солёным огурком кружочками, Геронте! Всё смешивается, добавляется тыквенное маслице и приправляется бальзамическим италийским оцетом. Рекомендуется при этом читать модлитовку -- говорят, выходит оно при этом вкуснее. И душеполезнее, естессна.
А ещё сей тыквенный олеец хорош к нарезанному полосками твёрдому мясному студню, сверху коего положена россыпь нашинкованного сыраго лукия. Подаётся в венских пригородных винарнях, нарицемых Heuriger.
piotr_sakharov
Sep. 3rd, 2012 12:00 am (UTC)
Замечательный репортаж! Спасибо!
edgar_leitan
Sep. 3rd, 2012 07:48 am (UTC)
Спасибо! Приезжайте снова! :)
piotr_sakharov
Sep. 3rd, 2012 11:17 am (UTC)
Спасибо, постараюсь выбраться как-нибудь :-)
deddon
Sep. 9th, 2012 07:27 pm (UTC)
Спасибо.
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com