?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Крайне редко выкладываю чьи-либо чужие тексты ("копипасту"), но здесь не смог удержаться:

"Скрытое и потому привычное глумление над достоинством человека обнаруживается у нас в незначительных на первый взгляд вещах. Например, в распространенном сейчас обращении (в основном в магазинах и муниципальном транспорте): "мужчинааа!", или "женщинааа!". Или в тексте московского метро, который слушают каждый день миллионы людей: "Будьте взаимно вежливы, уступайте места пассажирам с детьми и инвалидам". Этот текст, при всей своей кажущейся невинности, ничего кроме неосознанного отторжения от вежливости породить не может. Во-первых, потому, что сформулирован он как воспитательское указание, а не как просьба, а во-вторых, из-за лживой избыточности слова "взаимно". Доброжелательный человек вежлив, не ожидая взаимности. И если уж речь идет о вежливости, то форма может быть только такая: "Пожалуйста, будьте вежливыми…", с оттенком извинения, что об этом вообще приходится напоминать в метро. Но дело даже не в этом. Кто такие начальники метрополитена, выступающие как анонимные воспитатели, чтобы диктовать взрослым людям, какими им быть? Даже нравственные лидеры не указывают тип поведения взрослым. Но наши власти считают это чем-то само собой разумеющимся".

В этом, на мой взгляд -- сам фосгенно-удушающий этический, откровенный советский дух советской страны в том её инварианте, в котором я родился и вырос, и повсеместное возвращение которого я наблюдаю теперь, -- "квинта эссенция" этого духа, унижающая и всё заражающая кровь коллективного организма, для которого отдельный человек -- всего лишь презренная щепка для самых разных манипуляций. М. Аркадьев сформулировал его предельно точно. Желающие могут прочесть всю статью ЗДЕСЬ.

UPD (от 3.10.12): Далеко не со всем в этой статье я согласен (про марксизм якобы "в контексте мировой философии" звучит действительно смешно), но вот сам выложенный отрывок крайне точно передаёт мои собственные ощущения. В описанном явлении -- голография внутреннего духа "Совка" как метафизического явления, как метастазировавшей злокачественной опухоли.

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
mahadaridra
Oct. 2nd, 2012 08:46 am (UTC)
Статья хорошо, энергично написана.
edgar_leitan
Oct. 2nd, 2012 05:47 pm (UTC)
Да.
gershshpraihler
Oct. 2nd, 2012 10:33 am (UTC)
тут вопрос шире - какое право вообще кто-либо имеет чтобы мне проповедовать?
mahadaridra
Oct. 2nd, 2012 12:20 pm (UTC)
Конечно, имеют право проповедовать. Вы же имеете право не слушать!
edgar_leitan
Oct. 2nd, 2012 05:44 pm (UTC)
Когда это по мегафону, через каждые несколько минут или вроде того -- "не слушать" это принудительное воспитание вежливости очень трудно.
mahadaridra
Oct. 2nd, 2012 05:53 pm (UTC)
А, ну да. На эскалаторе это невыносимо.
edgar_leitan
Oct. 2nd, 2012 06:09 pm (UTC)
Эту невыносимую безнадёжность от мерных ударов молотка по мозгам и облегчение от отсутствия такого агрессивного детского сада я впервые по-настоящему оценил лишь в венском метро, где "воспитания инфантильного народишки" не производится. Если и объявлают что-то, то лишь действительно необходимую информацию: о задержке поездов, о ремонтах линий и альтернативном наземном транспорте, и т. п.
edgar_leitan
Oct. 2nd, 2012 05:47 pm (UTC)
Дело, мне кажется, даже не в праве, а именно в стилистике, в атмосфере покровительственного отношения как бы старшего брата к несмышлёнышам, в мерзком патернализме. Я это именно так всегда воспринимал.
Насчёт "прав" я уж вообще молчу...
lucas_v_leyden
Oct. 2nd, 2012 05:39 pm (UTC)
Хорошо бы еще на дверях писать "пожалуйста, не прислоняйтесь!" или "если не трудно - воздержитесь от прислонения":)
Уж очень все-таки тонкий стилистический анализ, мне кажется.
edgar_leitan
Oct. 2nd, 2012 05:43 pm (UTC)
Прислоняться или нет -- это связано с элементарной безопасностью в общ. транспорте. Поэтому здесь повелительное наклонение меня лично не напрягает. Оно уместно, как и при любых формальных правилах.
А повелевать (!) быть вежливым... Да вдалбливать это, без устали и до одури, по мегафону... Это уже мировоззренческий стиль. Так что анализ в точку.
banshur69
Oct. 2nd, 2012 10:35 pm (UTC)
Этот человек - милый, но далекий от реальности (или даже от реальностей - литературных, философских и иных прочих, кроме гармонической) музыкант. Написанное им просто смешно читать. Что такое Россия Толстого? Придуманные им дворянские отношения 1810-х, которых он реально не знал? Или Севастополь и Кавказ 1850-х, захлебнувшиеся в крови, трагедию которых он знал хорошо? Не было у него идеальной России. Как раз Толстой с конца 70-х годов лучше всех знал о деспотизме правительства и чиновников в России, он был самым активным и авторитетным правозащитником. Да и Достоевский сполна хлебнул лиха на каторге. Поэтому не следует говорить, что Россия Толстого и Достоевского была чем-то таким идеальным, куда хотелось бы вернуться. А если почитать Гоголя и Чехова - сполна можно убедиться в вековечности чиновничьего произвола и человеческого унижения на Руси. Не меньший хохот вызывает обращение к ценностям марксизма, который преподавался в Совке не в оригинале и не в контексте классической философии, а в связи с очередными высказываниями партии и правительства. От того марксизма до сих пор с души воротит, и слава Богу, что его нет. Одним словом, все это утопия и сказки. Не менее утопичен и призыв к сопротивлению. Автор не понимает, что нынешнюю власть захотел именно народ и что он очень рьяно поддерживает ее на местах. Народ устал от революций и потрясений, он вырождается и вымирает. Задача народа - аккуратно жить и самосберегаться. Ничто другое ему сейчас не по силам.
edgar_leitan
Oct. 2nd, 2012 11:42 pm (UTC)
Да, насчёт марксизма действительно чрезвычайно странно читать. Ну ладно -- пусть думает себе. Но он верно передаёт то, что и у меня в Совке сызмальства подсознательно вызывало хроническую nausée. У меня с ним (с совком) тоже стилистические разногласия, даже больше, чем идеологические. Бытовые реакции, на подкорковом уровне. Все эти ожившие "товарищи преподаватели/студенты"...

Я не думаю, что М. А. сформулировал свою программу "сопротивления" для народа. Скорее для самого себя. А что Россия Достоевского и Кo была гораздо хуже фантазий М. А., так оттого прогноз на будущее делается куда горше!..

Насчёт самосбережения народа: думаешь, черта невозврата ещё не пройдена? Допускаю, что у меня аберрация живущего от происходящего далеко и давно. Поэтому интересуют свежие ощущения и рефлексии людей "оттуда". Т. е. от вас. У меня-то самые мрачные видения, и они усиливаются месяц от месяца. Наверное, надо бросать привычку просматривать новостные сайты. Изменить-то всё равно ничего не могу. Остаётся брюзжать.
pevchaya_ptiza
Oct. 3rd, 2012 03:41 am (UTC)
Кстати, Эдгар, а какую альтернативу "мужчине" и "женщине" ты бы мог предложить? Остальное-то ещё краше. Товарищ? Гражданин? Господин? Или - совсем радикальное - "эй, уважаемый!"

Наверное, я этически тупое и нечуткое существо, но непрестанного и ежедневного глумления над моим достоинством я не ощущаю. Я вижу лишь по-медвежьи неуклюжие совковые формулировки, альтернативы которым пока не придумали - общество в таком состоянии, что неспособно пока принять единые этические нормы.
edgar_leitan
Oct. 3rd, 2012 07:51 am (UTC)
Если в этом постоянно жить и никогда в повседневности не встречаться с альтернативой, понятно, что разницы не ощутишь.

Есть вежливые русские обращения (без имени-фамилии) "сударь/сударыня", а, зная/называя имя или фамилию -- "господин/госпожа N"; "господа офицеры". Во всяком случае, я обращаюсь к незнакомым людям именно так, когда бываю в России (вернее, в РФ). Обращения к своим ближним или согражданам не только отображают укоренившуюся систему отношений, но, полагаю, и творят её. Если называть незнакомых людей "мужик/баба", "эй, чел!", "женщина/мужчина", то и взаимные отношения в обществе будут соответствующие, вроде как на зоне.

Альтернативу не надо "придумывать". У русского языка достаточно богатая традиция, он многогранен и гибок, в нём не только лишь мат и чморение слабых, можно черпать прямо из многовековой языковой истории.

Однако, когда до сих у армии большевицкое красное знамя, в ходу вполне обычное "товарищи!", вокруг полно советской символики и советских идолов (Ленину и прочей нечисти), а граждане страны вытягиваются во фрунт при звуках слегка видоизменённого сталинского гимна -- понятное дело (пардон, говорить надо "ясен пень!"), что обращения "сударь" и т. п. будут выглядеть или издевательством, или дикой нелепицей.
pevchaya_ptiza
Oct. 3rd, 2012 08:20 am (UTC)
Я думаю, "сударь/сударыня" выглядят инородным лингвистическим телом по другой причине: сударей у нас изводили на протяжении трёх поколений. Как верно заметил Шариков, "господа все в Париже". В Европе таких катаклизмов не случалось, потому мистеры, мсье и херры смотрятся вполне органично.

Вот задумалась. Я, получается, "вторичная интеллигенция", образовавшаяся благодаря социальному лифту из рабочих и крестьян. На меня слово "сударыня" ещё клеится. А вот если я таким макаром обращусь к работнице Новотрубного завода, то могу и схлопотать в ответ :)

А вообще, твоя аллергия ко всему советскому очень бьёт в глаза. Почитать, так СССР - ад кромешный и сплошные "Записки Баламута" :) Я вот про советскую власть много хорошего могу сказать - хотя бы потому, что благодаря ей мои предки-крестьяне стали врачами и учителями (при том, что до этого, в 30-е, они были раскулачены и высланы на Урал!). Был ли у России шанс пойти по пути "цивилизованной Европы"? Если вспомнить, что в начале века творилось в самой Европе, то - вряд ли. Сложился тот строй, который сложился, со своими плюсами и минусами. Ко мне он повернулся большей частью плюсами, к тебе - видимо, минусами :)
edgar_leitan
Oct. 3rd, 2012 10:02 am (UTC)
Мне кажется, ты путаешь социальное государство с его относительно равными возможностями для всех, с доступностью медицины и образования, наподобие распространённой в Европе социал-демократии (как, например, у нас в Австрии), с тоталитарным, жёстко идеологическим государством, каким был Совок. Твои были из рабочих и крестьян. Хорошо. А что сказать о тех в совке, кто случайно не был не гегемоном, не крестьяниним-бедняком? Кто был из поповичей, из дворянства, из старой (не "рабочей") интеллигенции? Правильно, в Соловки, на каналы и в тайгу их...

Речь не о том, чтобы сравнивать относительно доступные для конформистского большинства (при условии их полного идеологического послушания насквозь лживому "передовому" режиму) при Совке социальные возможности (вроде "бесплатной" медицины, которая, как говорят, была всё же лучше нынешней): сравнивать нужно б.-м. нормальные страны с совковским уравнительным убожеством.

Посмотрел бы я, как ты при советах, будучи открыто (!!!) церковным человеком, смогла бы заниматься своей наукой, своей любимой биологией! Не тайно бегающим в церковь, а открыто церковным!!! Хе-хе-хееее! Да тебя бы на пушечный выстрел ни к универу не подпустили, ни, как молодую девицу, к твоему церковному хору. Работала бы сторожихой или нянечкой в больнице, санитаркой. Посмотрел бы с "чувством удовлетворения", как бы ты смогла читать книги, какие сама хочешь, какие тебе нравятся (при почти полной недоступности даже Библии, не говоря о зарубежной русской литературе или запрещённой любого толка). Вон таскали бы в Органы для воспитательных бесед через день, вербовали бы в стукачи (меня в армии -- вербовали, но я их вежливо послал: тогда уже было возможно), а то и подсадили бы на пару годков за "антисоветскую агитацию". И это в самом лучшем случае.

Просто ты тех реальных "великих возможностей", вероятно, не помнишь. Не помнишь, очевидно, и очередей за самым элементарным ширпотребом или "монопродуктами" на целые кварталы, ни тотального запрета куда-либо съездить за границу, и много-многого другого... Всеобщей обязаловки ходить на большевицкие демонстрации и преданно орать лозунги, вступать в безбожные пионерию-комсомолию, а если хочешь карьеры -- то -- только через Партию. Атмосферу постоянной лжи, двое-, а то и троемыслия, и всё проникающего, липкого страха-страха-страха... И везде вокруг -- стукач на стукаче и стукачом погоняет, доносы, поклёпы, "сигналы товарищей", разбор твоего "морального облика" на комсомольских или партсобраниях, на профсоюзных сборищах, Партия заглядывает тебе под одеяло, нюхает нижнее бельё; и опять -- извечный страх-страх-страх и подлые подозрения и тёмное недоверие! Постоянное принуждение, субботники-воскресники, политинформации, воспитательные беседы, ненависть к остальному миру, собрания-собрания-собрания по любому поводу, коллективные письма идиотских доярок, оленеводов и вечно пьяных работяг с осуждениями того, чего не понимаешь, чего даже не читал никогда... Вечное пресмыкание перед безграничной армией быдловатых хамов-чиновников.

Да, хорошо было жить -- весело, задорно! Зато пирамиды исполняли прекрасно! Аж холодок бежал за ворот, а пуля сама так и просилась в затылок... Вероятно, из чистого любопытства и идеологической профилактики.
pevchaya_ptiza
Oct. 3rd, 2012 10:21 am (UTC)
Читаю я твою вдохновенную филиппику - и понимаю, что мои родители (оба довоенные) жили, видимо, в другом государстве :) Про религию и положение верующих говорить не могу: оба были, как и полагается, атеистами. А вот атмосфера всепропитывающего страха, лжи и пресмыкания... откуда же тогда эти люди старшего поколения вокруг меня - свободные в мыслях, честные, открытые? С Марса их, что ли, завезли?

Моя мама (дочь врага народа, кстати) поступила в УПИ, закончила, проработала там всю жизнь старшим преподавателем и ни разу за всю свою жизнь не пострадала ни за происхождение, ни за принципиальную аполитичность. Где же все те ужосы, которые ты так красочно описывал? На Урале каждый первый - либо сосланный, либо высланный, либо эвакуированный. Перед кем трепетать-то?
edgar_leitan
Oct. 3rd, 2012 11:42 am (UTC)
Ну что ж. Останемся при своём: я со своими антисоветскими филиппиками, ты и другие мои знакомцы -- с просоветскими усладительными панегириками. Я, видимо, действительно жил на другой планете и всеобщей нынешней ностальгии по Совку понять совершенно не в состоянии.
pevchaya_ptiza
Oct. 3rd, 2012 04:15 pm (UTC)
Я вижу, тут жёсткая бинарная оппозиция: либо свобода духа и обязательный рвотный рефлекс на "совок" - либо рабское сознание и слюнявая ностальгия по "мясным котлам". Третьего нет и быть не может :)

edgar_leitan
Oct. 3rd, 2012 08:04 pm (UTC)
Нет, я просто для чёткости обозначил крайности. Палитра, конечно, бывает гораздо более многоцветна. Но я вижу, что всё более отдаляюсь от людей, живущий в РФ. Мне вас, по необходимости выживать и не сойти с ума оправдывающих режим Пу, сложно эмоционально понять, как и вам меня, живущего якобы в "сытой" Европе и "бесящегося с жиру". Фразеология-то мне тоже знакома вместе со всеми клише. Просто накушался этого на всю жизнь в юности, и продолжения банкета не желаю. Без меня-съ! Понимаю, что невозможно в стране постоянно жить и испытывать перманентную тошноту от атмосферы. Я эти механизмы оппортунизма, привыкания к любой среде хорошо знаю, и не могу представить себя снова живущим в новом совке, снова привыкать к этому имманентному страху. Слишком похоже на страшный сон. Поэтому и мысли не допускаю вернуться, хотя по Питеру и сильно скучаю, бывает.
pevchaya_ptiza
Oct. 4th, 2012 03:51 am (UTC)
Ой, сколько проекций :) Почему-то ты решил, что все граждане РФ обязаны испытывать имманентный страх, выживать, да ещё и оправдывать режим Пу, чтобы не сойти с ума :) Про других говорить не берусь, а я перманентного страха почему-то не испытываю. В нынешнем режиме (как и в прошлом, совковом) приятного мало, и вызывает он скорее чувство омерзения плюс опасения за будущее страны (дальше, похоже, будет ещё веселее). Но я живу здесь и делаю своё дело: работаю, ращу ребёнка, варю суп, извините за банальность. Мне нет надобности бывать там, где не хочется, и делать то, что противно. А неприятности, вытекающие из режима и атмосфЭры, перевариваю по мере их поступления. Можно, конечно, сосредоточиться на своих "духовных рецепторах", чтобы постоянно было мучительно больно и перманентно страшно. А можно жить в предложенных обстоятельствах, согласуясь с совестью и долгом. Внутренняя свобода - не настолько уязвимая штука, чтобы её можно было подавить. Не 30-е же нынче, когда надо было следить за каждым совим словом, взглядом и мыслью.
pevchaya_ptiza
Oct. 9th, 2012 05:49 am (UTC)
Извини, наверное, я резко ответила. А ты не рассматривал вариант возвращения в Латвию? Хотя судя по тому, что там ставят памятники эсэсовцам...
edgar_leitan
Oct. 9th, 2012 09:17 am (UTC)
В последнее время рассматривал, теоретически. А практически -- возможно, и переехал бы, если бы получил там постоянное профессорское место с окладом, делающим возможным жизнь. Но у меня пока не та научная квалификация. Да и никто пока не приглашает.
Однако при нынешней ситуации мне проще и дешевле туда ездить из Вены читать лекции.

Про "фашизм" -- это совершенно дурацкая, наглая совковская пропаганда. По Тебе вижу, однако, что, увы, -- небезуспешный проект Кремля: даже нормальным, умным людям изрядно задурили головы. Латышский легион, пусть и формально входивший в СС, не имел ничего общего с целями самой Schutzstaffel. Туда либо шли сами, либо силой забирались (мобилизовывались) люди, желавшие сражаться с советскими захватчиками за свою (весьма небольшую!) родину. А расстрельная команда Арайса, уничтожавшая специально евреев, не имела к легиону отношения -- подонков везде хватало. Это как если бы взять и ВСЕХ сталинских (советских) солдат называть "власовцами".

Латыши, добровольно шедшие в легион (далеко не все шли туда добровольно), выбирали немцев как гораздо меньшее по сравнению с Советами зло. У всех в памяти были буквально только что происходившие зверства НКВД, а также первая волна депортаций. Мой дед как официальное лицо лично опознавал изуродованные трупы -- сразу же после отхода большевизанов, когда немцы ещё не успели подойти.

Так что ещё живущие бывшие члены легиона (к тому же отсидевшие по приговорам оккупационных советских судов много лет: покойный двоюродный брат моего отца сидел 17!)-- это такие же "ветераны войны", как и любые другие.
pevchaya_ptiza
Oct. 10th, 2012 04:22 am (UTC)
Интересно. А как в целом латыши относились к немецким "освободителям"? Ведь перед глазами был пример Восточной Европы - Польши, Чехословакии - и вряд ли это можно было назвать "меньшим злом". Я не думаю, что Гитлер заготовил коренным прибалтийским народам "пиво и колбасу". Возможно, в первом акте Марлезонского балета и фигурировала освободительная политика, но независимость, я думаю, понималась исключительно в комплекте со свастикой...

Правильно ли я поняла, что бОльшая часть населения Прибалтики поделилась на тех, кто воевал ЗА независимость (по принципу "клин клином" - Сталина Гитлером) и на тех, кто воевал ПРОТИВ Гитлера (по принципу "хрен редьки не слаще")?
edgar_leitan
Oct. 10th, 2012 12:27 pm (UTC)
Насчёт власти немцев многие прибалты либо искренне заблуждались, как бы забыв уроки многостолетней истории (немцы в прибалтийских регионах -- традиционны в своей роли господ и угнетателей), либо не без основания полагали, что Сталин о Советы в сотни разов хуже Алоизыча с его прбабахами. По большому счёту так оно и было, если только не считать евреев. Но я имею в виду именно этнических "балтов" (литовцев, латышей и эстонцев).

Большинству латышей идеологическая "свастика" немцев была глубоко чужда и неинтересна. Была, конечно, своя фашистская организация (Pērkonkrusts, "Крест Громовержца"), запрещённая при Улмaнисе, но восстановленная в правах с приходом войск Алоизыча. Ну так и что? Свои нацистские организации в то время были во всех странах Западной Европы... С помощью немцев латыши надеялись избавиться от только что сполна изведанных в 1940-м ужасов большевизма и зверств НКВД (или как там они тогда назывались) и русской оккупации. Я это знаю не из книг, но из многих личных разговоров с людьми старшего поколения, хорошо помнящими те дни.

Против Гитлера на стороне Сталина начали воевать (из латышей) наиболее ярко-красные, сами коммунисты или симпатизировавшие коммунистам. На стороне немцев воевали, -- пусть и всегда совсем добровольно, -- обычные латыши, жившие последние два десятилетия во времена независимой Латвии и знающие, что это такое. А также хорошо помнившие, что Российская Империя была для латышей "тюрьмой народов".

В команде Арайса, занимавшейся специфической "зачисткой" евреев, было не более 300 человек. Согласись, что это немного: брось сейчас такой известный клич в России, и желающих "окончательно решить еврейский вопрос самыми кардинальными методами" найдётся на несколько порядков выше. То были настоящие коллаборционисты и отребье, а в Легион шли обычные люди, желавшие сражаться с большевизмом и за свободу своей страны.

Эта независимость маленького, молодого государства, отвоёванная жертвенным патриотизмом и идеализмом молодых парней из народа, до сих пор очень героизируется. Причём эта героизация не казённая, навязанная властями, но искренне и живо ощущаемая. Это как раз те спонтанные чувства, что наиболее глубоко и фатально разделяют латышей и т. н. "русскоязычных". И в этих чувствах я как раз, как любил говорить с самого детства, 100%-латыш, хотя русский для меня такой же родной язык, и роc я даже больше в Питере.

См., например, очень меня лично трогающую видео-агитку к прошедшему референдуму о гос. языке (призывающую голосовать "pret/против" двуязычия). Под песню латышских стрелков (далеко не все из них были "красными"), воевавшими в 1918-19 гг. за независимость Латвии как от России, так и от Германии: http://www.youtube.com/watch?v=ZkKl1GLyMyc&list=FLC5Q8J-32d9kdNKnpj219WA&index=43&feature=plpp_video
edgar_leitan
Oct. 10th, 2012 12:41 pm (UTC)
corrigendum
Про ролик: приведённая в ролике песенка всё же является не маршем стрелков 1918-19 гг., -- справедливости и правды ради следует сказать, -- а маршем именно латышского Легиона, с национально-патриотическими словами, без каких-либо нацистских обертонов.
pevchaya_ptiza
Oct. 3rd, 2012 10:24 am (UTC)
Что касается меня, то я бы, конечно, не променяла нынешнее время на "совок" - хотя бы по причине невозможности свободного вероисповедания. Но от всячески проклятой тобой советской власти я почерпнула всё то, что сделало меня такой, какая я есть. "Пострадала" я от неё чисто символически: за то, что мои родители никак не участвовали в "общественной жизни школы", меня приняли в пионеры в последнюю очередь, вместе со школьными хулиганами :)))
edgar_leitan
Oct. 3rd, 2012 11:52 am (UTC)
Есть люди, для которых свобода понятна интуитивно, а другие (и таких большинство) недоумевают: о чём, дескать, вообще речь? В Египте-то гораздо лучше было, с его "мясными котлами" и "гарантиями".

В моём случае речь не об активной ненависти (я уже давно никого не ненавижу), но о неприятии малейшего духа совка, о чисто физиологическом отвращении, о рвотном рефлексе. Так уж жизнь устроена (если верить Будде и другим древним классикам), что человек нечто либо любит, либо отвращается, либо равнодушен.

А депортации и смертной ссылки всей семьёй в Сибирь мои непосредственные предки по отцовской линии избежали лишь чудом. Слава советским завоевателям!
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com