?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

bodhi

Уже давно меня настораживает такое расхожее замечание: "Некто мне нравится", или, наоборот, "не нравится". Если в случае "нравится" особых вопросов обычно не возникает, то когда иное лицо, не подавая конкретного повода, самим своим видом, жестами, тембром голоса или иными трудноуловимыми чертами вызывает неприязнь, хочется над этим подумать. В чём тут дело?


Особенно это имеет возможность сгуститься в случае, когда социальным контекстом таких душевных движений и непосредственного выражения является общество, чья культура — русская. Нравственный пафос русской культуры нередко в том состоит, чтобы порицать свойственный западноевропейскому культурному типу политесс: формальную вежливость, любезное обращение со случайным собеседником — как "лицемерие", противопоставляя этой искусственности -- "правду", идентифицируемую с искренним выражением своих субъективных чувств. В России любят "рубить правду", какую бы боль она ни была способна причинить, высказанная непрошенным образом ("Ты только на меня не обижайся..."). Когда некто "не нравится", это чаще всего дадут понять — угрюмым взглядом, резкой репликой, язвительными замечаниями и презрительной интонацией (конкретно сии два последних действия — особая прерогатива интеллигентов), а то и предложением "выйти потолковать" — теми, кто попроще.

В Западной Европе мне тоже порой встречались люди крайне нелюбезные, но, по моим наблюдениям, среди коллег университетского круга или людей с высшим образованием (по-немецки, "академиков", Akademiker), или студентов — это скорее редкость. Как-то раз в Питере я забылся, где нахожусь, и безмятежно улыбался каким-то своим мыслям, а заодно и сидевшим напротив гражданам. Справедливости ради следует заметить, что дело было не в университете, а в метро. Вскоре один из сидевших граждан предложил мне "дать в бубен" со словами: "Ты чё лыбишься-то?", заподозрив в моей слегка улыбающейся физии какой-то явный, направленный против него лично подвох...

Знакомые русские ребята, пару лет назад приехавшие в Вену к нам в институт из РФ на стажировку, были крайне удивлены, что их, ранее тут никогда не виданных, любезно и с улыбкой с самого первого раза встречают и привечают, водят и всё показывают в библиотеке. Я и сам уже позабыл, насколько это важно — любезные библиотекари и вообще — дpужеская улыбка здоровающихся сотрудников кафедры. Но кто-то из гостей сначала, насколько помню, от такого обращения внутренне сжался, ожидая злоумышления или корысти: "А зачем им всё это нужно?"

Помню, мой духовник в семинарии в Риге (+ RIP) отец С. говаривал мне, в очередной раз меня ругая за традиционно угрюмую моську: "Имей в виду — тебе может быть сколь угодно плохо. Плачь внутренне, пусть твоё сердце перед Богом обливается кровью. Но — сияй снаружи, улыбайся людям, неси им радость и не взваливай на них свои бремена!" Прошло довольно много лет, и немалое число из них были проведены в самых разных общежитиях и общинах (общим числом более 13 лет, если причислить сюда армейскую службу в эсэсэре), и лишь постепенно постигалась заключённая в этом совете духовника жизненная мудрость.

Одним из её плодов является попытка удержаться всякий раз, когда хочется сказать человеку, который тебя явно не любит и не скрывает этого, нечто язвительное, способное больно уколоть. Постоянноe ожидание подобного рода подвохов, и готовность на колкости отвечать лёгкой иронией или резким, остроумным сарказмом — сии суть уже невольные, амбивалентые своим нравственным качеством плоды пребывания специально в церковных общинах, большинство из которых насквозь проникнуты этим духом, — хм..., как бы политически покорректней выразиться, — correctio fraterna. Братской любви, так сказать, и взаимного увещевания...

Увы, многолетняя практика меня научила, что христианским монашеским или орденским общинам вообще свойственно перенесение реальных конфликтов, при разумном подходе вполне разрешимых с помощью умелой и прямой конфронтации между их участниками, в тускло-серую область неопределённого злоязыкого острословия и подспудного источения всех возможных смертоносных ядовитых миазмов, интриг и подсиживания, способных не одну общину довести в буквальном смысле до разделения на враждующие, смертно ненавидящие друг друга партии, до развала и почти что военных взаимных действий…

Явление, вероятно, не совсем новое, ибо и возвышенный старец Сиддхартха давным-давно предостерегал своих бритоголовых и по виду кротких последователей от "сангхабхеды", а столетия спустя и Пророк истовой веры страстных кочевников — молодую Умму от "фитны". А между ними Равви некий, странник галилейский в душевном томлении, кажется, предвидел, что быть и между его учениками разделениям...

Благоприобретённым результатом занятия в течение лет чтением и размышлениями над буддийскими и иными восточными текстами является всякий раз внутреннее движение заградить свои уста, готовые изрыгнуть нечто тонко-ядовитое, пресекая упражнения в острословии в корне. Вовсе не испытывать сложных чувств — это уже из разряда недостижимого идеала.

Каков бы ни был культурный контекст или "фоновая" культура субъекта: склонная к "рублению" или "резанию правды-матки" русская или более свойственная европейцам внешная любезность, избегающая явных острых углов, — это не отменяет инстинктивного "не нравится": чувств, совершенно иррационально по временам возникающих в отношении лиц, ну абсолютно ничем против нас формально не провинившихся.

Известный и даже навязший в зубах своей инфляцией морализаторского пафоса христианский императив о любви к врагам предполагает перенесение образа врага на внешнего деятеля, будь то явный недруг из посторонних мне или маскирующийся под справедливо делающего мне замечания "по-христиански любящего" собрата по ордену.

И если с первым, внешним, вообще no problem — это всегда явная инкарнация тёмных сил, а то и их прародителя, то видеть в собрате врага — нравственно неизмеримо сложнее, поскольку ставит под страшное сомнение собственную способность к "христианской любви" и смирению. Выдержать это возмогут не столь многие, однако такая честность и, как следствие, откровенность по меньшей мере с самим собой даёт хотя бы шанс с врагом из собратьев, из самых ближних, откровенно поговорить и примириться. Хотя и случается такое реально крайне редко.

Более "буддийский" путь (конечно, формальные начётчики переводных текстов со мной не согласятся!) — видеть врага в самом себе, себе самому, и никому другому. Такой вот солипсический императив. Самому себе быть порою крайне неприятным, полными пригоршнями пить эту неприязнь, осознавать в себе эту "тёмную сторону Луны". Нет, не учиться "любить себя дурного", как учат современные психологи. Мы и так слишком себя любим. Чем дурнее, тем более и любим, и столь многое себе прощаем: "Не виноватая я!" Наоборот — видеть, насколько ты бесконечно далёк от образа благородной личности. Насколько ты не 'phags pa ("пхак-па": благородный арья), но презренно хрюкающий phag pa ("пхак-па"!), обыкновенная свинка.

И не то, чтобы с этой удалённостью примириться, но постоянно её оплакивать. Смех над собой как рабочее состояние. Тогда все чувства, как бы спонтанно возникающие и проецирующиеся на иное из новых лиц ("не нравится!"), или на каких-нибудь неблагожелателей, будут вдруг явлены как игра бесконечных отражений пыльных клубов в тусклых зеркалах собственного сознания.

А другие, враги или "неприятные", превратятся просто в точно такие же чувствующие существа, "как и не ты", подверженные глупости, болезням, страданиям, скорой смерти и тлену. Тогда есть шанс, что из солидарности тли тленному выискрится вдруг эмпатия, отождествление и жалость. Ну, а как это в традиционных текстах называется, каждый может прочесть и сам...

Кстати, внутренний отказ принимать за чистую монету спонтанную игру собственных инстинктов и с готовностию своим чувствам следовать иной раз может постепенно привести к тому, что человека, который вначале "не нравился", вызывал настороженную неприязнь, постепенно учишься ценить и даже любить. В иной системе координат — враг стал другом.

Такой подход для меня оборачивается тем, например, что я давно разучился воспринимать людей в дихотомической схеме "нравится-не нравится". Каждый чем-то интересен. Прежде всего потому, что смертен и подвержен страданию... Правда, остаются люди, которые тебя самого не любят и дают это активно понять. Но это уже несколько иная история. Вряд ли всегда имеет смысл стучаться или ломиться в прочно запертую дверь, обнесённую колючей проволокой с пропущенным током…

В последние годы я всё меньше верю в достижения "тантрического идеализма", тако любезного сердцам западных адептов восточных учений (буддийской или индуистской тантры), и в "освобождение" индивида с помощью этих непростых учений: будто без осознания своей страстности и попытки хоть немного стать благопристойнее, человечнее, на одной лишь безудержной энергетике своего внутреннего хаоса можно куда-либо попасть, кроме как в афедрон ко всяким там "Тёмным Лордам" разных иерархических ступенек. Хотя, что тут таить — я знаю, что такие "непросветлённые" слова рекомые адепты просто спишут на мою слепоту и недостаточную идеологическую подкованность в учениях их кумиров.

Hемалое число из встречавшихся мне западных тантристов (за крайне редкими исключениями, которые я тихо храню в своей благодарной и удивлённой памяти) были людьми мало того, что социально проблематичными в быту и не весьма доброжелательными, но и крайне нетерпимыми в плане мыслительном, и не всегда самыми чистоплотными нравственно. Эгоцентричными донельзя. Что ж — модные духовные учения нередко и для того хороши, чтоб хитро маскировать человеческую несостоятельность их приверженцев высокопарными вибрациями и звонкими санскритскими речениями или переливчатым журчанием тибетской речи.

Всё это — не приговор, но некоторый слегка искусственный, заформалиненный препарат, срез собственного опыта. Препарат крови.

Comments

( 35 comments — Leave a comment )
irescha
Oct. 19th, 2012 11:01 pm (UTC)
Ой как хорошо! Особенно мысль что тлен и страдание сближает и через эту призму не то что "не нравиться" может трансформироваться в некие положительные чувства,а даже открытая вражда словно лед начинает таять под лучами солнца...Одним словом,Ваш препарат крови (впрочем как и мой)имеет устойчивые антитела к некоторым вирусам...)))
edgar_leitan
Oct. 19th, 2012 11:28 pm (UTC)
Антитела эти вырабатывались долгими годами, даже десятилетиями болезней, исцелений и связанного с этим естественного отбора :)
irescha
Oct. 19th, 2012 11:05 pm (UTC)
Эдгар!Я бы хотела поделиться некоторыми выдержками из этого текста со своими друзьями у себя в блоге.Но здесь есть места,специфические,отсылающие к религиозным учениям и духовным практикам....могу ли я их опустить при публикации у себя?
edgar_leitan
Oct. 19th, 2012 11:26 pm (UTC)
Пожалуйста, на Ваше усмотрение!
mikhail_bar
Oct. 20th, 2012 06:20 am (UTC)
спасибо.
есть в "правдоматкорезании" желание сразу прыгнуть в суть
себя-иного-предмета разговора, нежелание блуждать вокруг да около.
в чем-то это хорошо. но травматично, и есть риск петь свои песни не замечая ничего вокруг. вообще - это удивительно, сколь мы все закручены на себе и даже Бога используем в манифестации себя, и потому
можем общаться долго - при этом вовсе не услышав никого кроме себя.
edgar_leitan
Oct. 20th, 2012 10:27 am (UTC)
Да, про общение -- это печальная правд, как мне кажется.
(no subject) - mikhail_bar - Oct. 20th, 2012 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 20th, 2012 12:02 pm (UTC) - Expand
orientproject
Oct. 20th, 2012 06:35 am (UTC)
Поделюсь своим представлением в связи с тантрой. По-моему, в зрелом своем виде она должна привести к пониманию, что не только я есть Шива, но и другой тоже есть Шива. Вообще в конечном счете все есть Шива, в том числе и все то, что не нравится. Если кто-то (или что-то) не приемлемо, то это проблема не приемлющего. Если ты уж адвайтавадин, то все нравится-не-нравится придется списывать на личную обусловленность и личные иллюзорные представления.
А еще на более высоком уровне тантра должна приводить к состраданию, ну просто математически: если всякий я есть Шива, и всякий Атман есть Брахман, то страдания каждого мучимого двойственностью Атмана должны быть понятны всякому я. В конце концов, все мы тут в одной лодке-сансаре ) В общем, осознание тождества должно привести к состраданию.
edgar_leitan
Oct. 20th, 2012 10:32 am (UTC)
Я знаю и понимаю, как теоретически быть "должно", поскольку читывал тексты, и даже на санскрите. И христианство вроде бы "должно" приводить к любви и прощению. А оно -- вона как происходит, в реальности: "Мы не толстовцы..." Получается, что от высших этических императивов учений мало что зависит. Зависит от чего-то ещё. От конкретной природы или особенностей того или иного человека?..
Кроме того: в индуистской тантре, в отличие от буддийской, этический акцент с самого начала всё-таки не на сострадании, а на шакти, т. е. богоподобной силе и власти.
alexwed
Oct. 20th, 2012 08:13 am (UTC)
"...Hемалое число из встречавшихся мне западных тантристов..."

Вспомнилась история про то как пригласили одного очень уважаемого Ламу (в Киеве дело было если не ошибаюсь) приехать дать передачу на какой то из гневных аспектов. На передачу собралась весьма колоритная тусовка олдовых буддистов, все ждут Ламу. Лама придя вместо того чтобы сесть на возвышении и начать передачу походил по залу, позаглядывал в глаза, пошептал чего то, а потом и говорит: А вот хрен вам всем по всей липкой морде а не передача! практика гневных аспектов такого уровня предполагает хорошо развитую бодхичитту у практикующего, иначе перерождение в низших мирах неминуемо. У присутствующих здесь оной не наблюдаю совершенно, а поскольку нехочу стать причиной рождения вас в адах мы сейчас будем практиковать развитие бодхичитты.
После чего дал передачу на Ченрезига и всеь курс упражнял присутствующих на шестислоговой мантре (ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ).
edgar_leitan
Oct. 20th, 2012 10:34 am (UTC)
О, какой хороший Лама! Проницательный и мудрый. Уважаю :)))
Да, среди тибетцев, и даже относительно молодых, мне такие встречались.
triglochin
Oct. 20th, 2012 08:26 am (UTC)
Спасибо за размышления! Эта тема - из тех, о которых всегда людям приходится думать.
Мне показалось, что близка по смыслу мысль Льюиса о том, что церковь как раз тогда церковь (наверно, в смысле общины, draudze - а то слово "община" уже обросло.. ассоциаями, а слово "приход" уже не отражает первоначального смысла), когда там собраны не похожие, а очень разные, даже во многом - далекие друг от друга люди.
(со мной та и происходило - когда сначала заставляешь себя "терпеть" человека странного, даже неприятного, со временем отношение меняется. Хотя тут свои подводны камни, но не потому, что сам подход неправильный).

Мне труднее всего справиться с ситуацией, когда кто-то, в остальном, возможно, вполне симпатиный, очень убежденно исповедует неприемлемые для меня вещи. Как правило отмалчиваюсь (от дискуссий мало толку, одна ссора). Вроде, не вражда, но и любви точно нет..
edgar_leitan
Oct. 20th, 2012 10:40 am (UTC)
"Приход" своей этимологией очень соответствует нынешней сути приходов. Приход и уход.
Относительно "общины": во главу угла ставят почему-то единомыслие, но в политической плоскости это уже зачатки тоталитаризма. Все общины гордо группируются вокруг личности их основателя. Убери их -- и тут же перессорятся.
Честно сказать, я даже не знаю, что из этого вывести. Поскольку я очень уважаю privacy, мне как-то уютнее именно в анонимном "приходе", а не в общине, где каждый норовит чисто "по-братски" залезть в твою личную жизнь, сиречь под одеялко.
(no subject) - triglochin - Oct. 20th, 2012 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 21st, 2012 08:53 pm (UTC) - Expand
princessrimosa
Oct. 20th, 2012 09:58 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!
Этот буддийский путь, когда тлен и страдание сближают, прямо реплика из Достоевского, который устами одного из своих немного заблуждающихся героев утверждал, что мир без личного Бога, а значит без надежды на бессмертие, почувствует общее сиротство. И люди, объединенные будущим тленом и не вознагражденными после смерти страданиями, перестанут друг друга ненавидеть.
А еще иногда предлагают бороться с "не нравится", оказывая услуги и делая подарки субъекту, который вызывает антипатию. Я решила попробовать этот способ, но результата не было. В итоге, не нравящийся человек проникся ко мне теплыми чувствами, но продолжал меня раздражать по-прежнему.
edgar_leitan
Oct. 20th, 2012 10:45 am (UTC)
Упомянутый Вами "метод" очень хороший. Во-первых, он действительно способен "ко мне" расположить прежде нерасположенного человека. А раздражение обычно проходит или уменьшается, если достаточно длительно и регулярно анализировать его причины. Они обычно оказываются в себе самом.
Но всё это полезно, когда живёшь на тесном пространстве (в общине, семье, на рабочем месте), и общения с человеком раздражающим никак не избежать. Если этих жёстких условий нет, можно просто вежливо держать дистанцию -- тоже выход.
(no subject) - princessrimosa - Oct. 20th, 2012 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 20th, 2012 11:59 am (UTC) - Expand
livejournal
Oct. 20th, 2012 11:04 am (UTC)
Инстинкты, культурка, христианство и немножечко будди
Пользователь irescha сослался на вашу запись в записи «Инстинкты, культурка, христианство и немножечко буддизма» в контексте: [...] уппа крови"... Оригинал взят у в Инстинкты, культурка, христианство и немножечко буддизма [...]
az_pantarei
Oct. 20th, 2012 03:18 pm (UTC)
"Всегда так было, как бывало. Таков издревле белый свет.
О тантристах и ... Вечная проблема - реализация, осуществление в собственной жизни. Заповеди, принципы, даже духовная практика могут быть на высоте. Но результаты практики - их может и не быть, они могут быть даже негативными. Это факт.
И кстати об университетской атмосфере. Интеллект и мораль не имеют прямой связи
У нас уже ЦЕНЗУРА вместо редактуры? (2010)
АВТОР: В карме нет ничего отрицательного или таинственного - что посеешь, то и пожнешь. А что в христианстве? Отвергая концепцию кармы, оно на деле принимает догму о суперкарме. Ведь что такое «первородный грех»? Адам и Ева когда-то совершили грех непослушания, а мы все почему-то страдаем из-за их греха.
Другое нелепое христианское учение – в кальвинизме. Якобы изначально Бог предопределил одних к спасению, а других – к вечному проклятию. И нам неизвестно, кто проклят, а кто спасен. Здесь, вопреки основным установкам христианства на равенство всех людей перед Богом, мы видим отрицание свободы воли и деление на избранных и отвергнутых.
РЕДАКТОР: В Вашем тексте содержатся прямые выпады против «не вашей» религии, пусть Вам и кажется, что они справедливы. Эти моменты в научных статьях неуместны. Необходимы толерантность и корректность. И кроме того, есть некоторые щепетильные «поля», переходить на которые... ну, не нужно. У нас не дискуссионный клуб, в конце концов, и не выяснение отношений, какая религия\традиция лучше. У нас давно сложился вполне доброжелательный, взаимоуважительный дух, и такие выпады в адрес любой древней традиции, оставивший исключительный след в мировой культуре (не только христианства, но любой!) просто недопустимы.
edgar_leitan
Oct. 21st, 2012 08:43 pm (UTC)
Re: "Всегда так было, как бывало. Таков издревле белый св
В карме очень много таинственного и неисследимого, необъяснимого. Так -- во многих древнеиндийских источниках. На европейских языках на сей счёт полезна книжечка Хальбфасса: Wilhelm Halbfass, Karma und Wiedergeburt im indischen Denken. München 2000.

O божественном предопределении и свободе воли (или -- свободе и смысле человеческого деяния) -- очень много рассуждений ещё в Махабхарате, а не только в христианстве.

Про концепцию первородного греха: тут множество традиций истолкования, никак не меньшая вариативность, чем в случае индийских философем или теологуменов.
о нелепости - edgar_leitan - Oct. 21st, 2012 08:57 pm (UTC) - Expand
az_pantarei
Oct. 20th, 2012 03:22 pm (UTC)
И еще об "атмосфере".

(ОБ МГУ)
Б. С. Кузин – А.А.Любищеву, 26.02.1952
...Последнее мое пребывание в Москве оставило у меня тяжелое впечатление. Очень уж там весь народ (университетский) испаскудился. Все охвачены честолюбием. Грызутся между собой. Топят друг друга. Костят каждый каждого с идеологических позиций, хотя никто ни хрена не понимает ни в какой философии, в том числе и в марксистской. Частые инфаркты и инсульты не охлаждают пыла пакостников и честолюбцев. Если не все мои знакомые входят в эти две категории, то другая часть их проявляет позорное малодушие и трусость. Мне до сих пор в глубине души было досадно, что я оказался вне Университета. Теперь же я совершенно искренне не желал бы находиться в нем. И как знать, может быть, это была особая милость судьбы ко мне, что я там не остался. (Любищев. Наука и религия. 2000. С. 350).

edgar_leitan
Oct. 21st, 2012 08:45 pm (UTC)
Да, честолюбие и болезненная соревновательность -- очень характерны именно для университетской среды. Дело и понятно -- должности, то есть деньги, гранты опять же...
dyrbulschir
Oct. 21st, 2012 05:29 am (UTC)
Прекрасно, и все -- будто для меня. Спасибо Вам большое.
edgar_leitan
Oct. 21st, 2012 08:37 pm (UTC)
Спасибо! :)
ballilogh
Oct. 22nd, 2012 07:04 pm (UTC)
"Насколько ты не 'phags pa ("пхак-па": благородный арья), но презренно хрюкающий phag pa ("пхак-па"!), обыкновенная свинка."
Блестяще!
edgar_leitan
Oct. 22nd, 2012 10:00 pm (UTC)
:)
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 22nd, 2012 10:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ballilogh - Oct. 22nd, 2012 10:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 23rd, 2012 12:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - ballilogh - Oct. 23rd, 2012 12:38 am (UTC) - Expand
az_pantarei
Oct. 23rd, 2012 01:54 pm (UTC)
Но речь была еще и о другом
Спасибо за сведения о первородном грехе и пр. НО речь прежде всего была не об этом, а о том, что редактор берет себе роль цензора. Запрещая рассуждать на определенные темы. Неслыханно, даже в советские времена, по кр. мере в сфере философии, этого не было (я защищал диссертацию по адвайта-веданте на основе Веданта-сары около 1982г.)
Кстати, на днях у нас отменили показ спектакля "Лолита" по протесту КАЗАКОВ (педофилия!").
( 35 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com