?

Log in

Previous Entry | Next Entry

rahner

Сегодня, разыскивая какую-то необходимую книгу среди своих шкафов, полок и книжных напольных нагромождений, вдруг наткнулся на 5 томов из 16-томного собрания трудов великого немецкого католического теолога Карла Ранера, иезуита. Как-то я совершенно позабыл, что приобрёл это собрание (вернее, часть) в аверинцевской "Яме" (в подвальном антиквариате на Liebiggasse в Вене) несколько лет тому назад. Отдельные издания трудов Ранера в виде книг у меня лежат на видном месте (вроде "Grundkurs des Glaubens", или "Sendung und Gnade"), а об этом запамятовал.


Вот, думаю, дожил. В последнее время нередкой была ситуация, когда я чётко знал, что та или иная книжка у меня есть, но никак не мог её найти в общем ворохе, тем более что расставлены мои книжки в два ряда, а другие ещё и штабелями лежат поверх — на той же полке. Теперь, оказывается, наступила следующая стадия беспамятства: забыл, что такие-то книжки у меня вообще имеются.

К бренным останкам К. Ранера в крипте университетской иезуитской церкви я всегда хожу на почтительное поминовение, когда бываю в Иннсбруке, где некогда (очень давно) и сам был новицием Общества Иисуса.

Подробную его биографию читающие по-немецки могут посмотреть здесь. В русской Википедии — совсем маленькая статейка.

Карл Ранер был одним из крупнейших христианских богословов 20-го века, получивших ещё строгое нео-схоластическое образование на латыни, с жёсткими диспутами и подобными его атрибутами, пока этот тип учёности в Европе окончательно не извели. Естественно, как и всякий иезуит — полиглот. Знаток классических и новых языков. В своей мысли — ученик Канта и французов Жозефа Марешаля и Мориса Блонделя. Непосредственный ученик Мартина Хайдеггера. Восторгался польским иезуитом Эрихом Пшыварой, которого также очень любил, как мне сам об этом нередко рассказывал, С. С. Аверинцев.

Наибольшие импульсы для своего богословствования патер Ранер [у германоязычных иезуитов принято именовать своих собратьев по фамилии, предваяя ей слово Pater — обозначающее орденского священника или монаха, в отличие от обычного епархиального священника, которого называют Herr (Pfarrer) N.] получил из углублённого и продолжительного чтения церковных Отцов первого тысячелетия христианской эры, что для католической мысли первой половины века было "основательно забытым старым". Под всеми этими разнообразными влияниями разрабатывал "трансцендентальную теологию". Оказался богословом, решающим образом повлиявшим на Второй Ватиканский Собор.

При этом мне ясно, что большинству русскоязычных читателей имя Карла Ранера едва ли знакомо, разве что католикам, — да и то всем ли? Когда я говорю "Vaticanum-II", то у кое-что знающих некатоликов или католичествующих эстетов этот церковный Собор связывается с обновленческим движением, кардинально изменившим Католическую Церковь в 20-м веке, что по определению для таких эстетствующих любителей музейной старины и себя в качестве экспоната — однозначно плохо. И очень смешно и одновременно грустно читать какого-нибудь православного профессора Осипова, в своих лекциях борющегося с химерой католичества, давно в жизни не существующей, разве что в заповеднике (гоблинов?) или узком гетто последователей раскольников кардинала Лефевра.

Карл Ранер был церковным интеллектуалом в лучшем значении этого слова. Как иезуит он навык регулярной и строгой духовной практике, то есть в душе его был порядок [*Практика, вытекающая из структуры и духа "Духовных упражнений" св. Игнатия Лойолы — это, конечно, дело вкуса. Но нельзя не признать, что в наш век любви к бесформенным мечтаниям, в том числе и в области религии,-- к не обязывающим ни к чему серьёзному играм в духе постмодернистского трёпа, она придаёт личности свой особый формат, а некоторым даже специальный аромат. Конечно, про невротическую, тёмную религиозность а-ля хоругвеносцы или казаческие боевики, обильно испускающую свои ни с чем не сравнимые миазмы, я тут не говорю].

Как у человека с основательным и многодесятилетним классическим образованием (у него были доктораты по теологии и по философии; хотя он и считал себя больше богословом, нежели философом) у него был — порядок (ordo) в голове. Это то, что не хватает нашим современным европейским студентам-теологам, колеблющимся навстречу всякому новомодному веянию, подобно травинке на ветру. Про европейских студентов-гуманитариев (филологов, историков) я вообще не говорю, — у тех порядка ещё на порядок меньше, — поскольку исходят они нередко из глубоко укоренённого и со школы в головы вдолбленного отрицания христианства, породившего их культуру. Ну, а про российских студентов, наверное, вообще надо скорбно помолчать, постояв минутку с непокрытой головой, как над покойником.

До интеллектуального и культурного уровня, породившего таких великанов духа, как Ранер (или как Бальтазар, или Любак...), нынешним российским церковным деятелям надо развиваться, верно, ещё многие десятки, а то и сотни лет. Поскольку в русской церкви не видно того, что было у Ранера, что стало обычным явлением после бури 2-го Ватиканского Собора. Это открытость, попытка христианина не быть более запылённым, подгнившим музейным экспонатом под засиженным мухами стеклом, предметом насмешек любого самодовольного, утерявшего корни образованца, мнящего себя умным и "современным", но осмыслить опыт, что дал человечеству гораздый на потрясения 20 век, при этом остро, с благодарностию памятуя о своих корнях. Про определённый культурный уровень я не говорю, это подразумевается само собой.

Эта желаемая открытость христианина новым явлениям мира подвигла Ранера на то, чтобы, будучи во всеоружии лучших достижений философской и богословской европейской мысли, принять как мыслительный вызов распространившиеся в Европе марксисткие идеи. Также он выступает активным защитником идеи о необходимости диалога Церкви с естественными науками и естественнонаучным мировоззрением, как и его менее счастливый собрат по ордену Пьер Тейяр де Шарден.

Итак, что мы в лице Ранера имеем, и чего так не хватает большинству из современных человеков гессевской "фельетонной эпохи"? Это иерархия упорядоченных структур:

1) высокий уровень общей культуры, связанный не в последнюю очередь с многоязычием и общей начитанностью,
2) порядок в душе (о его достижении с помощью "Духовных упражнений" постоянно твердит прагматика иезуитской педагогики),
3) порядок в голове (навык методически мыслить: интеллектуализм не как ругательное слово, но как высшая похвала);
4) открытость новым идеям, способность к дальнейшему развитию и позитивному изменению, к усложнению структуры личности.

Зададим себе этот вопрос и постараемся на него честно ответить — много ли мы знаем таких людей, являющихся экземплификаторами, хотя бы отдалёнными воплощениями этого идеала европейской благородной личности? Имеется ли вообще этот идеал в нынешней российской православной духовной культуре (вернее, именующей себя "православной"), мнящей себя заменителем новой общенародной идеологии взамен канувшей старой, когда, увы — "люди всё те же"?.. Про "православную интеллектуальную культуру" и спрашивать боюсь. Опасаюсь, что слова: разум, интеллект, мышление — скоро вообще объявят в России ругательными, а носителей этих сущностей будут сажать в тюрьмы как врагов народа или расстреливать.

Мне довелось хорошо знать нескольких иезуитов, близко знавших профессора К. Ранера и бывших его учениками. А один из них, Карл Нойфельд, с кем выходило почти ежедневно столоваться в течение года в далёкие 1993-94 гг., был даже его официальным биографом. Моя научная руководительница в области религиоведения и тогдашний "индийский" духовный ментор проф. Беттина Боймер училась в Мюнхене у К. Ранера, написав докторскую о концепции "божественной игры" в индийских религиях. А другой человек, на меня, как я в последние годы всё больше замечаю, немало повлиявший, мой друг и некогдашний начальник, банедиктинский аббат Хайнрих Ференци [*его двоюродная бабка, графиня Ференци, была главной фрейлиной у императрицы Елизаветы, супруги австрийского императора Франца-Иосифа] — регулярно читал труды Карла Ранера в качестве вечернего духовного чтения.

P. S. Все эти мысли пронеслись при моей случайной находке позабытых книг, когда сел и основательно их пролистал. Вообще, обычно очень трудно бывает объяснить некоторым людям, мнящим себя "современными", образованными и умными, — как в Западной Европе, так и в России, — что теология или богословие — это несоизмеримо больше, нежели примитивный пересказ для идеологически обрабатываемых детей или придурковатых, недалёких и фанатичных "верующих" сюжетов Библии или пунктов краткого катехизиса. В этом отношении я постепенно бросаю любые свои попытки, скорчившись в тихом отчаянии: бетонную стену лбом не прошибёшь!

kripta

[На снимке — место вечного упокоения останков К. Ранера в стене крипты Иезуитской церкви в Иннсбруке, локус моего маленького приватного паломничества].

Comments

( 55 comments — Leave a comment )
adiaphora22
Oct. 29th, 2012 01:51 am (UTC)
Да)Я тоже не помню где стоят некоторые книжки, и тоже забываю,дома ли,или отданы на хранение,на почитать,на подарок,в добрые руки при переезде? тем интереснее находки! правда однажды у меня сошлись три экз одной и той же книги)текст бывал нужен время от времени, и казалось, что легче купить,чем вспоминать у кого гостит книжка.
Ранера в России, конечно, знают,-хотя бы в связи со словарем,и не только католики,а кто хочет читать книги. не могу сказать,что католики в массе сильно грамотней православных или наоборот. пожалуй,отмечу ,что в России появилось много старообрядцев с университетским образованием в последние годы.
Но желание читать,оно либо есть,либо нет, тут не конфессии и юрисдикции виноваты.
edgar_leitan
Oct. 29th, 2012 02:00 am (UTC)
Не конфессии напрямую, но формируемый ими тип культуры и базисные мировоззренческие установки. Совсем упрощённо, для известной дихотомии католичество/православие: это ценность автономного человеческого разума для первого и подозрительное к нему отношение -- во втором случае. Я понимаю, что это формула, но мне кажется, что это не совсем далеко от положения дел.
Что до российских католиков, то они тоже продукт советского времени, как и нынешние православные. В массе своей. Правда, католичество, даже исповедуемое в России, всё равно несёт в себе вектор открытости европейской цивилизации. По самому своему бытию инаковым.
livejournal
Oct. 29th, 2012 05:21 am (UTC)
Стадии склероза и исцеление от беспамятства
Пользователь v_strane_i_mire сослался на вашу запись в записи «Стадии склероза и исцеление от беспамятства» в контексте: [...] Оригинал взят у в Стадии склероза и исцеление от беспамятства [...]
livejournal
Oct. 29th, 2012 07:33 am (UTC)
Карл Ранер
Пользователь alpinist сослался на вашу запись в записи «Карл Ранер» в контексте: [...] Originally posted by at Стадии склероза и исцеление от беспамятства [...]
alpinist
Oct. 29th, 2012 07:36 am (UTC)
спасибо, прекрасное изложение. Перепостил у себя (надеюсь, Вы не против)
edgar_leitan
Oct. 29th, 2012 07:50 am (UTC)
Спасибо. Конечно, не возражаю.
segop
Oct. 29th, 2012 09:01 am (UTC)
здесь некогдагулял и я...
Утешили вы меня, любезный Адмор, поминовением и светокопией сей достопамятной крипты. Помнится, во времена досюльные зрели мы вместе с Вами узоры надписи надгробной достославного сего феолОга. Вспомнились и зелёные попуги в императорском парке, и возглас, потрясший горы альпския: минералка, минералка!
О, сколь же быстротечен час жизни нашей! И необратим к тому...
edgar_leitan
Oct. 29th, 2012 10:40 pm (UTC)
Re: здесь некогдагулял и я...
Ва-ва, блаженный Геронте-Ребенью, любовно нарицаемый в народе тибетаньско-санскрытаньском Гуру-Римпоче! Я вспоминал как раз давеча наши утешительныя, но увы, такия далёкия уже прогулочки в сей местности, и резвое журчание в камениях горных -- минералки, и клёкот папугов в величественных кронах платанов. И вправду, увы, скоротечен век наш, подобный сроку бестолковаго мотыля близ огния полыхающаго, напоминающаго и жар ревностной любви Саваофовой, на кою едину уповаем, и гехинном проклятый, с червием его зуботочащим!

Побывав вновь в сем горном граде летом, что-то папугов зелёных там в парке не обнаружил. Не знаю, живут ли ещё, или сгинули по прихоти злой непогоды.
А стеночка в крипте, за которой покоится рекомый многоучёный прохвессор, явно уже нуждается в ремонтии, бо пооблупилась преизрядно. Уже несколько батюшек я там обнаружил мирно почивающими, с кем доводилось и столоваться, и беседовать продолжительно. Да, воистину человек есть трость, ветром колеблемая! С той нашей прогулочки, Наставниче, уже порядка 16 годочков минуло. Вот оно как...
klausnick
Oct. 29th, 2012 11:52 am (UTC)
"его менее счастливый собрат по ордену Пьер Тейяр де Шарден."
Почему менее счастливый?
edgar_leitan
Oct. 29th, 2012 10:42 pm (UTC)
Потому что начальство орденское на него зуб преизрядный имело, за неортодоксальность взглядов. Один из многих, от рук собратиев-христьян пострадавший.
nikaan
Oct. 29th, 2012 01:25 pm (UTC)
А что Вы думаете о Лосском? Относительно современный православный богослов - писал он довольно мутно, но мне вот понравилось..
nikaan
Oct. 29th, 2012 02:02 pm (UTC)
а Осипов довольно странный чел. То есть он, несомненно, весьма известен, но я видел видео с ним - мне он очень как человек не понравился, я не стал дальше смотреть. И я читал странную дискуссию на тему претворения вина и хлеба в плоть и кровь, где Осипов довольно некрасиво по форме отстаивал точку зрения, что нет, не претворяется, точнее, претворяется, но в каком-то странном смысле
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 29th, 2012 10:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Oct. 29th, 2012 10:44 pm (UTC) - Expand
nlzo
Oct. 29th, 2012 03:25 pm (UTC)
Как же вы прекрасно пишите. Завидую стройности мысли и красоте изложения.
Вы перечисли 4 составляющих, которых не хватает? А если у Вас мысли по поводу методов, которыми можно развить данные качества? Также интересует, что подразумевается под "Духовными упражнениями"? Cпасибо.
edgar_leitan
Oct. 29th, 2012 11:02 pm (UTC)
Имеются в виду "Духовные упражнения" св. Игнатия Лойолы, основателя Общества Иисуса (ордена иезуитов). Eсть русское издание http://arhe.com.ua/product/duhovnye-uprazhnenija-duhovnyj-dnevnik-ignatij-lojola/.
Ну или погуглите: материала в инете масса, только не всему следует доверять. У Кураева, естественно, ведётся жёсткая их критика.
Духовная дисциплина и "реколлекции", выстроенный по модели ДУ св. Игнатия, произвели очень большое влияние на последующую Церковь. Не говоря о том, что составляют "фирменный знак" самого ордена.
Мысли по поводу развития упоминавшихся качеств есть, но боюсь, что тут несколькими словами не обойтись. И занимает это слишком много лет, требуя, по сути, всей жизни. Мы-то часто что хотим? -- здесь и сейчас, вынь да положь! :) Я понимаю искренность Вашего вопроса, но немного теряюсь перед неохватностию и глубиной темы.

Edited at 2012-10-29 11:04 pm (UTC)
(no subject) - nlzo - Nov. 6th, 2012 11:27 am (UTC) - Expand
ballilogh
Oct. 29th, 2012 06:43 pm (UTC)
Любезный Эдгар!Восхищаюсь - тысячи тысяч раз и еще тысячи! - Вашим великолепным стилем (вот это РУССКИЙ язык, великолепный, интеллектуальный, резко противопоставленный нынешнему волапюку) и логикой изложения! Je tire mon chapeau! А что до отечественных... мудрил, с позволения сказать, то интеллекта там ни на грош, зато гонору - полно. И прав был Шпет, тысячи раз был прав, риторически вопрошая, отчего ж Русь невегласила - от велий ли премудрости, или оттого, что сказать было нечего. Интеллект среди православных не в почете, светские граждане-филозофы занимаются словоблудием и словопорождением (так и хочется написать: словоопорожнением), взять тех же гг. Дугина или Хоружего. Нету, нету порядка в головах: на плечах не Kopf, а Topf (хотя копф от топфа этимологически происходит), да и тот не варит. Не хватает, ох как не хватает нашим студиозам (не пащенкам послешкольным, а тем, что постарше) ни выучки немецкой (филологической, строгой), ни схоластического натаскивания (вот школа мысли - логика, последовательность изложения, выверка). А ведь лезут толковать не Канта с Гегелем, не Хайдеггера, не Лаканов с Дерридами, а Веды, китайскую философию, буддизм... Вот уж и впрямь, "не понимая ничего", читают "Фауста" в вагоне.
Миль пардон, но уж очень тема актуальная.
И спасибо за рассказ, давно не получал такого удовольствия от чтения своего современника.
edgar_leitan
Oct. 29th, 2012 11:25 pm (UTC)
Спасибо, уважаемый коллега, на ласковом слове и одобрении! :) Сам-то я не весьма много ценю свои литературные или научно-полулярные экзерсисы, полагая их скорее крайне сырыми экспромтами, неуклюжими наработками для дальнейшего развития отдельных, любопытных мне самому мыслей.

Надо признаться, что схоластические традиции я в полной мере научился ценить даже не в духовной семинарии, где спервоначалу преподавали даже отчасти на латыни по неосхоластическим компендиям, и не в церковных орденах, где довелось в целом ряд лет провести. Нет, вкус к схоластической дисциплине ума развивался постепенно уже во время востоковедного образования, при штудировании древнеиндийских и тибетских схоластических трактатов, под руководством замечательных представителей германских филологических и историко-философских востоковедных наук. Просто с некоторыми учителями впс повезло :))
edgar_leitan
Oct. 29th, 2012 11:33 pm (UTC)
a propos Фауст
Один мой старинный венский приятель-германист и большой тогда студент-оригинал (пока не вырос и не заматерел, оригинальность подрастеряв), именно что никогда не расставался со своим карманным томиком Гёте, читая его в вагоне метро. Сам я не расстаюсь в транспорте с карманным томиком Бх-Гиты, для заучивания наизусть и повторения. Моё маленькое утешительное делание уже довольно много лет. В конце концов я вроде как студиозус-санскритолог, помимо прочего. Ну и Magister Ludi Касталийской Академии Изящных наук, чайный брахман священного Джатибхуты :)) Noblesse oblige...
Re: a propos Фауст - ballilogh - Oct. 29th, 2012 11:52 pm (UTC) - Expand
Re: a propos Фауст - edgar_leitan - Oct. 30th, 2012 12:02 am (UTC) - Expand
Re: a propos Фауст - ballilogh - Oct. 30th, 2012 12:17 am (UTC) - Expand
Re: a propos Фауст - edgar_leitan - Oct. 30th, 2012 12:58 am (UTC) - Expand
Re: a propos Фауст - ballilogh - Oct. 30th, 2012 06:17 am (UTC) - Expand
Re: a propos Фауст - edgar_leitan - Oct. 30th, 2012 12:25 pm (UTC) - Expand
Re: a propos Фауст - ballilogh - Oct. 30th, 2012 12:30 pm (UTC) - Expand
Re: a propos Фауст - edgar_leitan - Oct. 30th, 2012 12:50 pm (UTC) - Expand
Re: a propos Фауст - ballilogh - Oct. 30th, 2012 12:58 pm (UTC) - Expand
Re: a propos Фауст - edgar_leitan - Oct. 30th, 2012 01:19 pm (UTC) - Expand
Re: a propos Фауст - ballilogh - Oct. 30th, 2012 01:24 pm (UTC) - Expand
Re: a propos Фауст - edgar_leitan - Oct. 30th, 2012 01:36 pm (UTC) - Expand
Re: a propos Фауст - ballilogh - Oct. 30th, 2012 03:54 pm (UTC) - Expand
Re: a propos Фауст - edgar_leitan - Oct. 30th, 2012 01:04 am (UTC) - Expand
mikhail_bar
Oct. 29th, 2012 08:42 pm (UTC)
Благодарю за это эссе.
К сожалению,Вы, как мне представляется,
верно описываете положение дел у нас.
Прошу прощения,я как человек новый в Вашем ЖЖ,
не знаю - есть ли среди Ваших текстов воспоминания
о встречах и разговорах с Аверинцевым?
Было бы интересно прочесть.
edgar_leitan
Oct. 29th, 2012 11:13 pm (UTC)
С. С. Аверинцев
В ЖЖ эти мемуары разбросаны по нескольким постам. Их уже перетащили в какие-то интернет-библиотеки и даже интернет-сборники. Надеюсь, что не издадут пиратски в виде книги, без моего дозволения и редактуры. Но имейте в виду, все эти воспоминания ещё должны мною дополниться и редактироваться. Вот один из вариантов, который я считаю черновым, но который, тем не менее, вольно гуляет по просторам инета: http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/1001879/4/Averincev_Sergey_-_Vospominaniya_ob_Averinceve._Sbornik..html

Ещё есть пост с выложенными фотками -- "По Аверинцевским местам в Вене": http://edgar-leitan.livejournal.com/12804.html
Были и ещё какие-то посты, по мелочи. Лучше всего пройдитесь по тэгу "Аверинцев" в моём ЖЖ. Уже сам толком всего не упомню.
Re: С. С. Аверинцев - mikhail_bar - Oct. 30th, 2012 07:50 am (UTC) - Expand
Re: С. С. Аверинцев - edgar_leitan - Oct. 30th, 2012 12:25 pm (UTC) - Expand
sergi
Oct. 30th, 2012 10:33 am (UTC)
Спасибо Вам Эдгар за этот материал.
edgar_leitan
Oct. 30th, 2012 12:25 pm (UTC)
Добро пожаловать!
az_pantarei
Oct. 30th, 2012 01:46 pm (UTC)
Осипов?
Если это А.Осипов, автор пособия по апологетике для семинаристов и рассуждений о движущих силах цивилизации ( и проч.), то впечатление - не из лучших. Что стоят хотя бы его рассуждения о науке ( в пособии), , где он сводит тему к анекдоту. В науке, мол, как в детективе: много версий, а конце оказывается верным то, чего не предполагали. Вообще чувствуется обскурантизм. И это в то время, когда наука и образование не в лучшем состоянии. 30% россиян считает, что Солнце вращается вокруг Земли, в школе уже несколько лет не преподается астрономия ...
А Лосский - достойный автор.
edgar_leitan
Oct. 30th, 2012 01:57 pm (UTC)
Re: Осипов?
Да, это именно тот самый профессор А. Осипов. В православной среде он, насколько знаю, весьма популярен. Это именно тот тип псевдоинтеллектуала, призвание которых -- ругать всё не своё и любыми средствами заниматься апологией "своей" идеологии: и серьёзную академическую науку, которую они не понимают, порицают, и чуждые своей конфессиональной идеологии направления мысли с ходу отвергают.
Хотя его выступления должны звучать для среднестатистического православного верхом как интеллектуализма, так и идеологической "правильности".
Re: Осипов? - nikaan - Oct. 31st, 2012 10:09 am (UTC) - Expand
idvik
Oct. 30th, 2012 05:11 pm (UTC)
Спасибо,очень интересно. К счастью Карл Ранер начинает выходить на русском.
И даже его брат Хуго Ранер, с удивительной работой Играющий Человек.
По русски вышло Основание веры. Карла Ранера.
Издательство ББИ выпускает сейчас много хорошей литературы
http://bbi.standrews.ru/2012-04-01-12-43-54/2012-04-01-17-36-27
Вышло несколько работ Ханса Урс фон Бальтазара
И Карл Барт -Послание к Римлянам и два из планируемых пяти томов Церковной Догматики.
Можно включать Моцарта и таким увы невеждам как я, учится мыслить.
К сожалению все что Вы сказали совершенно верно, что конечно меня как человека живущешл в России, повергает в скорбь.
К сожалению не могу читать практически ничего из того что пишут наши, редкие исключения на портале Богослов ру, но все равно уровень не тот.

Очень интересен и еще не осмыслен опыт Бальтазара и Адриенны Шпейр,
насколько сейчас Католической Церковью верифицируется мистический опыт, буквально разговоры с тем же Лойолой.
Вот тут целая подборка если Вам интересно. С критикой

"Каков Бальтазар как богослов можно увидеть из его Послесловия к "Медитациям на Арканы Таро" Томберга, из описанных им подробностей "духовной связи" с визионеркой Шпейр и из иной подобной информации, ссылки на которую можно найти у меня в ЖЖ. Информация эта недвусмысленно свидетельствует о глубокой духовной прелести, в которой находился один из лидеров католического богословия второй половины XX века. Это уже само по себе должно бы насторожить его православных читателей. И если не заставить вообще отбросить тексты Бальтазара как заведомо несущие в себе заблуждения, то заставить быть особо бдительным при обращении к его богословскому наследию. А каков он в качестве патролога? Можно предположить, что уродливая духовная жизнь и соответствующее ей богословие отразились и на понимании святоотеческих текстов"
http://kiprian-sh.livejournal.com/?skip=10&tag=%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80

Не знаю меня то как раз восхитила смелость Бальтазара, когда читал его развернутую биографию.
Меня как ни странно больше всего пугает, что возможно не будет больше людей таого уровня как Ранер, Барт и Бальтазар, вот это по настоящему страшно, так как ни для кого не секрет, что вменямое православное богословия питается их идеями, пускай зачастую и сохраняя свою полемическую тональность.


livejournal
Nov. 10th, 2012 11:21 am (UTC)
No title
Пользователь nikaan сослался на вашу запись в записи «No title» в контексте: [...] ), понятнее песенка Калугина  2. с подачи http://edgar-leitan.livejournal.com/200467.html [...]
( 55 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com