?

Log in

Previous Entry | Next Entry

gurushishya

Несколько лет назад, когда я только начинал официально преподавать санскрит (тогда ещё только в виде дополнительных факультативных курсов), я иногда оставался в классе на час-два дольше, чем это было предписано расписанием. Со мной оставались один-два студента, и мы усиленно занимались санскритской грамматикой, гораздо более и глубже предписанного. Потом у меня возникла идея организовать нечто вроде регулярного домашнего семинара по вьякаране (традиционному санскритскому языкознанию). Также хотелось огранизовать свободный кружок любителей санскрита, чтобы что-нибудь читать и на санскрите же учиться об этом говорить. Но никто этими плодами моих тогдашних прекраснодушных мечтаний не воспользовался, и идея этих вольных семинаров умерла, так и не воплотившись в действительность.


Потом мне не раз приходилось беседовать с коллегами, а также самому болезненно размышлять, об этой едва родившейся, но тут же и умершей попытке: воплотить, — пусть в такой слабой форме imitatio, — древний идеал традиционных знатоков санскрита о совершенно бескорыстной передаче знаний.

Также и несколько моих более поздних по времени попыток воссоздать в какой-то степени ситуацию традиционного обучения языку у культуре древених индийцев [моё представление об "обучении культуре" остаётся прежним — культура через язык и через внимательное изучение текстов в оригинале, с цепочкой комментариев и с обсуждением на языке оригинала!] упорно натыкались на недостаток интереса и мотивации. Второй причиной затухания этих попыток был недостаток у немногих учеников времени.

Почему эта древняя идеальная модель оказалась совершенно не действующей в условиях нынешней действительности? Не буду говорить о том, что и сам учитель явно не дотягивает по всем статьям до идеала пандита-санскритиста. Сейчас не об этом речь.

По долгой рефлексии и после множества бесед с коллегами я понял, что дело не в "недостатке времени", — что это только стандартная отговорка нерадивых студентов. Дело в том, что я предлагал заниматься совершенно бесплатно, но требовал при этом регулярной самостоятельной работы, усидчивости и преданности делу (не себе!). Тогдашнее представление о том, что западные студенты благодарно оценят предложение бесплатной передачи знаний и опыта работы с текстами, натолкнулось на жёсткую реальность, полностью отличную от классического отношения традиционного индийского адепта, посвящающего свою жизнь изучению санскрита.

Суть этого, условно говоря, "западного" отношения — то, что даётся бесплатно, не имеет и никакой особой ценности! То есть, чтобы заинтересовать западного ученика, необходимо требовать за уроки приличествующей, высокой оплаты.

После таких размышлений и горького опыта я зарёкся когда-либо ещё преподавать санскрит (или тибетский) бесплатно. Кроме того, в ситуации, когда приходится разными способами зарабатывать на элементарную оплату регулярных счетов и пропитание, предлагать какие-либо бесплатные курсы — дело почти совсем безнадёжное, способное вызвать либо прохладный, быстро затухающий интерес, либо безответственное паразитирование.

Кроме того, санскрит оказывается западной публике (и российской, естественно, в том числе — здесь нет качественного различия!) по большей части интересен и увлекателен, когда его подаёшь в квази-магическом обрамлении, как какой-то фокус-покус, сулящий невиданные, неведомые доселе "духовные" возможности. Всякие там "постижения" и волшебные силы...

Когда же пытаешься, оставаясь интеллектуально честным и внутренне трезвым, говорить о том, что это всего лишь язык, как и любой другой (пусть и очень сам по себе непростой), который вполне возможно постепенно изучить и научиться понимать сочинённые на нём памятники словесности самых разных жанров, не будучи ни иссохшим аскетом или магом, ни вообще — древним индийцем или великим мастером медитационной акробатики, такое отношение вызывает нередко глубокую обиду и недоверие. Как же, "западные университетские интеллектуалы ничего не понимают", поскольку "и неспособны ничего понимать"!

Такое отношение, которое можно назвать довольно типичным, проникнутое или даже сформированное химерами далёких от реальности фантазий и безудержного потока риторических фигур самовлюблённой романтики, я как раз наблюдаю у одного из моих нынешних студентов. Пытаться разумно разговаривать с такими людьми — это как бы вести чуткую беседу с железобетонной стенкой: каждое твоё слово вызывает глухие отголоски, с увлечением слушающие свои собственные бетонные гулкие перестуки. Такие "ученики" уже заранее всё знают, как "есть на самом деле".

Довелось мне познакомиться и с методикой традиционного пандита (по имени Вагиш Шастри), бывшего когда-то даже ректором Бенарессого Санскритского университета им. Сампурнананды, чрезвычайно "раскрученного" среди западных адептов и, кажется, широко разрекламированного даже в России среди любителей санскрита, мудро берущего высокую оплату за свои уроки (что-то около 500 рупий в час или даже больше — за групповой "сеанс"; по индийским меркам очень даже дорого) с целого сонма западных учеников, среди которых, говорят, была даже Мадонна!

Изюминка, сиречь профессиональное know-how преподавания сего господина в том, что он, видите ли, волшебным образом с помощью одной лишь рецитации санскритских фраз "пробуждает и поднимает Кундалини". В общем, очередная тантрически, могущественно и завлекательно звучащая магия, то есть, попросту говоря, фокус-покус. Довелось мне основательно пообщаться с одним из его многолетних преданных учеников (смешанного индийско-немецкого происхождения). Произношение действительно хорошее (не чета выговору большинства европейских "академиков"), а вот изящество и сложность выражения и знаниe грамматики — совершенно не впечатлили.

Мой вывод — одною Кундалини и восторганием "языковой магией" в санскрите не отделаешься. Требуется ещё и вполне обычное, "скучное" изучение, знание грамматики с её тонкостями, и общая, широкая, как и глубокая, начитанность в самых разных текстах. То есть годы регулярной, рутинной работы и преданности делу. Однако на Западе, как оказывается, такая перспектива мало кого привлекает. Это как в случае с "йогой" среди западных адептов: если уж "просветление", то абсолютное, полное, самое высшее и самое "духовное", и к тому же — немедленно... В общем: "Таблеточки бы от жадности... Да побольше, побольше!.."

[На картинке — урок санскрита в Бенаресе, по учебнику Дешпанде, своему итальянскому, самому первому ученику (справа) и одному русскому студенту индийской музыки (слева). Препочтеннейший учитель достойно восседает, естественно, в самом центре]

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
edgar_leitan
Dec. 2nd, 2012 02:24 pm (UTC)
ЧестнОй учитель вообще склонен к некоторому юродству. А здесь, конечно же, ещё и ситуация нарочитого позирования :) Однако урок самый взаправдашний.
az_pantarei
Dec. 2nd, 2012 02:45 pm (UTC)
Вообще, если есть желание, а нет ПОТРЕБНОСТИ, то изучение языка неэффективно. Язык должен быть необходим. На всю жизнь. Как он необходим носителю языка.
В связи с этим - нереально требование-пожелание: знать местный язык в той стране, где есть возможность общаться на том языке, который понятен и тебе, и местному населению. Одного "уважения" недостаточно для серьезной мотивации. К тому же многие мало споособны к усвоению иноязыков.

Edited at 2012-12-02 02:47 pm (UTC)
edgar_leitan
Dec. 2nd, 2012 11:06 pm (UTC)
Да, Вы правы кроме желания -- должна быть сильная мотивация. Но, как мы знаем из буддийских текстов Пути, мотивация -- вещь вполне наживная. То есть, её возможно развивать. Если ясно видишь или формулируешь для себя цель, естественно. Необязательно эта цель должна быть религиозная или сотериологическая. Прагматика может быть вполне мирской и конкретной, -- необязательно pha rol tu phyin pa.
mikeura
Dec. 2nd, 2012 02:52 pm (UTC)
согласен с предыдущем оратором, для продвижения в санскрите, наверное, это на какой-то довольно значительный период должна стать центральным делом жизни, к чему готовы немногие
edgar_leitan
Dec. 2nd, 2012 11:12 pm (UTC)
Студенты начинают понимать это зачастую не ранее, чем на второй, а то и третий год интенсивного обучения. Только -- начинают понимать...:)
Да, требовать от обычных, средних западных студентов (даже индологов) полной самоотдачи в деле обучения санскриту, когда совершенно неясны перспективы элементарного заработка этой штукой "на хлеб" -- дело безответственное. Сколько талантливых, способных людей на моей памяти это дело бросало!.. Но это осознание своей немощи и границ, естественно, порождает размышление, подобное вышеизложенному.
hellebede
Dec. 2nd, 2012 03:16 pm (UTC)
Как жаль, что мне невозможно быть Вашим учеником, потому что кажется, я к этому совершенно готова. Но, может быть, конечно, именно кажется, раз это невозможно.
edgar_leitan
Dec. 2nd, 2012 11:07 pm (UTC)
Человеческие пути иногда выписывают престранные петли...
mikhail_bar
Dec. 2nd, 2012 04:14 pm (UTC)
Я как-то сформулировал для себя такое правило:
" в зачет" идет только то, что сделано "сверх" программы.
т.е."программа" - это база, это минимум, а настоящий путь за знанием - начинается уже сверх "положенного".
Но вот беда!Подавляющее большинство студентов заранее нацелены на то,
чтобы кое-как освоить программу,и на какие-то сверх-усилия (даже вполне рутинные - сходить самому в центральную библиотеку, прочитать дополнительную литературу, самому углубиться в частный вопрос) - просто неспособны, просто не понимают - "зачем напрягаться?"
edgar_leitan
Dec. 2nd, 2012 11:17 pm (UTC)
У нас это происходит никоим образом не по-другому. Едва ли кто из нынешних студентов, особенно после перехода несколько лет назад на болонскую трёхступенчатую систему, посещает курсы (упражнения, семинары) сверх положенного по программе. Да и я сам посещал во много раз сверх положенного по программе лишь потому, что так складывались некоторые благоприятные обстоятельства. Поскольку санскрит (и тибетский) был для меня -- лишь сущим удовольствием и "неумолимым червём познания", но не конкретной перспективой "профориентации". О таковой я долгое время вообще не думал. Вернее, думал, но никак не в прямой связи с востоковедением.
mikhail_bar
Dec. 3rd, 2012 04:03 pm (UTC)
но все-таки должен заметить, что все эти вещи, которые
мы отмечаем - симптомы глубоко кризиса системы образования
построенного на принципах эпохи Просвещения.
иногда мне кажется, что это большой дом, насквозь проеденный жучками, и ждущий порыва ветра,чтобы обрушиться.
давно уже непонятно - зачем нужно познавать? огромная масса знаний и полная туманность глобальных целей.
поэтому "поиск Кундалини" - вполне понятная попытка придать смысл
ученым занятиям.
edgar_leitan
Dec. 3rd, 2012 09:54 pm (UTC)
Эта попытка придать смысл в такой крайне экзотической и, значит, внешней, имитационной форме, -- новая форма немышления (уход от мышления), хотя и облечённая в религиозную, высокотехничную и завлекательно звучащую риторику.
Высшее достижением европейского "духа" (по моему видению) -- это размышление индивидуума над своей судьбой, оставленного наедине со своим Богом, которого всё менее и менее возможно охватить внешними формами. И, тем самым, это становление самим собой, в вопрошании, в сомнении и одновременно надежде. А имитация внешних форм азиатской религиозности -- это перекладывание личной ответственности со своих плеч на чужие. Это начатки нового варварства. Это предательство своих корней и очередной круиз Одиссея, который неизвестно, когда и где кончится.
Причём и занятия эти возможно назвать "учёными" лишь с очень большой натяжкой.
mikhail_bar
Dec. 4th, 2012 05:22 am (UTC)
да,согласен насчет имитации.
но кроме этого, есть и массовая утрата смысла познания,
который озаряет будни рутины и бодрит душу, и без которого
все рассыпается на невнятные кусочки.
вот тут неуклюже пытался писать о том:
http://mikhail-bar.livejournal.com/5198.html#comments
edgar_leitan
Dec. 4th, 2012 01:13 pm (UTC)
Это вообще, мне сдаётся, какая-то общеевропейская "тьма египетская". Может быть, в основе этого недоверия к разуму и связанному с ним познанию -- шок от мировых войн и жестокостей? А нынешние поколения просто воспроизводят это отношение, ставшее общей атмосферой. Зато расцветает эзотерика, магия и всякое колдовское шутовство.
mikhail_bar
Dec. 4th, 2012 06:48 pm (UTC)
да,это есть - и шок, и последствия.
но это, мню, не главное, так как началось все раньше.
главное - отсутствие веры в то, что разум может познать истину
(неважно какую - религиозную или позитивистскую).
тело знания распухло невообразимо, а кончик, зона роста - обломан.
edgar_leitan
Dec. 6th, 2012 11:43 am (UTC)
Что остаётся делать гуманитариям, университетским профессионалам? Наверное, действовать так, будто бы европейский идеал Просвещения всё ещё был жив. Ведь иначе, идти на поводу у "времени" -- значить приближать новое варварство.
sadanatha
Dec. 4th, 2012 10:42 pm (UTC)
Осмелюсь с Вами не согласиться. По-моему так было всегда. К истинному познанию чего-либо всегда стремились единицы, просто во времена Советского Союза это пытались искусственным образом изменить, а эзотерикам, магам и прочим товарищам, желающим поживиться за счет человеческой безграмотности, приходилось прятаться. Познание с большой буквы требует самоотдачи, а любая жертва, помимо жертвующего и жертвуемого, как известно, требует и наличие "причины", или, как было сказано выше, мотивации. Куда проще послушать моллу, батюшку или брахмана, обещающего преподнести "откомпилированную истину" на блюдечке. Зачем же тратить свое время на изучение санскрита, когда на полках магазинов пылятся сотни томов от "всемирно известных" псевдо-гуру написанных на родном языке или же на него переведенных? Это с одной стороны.

С другой стороны, изучение какого-либо языка самого по себе, будь то английский, латынь, санскрит или тот же русский, удел немногих увлеченных филологов. Для большинства же язык - лишь инструмент достижения других, порою совсем не связанных с языком целей. Вот Вы, например, будете просто так изучать язык программирования Visual Basic? Скорее всего - нет. Другое дело, если Вам нужно будет написать какую-нибудь программу. Кто-то хочет поднять Кундалини, кто-то стремиться получить доступ к содержанию упанишад, тантр и прочих мистических писаний, кто-то хочет читать древнеиндийскую литературу в подлиннике... Но даже таких на Западе мало, ведь интерес к культуре Индии, в большинстве случаев, продиктован модой, а мода переменчива. Так что согласие платить за уроки и желание посещать дополнительные занятия, на самом деле - лишь индикатор действительной значимости целей и серьезности намерений, не важно, будь то изучение санскрита или Visual Basic'a :)
edgar_leitan
Dec. 6th, 2012 10:58 am (UTC)
Я думаю, что дело тут скорее в глубоко укоренённом недоверии к научному знанию, к филологическому методу "Академии". Я-то в своё время начал заниматься санскритом тоже далеко не ради самого языка, но ради возможностей изучать оригиналы древних памятников, и из интереса к Индии. А то мало ли на свете интересных языков? Все не изучишь.
Но "Академия" предполагает предоставить подход к тексту/-ам за счёт глубокого знания языка/-ов, а оно начинается с хорошего знания элементарной грамматики и всего такого прочего. Вокруг же Индии (как и Тибета) много мифов, тут же подхватываемых восторженными любителями. Например, о необходимости каких-нибудь волшебных инициаций для получения (герменевтического) ключа к адекватному пониманию.
az_pantarei
Dec. 2nd, 2012 06:22 pm (UTC)
Еще...
Вообще, при изучении санскрита как можно быстрее следует выбрать классический и в то же время достаточно несложный грамматически текст, заучивать его наизусть. НО это опять-таки может иметь прочную основу, если с этим связана духовная жизнь изучающего.
Или с тибетским, например: если буддист (англичанин, русский) ежедневно читает тексты, мантры в оригинале, то имеется прочная основа и для знания языка.
В тибетском, по крайней мере, грамматика несложна. А изучать санскритскую грамматику - это такие дебри, что не многие это выдерживают долго, если нет нелигвистической еще мотивации...
edgar_leitan
Dec. 2nd, 2012 11:24 pm (UTC)
Re: Еще...
При всей относительной "несложности" тибетской грамматики я бы, вместе с нашим профессором-тибетологом Д.-Д. Матесом, не назвал тибетский "простым" языком. Его чрезвычайная трудность -- в сложнейшей, многоуровневой интертекстуальности буддийских текстов, а также в типичном эллиптическом, "телеграфном" стиле. А сложность разговорного языка и хорошего понимания на нём тибетских носителей -- в его идеоматичности и темпе.

Насчёт заучивания наизусть -- я постоянно говорю об этом студентам. Лучше всего заучивать наизусть субхашиты. Или, к примеру, Гиту. Но мало кто так действительно делает.
(Deleted comment)
edgar_leitan
Apr. 5th, 2013 11:38 am (UTC)
Re: Еще...
Мне кажется, надо просто как можно больше читать книг. Если что заучивать, то стихи.
ballilogh
Dec. 4th, 2012 10:38 am (UTC)
"Дело в том, что я предлагал заниматься совершенно бесплатно, но требовал при этом регулярной самостоятельной работы, усидчивости и преданности делу " - вот! Золотые слова - и в самую точку! Бесплатно да еще и самостоятельная работа - это самый мощный демотиватор! Сталкивался с этим сам, готовый бесплатно преподавать латынь и греческий, но вотще. У потенциальных ученичков сразу находились отговорки (время, сложно, много, как-нибудь потом...).
edgar_leitan
Dec. 4th, 2012 01:10 pm (UTC)
Я-то вот бы к такому преподавателю присосался, нипочём не отпуская. Но это в своём теперешнем умонастроении. А скубенты легкомысленны и неспособны видеть наперёд своих выгод и великого приобретения...
ballilogh
Dec. 4th, 2012 02:22 pm (UTC)
это точно. Обычно они потом понимают, опосля. Начинают канючить: а можно ли, а вдруг?
Хотя, это раньше было. Нынче другое поколение на дворе. Бесплатно - значит халтура. :(
edgar_leitan
Dec. 6th, 2012 10:49 am (UTC)
Я не думаю, что дело в "халтуре", т. к. меня студенты знают: знают, что, по крайней мере, в санскрите у меня не "халтура" :) Тут что-то другое. Отсутствие стимула, что ли? Получается так: платные занятия молодые люди не могут себе позволить, а бесплатные им как-то неинтересны...
ballilogh
Dec. 6th, 2012 12:11 pm (UTC)
Я имел в виду, что для нового поколения "бесплатно" означает низкий уровень (по их скудному мнению) и заведомую несерьезность. Это как в анекдоте про одного дореволюционного филолога-классика, читавшего публичную лекцию в одном уездном институте и читавшего весьма понятно и что называется "на пальцах". Присутствовавший на лекции унтер (или дворник - анекдоты варьируют) высказал свое недовольство: "вот, ненастоящий профессор". На вопрос, почему он так думает, он ответил: "Давеча приезжал петербургский профессор N., так вот он так читал, что ничего непонятно. Вот настоящий профессор! А этот что? Так объясняет, что даже я понял. Нет, это не настоящий профессор!"
edgar_leitan
Dec. 6th, 2012 02:26 pm (UTC)
У нас в Вене, среди австрийских студентов "плохим лектором" считался Аверинцев (по крайней мере, я слышал немало таких отзывов). Так как он читал даже свои немецкоязычные вводные курсы, подразумевая знакомство студентов с основами русской литературы, и углубляясь уже в детали. А уровень большинства студентов был такой, что наиболее адекватным лектором для них была бы обычная средняя школьная училка-русистка. Студенты попросту терялись.
livejournal
Dec. 4th, 2012 05:00 pm (UTC)
О ценности знаний и рутине познавания: наблюдения
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «О ценности знаний и рутине познавания: наблюдения» в контексте: [...] Оригинал взят у в О ценности знаний и рутине познавания: наблюдения [...]
hexonut
Dec. 4th, 2012 06:05 pm (UTC)
Хочу выучить санскрит. Жалко, что Вы так далеко.
Ладно, прочитав комменты, пойду учить Гиту. Или может для начала что покороче? Наверно, все-таки, для начала с Иша Упанишады начну, всего 18 мантр.
А там, в какой-то момент и Учитель найдется.
edgar_leitan
Dec. 4th, 2012 07:37 pm (UTC)
Гита хорошо подходит для заучивания. Начните со 2-й главы. В наше время много всяких учебников и грамматик, заниматься санскритом можно начинать самостоятельно.
livejournal
Dec. 6th, 2012 10:36 am (UTC)
европейское отношение к бесплатному образованию: внез
Пользователь ilija_a сослался на вашу запись в записи «европейское отношение к бесплатному образованию: внезапно» в контексте: [...] он видит свою некую миссию) Оригинал взят у в О ценности знаний и рутине познавания: наблюдения [...]
( 30 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com