?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

gurushishya

Несколько лет назад, когда я только начинал официально преподавать санскрит (тогда ещё только в виде дополнительных факультативных курсов), я иногда оставался в классе на час-два дольше, чем это было предписано расписанием. Со мной оставались один-два студента, и мы усиленно занимались санскритской грамматикой, гораздо более и глубже предписанного. Потом у меня возникла идея организовать нечто вроде регулярного домашнего семинара по вьякаране (традиционному санскритскому языкознанию). Также хотелось огранизовать свободный кружок любителей санскрита, чтобы что-нибудь читать и на санскрите же учиться об этом говорить. Но никто этими плодами моих тогдашних прекраснодушных мечтаний не воспользовался, и идея этих вольных семинаров умерла, так и не воплотившись в действительность.


Потом мне не раз приходилось беседовать с коллегами, а также самому болезненно размышлять, об этой едва родившейся, но тут же и умершей попытке: воплотить, — пусть в такой слабой форме imitatio, — древний идеал традиционных знатоков санскрита о совершенно бескорыстной передаче знаний.

Также и несколько моих более поздних по времени попыток воссоздать в какой-то степени ситуацию традиционного обучения языку у культуре древених индийцев [моё представление об "обучении культуре" остаётся прежним — культура через язык и через внимательное изучение текстов в оригинале, с цепочкой комментариев и с обсуждением на языке оригинала!] упорно натыкались на недостаток интереса и мотивации. Второй причиной затухания этих попыток был недостаток у немногих учеников времени.

Почему эта древняя идеальная модель оказалась совершенно не действующей в условиях нынешней действительности? Не буду говорить о том, что и сам учитель явно не дотягивает по всем статьям до идеала пандита-санскритиста. Сейчас не об этом речь.

По долгой рефлексии и после множества бесед с коллегами я понял, что дело не в "недостатке времени", — что это только стандартная отговорка нерадивых студентов. Дело в том, что я предлагал заниматься совершенно бесплатно, но требовал при этом регулярной самостоятельной работы, усидчивости и преданности делу (не себе!). Тогдашнее представление о том, что западные студенты благодарно оценят предложение бесплатной передачи знаний и опыта работы с текстами, натолкнулось на жёсткую реальность, полностью отличную от классического отношения традиционного индийского адепта, посвящающего свою жизнь изучению санскрита.

Суть этого, условно говоря, "западного" отношения — то, что даётся бесплатно, не имеет и никакой особой ценности! То есть, чтобы заинтересовать западного ученика, необходимо требовать за уроки приличествующей, высокой оплаты.

После таких размышлений и горького опыта я зарёкся когда-либо ещё преподавать санскрит (или тибетский) бесплатно. Кроме того, в ситуации, когда приходится разными способами зарабатывать на элементарную оплату регулярных счетов и пропитание, предлагать какие-либо бесплатные курсы — дело почти совсем безнадёжное, способное вызвать либо прохладный, быстро затухающий интерес, либо безответственное паразитирование.

Кроме того, санскрит оказывается западной публике (и российской, естественно, в том числе — здесь нет качественного различия!) по большей части интересен и увлекателен, когда его подаёшь в квази-магическом обрамлении, как какой-то фокус-покус, сулящий невиданные, неведомые доселе "духовные" возможности. Всякие там "постижения" и волшебные силы...

Когда же пытаешься, оставаясь интеллектуально честным и внутренне трезвым, говорить о том, что это всего лишь язык, как и любой другой (пусть и очень сам по себе непростой), который вполне возможно постепенно изучить и научиться понимать сочинённые на нём памятники словесности самых разных жанров, не будучи ни иссохшим аскетом или магом, ни вообще — древним индийцем или великим мастером медитационной акробатики, такое отношение вызывает нередко глубокую обиду и недоверие. Как же, "западные университетские интеллектуалы ничего не понимают", поскольку "и неспособны ничего понимать"!

Такое отношение, которое можно назвать довольно типичным, проникнутое или даже сформированное химерами далёких от реальности фантазий и безудержного потока риторических фигур самовлюблённой романтики, я как раз наблюдаю у одного из моих нынешних студентов. Пытаться разумно разговаривать с такими людьми — это как бы вести чуткую беседу с железобетонной стенкой: каждое твоё слово вызывает глухие отголоски, с увлечением слушающие свои собственные бетонные гулкие перестуки. Такие "ученики" уже заранее всё знают, как "есть на самом деле".

Довелось мне познакомиться и с методикой традиционного пандита (по имени Вагиш Шастри), бывшего когда-то даже ректором Бенарессого Санскритского университета им. Сампурнананды, чрезвычайно "раскрученного" среди западных адептов и, кажется, широко разрекламированного даже в России среди любителей санскрита, мудро берущего высокую оплату за свои уроки (что-то около 500 рупий в час или даже больше — за групповой "сеанс"; по индийским меркам очень даже дорого) с целого сонма западных учеников, среди которых, говорят, была даже Мадонна!

Изюминка, сиречь профессиональное know-how преподавания сего господина в том, что он, видите ли, волшебным образом с помощью одной лишь рецитации санскритских фраз "пробуждает и поднимает Кундалини". В общем, очередная тантрически, могущественно и завлекательно звучащая магия, то есть, попросту говоря, фокус-покус. Довелось мне основательно пообщаться с одним из его многолетних преданных учеников (смешанного индийско-немецкого происхождения). Произношение действительно хорошее (не чета выговору большинства европейских "академиков"), а вот изящество и сложность выражения и знаниe грамматики — совершенно не впечатлили.

Мой вывод — одною Кундалини и восторганием "языковой магией" в санскрите не отделаешься. Требуется ещё и вполне обычное, "скучное" изучение, знание грамматики с её тонкостями, и общая, широкая, как и глубокая, начитанность в самых разных текстах. То есть годы регулярной, рутинной работы и преданности делу. Однако на Западе, как оказывается, такая перспектива мало кого привлекает. Это как в случае с "йогой" среди западных адептов: если уж "просветление", то абсолютное, полное, самое высшее и самое "духовное", и к тому же — немедленно... В общем: "Таблеточки бы от жадности... Да побольше, побольше!.."

[На картинке — урок санскрита в Бенаресе, по учебнику Дешпанде, своему итальянскому, самому первому ученику (справа) и одному русскому студенту индийской музыки (слева). Препочтеннейший учитель достойно восседает, естественно, в самом центре]

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
edgar_leitan
Dec. 2nd, 2012 02:24 pm (UTC)
ЧестнОй учитель вообще склонен к некоторому юродству. А здесь, конечно же, ещё и ситуация нарочитого позирования :) Однако урок самый взаправдашний.
az_pantarei
Dec. 2nd, 2012 02:45 pm (UTC)
Вообще, если есть желание, а нет ПОТРЕБНОСТИ, то изучение языка неэффективно. Язык должен быть необходим. На всю жизнь. Как он необходим носителю языка.
В связи с этим - нереально требование-пожелание: знать местный язык в той стране, где есть возможность общаться на том языке, который понятен и тебе, и местному населению. Одного "уважения" недостаточно для серьезной мотивации. К тому же многие мало споособны к усвоению иноязыков.

Edited at 2012-12-02 02:47 pm (UTC)
edgar_leitan
Dec. 2nd, 2012 11:06 pm (UTC)
Да, Вы правы кроме желания -- должна быть сильная мотивация. Но, как мы знаем из буддийских текстов Пути, мотивация -- вещь вполне наживная. То есть, её возможно развивать. Если ясно видишь или формулируешь для себя цель, естественно. Необязательно эта цель должна быть религиозная или сотериологическая. Прагматика может быть вполне мирской и конкретной, -- необязательно pha rol tu phyin pa.
mikeura
Dec. 2nd, 2012 02:52 pm (UTC)
согласен с предыдущем оратором, для продвижения в санскрите, наверное, это на какой-то довольно значительный период должна стать центральным делом жизни, к чему готовы немногие
edgar_leitan
Dec. 2nd, 2012 11:12 pm (UTC)
Студенты начинают понимать это зачастую не ранее, чем на второй, а то и третий год интенсивного обучения. Только -- начинают понимать...:)
Да, требовать от обычных, средних западных студентов (даже индологов) полной самоотдачи в деле обучения санскриту, когда совершенно неясны перспективы элементарного заработка этой штукой "на хлеб" -- дело безответственное. Сколько талантливых, способных людей на моей памяти это дело бросало!.. Но это осознание своей немощи и границ, естественно, порождает размышление, подобное вышеизложенному.
hellebede
Dec. 2nd, 2012 03:16 pm (UTC)
Как жаль, что мне невозможно быть Вашим учеником, потому что кажется, я к этому совершенно готова. Но, может быть, конечно, именно кажется, раз это невозможно.
edgar_leitan
Dec. 2nd, 2012 11:07 pm (UTC)
Человеческие пути иногда выписывают престранные петли...
mikhail_bar
Dec. 2nd, 2012 04:14 pm (UTC)
Я как-то сформулировал для себя такое правило:
" в зачет" идет только то, что сделано "сверх" программы.
т.е."программа" - это база, это минимум, а настоящий путь за знанием - начинается уже сверх "положенного".
Но вот беда!Подавляющее большинство студентов заранее нацелены на то,
чтобы кое-как освоить программу,и на какие-то сверх-усилия (даже вполне рутинные - сходить самому в центральную библиотеку, прочитать дополнительную литературу, самому углубиться в частный вопрос) - просто неспособны, просто не понимают - "зачем напрягаться?"
edgar_leitan
Dec. 2nd, 2012 11:17 pm (UTC)
У нас это происходит никоим образом не по-другому. Едва ли кто из нынешних студентов, особенно после перехода несколько лет назад на болонскую трёхступенчатую систему, посещает курсы (упражнения, семинары) сверх положенного по программе. Да и я сам посещал во много раз сверх положенного по программе лишь потому, что так складывались некоторые благоприятные обстоятельства. Поскольку санскрит (и тибетский) был для меня -- лишь сущим удовольствием и "неумолимым червём познания", но не конкретной перспективой "профориентации". О таковой я долгое время вообще не думал. Вернее, думал, но никак не в прямой связи с востоковедением.
(no subject) - mikhail_bar - Dec. 3rd, 2012 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 3rd, 2012 09:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mikhail_bar - Dec. 4th, 2012 05:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 4th, 2012 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mikhail_bar - Dec. 4th, 2012 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 6th, 2012 11:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - sadanatha - Dec. 4th, 2012 10:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 6th, 2012 10:58 am (UTC) - Expand
az_pantarei
Dec. 2nd, 2012 06:22 pm (UTC)
Еще...
Вообще, при изучении санскрита как можно быстрее следует выбрать классический и в то же время достаточно несложный грамматически текст, заучивать его наизусть. НО это опять-таки может иметь прочную основу, если с этим связана духовная жизнь изучающего.
Или с тибетским, например: если буддист (англичанин, русский) ежедневно читает тексты, мантры в оригинале, то имеется прочная основа и для знания языка.
В тибетском, по крайней мере, грамматика несложна. А изучать санскритскую грамматику - это такие дебри, что не многие это выдерживают долго, если нет нелигвистической еще мотивации...
edgar_leitan
Dec. 2nd, 2012 11:24 pm (UTC)
Re: Еще...
При всей относительной "несложности" тибетской грамматики я бы, вместе с нашим профессором-тибетологом Д.-Д. Матесом, не назвал тибетский "простым" языком. Его чрезвычайная трудность -- в сложнейшей, многоуровневой интертекстуальности буддийских текстов, а также в типичном эллиптическом, "телеграфном" стиле. А сложность разговорного языка и хорошего понимания на нём тибетских носителей -- в его идеоматичности и темпе.

Насчёт заучивания наизусть -- я постоянно говорю об этом студентам. Лучше всего заучивать наизусть субхашиты. Или, к примеру, Гиту. Но мало кто так действительно делает.
(Deleted comment)
Re: Еще... - edgar_leitan - Apr. 5th, 2013 11:38 am (UTC) - Expand
ballilogh
Dec. 4th, 2012 10:38 am (UTC)
"Дело в том, что я предлагал заниматься совершенно бесплатно, но требовал при этом регулярной самостоятельной работы, усидчивости и преданности делу " - вот! Золотые слова - и в самую точку! Бесплатно да еще и самостоятельная работа - это самый мощный демотиватор! Сталкивался с этим сам, готовый бесплатно преподавать латынь и греческий, но вотще. У потенциальных ученичков сразу находились отговорки (время, сложно, много, как-нибудь потом...).
edgar_leitan
Dec. 4th, 2012 01:10 pm (UTC)
Я-то вот бы к такому преподавателю присосался, нипочём не отпуская. Но это в своём теперешнем умонастроении. А скубенты легкомысленны и неспособны видеть наперёд своих выгод и великого приобретения...
(no subject) - ballilogh - Dec. 4th, 2012 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 6th, 2012 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - ballilogh - Dec. 6th, 2012 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 6th, 2012 02:26 pm (UTC) - Expand
livejournal
Dec. 4th, 2012 05:00 pm (UTC)
О ценности знаний и рутине познавания: наблюдения
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «О ценности знаний и рутине познавания: наблюдения» в контексте: [...] Оригинал взят у в О ценности знаний и рутине познавания: наблюдения [...]
hexonut
Dec. 4th, 2012 06:05 pm (UTC)
Хочу выучить санскрит. Жалко, что Вы так далеко.
Ладно, прочитав комменты, пойду учить Гиту. Или может для начала что покороче? Наверно, все-таки, для начала с Иша Упанишады начну, всего 18 мантр.
А там, в какой-то момент и Учитель найдется.
edgar_leitan
Dec. 4th, 2012 07:37 pm (UTC)
Гита хорошо подходит для заучивания. Начните со 2-й главы. В наше время много всяких учебников и грамматик, заниматься санскритом можно начинать самостоятельно.
livejournal
Dec. 6th, 2012 10:36 am (UTC)
европейское отношение к бесплатному образованию: внез
Пользователь ilija_a сослался на вашу запись в записи «европейское отношение к бесплатному образованию: внезапно» в контексте: [...] он видит свою некую миссию) Оригинал взят у в О ценности знаний и рутине познавания: наблюдения [...]
( 30 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com