?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нырок в яму

gesenius_grammatik

Не избежал вчера своего обычного сладкого искушения окунуться в нашу добрую старую "Яму", Antik-Keller Matschnigs. Так и хочется добавить — аверинцевскую: ведь сколько часов совместно с Сергеем Сергеевичем тут за перелопачиванием книг проведено, да и само название "Яма" вошло в оборот с его лёгкой руки! Так вот, нашёл старое издание (1881, Leipzig) бессмертной древнееврейской грамматики Гезениуса, и всего-то за 5 еврорублей. Ну не мог не приобрести, хотя оксфордское издание 1990 г. (на английском) у меня уже 20 лет как есть.


С наслаждением листал, вспоминая своё некогдашнее ежедневное чтение Библии на языке(/-ах) оригинала в течени ряда лет, а также тогдашнее кропотливое вгрызание в грамматику "лошен-койдеша". А впервые начинал заниматься библейским ивритом ещё в семинарии в Риге в 1989 г., когда случайно обнаружил россыпь еврейских грамматик в семинарской библиотеке. Пытался тогда лишь по скупым описаниям учебников представить себе особенности произношения звуков древнего иврита. И только в Еврейском университете в Питере 1990 г. мне многое наглядно и "наслушно" разъяснили.

Именно с тех времён убеждён, что при изучении любого языка (даже древнего) его нужно прежде всего пытаться слушать! Хотя, вероятнее всего, специалисты по классическому китайскому вэньяню или шумеролги мне возразят...

Кстати о Гезениусе и грамматиках. Пример этого классичнейшего из немецких филологов 18-19 вв., который был к тому же, как тогда и полагалось, христианским теологом, доказывает, что хорошая грамматика — одна из тех вещей в гуманитарных науках (рядом с хорошим словарём и добротным критическим изданием текстового памятника), что имеют шанс остаться на века, чего не скажешь о концепциях. Моё свежекупленное старое издание 1881 года — это уже 22-е издание!!!

Кроме того, этот пример наглядно показывает почётное место теологии и теологов в истории европейских университетов. Многое востоковедные дисциплины в Германии 18-19 вв. вылупились именно из богословия, прежде чем заявить о себе как о самостоятельных отраслях научного знания. Так что не всегда теология — это род "религиозного мракобесия" и гносиомахии, как любит сейчас в России в делающемся всё более популярным стиле воинствующих безбожников 1920-х гг. всё чаще заявлять левая постсоветская интеллигенция.

Ну, а с другой стороны (возражая самому себе в стиле средневековых схоластов), в России всё происходит по известному анекдоту: какую организацию ни строй, обязательно получается КПСС. Так и сергианская церковь, именующая себя по странному недоразумению "православной", видимо, своим коллективным разумом, соборне решила всецело заменить собою протухшую "честь и совесть нашей эпохи", вместе с её репрессивными и цензурными функциями. Так что нынешнее насильственное насаждение в РФ кафедр теологии или там богословия вряд ли сможет воспрепятствовать (а скорее, и ускорит его) массовому воспроизводству ненавистника христианства, человека толпы в духе всё того же Совка.

Однако мы отвлеклись от Гезениуса...
Ворчу, конечно, посколько сам заканчивал теологический факультет в европейском университете и никоим образом не считаю богословие — "мракобесием", а своё теологическое образование ущербным. Скорее даже наоборот.

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
philtrius
Dec. 15th, 2012 12:32 pm (UTC)
Къ сожалѣнiю, Вы правы больше, чѣмъ я бъ того хотѣлъ.

edgar_leitan
Dec. 15th, 2012 12:54 pm (UTC)
Увы :(
Хотя мои сведения о современности все вторичны, почерпнутые из интернетовской публицистики. Вот почему мне так особенно интересны Ваши, к примеру, замечания о нынешнем положении с гуманитарным образованием в России.
philtrius
Dec. 15th, 2012 12:57 pm (UTC)
Спасибо
Я — со своими подслѣповатыми глазами — отличаюсь отъ другихъ (не всѣхъ) развѣ только тѣмъ, что чаще пытаюсь протирать очки.

edgar_leitan
Dec. 15th, 2012 01:16 pm (UTC)
Re: Спасибо
Эта Ваша позиция мне очень близка.
Радует и Ваше последовательное отношение к смертоносному монстру (моей юности...) -- сисисипи :)
manya_masha
Dec. 15th, 2012 12:40 pm (UTC)
Вау! Так, получается, мы с Вами еще в 90-ом должны были пересекаться: мы с подружкой как раз в 90/91 учебном году очень активно бегали в Еврейский университет, и мои первые уроки иврита были тоже как раз там.

(а адресок "Ямы" не прорекламируете для чайников? А то вдруг нас летом в Вену занесет...)
edgar_leitan
Dec. 15th, 2012 12:50 pm (UTC)
Вот, на Лицекнижии -- тут есть даже множество фотографий, и, разумеется, адрес: https://www.facebook.com/Antikkeller
В Евр.унив-т я ходил неофициально, вместе со своими знакомыми, которые там официально учились; записан туда не был, но какие-то лекции иногда посещал. Например, ходил к Л. Г. Герценбергу на персидский. Бывал у него даже приватно дома.
А мы не могли пересекаться ещё раньше? Я что-то смутно вроде бы припоминаю. Я ходил с начала 1985-го на Ковенский.
manya_masha
Dec. 15th, 2012 01:00 pm (UTC)
Раньше вряд ли - я на Ковенском только с 90-го появилась. В Еврейский университет моя подруга, кажется, была записана официально, а я именно что "бегала за компанию" тоже. Но к Герценбергу мы благовейно не решались ходить - с нами в одной группе училась (и на те же занятия, кажется, бегала, хоть и реже) его племянница, а на другой специальности, но на том же курсе - дочка. Почему-то нам из-за этого казалось неудобным маячить там, куда официально не звали. Он нам в Универе что-то читал официально в рамках прогламмы - это было великолепно, только очень обидно, что мало и что, опять же, "неудобно".

Впрочем, это, возможно, наш личный таракан был - я и сейчас с трудом сокращаю дистанцию в условиях изначального неравенства статусов. :)

Edited at 2012-12-15 01:01 pm (UTC)
edgar_leitan
Dec. 15th, 2012 01:21 pm (UTC)
Поскольку я с 11 лет практически жил (дневал и почти ночевал) в исследовательской лаборатории в Лесотехнической академии, к обществу учёных я привык с самого детства, поэтому непреодолимой дистанции никогда не ощущал. Разве что возрастную (тогда), но это другое.
Герценберг меня просил что-то там находить и выписывать из латышской художественной литературы, связанное с валентностью глагола. Кажется, так. Я выполнял эту работку, а он в ответ учил меня начаткам фарси.
manya_masha
Dec. 15th, 2012 01:44 pm (UTC)
Я тоже выросла в научной среде. Плюс - по другой ветви - среди, извиняюсь за выражение, "творческой интеллигенции". И в смысле того, что Пастернак определил как "дворянское чувство равенства со всем живущим", а мы считали скорее университским духом свободного поиска, никаких проблем у нас, вроде, не было. я, во всяком случае, не помню, чтоб было.
Я что-то другое имела в виду, но мне сейчас трудно определить, что. Я и сейчас постесняюсь придти на занятие к знакомым, не будучи званой адресно или не получив заранее персонального разрешения. Даже к тем, кто уже и моложе меня. :)
edgar_leitan
Dec. 15th, 2012 08:29 pm (UTC)
Пастернаковское "дворянское чувство равенства" -- это такой явный оксюморон :) И отдаёт он по своему духу скорее явною элитарностью.

К знакомцам я бы и вправду без разрешения не пришёл. Просто чтобы их не смущать. Но у нас везде так -- можно свободно университетские курсы посещать, даже не будучи студентом (по крайней мере на наших филологиях), но спросить разрешение всё же надо. У нас в институте я не знаю никого, кто бы с ходу отказал.
klausnick
Dec. 15th, 2012 05:55 pm (UTC)
Хотя и я не думаю, что каждый христианин обязан понимать Писание на оригинальных языках, на которых оно написано (это невозможно для большинства людей), однако я полагаю, что тот придает лишь небольшое значение своей религии, кто, имея способности, возможности и досуг, пренебрег этим средством понять боговдохновенные Писания таким способом, который дал бы ему возможность наслаждаться их красотой и силой.
(Dr Robertson’s True and ancient manner of reading Hebrew without Points.)
edgar_leitan
Dec. 15th, 2012 08:25 pm (UTC)
Да, конечно. Тем более что на европейских языках всяких учебников и грамматик библейских языков множество. Впрочем, те, кто углублённо интересуется христианской традицией, идут либо учиться на факультеты теологии, либо в вечерние богословские школы или курсы (у нас в Вене имеется такая Theologische Hochschule). Но в Европе университетское богословие и вправду развивает умственную деятельность, а не оглупляет.
ratri
Dec. 22nd, 2012 11:23 am (UTC)
祝您生日快乐!
edgar_leitan
Dec. 22nd, 2012 04:44 pm (UTC)
謝謝你的美好
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com