?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

sambo

Статья моего коллеги и френда banshur69 o "Кошке в древней Месопотамии" (опубликованная в сборнике: Бестиарий II: Зооморфизмы Азии, стр. 20-27) вдохновила и подвигла меня активнее приняться за собирание данных по санскритскому эпическому бестиарию с целью его систематического исследования. Имея определённую слабость к кошачьим тварям, я углубился в кошек. На глаза попался любопытный отрывок из Махабхараты (MBh 12.15.20–22), повествующий о пищевой цепочке и о расположении в оной кошек.


na hi paśyāmi jīvantaṃ loke kaṃ cid ahiṃsayā
sattvaiḥ sattvāni jīvanti durbalair balavattarāḥ
nakulo mūṣakān atti biḍālo nakulaṃ tathā
biḍālam atti śvā rājañ śvānaṃ vyālamṛgas tathā
tān atti puruṣaḥ sarvān paśya dharmo yathāgataḥ
prāṇasyānnam idaṃ sarvaṃ jaṅgamaṃ sthāvaraṃ ca yat

„Ибо я не вижу никого в мире, живущим в ненасилии: (одни) существа живут за счёт (других) существ, сильнейшие за счёт более слабых. Мангуста пожирает мышей, кошка же — мангусту, собака пожирает кошку, о царь, а собаку — хищный леопард. Всех их ест человек. Смотри — (таков) предвечный Закон, переданный согласно традиции! Всё это есть пища для жизни — то, что движется и что неподвижно“.

Оказывается, именно мангуста, согласно эпическим представлeниям, ловит мышей, а вот кошка, как следует из данного отрывка, уже может съесть мангусту. Хотя ведь по размерам они сопоставимы, а у мангусты тоже ведь острые зубы. Но и кошка может послужить обедом для собаки. Кто бывал в Индии и встречал там агрессивных поближе к ночи собак, а также видел несчастных, неухоженных и хилых, зашуганных собаками и обезьянами кошек — может себе представить, что так оно и есть! Индийские кошки чрезвычайно пугливы, предпочитая шнырять по крышам домов. И вообще, их не так много.

Ну, а леопард уже может по ночному времени запросто скушать собаку. Бывает, случается до сих пор (по рассказам жителей Ришикеша, которые я лично некогда слышал). Всех же их, как указывается, ест человек. Получается любопытное: то ли это просто указание на человека как вершину пищевой цепочки, то ли намёк, что люди и вправду всеми этими тварями питались, и что именно такова изначально традиционная "Дхарма". Хотя в случае леопарада скорее можно вспомнить леопардов-людоедов, нежели людей, пожирателей леопаржьей плоти.

Интересно также, что здесь, так же, как и в упоминаемой В. Емельяновым в его статье шумерской пословице кошка находится в тексте рядом с мангустой. Существуют и другие свидетельства в Махабхарате о том, что кошка почему-то нередко упоминается рядом именно с мангустой. Возможно, потому, что оба животных были в Индии, так же, как и на Ближнем Востоке, мышеловами, хотя и несколько разными по свойствам.

Однако любопытно, что в приведённом отрывке из Махабхараты именно мангусты называются мышеловами (вернее, мышеедами), а не кошки. Хотя в других местах кошка ассоциируется именно с мышами. И, что интересное, с мангустами.

Кроме санскритского слова biḍāla, имеется ещё другое санскритское слово для обозначения кошки, mārjāra, встречающееся в Эпосе в несколько раз чаще.

kisy_1

kisy_2

На фотографиях -- турецкие кошки в Стамбуле, которым там нет счёта. Сердобольные турки их подкармливают и, в отличие от "нечистых" собак, не особо обижают, позволяя даже обретаться во дворе мечетей.

UPD 2 февраля 2013 г.:

Вариант интерпретации и перевода слова atti см. в самом низу поста: http://edgar-leitan.livejournal.com/207883.html

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
pevchaya_ptiza
Dec. 27th, 2012 04:26 am (UTC)
Интересно :) Число консументов в пищевой цепочке почти никогда не бывает больше трёх, а обычно два (травоядные + хищные). Конечно, бывают исключения - например, насекомое - лягушка - змея - орёл-змееяд.

Я думаю, человек, поедающий леопарда - чистая метафора. Но ради шкур леопардов действительно истребляли довольно интенсивно, так что сейчас эти зверюги находятся в Международной красной книге. А вот кошка, едящая мангуста... даже не знаю. Есть карликовые мангусты размером с крысу, теоретически подходящие в качестве кошачьей добычи, но они не в Индии обитают. Индийский мангуст сам с усам и зубам, и кошка с ним вряд ли справится.
edgar_leitan
Dec. 27th, 2012 04:37 am (UTC)
Меня и самого этот текст развеселил :)) Но именно так в тексте, так что -- "за что купил, за то и продаю"... С чем это связано и как конкретно это понимать, пока не знаю. Надо поискать схожих мест, хотя, навскидку, параллельных мест для этого именно текста пока не находил, хотя, как кажется, все основные места бегло просмотрел с помощью электронного текста.

Кошка, кушающая мангусту, мне тоже показалась маловероятной с чисто биологической точки зрения...
pevchaya_ptiza
Dec. 27th, 2012 04:44 am (UTC)
...а наша храмовая кошка Багирка (на твою очень похожа) как-то отличилась: на какой-то великий праздник приехал архиепископ, и когда он со всеми понтами и свитой заходил с улицы в притвор, перед ним гордо протрусила Багирка, держа в зубах мышь. Выслужилась :)
edgar_leitan
Dec. 27th, 2012 04:50 am (UTC)
Как говаривала моя бабушка, у кошек язык "поганый", а шерсть чистая. Поэтому их и в храмы допускают. Кажается, даже в алтари, насколько я знаю. А у собак вроде наоборот -- шерсть "поганая" (то есть языческая), а язык -- чистый :))

На верхней фотке -- турецкий по происхождению кошак одного моего австрийского друга-приятеля. Вообще их у него трое, но этот чёрный кот Самбо -- самый антик из всех!
pevchaya_ptiza
Dec. 27th, 2012 05:13 am (UTC)
Да, про шерсть и язык я слышала. Кстати, офф: до тебя моя поезия всё-таки дошла или нет?
edgar_leitan
Dec. 27th, 2012 05:18 am (UTC)
В Питере у родителей, дожидается моего приезда.
pevchaya_ptiza
Dec. 27th, 2012 05:27 am (UTC)
Неисповедимы пути книжек - одни быстро и беспрепятственно улетают за океан, другие годами ждут выездной визы :)
edgar_leitan
Dec. 27th, 2012 01:55 pm (UTC)
Выяснилось, что родители, получив книгу, благополучно куда-то её, увы, схоронили (для пущей сохранности!) и о ней, естественно, забыли. Теперь, оказывается, не могут найти. Я-то сам уже 2,5 года в России не был... Ты извини, так неудобно... И когда именно Ты её посылала, не вспомнишь? Думаю, что должна найтись, потому что я точно помню -- родители отзвонились, что книжка благополучно дошла, с Твоим автографом. Напиши, пожалуйста, её выходные данные!
pevchaya_ptiza
Dec. 28th, 2012 10:57 am (UTC)
Ой, там выходных данных нет - чистый самиздат :) Она примерно А5 формата, толщиной в полсантиметра, с клеевым корешком, бежевая обложка, на ней рисунок - человек на лошади. Называется "В пути".
a_kallistratov
Dec. 27th, 2012 06:51 am (UTC)
В индийских храмах - например, в Шри Рангаме - кошаки тоже вовсю "служат". И хотя, строго говоря, они считаются не совсем чистыми животными, тем не менее, им позволено свободно расхаживать по храмовым помещениям. Вот несколько таких служителей из храма в Ираттаи-Тирупати (Тамил-наду):
http://dhama.dayalnitay.ru/index.php?view=image&format=raw&type=img&id=4176&option=com_joomgallery&Itemid=28
edgar_leitan
Dec. 27th, 2012 12:55 pm (UTC)
Какие они хиленькие, тощенькие! :) Индийские :))
Я сам неоднократно наблюдал, как кошек гоняло обезьяны.
a_kallistratov
Dec. 27th, 2012 01:56 pm (UTC)
Да, поэтому, например, во Вриндаване (да и вообще в Северной Индии) кошек мало. Зато в Южной я их видел предостаточно; там обезьяны хоть и есть, но они как-то посмирнее и поблагороднее, чем вриндаванские бесхвостые мартышки.
edgar_leitan
Dec. 27th, 2012 03:04 pm (UTC)
Кажется, это макаки-резусы (Macaca mulatta), если быть точнее. От них, кстати, назвали резус-фактор крови.
В Южной Индии, а также в Ришикеше и в джунглях близ него мне попадались изящные "лангуры Ханумана" (Presbytis entellus), с предлинными хвостами и прекрасные в движении.
ex_tritopor
Dec. 27th, 2012 05:34 am (UTC)
Там, где много собак обычно мало кошек и вовсю стоит проблема грызунов. Для России, где бродячие собаки некоторой частью населения с одобрения властей введены буквально в культ, эта проблема тоже остро стоит.
edgar_leitan
Dec. 27th, 2012 01:47 pm (UTC)
Так бродячие псы могут же людей и покалечить. Их там у вас не отлавливают?
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com