?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

duhovka_riga

Когда-то в новициате "Общества Иисуса" (Societas Jesu) у нас была такая прелюбопытная игра, имевшая значение духовно-воспитательного ритуала и называвшаяся correctio fraterna, то есть дословно "братское исправление". Но поскольку в таком русском выражении genetivus objectivus легко путается с subjectivus-ом, то лучше сию фразу переводить как "братское назидание", или, ещё иначе говоря, "семейная критика". Она заключалась конкретно в том, что собратия по общине послушников, сперва тебя (морально секомого) предуготовительно похвалив (род местной анестезии?), затем поочерёдно высказывали тебе же в лицо всякие нелицеприятности и даже откровенные обидные гадости, размер и ядовитость коих зависели как от действительных особенностей твоего характера и воспитания, нервирующего ближних, так и от цепкости доброволящей или недоброжелательной памяти "корректировщика", а равно и от особенностей характерца и образа мыслей его самого.


Из этих регулярных и довольно неполиткорректных коррекций, теоретически призванных сделать ими подвергаемого — субъектом, социально приемлемым для большинства в общине или сообществе любого типа, выработался со временем определённый иммунитет к произвольным оценочным суждениям со стороны.

То есть некоторые благотворные "коррекции" всё же происходили. Если все за тобою замечали, что, к примеру, для тебя характерно во время непринуждённой беседы смачно сплёвывать на пол, сморкаться в занавеску, сорить семечковой лузгой или целым по неделям не менять нижнеее бельe (это всё просто для выпуклости примера), то такие замечания весьма быстро приводили в здравое чувство, заставляя nolens volens следить за градусом своей социальной адаптированности. Сложнее было с корекцией образа мысли, хотя и здесь велось немало незримых боёв…

За много лет у меня набралась уже целая коллекция суждений других людей обо мне: на разных жизненных этапах и при различных обстояниях. Эти по большей части негативно-пренебрежительные суждения доставляли в своё время, конечно же, огорчения, бия порою с неожиданностью в незащищённые места и укалывая в иные болезненные точки. А иногда и просто раня самое банальное самолюбие.

Даже там, когда это оказывалось на поверку совершеннейшею неправдой, всё равно оставался осадок, как у известного козлика из сказки, которого сосчитали и, упаковав, выставили в витрину. А в иных ситуациях просто сдали начальству — инспектору, префекту или ректору: такой-то тогда-то вёл такие-то разговоры. Подрастающий поповский или клерикальный народец вообще отличается, как правило, завистливым недоброжелательством к собратиям по семинарии или орденской общине. Полагаю, что православные кутейники здесь свойствами своими мало отличны от латынских сотоварищей по духовному цеху, пусть и считают последних, как то и заведено, нераскаянными еретиками, коим уготована лишь "ГИЕНА огненная".

Помню, что в Рижской семинарии автора сих записок многие считали нередко отъявленным вольтерьянцем, бо премного любил читать книги, самые разные (от церковных Отцов в издании Abbé Migne-я до Бердяева, Владимира Соловьёва и каких-то уже появившихся книжек Томаса Мертона или научных статей про дзен, или пытаясь читать Библию на иврите), высказывая иногда мысли, не совсем близкородственные исполненному религиозными фобиями сознанию советских кафолических бурсаков. А потом, когда впс назначили библиотекарем, и он получил возможность запираться для неограниченного чтения в довeременной ему библиотеке по ночам, воспоследовали увещевания, что "семинария — учреждение не образовательное, а воспитательное"...

В вольнодумстве и масонстве впс обвиняли и в его клерикальную бытность в Литве, но не начальство, а один не в меру ревностный собратец родом из Риги, положивший себе думать, что "такие, как ты, разрушают самые основы Святой Матери-Церкви", и что меня всенепременно необходимо остановить, дабы не произошло этого самого обвала стропил и расшатки фундаментов беззащитной Святой Матушки. Начальство при этом заняло выжидательную позицию: кто кого. Позже указанный собрат, не выдержав моего идейного и физического насмешливого присутствия, сам ушёл из ордена в полном нервном расстройстве. Потом я узнал, что он поступил на работу... да, именно, в Satversmes aizsardzības birojs, то есть в латвийскую госбезопасность. Сейчас, как я узнал, он уже даже вышел на пенсию. В общем, сей идейный сверчок нашёл подходящий для себя шесток.

У австрийских же бенедиктинцев я тоже считался чем-то не совсем удобопонятным и совершенно неудобоваримым: крайним церковным консерватором, с одной стороны, но который непонятно почему ещё и занимается в университете востоковедением, — с другой. Востоковед-индолог и тибетолог сама по себе штука для стандартных церковных представлений подозрительная (в отличие, скажем, от гебраиста или филолога-классика; позже я стал заниматься и арабистикой, в течение 4-х или 5-ти где-то лет). То есть цеpковный консервативизм как бы сочетался с подозрительным эзотеризмом индийского разливу. Кто этакое выдержит?

Вряд ли кто-либо даже из самых идейных церковных деятелей заподозрил бы филолога-классика в живом поклонении олимпийским богам, богослова-гебраиста в тайном иудаизме, шумерoлога-аккадиста уличил бы в поклонении Мардуку или Иштар, а теолога-арабиста в криптомусульманстве. Однако у индологов или буддологов почему-то другая репутация.

Вспоминая же свою рижскую репутацию то как вольтерьянца-масона, то как латгальского сепаратиста [в последнем утверждении была тогда своя доля правды: об этом и теперь даже рассказывают легенды, т. к. мои тогдашние бурсаки-однокашники занимают ныне в Рижской "духовке" руководящие посты], делалось смешно. В Вене, для смеху ли, или тестируя реакцию своего окружения, я критически высказывался о спасительности демократии, напирая на наобходимости восстановления в России монархии. Потом-то, уже в 2000-е, мои псевдомонархические (больше на публику) мечтания постепенно безостаточно улетучились, сменившись опаскою в отношении всё прибывающего густотою и обширностью "русского мира" и его идеологий...

Как-то, ещё в самом начале ведения этого ЖЖ, стоило выложить свою фотографию с (ныне покойным) Ливанским шиитским аятоллой М.-Х. Фадлаллой под посвящённым ему доброжелательным постом, как меня тут же гневно, с проклятиями отфрендили какие-то израильские мои тогдашние читатели, за "симпатии арабскому терроризму" и за то, что я "левый".

Теперь, стоило критически высказаться о миграции в Европу из мусульманских стран, как впс назвали "проповедником фашистских взглядов" и "рупором Нетаньяху". Естественно, крайне „правым“ негодяем, одного из "типичных колбасных эмигрантов", угнездившихся по уютным жежешечкам и беспрепятственно высказывающих свои человеконенавистнические взгляды. За эту же рекомую "правизну" тут же последовал шквал отфрендов, стоило выложить свою фотку с австрийским политиком Штрахе. За некогдашнюю симпатию к другому политику Австрии Хайдеру тоже успели налепить по нескольку гневных бирок. А за дружескую фотографию с одним известным тибетским активистом равно прилепили какое-то прозвище. Ну и конца этим играм не предвидится…

Самое смешное бывает, когда за одно и то же деяние или воззрение одни награждают званием "правого", другие титулуют "левым". В Европе вообще очень принято во всяких интеллектуальных салонах такое примитивное отношение к людям — мгновенное разделение на "правых" и "левых" по каким-то отдельным "сигнальным" признакам. Похоже, и в России такое в обычае, только делят здесь теперь на "либералов-русофобов (либерастов)" и "державников-патриотов" (это с одной стороны). А с другой — на фашистов и демократов. Нынешние российские дуализмы не совсем совпадают с европейскими.

На самом деле, эта случившаяся рефлексия над несовпадениями разных оценок и кричащим кретинизмом некоторых из них послужила автору этого ЖЖ случайным поводом, чтобы с приятностию вспомнить давно минувшие дни, а ещё — в качестве опытного доказательства русской пословицы: "На каждый чих не накланяешься"...

На более серьёзным уровне эти обыкновения немудрёного человеческого ума привешивать бирки показывают, что реальная "встреча" людей (в понимании В. Франкля) крайне редко происходит. Обычно это взаимные зеркальные отражения ярлычков. И тут уж ничего не остаётся делать, как только пытаться следить за собой и за собственными оценками.

[На картинке: 1989 г., совсем молоденький тогда автор сей жежешечки с некоторыми из однокашных семинаристов в Риге, перед храмом св. Франциска; автор третий справа или четвёртый слева].

Comments

( 119 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
philtrius
Jan. 6th, 2013 10:42 pm (UTC)
Весь ужасъ въ томъ, что въ 75 % случаевъ опредѣленiе всей совокупности взглядовъ по одному признаку работаетъ. Хотѣлось бы думать о человѣчествѣ лучше, но увы…

edgar_leitan
Jan. 6th, 2013 11:08 pm (UTC)
Но остаётся ещё другая четверть...:)
(no subject) - a_kor - Jan. 7th, 2013 05:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2013 02:42 pm (UTC) - Expand
irescha
Jan. 6th, 2013 11:03 pm (UTC)
*** Обычно это взаимные зеркальные отражения ярлычков. И тут уж ничего не остаётся делать, как только пытаться следить за собой и за собственными оценками.

Сейчас как раз читаю Московичи "Век толп".Главная мысль этой книги-ценность индивида.Вот цитата...

Индивид, достойный этого имени, должен вести себя согласно своему разуму, надо полагать, судить бесстрастно о людях и вещах и действовать с полным сознанием дела. Он должен принимать чужое мнение только с достаточным на то основанием, оценив его, взвесив все за и против с беспристрастностью ученого, не подчиняясь суждению авторитета или большинства людей. Итак, мы от каждого ожидаем, что он будет действовать рассудительно, руководствуясь сознанием и своими интересами будь он один или в обществе себе подобных.
Между тем наблюдение показывает, что это вовсе не так. Любой человек в какой-то момент пассивно подчиняется решениям своих начальников, вышестоящих лиц. Он без размышления принимает мнения своих друзей, соседей или своей партии. Он принимает установки, манеру говорить и вкусы своего окружения. Даже ещё серьезнее, с того момента, как человек примыкает к группе, поглощается массой, он становится способным на крайние формы насилия или паники, энтузиазма или жестокости. Он совершает действия, которые осуждает его совесть и которые противоречат его интересам. В этих условиях все происходит так, как если бы человек совершенно переменился и стал другим. Вот ведь загадка, с которой мы сталкиваемся постоянно и которая не перестает нас изумлять.”


Индивидуальность легко сохранить сидя дома,но как только ты попадаешь в толпу (а жж это толпа со множеством групп),то тебя начинают рвать на части.В таких условиях очень хочется напомнить,что я не обязана никому соответствовать,наоборот,быть-значит отличаться...
edgar_leitan
Jan. 6th, 2013 11:12 pm (UTC)
В отличие от реальной толпы или действительных телесно-душевных общностей (трудовых коллективов и прочего), ЖЖ-столпотворения и разрывания на части легко избежать. Нужно лишь из него выйти.
(no subject) - irescha - Jan. 6th, 2013 11:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 6th, 2013 11:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jan. 6th, 2013 11:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2013 12:41 am (UTC) - Expand
irescha
Jan. 6th, 2013 11:05 pm (UTC)
Кстати,у Вас очень обаятельная улыбка!)))
edgar_leitan
Jan. 6th, 2013 11:09 pm (UTC)
Merci :)
manya_masha
Jan. 7th, 2013 12:18 am (UTC)
О, насчет филологов-классиков Вы заблуждаетесь: до сих пор помнится транс сестер, увидевших у меня в расписанию предмет под названием "текстуальная критика Библии". Кажется, мне так и не удалось убедить их в отсутствии подвоха.
И "коррекции" в их женской версии были прекрасны донельзя. Там еще и "покаяние" по итогам назначалось, причем с истинно дамкой изощренностью, так что свидетелей смиряло сильнее, чем исполнителей. Моя монашеская карьера закончилась, когда я в обед вышла из-за стола и покинула трапезную, доев суп и отказавшись от второго: прямо у моего едального места, сменяя друг друга, на коленях (так что лицо смотрело как раз в тарелку) читали фатимский розарий провинившиеся сестры. Мать настоятельница сочла это демаршем и свидетельством полного отсутствия смирения, после чего исход стал лишь вопросом времени. :)

Edited at 2013-01-07 12:20 am (UTC)
edgar_leitan
Jan. 7th, 2013 12:32 am (UTC)
Под "текстуально критикой Библии" сёстры, несомненно, представили себе страшного Емельяна Ярославского с его "Библией для верующих и неверующих" и сестру, тайную безбожницу, аспидом свившуюся у них под омофором и почитывающую после отбоя Белинского и Герцена ;)
А что это за специальный "фатимский Розарий" для вразумления заблудшей души? С какими-нибудь особенно болезненными колючками вместо бусинок?
Я тоже припоминаю некоторых мироточивых субъектов из числа давних коллег, которые любили театрально молиться напоказ, за какого-нибудь проблематичного, с их точки зрения, собрата. И ещё они очень любили "смирять" и "обличать" неблагонадёжных. По моим наблюдениям, это такой распространённый вид спорта в духовных заведениях.
(no subject) - manya_masha - Jan. 7th, 2013 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2013 02:17 pm (UTC) - Expand
hellebede
Jan. 7th, 2013 12:49 am (UTC)
Эдгар, но ведь не одно ''академическое изучение'', что-то Вы практиковали и практикуете сейчас? Как Вы выбирали и ''принимали решение'', если можно так выразиться? Понимаю, что вследствие возникновения каких-то внутренних смыслов и ''смычек'',но, если можно, поясните. Последовать за уважаемым учителем или любимым другом, по видимому, для Вас невозможно?
edgar_leitan
Jan. 7th, 2013 01:44 am (UTC)
Следование за кем-то -- это обычно следование за людьми с их "тараканами в голове", что сами люди обычно очень любят и к чему стремятся. И на отсутствие чего обижаются. Но это не значить "следовать за Богом" (что это такое -- тоже трудно определить, но уж точно не имитация образов жизни, мыслей или "практик" менторов). Последнее может заключать жёсткое оставление каких-то любимых привычек или людей. Я очень не люблю слово "практика" и "практиковать". Снова эти разделения -- на теорию и практику.
(no subject) - hellebede - Jan. 7th, 2013 09:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2013 02:28 pm (UTC) - Expand
a_kor
Jan. 7th, 2013 03:36 am (UTC)
Эдгар, Вы же иезуит... Этим всё объясняется! :)))
edgar_leitan
Jan. 7th, 2013 05:02 am (UTC)
Это было очень давно, ок. 20 лет назад :)
(no subject) - a_kor - Jan. 7th, 2013 05:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2013 05:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_kor - Jan. 7th, 2013 05:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2013 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mingbai - Jun. 8th, 2013 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 9th, 2013 04:10 pm (UTC) - Expand
prostopop
Jan. 7th, 2013 05:49 am (UTC)
На фото уже видна неординарность. :-)
Хорошая традиция в семинарии была. От монашеских таких же собраний (название забыл) в средние века? Тоже критика друг друга. (А, во: капитул)
Интересно, ранний советский обычай "чисток" чем-то связан с перечисленным?
Кстати, я однажды подумал, что "вечный огонь" у советских памятников войне мог получить название, опосредованно от французских революционеров, но изначально от "вечного огня", лампадки у Дарохранительницы в католических храмах. Верно ли это, на Ваш взгляд?
Удивило замечание о "русском мире". Мы действительно так огромны и прибываем час от часу, как представляется некрупным латышским национальностям? Нам-то, у себя, всё мерещится, что русских мало и нам скоро конец.

Edited at 2013-01-07 05:49 am (UTC)
edgar_leitan
Jan. 7th, 2013 02:38 pm (UTC)
Про "вечный огонь" я неоднократно думал. Мне эта и идея, и даже форма представляется явным заимствованием из церковного быта. Думаете, что от революционных французов повелось?..

В семинарии все эти "исправления" были скорее спонтанными элементами "неуставных взаимоотношений". До филигранного совершенства отработанного и предписанного ритуала они были доведены в Societas Jesu (у меня это разные периоды жизни), поскольку там это часть орденской традиции.

Я думаю, что коммунистический (не только в эСэСэРе, но и в Китае) обычай публичной "критики и самокритики" -- это такой Ersatz религиозного очищения, включающий как бы покаяние, епитимию и т. п. Вряд ли он заимствовался напрямую из Церкви. Скорее потому, что само марксово учение квази-религиозно и эсхатологично.
(no subject) - prostopop - Jan. 7th, 2013 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2013 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mingbai - Jun. 8th, 2013 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 9th, 2013 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mingbai - Jun. 10th, 2013 01:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 10th, 2013 09:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - mingbai - Jun. 10th, 2013 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jun. 10th, 2013 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mingbai - Jun. 10th, 2013 01:39 pm (UTC) - Expand
addendum - edgar_leitan - Jun. 10th, 2013 01:21 pm (UTC) - Expand
Re: addendum - mingbai - Jun. 10th, 2013 01:47 pm (UTC) - Expand
Re: addendum - edgar_leitan - Jun. 10th, 2013 02:41 pm (UTC) - Expand
Re: addendum - mingbai - Jun. 10th, 2013 02:55 pm (UTC) - Expand
Re: addendum - edgar_leitan - Jun. 10th, 2013 04:47 pm (UTC) - Expand
Re: addendum - mingbai - Jun. 11th, 2013 02:41 am (UTC) - Expand
addendum - edgar_leitan - Jan. 7th, 2013 02:58 pm (UTC) - Expand
princessrimosa
Jan. 7th, 2013 10:20 am (UTC)
Какой вы красивый! Ну просто очень!
edgar_leitan
Jan. 7th, 2013 02:41 pm (UTC)
Батюшки!... [густо покраснел и ковыряет носком ботинка землю...]
Когда-то сие было?! Ой-ой, как давно :))
(no subject) - hellebede - Jan. 7th, 2013 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2013 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hellebede - Jan. 7th, 2013 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2013 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hellebede - Jan. 7th, 2013 05:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2013 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2013 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ballilogh - Jan. 8th, 2013 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 8th, 2013 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ballilogh - Jan. 8th, 2013 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 8th, 2013 11:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ballilogh - Jan. 8th, 2013 11:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hellebede - Jan. 8th, 2013 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 8th, 2013 11:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - princessrimosa - Jan. 8th, 2013 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 8th, 2013 05:40 pm (UTC) - Expand
petrark
Jan. 7th, 2013 11:52 am (UTC)
Спасибо.
edgar_leitan
Jan. 7th, 2013 02:42 pm (UTC)
:)
nikaan
Jan. 7th, 2013 03:57 pm (UTC)
Вы центрист и не имеете убеждений, я Вас раскусил! =)

А что за сказка про козлика?
edgar_leitan
Jan. 7th, 2013 05:25 pm (UTC)
Ну почему же? Они имеются, но зависимы как от обстоятельств личной истории (то есть хронологически -- подвержены изменению), так и от обстоятельств ситуации конкретного общения между A и B (тональности и содержаниe задаваемых вопросов, ожидание и т. п.). Кажется, лишним будет говорить, что это имеет мало общего с беспринципным релятивизмом "ценностей". Ведь иначе и Будду следовало бы тогда назвать беспринципным циником, если проанализировать различные Сутры. То же относится и к библейскому материалу.

Про козлика -- отложилось что-то из детства. Его "сосчитали", и он на это очень обиделся и даже испугался.
(no subject) - hellebede - Jan. 7th, 2013 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2013 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hellebede - Jan. 7th, 2013 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 7th, 2013 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hellebede - Jan. 7th, 2013 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 8th, 2013 05:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - hellebede - Jan. 8th, 2013 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 8th, 2013 05:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - hellebede - Jan. 8th, 2013 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 8th, 2013 11:16 pm (UTC) - Expand
az_pantarei
Jan. 8th, 2013 06:55 pm (UTC)
Ушли в сторону?
Вообще-то, это одна из важнейших тем: (1)восприятие (и познание) меня другими и (2) мое собственное восприятие и познание самого себя. Самовосприятие очень субъективно, не зря говорится "со стороны виднее". Естественно (инстинкт самосохранения и его психологическое продолжение) считать себя самым умным и т.п. Этот "секрет, известный всем", прекрасно описан Гельвецием. Это повышает эффективность деятельности,тонус. И окружающие поддерживают эту иллюзию, поскольку говорят нам обычно приятное, а о неприятном умалчивают (не обидеть - одна из основных норм поведения). "Льстец говорит нам то, что мы сами о себе думаем:)Некто сказал: "медитировал два часа,и узнал о себе ужасные вещи". НО если бы он знал, что о нем говорят окружающие, то не было бы необходимости в медитации :)
В тоже время мы знаем о себе многое, что не знают другие. В общем, правильное самопознание, как и любое познание зависит от беспристрастности и умения логично мыслить. А еще надо судить не только по словам и мыслям, а по делам. "По плодам их узнаете их". И себя.
edgar_leitan
Jan. 8th, 2013 11:16 pm (UTC)
Re: Ушли в сторону?
В этом моём опыте как раз окружающие были самим типом воспитания понуждаемы говорить тебе (т. е. мне) вещи скорее неприятные, критические. И ты был обязан принимать это конструктивно во внимание, как бы противно ни казалось. Иногда это и вправду очень ценно (когда нечто просто не замечаешь за собой). Когда тебя ругают за раздражающий других голос или форму носа, или цвет глаз, сделать бывает ничего нельзя. Тут следует сказать: Врачу, исцелися сам! Что-то мы можем в других и понести, и выдержать. Ещё сложнее, когда тебя начинают критиковать за образ мышления. Вот тут-то я после многих лет наконец понял, что это именно то, от чего из социального конформизма отказываться ни в коем случае не следует. Другое дело, что мысли или слова, могущие окружающих явно обидеть, можно на людях и не высказывать.

"По плодам" или по "делам" люди вообще очень любят других судить. Однако обычно не способны эти плоды воспринимать. Есть плоды невидимые другим, и дела, которые постороннему взгляду принципиально скрыты.
livejournal
Jan. 8th, 2013 07:01 pm (UTC)
О восприятии себя другими: поучительное
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «О восприятии себя другими: поучительное» в контексте: [...] Оригинал взят у в О восприятии себя другими: поучительное [...]
novoeleto
Jan. 8th, 2013 10:21 pm (UTC)
Благодарю за интересный пост. Обратил внимание на слова:

"...коррекции, теоретически призванные сделать ими подвергаемого — субъектом, социально приемлемым для большинства в общине или сообществе любого типа..."

Вот за это-то мы и не любим всякие "общины/коллективы". Я не преуменьшаю значения социальной адаптации и определённого смирения, выражающегося в участии в социуме. Да, человек чему-то учится, может стать лучше. Общение и соучастие необходимо. В то же время, все эти общины/коллективы могут становиться и тоталитарной силой, бессмысленно невротизирующей человека, и источником зла.
edgar_leitan
Jan. 8th, 2013 11:07 pm (UTC)
Всё же в этом были свои резоны, как мне теперь кажется, по прошествии многих лет. Меня этот опыт сделал в результате вполне социальным человеком, способным к (относительно) бесконфликтному общению с самыми разными людьми -- из изначально замкнутого в себе, робкого интроверта.
Своё окружение, хоть и конфликтовал порою с отдельными его представителями, я не воспринимал как "тоталитарную секту". Сейчас я даже очень благодарен за этот опыт, вспоминая о тех временах с некоторою ностальгией.
az_pantarei
Jan. 9th, 2013 03:20 am (UTC)
Дела...
Всё же дела и упрямые факты, поведение - вещь обычно достаточно ясная. Если кто-то перевел или не перевел палийский канон, если кто-то намеревался осуществить проект, но не сделал этого - то все это очевидно. Даже Гегель, идеалист, прямо где-то высказывался, что содержание человека раскрывается в его деятельности,в том, что он действительно создает, осуществляет, а не в фантазиях или мыслях и намерениях. К тому же: "вера без дел мертва".
А что это за скрытые действия и т.п. - воровсто, распил? :) :)
edgar_leitan
Jan. 15th, 2013 10:09 pm (UTC)
Re: Дела...
Здесь я согласен лишь частично. Намерения тоже крайне важны. Люди судят реальные, видные грубым глазом дела, да и то нередко ошибаются (ошибаются -- как правило!).
Вспомните, что кроме "деяний тела" (kaaya), есть ещё уровень "речи" (vaac), а также "ума" (manas). Вот они, как правило, мало кем со стороны воспринимаемы, а играют свою значительную роль в формировании "кармического потенциала" (karma-phala, vaasana).
pevchaya_ptiza
Jan. 9th, 2013 05:40 am (UTC)
"Разрушить самые основы святой Матери-Церкви" - это жесть! Если учесть, что основа Церкви - Христос :)

Есть такой тип людей, на мой взгляд - самых несчастных на свете. У них напрочь отсутствует доверие к мирозданию, что ли. Без их личного контроля человечество падёт в бездну прегрешений, звёзды улизнут с орбит, а мироздание повергнется в кромешный хаос. Я когда-то даже стих написала:
http://pevchaya-ptiza.livejournal.com/140075.html
novoeleto
Jan. 9th, 2013 07:13 pm (UTC)
Простите, вмешиваюсь; по моим наблюдениям (сделанным отчасти в РПЦ-МП, отчасти в римо-католицизме), типаж, очень распространённый в Церкви. Среди клириков, в частности.
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 9th, 2013 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 10th, 2013 03:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 10th, 2013 10:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 10th, 2013 10:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 10th, 2013 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 10th, 2013 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 10th, 2013 11:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 9th, 2013 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 10th, 2013 03:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 10th, 2013 11:19 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 119 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com