?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Верующие

infoelix ego

Я всегда недолюбливал словечко "верующие". Тем менее, что его с немалым удовольствием при всяческом случае употребляли совковские профессиональные афеисты и пропагандисты. Чем-то склепно-затхлым от него повевает, смесью плесени из неухоженных музейных запасников и прогорклого олея на дне давно выгоревших и покрытых вековой пылью лампадок. Чуждыми лекалами прорисованным контуром, под кои тебе надлежит, значит, прогибаться, всячески этому рисунку соответствуя.


Вот говорят: "Он же верующий, а веру надо уважать". При этом почему-то вспоминаются бесы, каковые "веруют, и трепещут" (Иак. 2,19). Верующие в Антихриста, в колдунов, колдовство и проч. "Если в Бога веруешь, то и в его Супротивника веровать обязан. А власть того над человеками почти безгранична". Вера эта свирепа, а благочестие убивает без пули. Жизнь застывает в вечной мерзлоте.

В советские времена с апологетическим пафосом нередко говорилось, что "верующий" — лучший гражданин: ударник производства, не пианица пропойная, не тать какая загребущая, но человек "кристальной честности". Почти такой же, как и партиец, только лучше. Потому как "боится Бога, который всё видит". Роль месткома, профкома и парткома для верующего выполняет Бог с его предикатом вездесущности и функцией всевидящего Ока. Большой Брат, да и только!

А ещё "верующий" вроде как обязан веровать, что миру от роду его, от сотворения столько-то тысяч лет: пяток с чем-то, кажется. Или осемь? Так же, как и его зеркальное отражение, "прогрессивный научный" афеист, верующий должен свято веровать в неизбывный конфликт веры с наукою. У того "первична" материя, а у сего — сознание. И борются друг с другом за признание первичности-вторичности, как тупоконечники с остроконечниками.

Нынешний "верующий" — ещё и человек, постоянно готовый на каждый чих окружающих оскорбляться и требовать за это денег. Верующий готов за "оскорблении святыни" даже убить, не вменив сие в большой грех. Ибо прощать ты можешь свою личную обиду, но вот "оскорбление Бога" — нет, такого прощать никакожде возможно.

Верующий обязан, — "хлоп ап стенку", — истово веровать во всё, что "говорит Церковь". А роль сего рупора Церкви выполняют старцы ("чокнутые старцы"?). Или просто приходской батюшка. Или брошюрка "с благословением" (или без оного) в церковной лавке. И ещё — верующий не смеет "критиковать священников". "Кто мы такие, чтобы судить — о свя-ш-чэ-ннике!". "Вот один такой позлословил клириков, а у него на другой день отнялись ноги, и онемел. И пребывает в сем плачевном состоянии уже как двадцать лет!" Бог мстит своим врагам, ибо бесконечно благ.

Верующий верит, что "несть власти, токмо от Бога". И посему готов для себя и перед другими оправдывать в любой настоящий момент любые действия обладающих властью мерзавцев.

А ещё верующий обязан совершать sacrificium intellectus, жертвуя разумением ради ложно понятной верности своему званию. Говоря по-простому, слишком много думать для "веры" опасно.

Верующий восторжен, когда говорит о Боге ("благовествует Господа"), сочась елеем. И с такою же силой гневно-нетерпим или скорбен, вынужденно общаясь с "грешником".

И ещё — верующий с ног до головы окружён врагами, которые только и думают, как бы извести "святую Церковь", а заодно и его вместе с Нею. Верующий и "хуже всех" ("самый великий грешник": "все спасутся, один я нет"), и лучше "этих мерзавцев": "Будете гореть в аду!".

Верующий обязан верить в истинность пояса, исцеляющего от всяческих болячек, в "чудесную благодатность" в одно и то же время (удобное для державной прессы) появляющегося огня (огнепоклонники и огневеры). В особую благодатность касты жрецов.
…………………………………………………………………………………….

Каждый может по вкусу и руководствуясь опытом продолжить список клише и стереотипов, связанный с именованием людей "верующими". А в последнее время и „христианином“ даже называться как-то неудобно, не говоря уже о более специфическом подразделении (православный, католик...). Так как шлейф всяких ассоциаций и представлений, подобных вышеизложенным, тут же намертво к тебе молвою и разработанной моторикою ума прилепится, и замучаешься соскабливать, доказывая, как то водится, что ты "не верблюд".

Верблюд, и точка, и попытки любых оправданий только докажут, что ты принимаешь этот чуждый тебе язык с его правилами, принимаясь играть в теннис со стенкой, да ещё её и обыграть норовя. Система абсолютно замкнута: говоря, что ты "не то, чтобы фанатичный верующий, но и не афеист", "католик, но не то, чтобы ты православных или евангелистов ненавидишь..." или "христинин, но не в тех смыслах, в которых спрашивающий себе представляет", — всё это закрутит маховик apologia pro vita sua (оправдание собственной жизни) до дурной бесконечности. Будьте уверены — дежурно припомнят и инквизицию, и Галилея, и Коперника, и злобных преследователей хулиганствующих Пусек, и церковных кликуш, и постно стоящих со свечкой чиновников, бывших работников ВЛКСМ...

Скажешь просто, что "христианин", но пытающийся быть открытым самому разному опыту, придётся биться с другим шквалом стереотипов, а то и раздражённых филиппик. Покой нам только снится. А надо это? И что делать? Пожалуй, пора переходить вместе с Махди в благословенную Гайбу-сокрытие, признавая старую интуицию, что всякое словесное именование лживо: скорее затемняет, нисколечко не высветляя. Молчать с грустной улыбкой, подражая некоему древнему Учителю из рода Шакьев: imitatio Buddhae.

Ну а "давать с кротостью и благоговением ответ в своём уповании" каждому пустопорожно любопытствующему, кажется, негоже. "Всякому", лишь когда скрутят руки и повлекут, куда сам пойти не захочешь, и уже ТАМ будут "требовать у вас отчёта". Тогда — да. И слово в том случае будет предельно просто, как и пуля в затылок: "Да, да. Нет, нет".

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
revliscap
Jan. 22nd, 2013 01:23 pm (UTC)
Просто в свое время Церковь решила выпустить из под контроля ученых и разных алхимиков, и вот что сегодня имеем. Слово "нравственность" стало каким-то постыдным, как "девственность".
edgar_leitan
Jan. 22nd, 2013 04:43 pm (UTC)
Да, с одной стороны, это так. Но чрезмерная фиксация Ц. на 6-й заповеди произвела именно эту идивительную метаморфозу: моральный ригоризм имеет своей оборотной стороной либертинизм. Другие заповеди существуют только как бы между прочим, а инстинкты, в принципе крайне трудно управляемые, использовать для манипуляции в помощью чувства вины легче всего. Думается, это лучше всего сохранившееся наследие Августина с его криптоманихейством.
(no subject) - revliscap - Jan. 23rd, 2013 06:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 24th, 2013 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - revliscap - Jan. 24th, 2013 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 24th, 2013 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - revliscap - Jan. 24th, 2013 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 24th, 2013 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - revliscap - Jan. 24th, 2013 01:07 pm (UTC) - Expand
az_pantarei
Jan. 22nd, 2013 02:34 pm (UTC)
Антигимн "Верующие"?
Хотя из трех Добродетелей: вера, надежда,любовь - в христианстве третья провозглашается высшей, на деле же ВАЖНЕЙШЕЙ СТАЛА ВЕРА и вступила в противоречие с любовью (оч. верно сказано об этом драматическом противоречии у Л.Фейербаха в "Сущности христианства"). И стало быть верующие - наименование верное (отражающее важность веры и маловажность любви). "Вера" стала даже синонимом религии у нас. Но это - христианизация-мусульманизация ("Религии веры и Книги")
Но это слово явно не подходит для буддизма и др. учений, где вера важна, но не занимает такого доминирующего места.
edgar_leitan
Jan. 22nd, 2013 04:50 pm (UTC)
Re: Антигимн "Верующие"?
И всё же в буддизме вера (dad pa = śraddhā) тоже очень важна... Однако в моём посте не о вере как таковой и разных её видах и уровнях речь, а попытка поговорить о ложных речевых (клишированных) отождествлениях, воспринятых через призму собственного индивидуального опыта. Тоже, кстати, мадхьямаковская тема, эта samāropa :)
Re: Антигимн "Верующие"? - edgar_leitan - Jan. 22nd, 2013 05:41 pm (UTC) - Expand
Re: Антигимн "Верующие"? - revliscap - Jan. 24th, 2013 09:55 am (UTC) - Expand
larkin_donkey
Jan. 22nd, 2013 02:39 pm (UTC)
Ну, "истинно неверующих" наверное и не бывает. Вопрос в терпимости людей к вере других -- будь они хоть трижды "афеисты", они тоже во что-то верят -- скажем, в светлое будущее человечества (хотя это сейчас уже и не модно=). В этом смысле, с верой почти то же самое, что со "свободой совести" -- сейчас скорее под этим понимается свобода от совести...

Ну и сама вера тоже разная бывает. Как хорошо это сформулировал Гурджиев:
Вера сознания есть свобода, вера чувств это слабость, вера тела – глупость.
edgar_leitan
Jan. 22nd, 2013 04:45 pm (UTC)
Убеждённые афеисты (не агностики, а именно атеисты) утверждают, что "отсуствие веры" бывает. Почему бы не поверить им на слово? Говорить, что они "криптохристиане", как-то неуважительно к их самовосприятию.
az_pantarei
Jan. 22nd, 2013 03:14 pm (UTC)
Виды вер

Вер много

Слово «вера» многозначно. И чтобы не было недоразумений, следует уяснить различные значения этого слова.

(1)Религиозная вера – это «неколебимая убежденность в реальном существовании Бога
Или же мы верим в истинность учения, потому что сами пережили опыт необычного (видение, «высшие состояния») в духе данного учения,
(1а.) Вера (для христиан, мусульман) – синоним организованной религии («христианство – моя вера»). Или даже обозначение отдельных вероучений, вероисповеданий и конфессий. «Бог многих вер не создавал», но на деле возникли разные веры: католическая, протестантская, баптистская и т. д. (и при этом, поскольку вера и церковь согласно Евангелиям только одна, каждая конфессия считает себя единственно истинной.
(1б)Вера как вид высшего, сравнительно с разумом, знания или познания (толкование богословов, религиозных философов, например, Бердяева).
(2) Далее, есть вера-допущение, что знания и сведения о мире, собранные в книгах, текстах, в общем верны, т. е. соответствуют действительности. Ясно, что абсолютное большинство подобных знаний каждый отдельный человек вынужден принимать за достоверные просто в силу своей ограниченности: ведь отдельный человек не может не только приобрести, он не может даже и проверить достоверность основной массы колоссального количества знаний, собранных человечеством. Мы просто доверяем тем, кто пишет, что в Австралии – кенгуру и удивительное животное утконос, сочетающее в себе признаки зверя и птицы (вопреки убеждению наивных христиан анти-эволюционистов в том, что нет переходных форм), что скорость света не превышает 300 000 км/с. и т.д. Но достоверность этих сведений в принципе проверяема. Ясно, что эта вера отличается от религиозной веры.
(3)Точно также существуют аксиомы и постулаты, которые недоказуемы, но принимаются за достоверные как наукой, так и повседневным опытом: часть больше целого, параллельные линии не сходятся и т.п. Вера в достоверность аксиом не является, конечно, религиозной верой.
(4) Еще один вид веры: я убежден, верю, что некто выполнит свое слово, что он достигнет своей цели или, что он действительно обладает высокими духовными качествами т.д. (4а) я убежден в значимости, ценности определенных идей и явлений.
Здесь вера – это убежденность, соединенная с непосредственным чувством-ощущением.
(5) Слепая вера – принятие за достоверное то, что прочитано в Библии или сказано проповедником, - без рассуждений, без логических обоснований. Сходно с этим и легковерие, когда мы верим слухам, не проверяя их.

Все это разные виды веры. Невозможны корректные рассуждения, когда говорят о вере вообще, сводя значения этого слова к религиозной вере.
Наши популярные богословы вызывают улыбку наивной софистикой, когда, например, «уличают» ученых в том, что они тоже верующие: ведь они допускают правильность своих недоказуемых аксиом, научных постулатов, - значит, верят.

P.S. Вера: доверие, уверенность, убежденность.

Даль: уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; || верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; || совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, Закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство. || Уверенность, твердая надежда, упование, ожидание.

Эпитеты веры: абсолютная, безраздельная, восторженная, глубокая, гордая,
горячая, живая, искренняя, исступленная, крепкая, маниакальная,
неиссякаемая, неколебимая, нелепая, нерушимая, отрадная, полная, радостная,
светлая, святая, смиренная, спасительная, фанатическая, чистая.




Edited at 2013-01-22 03:17 pm (UTC)
edgar_leitan
Jan. 22nd, 2013 04:55 pm (UTC)
Re: Виды вер
Это всё верно, и о предмете "вера" и "веры" можно писать трактаты. Да они и писались и пишутся. Однако я немного о другом, о sgro 'dogs, то есть о проблематике именования (называния) другими и соотношения его с внутренним опытом.
de_sen_luk
Jan. 22nd, 2013 08:21 pm (UTC)
Да, тяжко. Это сродни слову "интеллигент", только еще тяжелее... Потому что Бога всуе поминают. Последний абзац хорош, да. В повседневности я уже давно всякие поползновения "пустопорожние" ограничиваю ответом "я католичка", вот так, двумя словами. И все остальное оставляю на свободу вопрошающего... Перевожу на другую тему, ухожу, вежливо посылаю... в библиотеку :) Если вдруг что-то не пустопорожнее, то, конечно, разговор будет иной... Это редко бывает. И упаси, Бог, от таких испытаний, если поведут... Но "верные" от слова "верность"...
edgar_leitan
Jan. 24th, 2013 08:48 am (UTC)
Мне помогает старая иезуисткая выучка. Я прошу конкретизировать вопрос: "Что именно вы имеете в виду?"
pevchaya_ptiza
Jan. 23rd, 2013 05:13 am (UTC)
"Вы христианин?" - (оскорблённо) "Я православный!!!" :)))

Ты нарисовал какую-то карикатуру на "дхарма-йогу" (вполне узнаваемую, впрочем), когда вера заключается в выполнении определённых правил и ритуалов, без заморочек на рефлексию и внутренний труд. Да и сами правила выбираются по принципу "чтоб как у людей", а исполняются по принципу "здесь играем, здесь не играем, здесь рыбу заворачиваем". И действительно, языческое деление на "наших" и "ненаших", с особой выделением касты жрецов среди "наших".

В нашей стране это всё будет усугубляться: прошли те благословенные времена, когда вера была личным выбором, а на христиан смотрели как на чудаков. Ныне ж опять "Победоносцев над Россией простёр совиные крыла" с триадой своей, будь он неладен. В результатах соцопросов мнение православных чуть ли не до процента совпадает с мнением членов ЕР, но разительно отличается от голосов других конфессий и религий. Так что сейчас очень важно, какой ты верующий - наш или не наш :)
edgar_leitan
Jan. 24th, 2013 08:47 am (UTC)
Василий Ключевский "Мысли о России и православии"
“Наверное наши архиереи возразят, что католическая иерархия вела себя еще хуже. Наша иерархия любит ссылаться на чужие недостатки, большая охотница приобретать праведность чужими грехами.
Как вербуется наша высшая иерархия? Люди духовного, а в последнее время зачастую и светского звания, обездоленные природой или спалившие свою совесть поведением, не находя себе пристойного сбыта, проституируют себя на толкучку русской церкви, в монашество, и черным клобуком, как могильной насыпью, прикрывают невзрачную летопись своей жизни, какую физиология вырезывает на их невысоких лбах.
Надвинув на самые брови эти молчаливые клобуки, они чувствуют себя безопасными от своего прошедшего, как страусы, спрятавшие свои головы за дерево. Православная паства лениво следит за этими уловками своих пастырей и, равнодушно потягиваясь от усердных храмовых коленопреклонений, говорит, лукаво подмигивая, знаем-де.
Нигде высшую церковную иерархию не встречали в качестве преемников языческих волхвов с большим страхоговением, как в России, и нигде она не разыгрывала себя в таких торжественных скоморохов, как там же. В оперном облачении с трикирием и дикирием в храме, в карете четверней с благословляющим кукишем на улице, простоволосая с грозой и руганью перед дьячками и просвирнями на приемах, с грязными сплетнями за бутылкой лиссабонского или тенерифа в интимной компании, со смиренно-наглым и внутрь смеющимся подобострастием перед светской властью, она, эта клобучная иерархия, всегда была тунеядной молью всякой тряпичной совести русского православного слюнтяя.
Христос дал истину жизни, но не дал форм, предоставив это злобе дня. Вселенские соборы и установили эти формы для своего времени, цепляясь за его злободневные условия. Они были правы для своего времени; но не право то позднее узколобие, которое эти временные формы признало вечными нормами, признав учение Христа только случайным началом церковного строительства”
«Не православные богословы, а свечегасы православия. Питаясь православием, они съели его и сходили на его опустелое место. Смотря на них, как они веруют в Бога, так и хочется уверовать в черта. Их спокойствие и философское самообладание есть не что иное, как окаменевшее и заделавшееся в монументальные рамки самообожание. Пахнет не только изо рта, но и из сердца».

«Они эксплуатировали все свои права и атрофировали все свои обязанности. Великая истина Христа разменялась на обрядовые мелочи или на художественные пустяки. Верует духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу.

Духовенство всегда учило паству не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями. Нивелировка русского рыхлого сердца этим жупельным страхом – единственное дело, удавшееся этому тунеядному сословию. Высшая иерархия из Византии, монашеская, насела черной бедой на русскую верующую совесть и доселе пугает ее своей чернотой».

«Русский простолюдин – православный – отбывает свою веру, как церковную повинность, наложенную на него для спасения чьей-то души, только не его собственной, которую спасать он не научился, да и не желает: “Как ни молись, а все чертям достанется”. Это все его богословие. Евангелие стало полицейским уставом. Местные православные церкви, теперь существующие, суть сделочные полицейско-политические учреждения, цель которых успокоить наивно верующие совести одних и зажать крикливо протестующие рты других. Обе эти цели приводят к третьей, самой желанной для правящей церковной иерархии, – это полное равнодушие мыслящей и спокойной части общества к делам своей местной церкви: пусть мертвые хоронят своих мертвецов.

Русской Церкви как христианского установления нет и быть не может; есть только рясофорное отделение временно-постоянной государственной охраны».
pevchaya_ptiza
Jan. 23rd, 2013 08:02 am (UTC)
Эдгар, прошу прощения за офф - по сети ходит якобы арамейский подлинник "Отче наш", на мой взгляд, вполне топорный фейк. Но люди в таком восторге, что я аж засомневалась - может, там кладезь премудрости, а я не въезжаю, по скудоумию своему? Посмотришь?

http://val000.livejournal.com/221960.html
edgar_leitan
Jan. 24th, 2013 08:45 am (UTC)
Бред, конечно, чистейшей воды. И сумлеваться даже нечего!
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 24th, 2013 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 24th, 2013 12:19 pm (UTC) - Expand
klausnick
Jan. 23rd, 2013 02:23 pm (UTC)
Верные и верующие
Хорошо!
edgar_leitan
Jan. 24th, 2013 08:45 am (UTC)
Re: Верные и верующие
Merci :)
livejournal
Jan. 28th, 2013 11:00 am (UTC)
Верующие
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «Верующие» в контексте: [...] Оригинал взят у в Верующие [...]
beauty_spirit
Jan. 28th, 2013 01:31 pm (UTC)
"При этом почему-то вспоминаются бесы, каковые "веруют, и трепещут" (Иак. 2,19)" - так там же даже в пределах главы объясняется в чем тут прикол. -)
Ну и: "В советские времена с апологетическим пафосом нередко говорилось, что "верующий" — лучший гражданин" - кем говорилось?
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com