?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

merton-tür

Вот, на мой взгляд, один из самых интересных и энигматичных текстов Томаса Мертона, взятый из его "Азиатского дневника". Написанные в телеграфном стиле дневниковые наброски (в таком виде вряд ли предназначенные автором для публикации) едва ли оставят равнодушным человека, навыкшего размышлять о жизни — и о своей смерти.

"Три двери (онѣ суть одна дверь).
1) Дверь пустоты, дверь нигде. Там, где нет места самости, куда самость не может попасть. И поэтому бесполезная для тех, кто идёт куда-либо. Дверь ли это вообще? Дверь недверная.


2) Дверь без вывески, без таблички, без какой-либо информации. Не какая-то там особенная. Поэтому никто не может сказать о ней: "Вот — она. Это — дверь!" Как дверь неузнаваема. К ней не подводят косвенно другие вещи, изрекающие: "Мы не она, но вот она — дверь". Никакой надписи: "Выход". Нет смысла отгадывать знаки. Всякая дверь с надписью, заявляющая, что она — дверь, дверью не является. Но не ищи и слов, указывающих: "Не-дверь". Равно и: "Нет выхода".

3) Дверь помимо желания. Та, что никто не желал. Незапланированная дверь. Дверь, которую никак не ожидали. Никогда не хотели. Как дверь нежеланна. Hе шутка. Не дверь-ловушка. Не эксклюзивная. Не исключающая. Не для нескольких избранных. Не для многих. Не ДЛЯ. Дверь без цели. Дверь без конца. Не открывается ключом, — так что не думай, будто у тебя есть ключ. Не возлагай своих упований на обладание ключом.

Нет смысла о ней спрашивать. Однако ты должен вопрошать. Кто? Зачем? Когда ты попросишь себе список всех дверей, у этой самой —нет порядкового номера. Не вводи себя в заблуждение мыслью, что эту дверь всего лишь трудно найти и сложно открыть. Когда её ищешь, она исчезает. Отступает. Уменьшается. Становится ничем. Нет ни крыльца, ни порога. Это не пустое пространство. Она не есть ни этот мир, ни мир иной. И основания у неё нет. Поскольку у неё нет фундамента, то она есть конец всякой печали. Не остаётся ничего, чего следовали бы ещё сделать. Поэтому нет порога, нет ступенек, ни продвижения, ни отступления, нет ни входа, ни не-входа. Такова дверь, в которой заканчиваются все двери; непостроенная, невозможная, неуничтожимая, сквозь которую проходят все огни, когда они "уже вышли".

Христос сказал: "Аз есмь Дверь". Заколоченная дверь. Крест: захлопнутая смертью дверь приколачивается гвоздями. Воскресение: Вы же видите, я НЕ есмь дверь! Почему вы взираете к небесам? Attolite portas principes vestras ("Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные", cf. Пс. 23,7 в Синодальном переводе). Для кого? Для Царя Славы. Ego sum ostium (Аз есмь Дверь). Аз есмь раскрытие, "зрелище", откровение, дверь света, сам Свет. "Аз есмь Свет", и свет светит в мире сызначала (он казался тьмой)".

merton-photo

merton

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
sadovnica
Mar. 4th, 2013 04:17 am (UTC)
<<Нет смысла о ней спрашивать. Однако ты должен вопрошать. <<
...
edgar_leitan
Mar. 4th, 2013 10:54 pm (UTC)
.!
az_pantarei
Mar. 4th, 2013 07:51 am (UTC)
Речевые зоны?
Не знаком с Мертоном. Но, исходя из "общих соображений" : когда идет такое затейливое словотворчество, то, скорее всего речь идет о перевозбуждении "речевых зон" и воображения, как то было у Блаватской, а сейчас у дьякона Кураева. Вспоминается еще Тургенев: "Аркадий, не говори красиво".
edgar_leitan
Mar. 4th, 2013 08:06 am (UTC)
Re: Речевые зоны?
Мертон писал дневник, для себя. Текст "Asian Journal" был опубликован посмертно.
sergi
Mar. 4th, 2013 08:26 am (UTC)
Спасибо огромное Эдгар. :) Недавно в очередной раз много размышлял об этом удивительном человеке, думал написать пост о нём, но Вы опередили меня и сделали это, как всегда, много лучше.
edgar_leitan
Mar. 4th, 2013 08:31 am (UTC)
Всегда пожалуйста. Мертон для меня очень много значит -- уже больше 20-ти лет.
livejournal
Mar. 4th, 2013 08:26 am (UTC)
Три двери (из Т. Мертона)
Пользователь sergi сослался на вашу запись в записи «Три двери (из Т. Мертона)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Три двери (из Т. Мертона) [...]
m_gluk
Mar. 4th, 2013 10:02 am (UTC)
Вспомнилась "Застава без ворот". Дверь, порой лишь кажется дверью.
edgar_leitan
Mar. 4th, 2013 10:54 pm (UTC)
Мертон много занимался и дзеном (даже встречался с Д. Т. Судзуки), и мадхьямакой. Да, такой "коанический" (коанный?) характер. Но он был вольным созерцателем, а не академическим учёным. Вы знаете его книгу "Zen and the Birds of Appetite"?
m_gluk
Mar. 6th, 2013 08:28 am (UTC)
Нет, не читал. Уже скачал и даже в русском переводе. Спасибо ))) Христианство и дзен - гремучая смесь )
edgar_leitan
Mar. 6th, 2013 02:02 pm (UTC)
А вот же ж!
livejournal
Mar. 4th, 2013 12:54 pm (UTC)
Три двери (из Т. Мертона)
Пользователь vanillakiller сослался на вашу запись в записи «Три двери (из Т. Мертона)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Три двери (из Т. Мертона) [...]
lenish
Mar. 4th, 2013 01:55 pm (UTC)
спасибо, что пишите о Мертоне, очень интересно Вас читать. Тоже давно знакома, но не так глубоко, как Вы... Любопытно, что дверь 2 и дверь 3 кажутся похожими?
edgar_leitan
Mar. 4th, 2013 10:51 pm (UTC)
Трудно сказать: записи мне чем-то немного напоминают Сутры праджняпарамиты -- своей энигматичностью, отрывочной афористичностью, намёком. Не думаю, что Мертон там что-то специально стилизовал, но буддизмом он к тому времени уже глубоко и основательно занимался, так что влияние этих штудий не исключается. Я подхожу к этому тексту как к предмету для созерцательного чтения, а не философской рефлексии.
lenish
Mar. 4th, 2013 11:49 pm (UTC)
любопытно, что все три двери "определены" через отрицание
edgar_leitan
Mar. 4th, 2013 11:56 pm (UTC)
Это мадхьямака -- если в буддизме. Или theologia apophatica -- если в терминах христианской традиции.
lenish
Mar. 5th, 2013 03:23 am (UTC)
the cloud of un-knowing...doors to no-where...
edgar_leitan
Mar. 6th, 2013 02:05 pm (UTC)
The Cloud of Unknowing -- это такой средневековый мистический трактат был, написанный, вероятно, анонимным картезианцем. Мертон всю свою жизнь в траппистском монастыре пытался перепоступить к картезианцам, но его не пускали.
lenish
Mar. 6th, 2013 02:25 pm (UTC)
Я сначала прочитала Облако, случайно нашла где-то в наших книжных завалах на чердаке... а потом мне сразу попался Мертон, тоже случайно, потом уже стало понятно, что чердачная коллекция подобрана со смыслом.

"Картезианцы" ассоциируются с картезианской грамматикой и научной школой Декарта. Трудно представить, что они создали "Облако"
edgar_leitan
Mar. 6th, 2013 02:31 pm (UTC)
А, конечно же нет :))) Не от Cartesius-a (великого Рене Декарта), то есть не "последователи Декарта", а от Cartusia = La Grande Chartreuse.
Это такой очень обособленный, созерцательный монашеский ОРДЕН пустынников. Мертон рвался именно туда, да начальство на пускало.
lenish
Mar. 6th, 2013 02:44 pm (UTC)
ясно... мне тогда показалось знакомым, тема внутреннего созерцания у Мертона, и в Облаке. Казалось, они описывали один и тот же опыт.
edgar_leitan
Mar. 6th, 2013 02:51 pm (UTC)
Об "опыте" всегда говорить и судить непросто... А вот с точки зрения знакомства с предметом -- разумеется! Мертон активно и много читал и карте(/у)зианских авторов, и вообще писания христианских мистиков. А в последние свои годы очень серьёзно изучал и буддизм, по доступным ему академическим монографиям (напр. "The Central Philosophy of Buddhism", T. R. Murti или Mandala, G. Tucci), так по переводам пероисточников.
livejournal
Mar. 6th, 2013 08:00 am (UTC)
Три двери (из Т. Мертона)
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «Три двери (из Т. Мертона)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Три двери (из Т. Мертона) [...]
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com