?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

bechert_buddhismus

Наконец-то вышла книга ныне покойного классика немецкой буддологии, гёттингенского профессора (с 1965 по 2000 г.) Хайнца Бехерта (1932 – 2005), названная её редактором, венским акад. Эрнстом Штайнкелльнером "Буддизм в Южной и Юго-Восточной Азии: история и современность", в издании которой известную роль сыграл и хозяин данного ЖЖ, будучи кем-то вроде технического редактора. Книга издана почтенным (и, увы, дорогим) академическим штуттгартским издательством Kohlhammer на немецком языке.


Работа моя заключалась в сведении огромной массы довольно трудночитаемых разрозненных рукописных записей, накарябанных иногда на случайных клочках (материалов к курсу лекций по буддизму, что он читал в Вене в 2004-2005 гг., будучи у нас "visiting professor"), фрагментов старых статей автора, дополненных и подправленных им же тоже на клочках бумаги от руки, и т. п., и всё это — в один корпус печатного текста, правка совместно с акад. Штайнкелльнером грамматики и стиля, унификация разноязыких терминов, ссылок и сносок, а также создание и сверка единого списка библиографического справочного аппарата и проверка точности ссылок.

Занимался я этим в 2006 и 2007 гг., ещё относительно по свежим следам, будучи одним из слушателей всех трёх курсов Бехерта (которые оказались последними в его жизни университетскими курсами, а мы, слушатели нижеуказанных курсов, следовательно — последними его студентами), читанных им в нашем университете в зимнем семестре 2004-2005 гг.: курс по истории буддизма, обзор буддийской санскритской литературы Шри Ланки, а также практическое чтение и разбор буддийской "Бхактишатаки", написанной на хорошем санскрите различными искусными поэтическими размерами.

Свои лекции гёттингенский профессор читал нам уже после случившегося с ним инсульта, поэтому правая рука его плохо действовала, при этом на лекции для начинающих (по истории буддизма) мне выпала почётная роль быть его секретарём, записывая для студентов на доске палийские и санскритские термины. Под самый конец семестра с ним случился ещё один удар, от которого учёный уже не оправился и умер в начале лета 2005 г.

От одной сотрудницы нашего института, бывшей в своё время в Гёттингене студенткой и непосредственной ученицей Бехерта, приходилось неоднократно слышать рассказы о крутом нраве профессора, жёстко вымещавшего собенности своего тяжёлого, подозрительного характера на подчинённых ему сотрудниках гёттингенской кафедры. Я же, наоборот, вспоминаю Х. Бехерта как довольно милого и любезного пожилого джентельмена (видимо, тяжёлая болезнь укротила его неуживчивый характер), — правда очень строгого лектора, — но и превосходного знатока прежде всего южного "буддизма Махавихары" (или, как до сих пор широко принято говорить и писать — "буддизма тхеравады"), как и рукописных традиций и многих восточных языков (санскрита, пали и других среднеиндийских языков и диалектов, а также языков тибетского, сингалезского и бирманского) и современного положения "южного буддизма" в регионах его распространения.

Хайнц Бехерт был одним из самых "последних академических могикан" — буддологом очень широкого профиля, академическим универсалом и знатоком многих восточных наречий, вдоль и поперёк изъездившим страны своих академических штудий, хорошо знакомым с живыми буддийскими монашескими традициями Южной и Юго-Восточной Азии, каковых Universalgelehrte сейчас просто по определению развития востоковедных наук даже образовываться и вызревать уже не может.

Последняя его лекция по истории буддизма содержала подробнейший обзор-исследование южно-буддийского "церковного права", то есть традиций Винаи и различных Никай, с тематикой "канонических границ" (сима) и т. п. В своё время эта специфическая тема, где Бехерт слыл признанным знатоком, действовала за счёт своего схоластически-юридического характера сугубо усыпляюще, и лишь во время своего редакторского лектюра и перепечатывания рукописи и отдельных статей я серьёзно вчитался в тему. Правда, так и не приобрётя к ней вкуса и чрезмерной склонности.

Те главы книги, где речь ведётся об обособенности традиций и современного положения "южного" буддизма, а также об отдельных народностях или национальных меньшинствах соотв. географических регионов, чрезвычайно интересны и инновативны, представляя собой результат оригинальных исследований Бехерта, а также пересказ и анализ множества редких и труднодоступных азиатских источников, в т. ч. из региональной научной печати и старой бирманской или шри-ланскийской прессы. Главы, посвящённые ведийской традиции как "предыстории буддизма" или основам буддизма махаяны, написаны значительно слабее и поверхностнее.

И тем не менее, их решено было также включить в книгу, поскольку книга эта — посмертно изданная расширенная расписка последнего лекционного курса покойного академика Х. Бехерта, куда органично входили и указанные главы; первое его рабочее название (согласно нашему с Штайнкелльнером предварительному обсуждению и прикидкам): "Wiener Vorlesungen zum Buddismus" (= "Венские лекции о буддизме"). В конце концов, правда, название было изменено на нынешнее.

Х. Бехерт также является одним из основных авторов т. н. "краткой хронологии" Будды, принятой теперь большинством академических исследователей, согласно которой даты "паринирваны" (смерти) исторического Будды Шакьямуни располагаются на временном отрезке между примерно 420 г. и ок. 368 до Р. Х.

Таким образом, данное издание явилось своего рода посмертным памятником известному немецкому профессору-академику, а также (субъективно, для меня лично) — конкретным овеществлением памяти о его лекционном курсе, который мне посчастливилось посещать, даже деятельно в нём участвуя. Знаю я теперь не понаслышке и характер и объём труда, вкладываемый в подобную редакторскую работу. Поэтому всем, интересующимся аспектами истории и современного положения буддизма, умеющим читать по-немецки — книгу эту для прочтения не могу не рекомендовать.

[Вот ЗДЕСЬ — ссылка на книгу на "Амазоне"].

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
edgar_leitan
May. 16th, 2013 07:32 am (UTC)
Спасибо!
sergi
May. 13th, 2013 12:02 pm (UTC)
Спасибо за анонс. Буду ждать перевода этой книги на английский или русский.
edgar_leitan
May. 16th, 2013 07:32 am (UTC)
Вряд ли за это кто-либо возьмётся.
az_pantarei
May. 14th, 2013 08:05 am (UTC)
А я бы почитал по-немецки. Можно ли заказать по интернету? Действительно ли в книге есть что-то новое? С работами автора не знаком, кроме его перевода "Бодхичарья-аватары" Шантидэвы, где, он переводит "вирья" в сочетании "вирья-парамита" как Staerke, что явно ошибочно, по кр. мере очень неточно.
edgar_leitan
May. 16th, 2013 07:37 am (UTC)
В книге некоторые материалы новыее и оригинальные, ранее Бехертом не публиковавшиеся, но бОльшая часть -- некоторая переработка ранее издававшихся его отдельных статей, которые, однако, трудно все разыскать.
Бодхичарья-аватару переводил не Бехерт, а Штайнкелльнер. Перевод, кстати, очень неплохой.
az_pantarei
May. 14th, 2013 08:15 am (UTC)
Кстати, к теме "востоковедение".
XXXIV ЗОГРАФСКИЕ ЧТЕНИЯ

«ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО ИНДИЙСКОГО ТЕКСТА»

15 мая, 2013 г., среда. Институт восточных рукописей РАН, Зеленый зал.

11.00. Открытие конференции. Ожидаются выступления директора ИВР РАН, д.и.н. И.Ф. Поповой и Генерального консула Индии в Санкт-Петербурге г. Вишваса Сапкала.

В. Видунас (Вильнюс). О звуковом составе ведийского текста.

С.С. Тавастшерна (Санкт-Петербург). Страсти и бесстрастие Бхартирихари.

М.А. Русанов (Москва). История Агададатты в романе Сангхадасы "Странствия Васудевы".

А.А. Игнатьев (Калининград). Жемчужный остров в «Девибхагавата-пуране».

Т.В. Ермакова. Работа Р.Х. Ленца в западноевропейских хранилищах восточных рукописей.

14.00 – 15.00. Перерыв.

15.00. Там же.

Е.П. Островская (Санкт-Петербург). Буддийские рукописи в Индийском фонде ИВР РАН.

Н.В. Александрова (Москва). Образ Махендры/Махинды в записках китайских паломников.

С.Х. Шомахмадов (Санкт-Петербург). Эпитеты Будды в тексте «Аджатасена-вьякараны».

П.В. Хрущева (Екатеринбург). Тамильские женские божества в средневековой литературе.

А.В. Зорин (Санкт-Петербург). Садханы Харихарихари-Авалокитешвары (Авалокитешвары, восседающего на Вишну, гаруде и льве) из тибетского буддийского канона.

C.Л. Бурмистров (Санкт-Петербург).. Проблема языка в веданте и европейском романтизме.

16 мая, 10.00. Философский факультет СПбГУ. Ауд. 150.

В.Г. Лысенко (Москва). Варна – это фонема, буква, звук или …?

Н.А. Канаева (Москва). Классификация наук в традиционной индийской культуре.

А.В. Парибок (Санкт-Петербург). Восьмиугольные понятийные схемы в индийской рациональности.

С.В. Пахомов, М.М. Фиалко (Санкт-Петербург). Индологический миф: к вопросу о происхождении термина «индуизм».

В. Коробов (Вильнюс). Cittamātra и проблема наблюдателя в Madhyānta-vibhāga.

А.А. Терентьев (Санкт-Петербург). Читта и бодхичитта. Раздумья о переводе некоторых буддийских терминов.

Р.В. Псху (Москва). Представление о Брахмане в ранней вишишта-адвайте.

С.В. Лобанов (Москва). Концепт "майя" у Шанкары и Абхинавагупты:
сходство и различие.

16 мая, 15.00. Восточный факультет. Аудитория 167.

Е.К. Бросалина (Санкт-Петербург). Элементы культурного синтеза в бенгальской поэзии XVII века.

С.О. Цветкова (Санкт-Петербург). Образ Кришны в поэзии Миры Баи.

Т.Г. Скороходова (Пенза). "Открытие Индии" сквозь призму традиционного текста: опыт мыслителей Бенгальского Возрождения.

Л.А. Стрельцова (Санкт-Петербург). Реальное и ирреальное в "Новой поэзии" хинди".

Е.А. Костина (Санкт-Петербург). Причастие-герундий в хинди и бенгальском языке.

17 мая, пятница. 11.00. МАЭ (Кунсткамера) РАН. Детский центр.

Д.Н. Лелюхин (Москва). О формульности надписей на санскрите.

М.Ф. Альбедиль (Санкт-Петербург). О символическом языке вещей.

Я.В. Васильков (Санкт-Петербург). Герасим Лебедев и британская элита колониальной Калькутты: момент разрыва.

С.С. Донченко (Санкт-Петербург). Современные баулы: от деревни до концертного зала.

К.М. Воздиган (Санкт-Петербург). Современное искусство адиваси: некоторые особенности музейной репрезентации в Индии и Европе.

15.00. Там же.

В.Н. Мазурина (Санкт-Петербург). Образ Локешвара в календарном обряде непальцев.

Т.А. Зимина (Санкт-Петербург). Материальные атрибуты (лук, стрелы, топорик) как этнические символы автохтонов Шри Ланки.

Н.Г. Краснодембская, Е.С. Соболева (Санкт-Петербург). Старинные португальские частушки в этнографическом контексте Южной Азии.

А.В. Челнокова (Санкт-Петербург). Айодхья через 20 лет после конфликта: о современных проявлениях индуистского фундаментализма (наблюдения и немного размышлений).

С.И. Рыжакова (Москва). «Песни якшей», игры людей: о социальных, культурных и художественных особенностях якшаганы Карнатаки.

В программе возможны изменения и дополнения.
edgar_leitan
May. 16th, 2013 07:37 am (UTC)
Re: Кстати, к теме "востоковедение".
Спасибо!
az_pantarei
May. 17th, 2013 06:36 am (UTC)
книги
Для сравнения - часть списка книг из магазина А.Терентьева. См. сайт "Буддизм России". Впрочем, издание "Философия буддизма" (Энц. в 1 томе) стоила в "Академкниге" 2400 р (ок 60 евро).Но такое бывает редко.


Книги и журналы изд-ва "Нартанг" и со-издания
Буддизм. Иллюстрированная энциклопедия (с диском: тексты, ил., аудиозаписи ритуалов).  М., 2012.  576 с. : ил. (в пер.). 500.00 90.00
Буддийские медитации : тексты практик и руководств.  2-е изд., исправ.  СПб.: Нартанг, 2011.  528 c. : ил. (в пер.). 400.00 90.00
Лотосовый сад. Хрестоматия буддийской литературы : сборник буддийских текстов для семейного чтения.  СПб. : Нартанг, 2011.  344 c. : ил. (в пер.). 250.00 90.00
Андреев, А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России.  СПб.: Нартанг, 2006.  464 c. : ил. (в пер.). 220.00 90.00
+ Андреев, А. И. Храм Будды в Северной столице.  СПб.: Нартанг, 2012.  208 c. : ил. (в пер.). 360.00 90.00
Бэчелор, Стивен Что такое буддизм? Исповедь буддийского атеиста.  М.: СПб., 2012.  416 с. (в пер.). 210.00 80.00
Донг Лобсан Даргье Путь блистательного мудреца : биография Кирти Ценшаба Римпоче.  СПб.: Нартанг, 2006.  166 c. : ил., цв.вкл. (в пер.). 250.00 80.00
Кузьмин, С. Л. Скрытый Тибет. История независимости и оккупации.  М.: СПб.: Нартанг, 2010.  560 с. : ил. (в пер.). 450.00 110.00
Кожевникова М.Н. Повесть об Учителе. Бакула Ринпоче в России.  СПб.: Нартанг, 2003.  156 c. : ил., цв.вкл. (в пер.). 150.00 60.00
Лама Сопа Преобразование проблем в радость. Вкус Дхармы.  СПб.: Нартанг, 2009.  280 c. (в пер.). 190.00 70.00
Лобсан Чойки Гьялцен Ритуал почитания Учителя. Шестиразовая йога.  СПб.: Нартанг, 2002.  176 c. (в пер.). 150.00 90.00
Нагарджуна Объяснение бодхичитты и практика Гухьясамаджи. СПб.: Нартанг.  108 с. ( в обл.). 190.00 70.00
+ Патрул Ринпоче. Слова моего несравненного Учителя.  СПб.: Нартанг, 2013.  608 c. : ил. (в пер.). 500.00 120.00
Терентьев А.А. Сандаловый будда / русс./ англ.яз.  СПб.: Нартанг, 2010.  128 c. : ил., цв.вкл. (в пер.). 300.00 90.00
Чже Цонкапа Большое руководство к этапам пути Мантры (Нагрим Ченмо). В 3 тт. Том 1. / Чже Цонкапа; пер.с тиб.  СПб.: Нартанг, 2011.  512 с. : ил. (в пер.). 800.00 200.00
Чже Цонкапа Большое руководство к этапам пути Мантры (Нагрим Ченмо). В 3 тт. Том 2. / Чже Цонкапа; пер.с тиб.  СПб.: Нартанг, 2012.  800 с. (в пер.). 800.00 200.00
+ Чже Цонкапа Большое руководство к этапам пути Мантры (Нагрим Ченмо). В 3 тт. Том 3. / Чже Цонкапа; пер.с тиб.  СПб.: Нартанг, 2012.  536 с. (в пер.). 800.00 200.00
Чже Цонкапа Большое руководство к этапам пути Пробуждения (Ламрим Ченмо) в 2 т.  СПб. : Нартанг, 2012.  896 с.; 816 c. (в пер.). 1000.00 200.00
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com