?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Увидя не совсем адекватную, с моей точки зрения, чрезмерно нервическую реакцию одного читателя на свой пост-эссе о психологических и религиоведческих интерпретациях шизофренической двойственности общественно значимых символов в теперешней российской реальности и предвидя другие возможные истерические реакции людей, не привыкших размышлять религиоведчески или философски, но только общественно, и поэтому немедленно резко реагирующих на нарушения мыслительных табу, близких к архаичным магическим запретам, я решил добавить следующее пояснение.


Прежде всего — оно для разумных людей, движимых желанием понять интенцию автора, а не самоутвердиться за счёт достопочтенной позы памятника общественной нравственности и обличителя пороков мысли и кажущихся изъянов стиля. Иначе боюсь, что таковые блюстители найдут способ привлечь впс "куды следоват" за какое-нибудь модное ныне "разжигание" чего-нибудь, чего разжигать "не следоват". Увы, слово в России всегда было больше, чем обычное слово. Это ощущается даже и в таком ограниченном, приватном контексте интернет-дневника. И то ли ещё будет?

Пояснения о ветеранах последней большой Войны. А если точнее, не о самих ветеранах, но о моём мышлении по этому поводу.

Моё отношение к старым ветеранам любых войн — такое же, как и к любым немощным людям. Ничем принципиальным от этого отношения к любым немощным старикам не отличается. Как к хрупким существам, исполненным болезней, часто одиноким, находящимся перед последними дверьми за предел жизни в этом теле. Каковой скорбный переход проделать предстоит всем нам, будь мы даже пока что молоды и исполнены сил.

Однако вряд ли большинство из нынешних стариков-ветеранов, воюя молодыми парнями или девушками в той Войне, воевало за "веру христианскую" и иные христианские ценности, как им сейчас, возможно, мнится на склоне лет (у меня создалось такое впечатление после просмотра некоторых видео-сюжетов по случаю Дня Победы). Воевав за Родину, объективно (а может, и сознательно, субъективно и сердцем, идейно) воевали и за Сталина, и за безбожную большевицкую Власть. Объективно способствуя её сохранению ещё на десятки лет. Давайте уже размыслим откровенно...

Мне было бы странно от своих покойных ветеранов, бабушки и деда (которого как-то в детстве избил брадатый батюшка-учитель Закона Божия за какой-то откровенный или непочтительный вопрос о религии, чем прочно и навсегда сделал из деда атеиста) — слышать религиозные объяснения своей мотивации. Да и бабушка, хоть и крестила своих детей и даже бегала к своим еврейским друзьям в синагогу на "Весёлый праздник" (то ли Симхат-Тора, то ли Пурим), была далека от религии и религиозных интерпретаций своей жизни. Тем более в молодости.

Последние — это то, что в случае Библии (равно и любой другой древней, т. н. "анонимной литературы", многажды подвергавшейся редакторской обработке) называются "теологизацией истории", то есть последующее, значительно более позднее в хронологическом плане, ретроспективное осмысления своей жизни в свете более поздних же, наложенных религиозных концепций.

За христианскую веру против Сталина и его режима воевали скорее тогда уже т. н. "власовцы" и иные перебежчики. Каковых были, как известно, миллионы. Странно, не так ли? Однако понятно, что тема эта также до сих пор табуирована и ограждена системой магических страхов. Меня тут интересует не историческая оценка роли тех или иных социальных групп (я не историк), но сам общерелигиозный феномен запретов-табу, связанных с любыми сакральными сущностями. Это азы сравнительного религиоведения и существенные категории Religionsphilosophie.

В данном случае сакрализована, теологизирована сама та Война (ср. "священная война"), представляя единственно оставшуюся из всего былого богатства большевицкого агитпропа национальную "идею", а её ещё живущие реальные свидетели и участники, старики и старухи, являются для касты жрецов-политтехнологов лишь иконами, на которые нужно молиться, произнося правильные (сакрально допустимые) слова (= род Литургии или молитвословий) в рамках Священных Времён (9 мая, 27 января). Живые и реальные эти люди вместе с их человеческими свойствами никого, по большому счёту, не интересуют. Кроме разве что самых близких родственников.

Именно поэтому столь болезненно воспринимается любая попытка подумать с метапозиции, не отождествляя себя однозначно с предметом. Именно по этим же причинам гуманистически звучащая риторика, подобная любому религиозному Credo (исповеданию веры), отождествляется с деланием "in real life": что методологически, разумеется, серьёзная ошибка. Не всё то золото, что блестит. Этим неразличением себя и предмета теология отличается от философии, историософия от истории, а религия от религиоведения.

Дальнейшие последствия данного частного казуса сакрализации: идеологическая и, по сути, религиозно-утопическая задача создания непротиворечивого, единого учебника истории. Разумеется, это будет не реальная история в смысле Л. фон Ранке ("как было на самом деле", т. к. слишком сложен и противоречив объект), но историософия, теология истории. Нечто, подобное библейской "Священной Истории", лишь очень опосредованно имеющей отношение к реальной истории народа Израилева и его соседей.

Возвратившись к как бы шизофренической двойственности символики и к российским табуированным "священным коровам": ВОВ, дежурных литургических славословий ветеранам-иконам, большинство из которых на самом деле и благополучно забыты (несмотря на магические заклинания: "Никто и ничто"...), и больны, и несчастны, и одиноки.

Их кровью и мучениями всей жизни (в большинстве случаев) заработанные советские военные награды являются наградами от той самой Власти, которая ни с формальной христианской риторикой, ни с христианским духом ничего общего не имела и не имеет. Кроме разве что семинарского прошлого её "Менеджера". Нынешние попытки идеологически, в нелепом постмодернистском духе реанимировать советский проект, подкрасив этот явный труп христианской благообразной росписью и соединяя несоединимое, не снимает кричащего противоречия: антихристианский по своей глубинной символике орден Красной Звезды (который получил и мой дед за взятие Берлина) странно смотрится рядом с распятием или иконой. Так же, как комсомольско-коммунистическая риторика — наряду с с взыванием к авторитету Вселенских Соборов. Хотя... допускаю, что для многих, не являющихся, в отличие от впс, уехавшими как бы в поискаха "колбасого рая" "врагом народа" (так, кажется, теперь принято говорить?) — всё это в порядке вещей.

Всё дело ещё осложниться, когда сталкиваются две или большее количество разных историософских моделей, формирующих культурную память коллективов того или иного этноса, особенно исторических и географических соседей. Достаточно упомянуть специфическое коллективное и до сих пор болезненное восприятие советских "освободителей" в тех же странах Балтии или Восточной Европы. Отнюдь не освободителями... И никакой разумный диалог не поможет в конфликте "священных историй" разных наций, лишь холодная дистанция хотя бы в течение нескольких ближайших поколений…

B заключение, религиозно-нравственное увещевание ко всем тем, кто замечает опасность (тенденцию!) деконструирования любых сакральных табу, а равно общественной морали и других столь же значимых коллективных традиционных ценностей, но не снисходит до заповеданного классовыми врагами (в их происках, диверсиях, саботаже и других вражеских акциях) усилия размышления — СМ. ролик, начиная особенно с 14 мин 50 сек:

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
pevchaya_ptiza
May. 13th, 2013 04:41 am (UTC)
Я думаю, комментаторы частично обиделись за ветеранов - они люди простые, и хоть и воевали под красной звездой (о сакральном значении пентаграммы они по понятным причинам не задумывались), но их мотивы просты: на родную землю пришёл враг, и её надо защищать. Как это было оформлено идеологически, вопрос второстепенный. А навыки рефлексии у большинства граждан не только не воспитывались, но и пресекались - и что было людям делать, когда авторитетные государственные мужи запели новые идеологические песни, пусть и с мутным текстом? Начали подпевать, ибо другому их не научили.

А вот сами "запевалы" выглядят отвратительно-комично, это да.
edgar_leitan
May. 13th, 2013 06:26 am (UTC)
Это было привычное интеллигентское хамство, которого впс огрёб, нарушив какие-то табуированные зоны, став стилистически кем-то вроде Гиммлера и "выехавшим" во тьму внешнюю ненавистником родной земли и ея насельников. Риторически -- по полной программе, хорошо знакомая пластинка.
Зато лишний раз подумал о том, о чём здесь подумал.
pevchaya_ptiza
May. 13th, 2013 06:52 am (UTC)
Поверь, масштаб ненависти к "понауехавшим" весьма невелик - просто в твой ЖЖ, согласно закону дополнения, стекаются соответствующие тролли :) А я даже припомнить не могу, в котором году я слышала последнюю филиппику в адрес эмигрировавших. Да и "тема колбасы" давно сошла на нет - по крайней мере, в моём информационном пространстве. Видимо, очень уж ты притягателен для этих реликтовых патриотов...
edgar_leitan
May. 13th, 2013 07:12 am (UTC)
От данного господина как-то не особо ожидал. Сначала пустился было в нудные схоластические объяснения своих интенций, по пунктам, но потом решил не развязывать "холивары" (нет времени) и закопать сундук, беря пример с Моллы Насреддина.

Однако понял ещё раз -- в российский культуре традиционно до неразличения смешивают словесный знак и то, что им означено. Иначе говоря: всякий текст тут же воспринимается как призыв к действию, пусть к символическому. Или к конкретному физическому. Я же номиналист и дуалист. Видимо, сказались мои многолетние занятия буддийскими литературными памятниками, хотя и ученические. Для меня текст -- всего лишь текст, не более. Зато теперь ясно понимаю, почему сидит и будет до бесконечности (до своей собственной или до смерти П.) сидеть Стомахин.
pevchaya_ptiza
May. 13th, 2013 08:41 am (UTC)
Иначе говоря: всякий текст тут же воспринимается как призыв к действию, пусть к символическому. Или к конкретному физическому.

Ага. Встретил Будду - убей Будду :)

Но, если совсем честно, тон в твоих постах часто бывает такой... задиристо-провокационный. У меня иногда возникает секундное желание схватиться за оружие, но потом я вспоминаю, что у тебя просто стилистика такая. Думаю, есть немало товарищей, которые просто не доходят до второго этапа этой рефлекторной цепочки.
edgar_leitan
May. 16th, 2013 07:40 am (UTC)
Да, я люблю делать иглотерапию. Когда появляется раздражение, это всегда знак, что нечто в человеке не отрефлексировано, но имеются лишь инстинктивные реакции, задающие больные вопросы, на которые нипочём не хочется отвечать или вообще замечать.
pevchaya_ptiza
May. 22nd, 2013 05:10 pm (UTC)
я люблю делать иглотерапию

Н-не поняла. Тебе нравится производимый эффект? Или нравится роль врача-диагноста? :)
edgar_leitan
May. 22nd, 2013 06:30 pm (UTC)
Да, роль диагноста-живодёра. И, как всякий тантрик, я имею склонность к несколько брутальным методам ;) Иногда...
pevchaya_ptiza
May. 25th, 2013 09:01 am (UTC)
Ну, к себе такие методы применять, в целях постижения дао (или чего там положено тантрику постигать) - это понятно. А ближние чем провинились? :)
edgar_leitan
May. 25th, 2013 09:53 am (UTC)
Ближние должны просветляться.
vasia_tapkin
May. 13th, 2013 08:55 am (UTC)
очень уж ты притягателен

==== масштаб ненависти к "понауехавшим" весьма невелик

---- В реальности такового вообще - не существует (ЖЖ вовсе не реальность, а именно - "гиперреальность").

==== просто в твой ЖЖ, согласно закону дополнения, стекаются соответствующие тролли :)

---- Скорее всего - именно так.

edgar_leitan
May. 16th, 2013 07:42 am (UTC)
Re: очень уж ты притягателен
Я думаю, в этом -- обычная ксенофобия и недоверие, свойственные людям, смотрящими на мир исключительно из-за густого штакетника своего огородика.
vasia_tapkin
May. 16th, 2013 07:28 pm (UTC)
обычная ксенофобия и недоверие

Увы, как известно, самые большие - "патриоты" это те, кто войну только в кино и по телевизору видел.

edgar_leitan
May. 18th, 2013 12:11 pm (UTC)
Re: обычная ксенофобия и недоверие
Да.
mike67
May. 13th, 2013 05:28 am (UTC)
Призыв к бдительности в патриаршей речи мне тоже напомнил те времена, которым посвящен "Антиформалистический раек".
edgar_leitan
May. 13th, 2013 06:32 am (UTC)
Именно. Сочетание традиционной православной риторики с "родной" чекистской и придаёт особую пикантность всему действу. Но здесь вовсе не моя оригинальность. Наблюдением сим я обязан некоему своему доброму Френду.
seligenstadt
May. 13th, 2013 08:17 am (UTC)
А можно ссылку на "не совсем адекватную, с моей точки зрения, чрезмерно нервическую реакцию одного читателя ", мне тоже интересна реакция на нарушение табу.
edgar_leitan
May. 16th, 2013 07:55 am (UTC)
Этот хамский пространный комментарий, хотя поначалу я подробно и даже занудно на него ответил, всё же по размышлению удалил. Не хотел ввязываться в бесконечные "holy-war"-ы и самооправдания перед людьми, заведомо ни на понимание, ни на рефлексию неспособными. Потом этот "френд" меня выкинул. Вероятно, обиделся :)
Честно говоря, на такую бессмысленную нервотрёпку у меня нет ни желания, ни времени.
xgrbml
May. 13th, 2013 08:33 am (UTC)
Стыдно, но спрошу: а что за дата 27 января?
edgar_leitan
May. 16th, 2013 07:43 am (UTC)
Снятие блокады Ленинграда.
vasia_tapkin
May. 13th, 2013 08:42 am (UTC)

Дорогой Эдгар, боюсь тут проблема несколько иного - "плана".
В середине-конце 70-тых, работая в геофизических экспедициях Впс имел возможность напрямую общаться со вполне реальным ветераном той войны, ещё 18-тилетним мальчишкой призванным на военную службу и последние 2 года войны проведшие, как говорится - "в танке" (только вот именно что - в самом, что ни на есть реальном, а вовсе не метафорическом).
Так вот, это была крайне интересная личность, одна из самых неординарных, что мне встречались за всю мою (уже достаточно долгую) жизнь.
Самая главная черта этого человека была - неизбывная детскость и абсолютно христианское - "духовное устроение" (как я это сейчас уже понимаю).
К тому же в свои тогдашние 54 телом и физической силой он более всего напоминал Сталлоне периода - "First Blood".
Естественно, что меня (тогдашнего, взрощенного на совеЦЦких - "патриотических" фильмах - "о войне" мальчишку) более всего - "о войне" интересовало, это, конечно же - "немцы!!!" (в смысле - "стрельба" по ним из танкового орудия)
Так вот - для этого, вполне РЕАЛЬНОГО (а не фуфлыжного, как это бывает сплошь и рядом) ветерана - "немцы" (в смысле те реальные солдаты, коих он непосредственно мог наблюдать порою в "прицел") были вовсе не злобными исчадиями ада, а скорее - собратьями по несчастью.
Ни одного хульного или злобного слова по их адресу я от него не слыхал (заметим, что "дело" было ещё задолго до пресловутой - "перестройки", когда о - "немцах" уже разрешили говорить - "хорошо").
Войну он вспоминать откровенно не любил, но говорил, что к любым фильмам о ней, она не имеет даже и приблизительно никакого отношения.

edgar_leitan
May. 16th, 2013 07:50 am (UTC)
Понимаю... Меня в своё время поразили откровения "с другой стороны". В Австрии и Германии я познакомился с несколькими ветеранами ТОЙ же самой Войны, что были по другую сторону баррикад, а потом были много лет в советском плену. Самое любопытное, что зла они "на русских" нисколько не держали, а вспоминали свой плен и жизнь в России чуть ли не с ностальгией. Вспоминали доброту к ним простых людей, особенно жалевших их женщин.
vasia_tapkin
May. 16th, 2013 07:40 pm (UTC)
особенно жалевших их женщин

Самое интересное, что Витя (так, сколько я помню, его все и называли, несмотря на шестой десяток) больше всего любил вспоминать Австрию (где их часть, как я понимаю, дислоцировалось в последние месяцы войны и какое-то время после её окончания) где у него осталась некая фрау - "зазноба" (то ли Эльза, то ли - как-то типа того её звали), и о коей он мог рассказывать (само собой при наличия необходимого количества специальных - "разговАривателей" достаточной крепкого градуса)) просто часами)).

petrark
May. 13th, 2013 08:03 pm (UTC)
Спасибо за Шостаковича.
edgar_leitan
May. 16th, 2013 07:43 am (UTC)
Su mielu noru!
irescha
May. 13th, 2013 08:39 pm (UTC)
Да,да! Шостакович будет здесь всегда актуален....

Отличный пост,заберу к себе.

Я тоже всегда с некоторой нежностью отношусь к старикам,глядя на них в общественном транспорте часто думаю,даже если бы и знала,что вот этот божий одуванчик дедулька, например,воевал против наших и убивал...без малейших колебаний встала бы и уступила ему место....но,подумав мгновение,и представив себе горящую хату и стоящих вокруг смеющихся немцев,снимающих это на камеру для семейного архива,меня вдруг бросает в дрожь и я понимаю,что тяжело провести ту грань,когда можно прощать,а когда нельзя,не потому,дабы пестовать и лелеять в себе гнев и ненависть,а просто потому,что перестанешь уважать себя,если примешь и это,как то,что простить можно...
edgar_leitan
May. 16th, 2013 07:46 am (UTC)
Вот-вот. Именно поэтому, при всей нежности и спонтанном сострадании к старости, следует немного помнить и о неприятных возможностях. Бывшие лагерные вертухаи (помните, такой ролик про "юбилей Усольлага"?) -- сейчас тоже увешанные орденами "ветераны". А как подумаешь, чем эти "ветераны" во времена своей бурной юности занимались...
livejournal
May. 13th, 2013 08:44 pm (UTC)
И пост хороший,и Шостакович бесподобный!
Пользователь irescha сослался на вашу запись в записи «И пост хороший,и Шостакович бесподобный!» в контексте: [...] мыслительных табу, близких к архаичным магическим запретам, я решил добавить следующее пояснение. [...]
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com