?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Об общении

argili

Некоторое время назад я понял, чем так эмоционально тягостны бывают старые друзья, знакомые или родственники, особенно знающие тебя с детства или от юности. Ты для них — давно дописанная книга, в которой нет непрочитанных страниц и никаких особенных сюрпризов ожидать невозможно. И многие из них желают непременно погрузить тебя при встрече в свой собственный бурливo- неспокойный бред бытия, который для самого тебя давно уже стал полуисчезнувшим отсветом прошлогоднего сна.


Одна старая приятельница почти каждый раз вспоминает, при встрече раз в несколько лет: "А помнишь, как ты ТОГДА (четверть века назад) не дал нам списать такой-то предмет и накричал на нас с N.? Не стыдно?" Говорю: "Как я могу помнить, что произошло с человеком, который давно умер и истлел, и тропинка к могиле которого давно заросла густым лесом?"

Именно поэтому, наверное, практика бодхисаттвы, описанная в знаменитых 37 строфах тибетским кадампинским мыслителем Тхогме Сангпо (14 в. н. э.), требует от человека, желающего коренным образом измениться, оставить всё своё привычное окружение — дом, родичей, друзей и недругов, — и отправиться в совершенно новую страну. Кажется, об этом же примерно говорил и Христос, требуя для тoго, кто хочет быть Его ученикoм, "возненавидеть" сродственников своих. В этом — смысл не "колбасной" эмиграции.

Общаться мне бывает интересно в следующих ситуациях: когда встрачаю человека, в чём-либо значительно превосходящего знаниями (настоящего профессионала в областях, о которых сам я знаю очень мало или совсем ничего) или жизненным опытом. Тогда я предпочитаю слушать, задавая наводящие вопросы. Таково было общение с Аверинцевым, причём я заметил, что в последние годы нашего общения Сергей Сергеевич всё чаще задавал мне свои вопросы, а не только отвечал на мои или произносил монологи, на которые был горазд.

Другая ситуация интересного мне общения: педагогическая, требующая от меня нечто кому-то рассказывать или объяснять, а также делиться опытом. В последние годы такие ситуации складывались всё чаще. Куда ни кину в институте взгляд — всюду мои студенты, прошедшие через ежовые рукавицы одного, двух или всех трёх моих курсов (не считая факультативов), которые приходилось вести. И это если не считать моих студентов-балтистов в другом университете.

За много лет, особенно пребывания в орденских общинах, виртуозно научился владеть наукой пустопорожних бесед ни о чём, делая заинтересованную мину при том, что наводит скуку и зевоту, и научившись незаметно и дипломатично отражать уколы и уязвления тех, кто желает эмоционально утвердиться за чужой счёт. Этот социальный навык — главный опытный и ощутимый результат продолжительного пребывания в монашеских общинах. Ибо нигде не бывает собрано в одном месте столько твоих потенциальных недоброжелателей и завистников, да и просто эмоционально лабильных личностей, как в орденской общине, среди попов и других профессиональных христиан.

Общение со случайными людьми: small talk, часто с теми, кто принадлежит к социально чуждым, далёким кругам. Бывает скучным, ведОмым из вежливости. Но бывает такое классово чуждое общение и чрезвычайно интересным: с венскими бомжами, работягами, вышибалами в ночных заведениях, полукриминальными элементами, разного рода мигрантами или, наоборот, с роящимися в аквариуме междусобойчика аристократами, почитающими себя избранным обществом. Тут бывает, что для тебя открывается целый новый мир с его перспективам, заботами, внешними повседневными страхами и душевными страхованиями, пугающимися собственных призраков.

Всё думаю — откуда во мне интерес к этим социальным экспериментам и "хождению в народ"? В детстве и юности я был очень замкнутым и робким, но постепенно, за годы изменился самым коренным образом. Наверное, направление тому дало и привило к сему вкус некое Общество Иисуса. Тaвро, которое впечатывается глубоко.

Но лучше всего я чувствую себя в своём домашнем эремиториуме (эрмитаже), в окружении пыльных старых друзей, источающих привычный запах старой бумаги и дух книжности, нимало не припоминающих тебе ошибки или пороки юности, и не превращённых ещё волею идеологов глобализма и мобильности в неухватные точечки и палочки, мертвенно мерцающие на бледном экране.

И самым редким бывает пребывание с теми, кто ясен духом и светел, не охватывая тебя щупальцами своих темнот, оставляя свободным. Не здесь, не здесь...

eremo_lubnan

[На верхней картинке: автор Журнала в квартире своих друзей в Бейруте, попыхивая "аргили".
На нижней картинке: келлия горного отшельника наверху скалы в Ливанских горах, сверху от деревушки Хардин; на престоле -- всенепременная статуя латынской Богородицы Фатимской.]

Comments

( 53 comments — Leave a comment )
vasia_tapkin
Jul. 5th, 2013 12:19 pm (UTC)
Тваро, которое впечатывается глубоко

Тавро?



edgar_leitan
Jul. 5th, 2013 12:29 pm (UTC)
Re: Тваро, которое впечатывается глубоко
Спасибо, исправил.
nlzo
Jul. 5th, 2013 12:40 pm (UTC)
Эх, классная пещерка.
P/S Как то Вы в последнее время редко радуете хорошими текстами)
edgar_leitan
Jul. 5th, 2013 12:57 pm (UTC)
Совсем было плохо со временем в последние недели. А если было время, то не было сил на писание в ЖЖ. Лето заполнено писаниной, только бумажной.

На днях должны выйти на одном католическом сайте кое-какие мои мемуары.
(no subject) - nlzo - Jul. 5th, 2013 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 5th, 2013 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xgrbml - Jul. 5th, 2013 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 6th, 2013 12:15 pm (UTC) - Expand
klausnick
Jul. 5th, 2013 01:10 pm (UTC)
профессиональные христиане
И такие бывают.
edgar_leitan
Jul. 5th, 2013 01:22 pm (UTC)
Re: профессиональные христиане
Некиe католическиe социологи издали в 1996 г. книгу "Christsein als Beruf" (Christian Friesl/Karl Berkel). Помню, как меня тогда резануло название :) На самом деле, там о профессиях Pastoralassistent и школьных учителях религии -- результаты соцопросов.

Edited at 2013-07-05 01:22 pm (UTC)
mike67
Jul. 5th, 2013 01:32 pm (UTC)
Хороший подход. Но нет ли в нем, спрашиваю без какой-либо задней мысли, гордыни?
edgar_leitan
Jul. 5th, 2013 01:34 pm (UTC)
Не знаю. Это вопрос к старцам :) Уж они наверняка найдут! ;))
Я бы, если б не спросил мнения геронт, авв и гур, сказал, что в этом просто саморефлексия над некоторым отрезком личного опыта, не более.
(no subject) - mike67 - Jul. 5th, 2013 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 5th, 2013 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mike67 - Jul. 5th, 2013 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 6th, 2013 12:14 pm (UTC) - Expand
irin_v
Jul. 5th, 2013 07:48 pm (UTC)
Какой вы молодец и с каким интересом я всегда читаю ваши посты. Спасибо:)
edgar_leitan
Jul. 6th, 2013 12:13 pm (UTC)
Спасибо :)
sergi
Jul. 6th, 2013 04:39 pm (UTC)
Простите не по теме поста Эдгар. Просто захотелось поделиться с Вами информацией. Прошу прошение если спамлю.

Не имея возможности понимать о чем поют, все равно наслаждаюсь звучанием прекрасной музыки и языка.

---
Latviešu tautas mūzikas kolekcija - Skandinieki (2003)

Вот уже более тридцати лет представители фольклорно-этнографического объединения Skandinieki (Скандиниеки) занимается изучением, сбором и сохранением народной культуры Латвии, популяризируя музыкальное наследие латышей и в самой стране, и за ее пределами. Выходцами из объединения Skandinieki стало несколько лидеров других, ныне известных в Латвии фолковых групп (в их числе - Илга Резниеце, Валдис Муктупавелс и другие).

В 2003 году в рамках проекта Latviešu tautas mūzikas kolekcija (Latvian Folk Music Collection), реализуемого лейблом Upe, увидел свет сборник Skandinieki , где собрано три десятка народных композиций в исполнении, приближенном к аутентичному, в акапелльном исполнении.

Для ознакомления скачать можно здесь - http://vk.com/doc31365371_200694434?hash=ad70c7eae18debe7e9
---
edgar_leitan
Jul. 6th, 2013 05:04 pm (UTC)
Большое спасибо, это замечательно!!! Уже скачал себе :)
(no subject) - sergi - Jul. 7th, 2013 09:38 am (UTC) - Expand
nikvk
Jul. 6th, 2013 08:35 pm (UTC)
А я вот, как дикая тварь из дикого леса озадачился.
(далее немного занудно и с цитированием)
цитата -----
Некоторое время назад я понял, чем так эмоционально тягостны бывают старые друзья, знакомые или родственники, особенно знающие тебя с детства или от юности. Ты для них — давно дописанная книга, в которой нет непрочитанных страниц и никаких особенных сюрпризов ожидать невозможно.
-----
С одной стороны, я понимаю почему тягостны. С другой стороны любая эмоция тягостна, отвлекая ресурсы, энергию, внимание. С третьей - если человек не может принять эту тягостность с любовью к ее неповторимости - то что это значит?
Может быть человек тягостен сам себе? Опасный симптом.

цитата------
Одна старая приятельница почти каждый раз вспоминает, при встрече раз в несколько лет: "А помнишь, как ты ТОГДА (четверть века назад) не дал нам списать такой-то предмет и накричал на нас с N.? Не стыдно?" Говорю: "Как я могу помнить, что произошло с человеком, который давно умер и истлел, и тропинка к могиле которого давно заросла густым лесом?"
--------
И помогает такой ответ? ))
Ведь человеку важно не воспоминание, а чувство причастности к тебе. Мотив то прост - знакомой ВАЖЕН тот эпизод с ТОБОЙ. Ей важно то прошлое. Тебе - нет. Но мы все друг-друга принимаем (в том или ином смысле). Ведь, как не парадоксально - но эта история часть тебя. Получается, что тот ТЫ умер? Какая то неувязочка выходит.

цитата-------
Именно поэтому, наверное, практика бодхисаттвы, описанная в знаменитых 37 строфах тибетским кадампинским мыслителем Тхогме Сангпо (14 в. н. э.), требует от человека, желающего коренным образом измениться, оставить всё своё привычное окружение — дом, родичей, друзей и недругов, — и отправиться в совершенно новую страну. Кажется, об этом же примерно говорил и Христос, требуя для тoго, кто хочет быть Его ученикoм, "возненавидеть" сродственников своих. В этом — смысл не "колбасной" эмиграции.
--------
(Уж простите неученого засланца)
Какая часть человека должна измениться? Человек не меняется. Он не может измениться. Меняются его мысли о себе. Но в другой стране он обретет "дом, друзей и недругов". Смысл "неколбасной" эммиграции - это поиск "неколбасы", которая везде одинакова.

Дальше цитировать не буду.
Аверинцев - Учмтель. Ему, скорее всего, был не важен твой ментальный статус (ученик, дурак и т.п.) Он понимал свою Должность. И принимал ее без вариантов общения "для дурака", "для умного" - скорее всего (по ощущению от отзывов о нем и общению с "похожими" по масштабу личностями) он исходил из своего ощущения Любви и Долга (перед Создателем).

То, что ты здесь озвучил - это не гордыня или снобизм (как могло бы показаться) - это признание факта неприятия мира и времени как они есть. Или как их нет.
edgar_leitan
Jul. 6th, 2013 08:58 pm (UTC)
Человек, когда пытается рефлексировать, всегда бывает тягостен самому себе. Тому "себе", который норовит поехать по накатанной дорожке, не утруждая себя размышлением. Но не обязательно всякое рассуждающее высказывание бывает "симптомом". Иногда у человека бывают просто мысли. Не надо всех делать субъектами психоанализа. Зато хорошо бы разобраться, кто/что такое есть "я" и "себе".

Но здесь я имел в виду другое: старые знакомые, за малым исключением, воспринимают своего знакомца скроенным по старым же лекалам, не подозревая или не желая видеть, что он мог сильно измениться, и тем самым заставляя его играть в свои какие-то давно отыгранные игры. Раздражает именно это: когда, говоря словами Евангелия, тебе связывают руки и ведут, куда сам не желаешь. И с этим очень трудно бороться, поскольку желание увидеть новое, а также это самое новое -- должно быть обоюдным.

Человек (иногда, и далеко не все) меняется, хотя и меньше, чем того бы порою хотелось. Иначе вообще ни в чём нет никакого смысла. А это уж, извини, мне лично просто неинтересно. Не люблю "банек с пауками", где навеки засели Свидригайловы.
Мысли меняются всегда и постоянно, это их природа -- движение и непостоянство. Под "изменением" я разумел изменения парадигм реагирования на типовые ситуации: неудачи, ссоры, "удары судьбы" и всё такое. Не отдельных мыслей, но всего образа мышления, эмоционального строя и привычек.

Аверинцев не считал себя "Учителем" в каком-то недолжном псевдомистическом смысле. Для меня он был старшим, более опытным и знающим собеседником. Это много (для меня, по крайней мере) ценнее, чем игра в "Учителей-и-учеников".

Я не "озвучил" -- озвучивают фильмы или мультфильмы :)) Я лишь высказал (записал), то, что удалось на тот момент сформулировать. Если бы не было неприятия обстоятельств (мира, временим, судьбы), у человека не было бы стимула размышлять и меняться, не было бы попыток совершенствоваться. Хотя бы как-то минимально. Вспомни библейского Иакова, боровшегося с Богом и ставшего "Израилем". Иногда с Богом полезно побороться, хотя это чревато, как минимум, вывихнутой лодыжкой. Или -- действовать, как Иов, обвинявший Бога пред Богом же...

Edited at 2013-07-06 09:01 pm (UTC)
(no subject) - irescha - Jul. 6th, 2013 09:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 6th, 2013 10:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 6th, 2013 10:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 6th, 2013 10:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 6th, 2013 10:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 6th, 2013 11:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 6th, 2013 11:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 6th, 2013 11:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 6th, 2013 10:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 6th, 2013 10:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 6th, 2013 10:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 6th, 2013 11:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 6th, 2013 11:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 6th, 2013 11:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 6th, 2013 11:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irescha - Jul. 6th, 2013 11:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 02:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikvk - Jul. 7th, 2013 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 10th, 2013 10:33 pm (UTC) - Expand
philologist
Jul. 10th, 2013 05:32 am (UTC)
Уважаемый, Эдгар, спасибо! Читать Вас одно удовольствие. Остро захотелось прочесть какую-нибудь Вашу художественную книгу. Надеюсь когда-нибудь что-то на русском появится? :)
edgar_leitan
Jul. 10th, 2013 03:14 pm (UTC)
Благдарю Вас на добром слове, достопочтенный Николай!
Все мои художественные тексты (эссе) собраны в той или иной, разрозненной форме здесь, в ЖЖ. Об их публикации пока не думал, не относясь к своему сочинительству сколько-нибудь сурьёзно.
В самое ближайшее время на одном католическом сайте должны выйти мои мемуары, касающиеся одной русской католической старицы-гимнографини. Как только текст будет там выложен, я тут же выложу его и у себя в ЖЖ.
Ещё надо будет подредактировать и немного дописать мои воспоминания об Аверинцеве, которые в сырой форме уже давно разошлись по электронным библиотекам. Может быть, со временем будет иметь смысл эти тексты объединить и издать в бумажном виде. Но это разве если кто-нибудь возьмётся их издать, когда-нибудь.
(no subject) - philologist - Jul. 10th, 2013 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 10th, 2013 09:43 pm (UTC) - Expand
livejournal
Jul. 10th, 2013 02:00 pm (UTC)
Эдгар Лейтан. Об общении
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «Эдгар Лейтан. Об общении» в контексте: [...] Оригинал взят у в Об общении [...]
livejournal
Jul. 10th, 2013 04:42 pm (UTC)
Эдгар Лейтан. Об общении
Пользователь falyosa сослался на вашу запись в записи «Эдгар Лейтан. Об общении» в контексте: [...] нал взят у в Об общении [...]
( 53 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com