?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

islam_burka

Поближе к концу семестра обсуждал со своими студентами статью о культурном проекте немецких романтиков А. В. Шлегеля и В. фон Гумбольдта: попытке включения в канон классического европейского образования индийской Бхагавадгиты, сравнительно недавно открытой европейцами (первый перевод БхГ, — на английский язык, Ч. Уилкинса, — был сделан в 1885 г.). Программа этого проекта была заложена уже немецким просветителем Георгом Форстером в его предисловии к его переводу 1791 г. "Шакунталы" Калидасы, который Форстер, в свою очередь, сделал с английского перевода У. Джонса 1789 г.


Из этого предисловия путешественника-космополита и якобинца-масона следовало, что германский дискурс об Индии является следствием и отражением специфической особенности немецкой культуры. Только немецкая культура, в отличие, например, от английской, благодаря отсутствию колониальных интересов и, парадоксальным образом, "за счёт отсталости страны" (как писал Г. Форстер: "У нашей страны нет столицы..."), обладает способностью к всесторонней и органической интеграции культурных продуктов, появляющихся в Европе из европейских колоний.

Именно благодаря своей политической незаинтересованности, немцы могу собрать воедино disiecta membra (разделённые члены) мировой красоты и совершенства и должным образом их использовать. Согласно Форстеру, немцам глубоко свойственна ВСЕЛЕНСКАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ, позволяющая им интерпретировать и правильно оценивать иностранные (в данном случае индийские) тексты.

Это заявление немецкой культуры о самой себе как об открытой, незаинтересованной и по своей внутренней природе инклюзивистской (всевключающей) было не столько суждением о наличной реальности, сколько культурным проектом. Дискурс об Индии был сущностной чертой данного проекта, формируя идентичность немецкой культуры и присваивая ей особую, совершенно исключительную роль. Немецкий перевод "Шакунталы" Форстером был вкладом в основание немецкой индологии, понимающей себя далёкой от политических задач и конъюнктур колониализма.

Идеи Форстера были поддержаны Гердером, Ф. Шлегелем и Гумбольдтом, но встретили яростную оппозицию Гегеля, вызвав серьёзную дискуссию в немецком культурном обществе в первой половине 19 века.


[Обо всех деталях культурной ситуации и дискуссии можно прочесть в статье Saverio Marchignoli, "Canonizing an Indian Тeхt? A. W. Schlegel, W. von Humboldt, Hegel and the Bhagavadgita", in: Sanskrit and Orientalism, ed. D. McGetchin et al. Delhi: Manohar 2004, pp. 245–270].

Что здесь интересного для русского читателя, помимо любопытных общих сведений по межкультурному трансферу и трансформации моделей среднеевропейской Bildung: похоже, что идея "вселенской отзывчивости", после Достоевского ставшая расхожим клише, непременным атрибутом популярного самопонимания русской культуры и, как это ни парадоксально, её отличия от культуры "Западной", является идеей изначально германской по происхождению, сформулированной немецкими романтиками на рубеже 18–19 веков в результате культурной полемики, разгоревшейся по поводу инкультурации в европейский культурно-образовательный канон текста древнеиндийской Бхагавадгиты. Последнее обстоятельство также положило начало немецкой традиции научной индологии.

Похоже, что сейчас Россия находится на абсолютном излёте своего некогдашнего грандиозного культурного проекта "вселенской отзывчивости", переживая в процессе дальнейшей деградации остатков Империи постепенный болезненный переход к новой для неё модели национального государства (вернее, неизбежного, хотя и затягивающегося распада на множество отдельных национальных и географических государств).

Месту гордо декларировавшейся когда-то вселенской отзывчивости (до сих пор по инерции пока ещё остающейся эстетическим клише самосознания, вроде берёзок, "Калинки", безмерно широкой душевности и глубокой духовности) уступает гордая же самоизоляция — культурная, политическая и научная.

Германия же, хоть и ставшая после войны одним из центров европейской экономической интеграции, скомпрометировала свой культурный мегапроект травмой национал-социализма, окончательно добив его шоком пробуждения от дурного сна „тысячелетнего Рeйха“ и падением в политические объятия красно-зелёной бюрократии. Сейчас Германия подобна своим культурным (мульти-культи) маразмом прекраснодушному, с улыбкой престарелого идиота коту Леопольду, желающему со всеми "ребятами жить дружно".

Увы, прежние гости, эти "точащие свой кинжал" или закутанные в бурки ребята всё увереннее начинают ощущать себя хозяевами. Не за горами тот день, когда окончательно выживший из ума седой котяра Леопольд будет насильно сдан в богадельню или в поликлинику, "для опытов", его уютная квартирка приватизирована бывшими приживальцами, а изысканное собрание старых книг и картин усато-мохнатого и очкастого интеллигента выкинуто за ненадобностью на помойку.

Вместо возвышающих и освобождающих дух философско-поэтических учений Бхагавадгиты, изящно дополняющих унаследованный от гуманизма Ренессанса канон эллинской и римской классики, а также знания и исследования библейской текстологии, на смену этой вконец разрушенной модели воспитания и шлифовки европейского духа наступает эпоха нового варварства, вооружённого "единственно верной" и жёсткой к непокорным и отступникам, фундаменталистской идеологии исламской салафии.

Грядущее и всё явственнее прозреваемое торжество последней на Западе органически дополнится торжеством идеологического позднего византинизма и полной стагнации и провинциализации на Востоке. Как говорили Стругацкие устами своего дона Румaты Эстoрского: "Когда торжествуют серые — к власти всегда, всегда приходят черные". Невесёлая перспектива. Не дай Бог дожить до её осуществления.

Comments

( 78 comments — Leave a comment )
mikeura
Jul. 7th, 2013 04:29 am (UTC)
вот оно как видится из сердца Европы!
edgar_leitan
Jul. 7th, 2013 10:44 am (UTC)
Такие вот ночные видения...
(no subject) - toyahara - Jul. 11th, 2013 10:26 am (UTC) - Expand
livejournal
Jul. 7th, 2013 05:48 am (UTC)
Вселенская отзывчивость и новое варварство
Пользователь v_strane_i_mire сослался на вашу запись в записи «Вселенская отзывчивость и новое варварство» в контексте: [...] Оригинал взят у в Вселенская отзывчивость и новое варварство [...]
livejournal
Jul. 7th, 2013 05:51 am (UTC)
Вселенская отзывчивость и новое варварство - с точки з
Пользователь v_strane_i_mire сослался на вашу запись в записи «Вселенская отзывчивость и новое варварство - с точки зрения католика-востоковеда» в контексте: [...] Оригинал взят у в Вселенская отзывчивость и новое варварство [...]
klausnick
Jul. 7th, 2013 06:01 am (UTC)
Пессимистично, хотя и не поспоришь.
edgar_leitan
Jul. 7th, 2013 11:12 am (UTC)
Да, так видится по многом размышлении :(
denparamonov
Jul. 7th, 2013 06:12 am (UTC)
к первой части поста
ещё аргумент (институциональный) - реформы австрийского образования Марии Терезии, давшие старт работе Восточной академии изучения языков и заложившие основы венского востоковедения (Йозеф фон Хаммер-Пургшталль, если ничего не путаю). Тонкости в различиях немецкого и австрийского востоковедения только усиливают тезис об "отзывчивости" и необходимости включения индологических штудий в систему гуманитарного образования европейца.
edgar_leitan
Jul. 7th, 2013 10:44 am (UTC)
Re: к первой части поста
Joseph Freiherr von Hammer-Purgstall был туркологом-османистом, кажется, и арабистом.
Но Австрия всё-таки тогда была империей, в отличие от раздробленной Германии. В которой за счёт этой раздробленности процветали региональные университеты.
seligenstadt
Jul. 7th, 2013 06:54 am (UTC)
> Вместо возвышающих и освобождающих дух философско-поэтических учений Бхагавадгиты, изящно дополняющих унаследованный от гуманизма Ренессанса канон эллинской и римской классики, а также знания и исследования библейской текстологии, на смену этой вконец разрушенной модели воспитания и шлифовки европейского духа наступает эпоха нового варварства, вооружённого "единственно верной" и жёсткой к непокорным и отступникам, фундаменталистской идеологии исламской салафии.

То, что мусульмане по крайней мере в отдельных своих течениях противопоставляют себя условному западу на идеологическом фронте и делают из этого политические выводы -- это понятно. Но почему вдруг Вы говорите о "единственно верных" салафитах? У них даже в мусульманском Египте проблемы, не говоря уже о Европе. Ислам так же неисчерпаем как и христианство, не так ли?

Оценивая ситуацию в целом пожалуй надо согласиться, что у месульман действительно есть преимущество: более-менее простая не просто религиозная, но религиозно-общинная идеология действительно лучше цементирует общество чем "мульти-культи" и защита прав ЛГБТ. А как может быть иначе? Доборолись с социализмами до асфальта -- получите заморский подарок. На самом деле я вижу в сложившейся ситуации шанс: в связи с избранием Папой латиноамериканского кардинала с популистскими закидонами (а может и с искренней симпатией к выбору в пользу бедных) поднять штандарт теологии освобождения В ЕВРОПЕ и пойти на СОЦИАЛЬНЫЙ диалог с несалафитскими социально-обусловленными исламскими движениями, т.е. фактически СОЗДАТЬ исламскую теологию освобождения и назначить её партнёром по коалиции за спасение мира от капиталистического тоталитаризма.
edgar_leitan
Jul. 7th, 2013 11:04 am (UTC)
Я имел в виду, что салафиты предоставляют самую простую и опасную идеологию, притягательную для дурацкой молодёжи. В отличие от каких-нибудь мистических суфиев, она предлагает примитивные и однозначные общественные решения.

Братание с более умеренными мусульманами тут вряд ли поможет. Ислам как глобальный политический проект не терпит конкуренции. Борьба с "гидрой капитализмa" оборачивалась в Европе либо коммунизмом, либо национал-социализмом. А тут -- изгнание Велиара именем Вельзевула. Если уж теология освобождения, то только чисто христианская, и новый глобальный крестовый поход против мусульманства. Но этого никогда не будет, разумеется.
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 05:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Jul. 7th, 2013 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Jul. 7th, 2013 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Jul. 7th, 2013 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Jul. 7th, 2013 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Jul. 8th, 2013 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 8th, 2013 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - next_tomahawk - Jul. 7th, 2013 11:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Jul. 7th, 2013 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Jul. 7th, 2013 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelnitski - Jul. 7th, 2013 08:23 pm (UTC) - Expand
mike67
Jul. 7th, 2013 07:58 am (UTC)
Европейский романтизм воспринимал Восток как пряность, удачно подобранную к европейской культурной кухне. Это была попытка прочесть Восток как Запад, а позднейшее признание равноправия двух культур означало отказ от культуры Запада, что и характеризует мультикультурализм.
edgar_leitan
Jul. 7th, 2013 10:51 am (UTC)
В отличие от нынешних простеньких идеологических схем вроде "равноправия" и мульти-культи, тогда велись серьёзные культурологические дискуссии. Никто тогда не говорил или не писал о равноправии. Культурная Германия лишь пробовала интегрировать ТЕКСТЫ (даже не visual arts, в отличие от Англии и Франции). Ни о каком отказе от европейскости речь не шла. Наоборот, об особой роли Европы и "миссии европейца" (или "бремени белого человека"?..).
Нет, нынешняя печальная ситуация не выводима из тогдашнего культурного энтузиазма. Это плоды именно послевоенного социализма с его идеологией.
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 11:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 04:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 7th, 2013 05:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mike67 - Jul. 7th, 2013 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 7th, 2013 12:04 pm (UTC) - Expand
evenbach
Jul. 7th, 2013 08:17 am (UTC)
Печально то, что при слепоте левой профессуры и воспитанных ими последних двух поколений, а также при бессилии и недальновидности властей активными борцами против нашествия варваров станут (становятся)гопники и люмпены - варвары местные и разве что чуточку менее опасные.
А впрочем, на нынешнюю картину можно смотреть кармически: не хотели немцы жить с евреями - живут теперь с мусульманами.
edgar_leitan
Jul. 7th, 2013 10:55 am (UTC)
Проблема в том, что не только у немцев, преследовавших во время оно евреев, такие перспективы. В похожем положении и Британия, и Франция, Бельгия, Голландия, Скандинавия. Уж они-то евреев не преследовали, даже наоборот.
Местные гопники -- это пока. Пока обычных людей не стало очень уж доставать. Не зря же правые, националистические партии имеют сейчас всё больших успех на выборах в самых разных странах.
philologist
Jul. 11th, 2013 12:37 am (UTC)
Все верно. Причем изящество слога несколько компенсирует пессимистичность выводов. Здесь и сейчас, в России, ощущение какой-то невообразимой духоты и полнейшего абсурда, который нарастает день за днем. Понятно, что ничем хорошим это не закончится, то есть для таких как я - ничем хорошим не закончится. Иногда ведь мы склонны обобщать, тогда как есть некое "большинство", стадо, которому при Великом инквизиторе, может, и не так плохо живется...

Edited at 2013-07-11 12:38 am (UTC)
edgar_leitan
Jul. 11th, 2013 10:59 am (UTC)
Большинству всегда при Великих Инквизиторах живётся лучше, чем в атмосфере свободы.
Думаете, что будет ещё значительно хуже? Кажется, абсурд уже сейчас зашкаливает.
(no subject) - philologist - Jul. 11th, 2013 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 11th, 2013 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 11th, 2013 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - seligenstadt - Jul. 11th, 2013 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 11th, 2013 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 11th, 2013 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - philologist - Jul. 11th, 2013 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 12th, 2013 01:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - philologist - Jul. 12th, 2013 01:25 am (UTC) - Expand
livejournal
Jul. 11th, 2013 10:00 am (UTC)
Вселенская отзывчивость и новое варварство
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «Вселенская отзывчивость и новое варварство» в контексте: [...] Оригинал взят у в Вселенская отзывчивость и новое варварство [...]
( 78 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com