?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Siluan

Один из читателей сих ЖЖ-записок прокомментировал широко известное и даже, на мой взгляд, чрезмерно растиражированное высказывание любимого мной Афонского старца Силуана ("Держи ум свой во аде, и не отчаивайся"), которое в. п. с. привёл в одном из своих ЖЖ-эссе. Вот этот комментарий: "Мне кажется, это неправильно – держать свой ум во аде. Это какой-то духовный мазохизм, причем никак не обоснованный. Если предположить, что христианство – религия уныния и тоски, тогда, пожалуй, можно и во аде, окружив себя бесами. А если мы сыны Божьи, как нам обещало Евангелие, и наследники Царства Небесного, то к чему это? Надо держать свой ум если не в раю, то хотя бы в его преддверии, стараясь взирать на ангелов и святых. А со временем увидим и самого Отца".
С точки зрения керигматической "правильности" и терминологии тут трудно что-либо существенное возразить. Однако, будучи занудным текстологом, приученным своими учителями-немцами копаться в деталях, в. п. с. не смог отказать себе в удовольствии на вопрос "Как дела?" начать на него отвечать более, чем однословно.


В своё время, будучи религиозно впечатлительным вьюношем, я зачитывался самиздатовской перепечаткой книги архимандрита Софрония о старце Силуане, где с чувством особенного озарения прочёл и этот пассаж о держании своего ума во аде. Когда добрые и проницательные ОНИ, пекущиеся о благе социалистической Родины и ея подданных насельников, послали меня беззаветно служить сей Женщине-Матери, научаясь её по-настоящему любить, в доблестные "королевские" войска, выдернув из-за студенческой скамьи после первого же курса некоего вуза, один друг "по Ковенскому" в Питере стал регулярно присылать мне за колючую проволоку военной части письма, где многими страницами были переписаны слова старца Силуана из упомянутой книги. Каковыми письмами я с упоением зачитывался, храня некоторые из них даже до сих пор.

Чтение этих писаний старца и его ученика отца Софрония в окружении советской армейской действительности со всеми её непременными атрибутами и гнетущей нравственной атмосферой комсомольского надзора и ночных дедовских игр действовало утешающе, давая надежду, что всё происходящее, несмотря на его некоторую фантасмагорическую физиономию, всё же не зря, но имеет какой-то пока неведомый мне смысл. Смысл этот, однако, я полагал не в становлении способным бесстрашно и жестоко бить морды своим ближним "настоящим мужиком" или "принципиальным советским человеком", но в чём-то ещё, трудноуловимом. Тогда я условно называл это "испытанием".

Быв же нежным цветочком, жёсткой рукой государственного садовника вырванным из тепличных условий домашней оранжерейки и без особых церемоний воткнутым в хладную почву, взращивающую "настоящих советских людей", профессиональных любителей своей многонациональной Родины и ненавистников всего идеологически чуждого, готовых по малейшему зову престарелого Большего Брата из телевизии и газет с названиями-оксюморонами "Правда", "Известия" и т. п. — "давать отпор", "все как один гневно осуждать", "клеймить ненавистью" и "говорить нет", в. п. с. в тогдашнем своём нервическом состоянии был склонен считать эти окружающие условия в их совокупности некоей репетицией ада, его преддверием. Aдом на театральных подмостках. Возможно, что именно с той впечатлительной юношеской поры один вид забора с колючей проволокой, за которой — ряды землистых лиц в одинаковых формах, заставляет до сих пор непроизвольно, рефлекторно сжиматься в горле туго перекрученный комок, иногда даже исторгая из глаз предательскую и такую "немужскую" влагу.

Теперь мне немного даже смешно вспоминать свои тогдашние повседневные мучения и мысленные страхования, но тогда всё было всерьёз. Однако к чему эта мемуарная зарисовка? К тому, что немцы называют Sitz im Leben, т. е. укоренённость [опыта] в конкретной ситуации. Мой тогдашний опыт "ада" являл собою сочетание внешне крайне стеснительных и новых для меня в то время условий, эстетический антураж несвободы (забор с проволокой и т. п.), обусловленное всем этим лабильное душевное устроение и поднимающиеся из сего призраки, являющиеся сознанию картинки уже поистине чудовищные. Так что ум (сознание) по временам находился в состояниях, которые я понимал как "репетицию ада". Иначе я просто не знаю, что значит "опыт ада". Каждый судит по своей силе или немощи. Кто-то и действительное несправедливое заключение на четверть века в лагеря, наверное, выдерживает. Мне же в моей тогдашней немощи хватило и года пребывания в относительно благополучной (если рассматривать объективно) совецкой военной части, чтобы узнать о себе, юном, много нового. А также кое-что об адских состояниях.

Так вот, читая письма старца Силуана, щедро переписанные от руки моим духовным другом и в некоторой степени даже старшим наставником, я примерял на себе это "держание ума во аде". Возможно, именно это обстоятельство позволило не "отчаиваться", несмотря на многоразличные приключения и природную склонность к пессимизму.

Итак, в "держании ума во аде" в самом по себе нет никакого мазохизма и сугубой любви к страданиям, но всего лишь осознание своей наличной ситуации и придание ей символической формы. Как когда-то говорил мне духовник, "смирение означает простое признание того, что есть на самом деле". Латинское humilitas этот батюшка толковал, как то принято в католической традиции, как производное от humus, то есть как близость к влажной плодородной почве, из которой может произрасти добродетель.

Ergo, акцент во фразе о. Силуана мне видится не на первом предложении (о держании ума во аде), но на императиве "не отчаиваться". Конечно, это при том, что мне/нам не может быть известна конкретная ситуация, при которой старец произнёс свою знаменитую фразу. Высказал ли он её применительно к конкретной нужде своего ученика? Или в качестве универсального аскетического делания?

Наверное, христианство нельзя назвать исключительно "религией уныния и тоски". Но христианство, как, кстати, и буддизм, понимает, что неотъемлемой частью осознания человеком себя в мире будет и уныние, и тоска, и много чего другого, то есть страдание во множестве его форм и проявлений. Не будь этого опыта осознания "уныния и тоски", а также недостаточности всех набивших оскомину повседневных рецептов по их изгнанию ("песню запеее-вай!"), не было бы и стремления к "окончательному пробужению" или к "Царству Божию", которое, если верить старинным текстам, положит этому страданию конец.

Мне не очень понятно, что значит стараться "взирать на ангелов и святых". То есть сама фраза из благочестивого церковного лексикона, которыми профессиональные проповедники обычно щедро кормят свою паству, разумеется, мне более чем знакома. Однако что означает она в действительности? Ни "ангелы", ни "святые" по определению недоступны для чувственного восприятия. Поэтому "взирать" на них возможно разве каким-нибудь "умственным/внутренним взором". Однако что это значит? Св. Игнатий Лойола предлагает в своих "Духовных упражнениях" чувственно представить себе все эти небесные иерархии — вплоть до складок одежды на одеяниях Богородицы или выражения Eё лица. Подобные же визуализации встречаются и в буддийской практике. Однако там они, как и подобает, признаются порождением собственного сознания человека.

Эти же чувственные фантазии и умственные построения благочестивых католических практик Нового времени велеречивый еп. Игнатий Брянчанинов клеймит, как "прелесть латынскую", однако сам тут же вполне серьёзно пересказывает содержание своих (или "Отцов") "видений в тонком сне", когда то Богородица является, то ангел, то какой-нибудь святой. Получается, что видения латынников — духовная "прелесть", то есть фантазии, обман, иллюзии, а совершенно подобные же видения синодальных православных — ни что иное, как "святоотеческий духовный опыт". Странно получается и абсолютно непоследовательно.

Можно понимать это "взирание на ангелов и святых" просто как метафору, лишённую для обычного человека опытного содержания, как, например, "сияние ярче тысячи Солнц" (при том, что и сияние одного Солнца прямой человеческий взгляд не выдерживает), и где познание возможно лишь по аналогии. И уж тем более лишено всякой опытной аналогии "вИдение Отца": ну не старика же с бородой, как на барочных картинах, себе представлять! В это будущее вИдение можно только верить. Однако меня интересует здесь не феномен веры, но опыта, а также языковой анализ богословских формул.

Из приведённых отрывочных соображений становится ясно, что в большинстве случаев так называемый "религиозный опыт" связан с овладением прежде всего текстовой материей (Писаниями, авторитетными текстами) той или иной религиозной традиции. Иначе говоря, со знакомством с её риторическими приёмами и "сигнальными фразами", не поддающимися иному анализу, кроме как литературному.

Глубоко усвоенная текстовая материя создаёт universe of meanings (это фраза геше и проф. Дж. Дрейфуса), каковая "семиотическая координатная сетка" и делает осмысленной ту или иную религиозную практику для её адепта. Именно это я имел в виду, когда писал о "текстуальности религиозного опыта". Однако смысл она будет иметь лишь для того, кто сам "начитан в традиционных текстах" (или наслышан), веря в их единственную истинность. По этой же причине никакая риторически убедительная христианская проповедь никогда не сможет убедить человека, для которого Библия — просто одна из древних литературных антологий, а не Книга книг.

По этой же причине по-своему правы (были) церковные инстанции, когда запрещали или запрещают читать нецерковную ("оккультную") литературу, опасаясь падения своей монополии на Истину и потери реальной власти в обществе. Эта литература, которая теперь всем желающим доступна, своими инаковыми моделями реальности пускает в оборот иную риторику, которая мало совместима или совершенно несовместима с библейской и святоотеческой, создавая реальный плюралистический "рынок истин", где каждый теоретически может свободно выбирать то, что выложено для обозрения на витрине.

Долгие века и даже тысячелетия христианство, по причине застарелого симбиоза с государственной властью, разучилось конкурировать со своими идейными оппонентами иначе, чем системой цензуры и запретов, поддерживаемых уголовным законодательством. Живой же опыт и его живая передача в небольших общинах ранних христиан были постепенно заменены институционализированной индоктринацией. Хорошим христианином по церковным меркам может считаться тот, кто воспроизводит "правильную" (ортодоксальную) риторику, даже толком не понимая её смысла. А умелые или даже неуклюжие ссылки на церковные Соборы (напр. Трулльский) и вообще способны оправдать любую поведенческую гадость.

Вероятно, именно по этой причине замены живого опыта в церковой жизни воспроизведением благочестивых идеологем, сопряжённых с оправданием любых общественных нелепостей и даже преступлений наличного политического режима, при полном несоответствии жизни функционёров от духовного ведомства проповедуемым евангельским идеалам наблюдается "расцерковление" (ставшее уже даже своего рода trend-ом) столь многих, сыгравших немалую роль в начальном "духовном возрождении" поздне- и постсоветской эпохи.

Comments

( 153 comments — Leave a comment )
amofares
Sep. 26th, 2013 01:14 pm (UTC)
кажется, что свободный ум всегда во аде
edgar_leitan
Sep. 26th, 2013 04:09 pm (UTC)
В каком смысле "свободный ум"? Как метафора свободно мыслящего человека? Или в смысле какой-то онтологии ума, лишённого телесности?
Если первое, то да, в некотором смысле. Как отсутствия утешительно-убаюкивающих гарантий конвенциональной религии. Отсюда -- страшная неуверенность и все "страхования".
(no subject) - amofares - Sep. 26th, 2013 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 27th, 2013 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - amofares - Sep. 27th, 2013 06:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 27th, 2013 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amofares - Sep. 28th, 2013 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 01:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - amofares - Sep. 29th, 2013 06:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - amofares - Sep. 29th, 2013 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 09:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amofares - Sep. 30th, 2013 03:47 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
edgar_leitan
Sep. 26th, 2013 04:12 pm (UTC)
Я думаю, что ст. Силуан имел в виду какой-то свой очень конкретной опыт. Если "ад" свести к безобидной метафоре отстранённости или отрешённости от ситуации, тогда вообще непонятно, зачем такая метафора нужна. Разве что это "адоподобная" ситуация (тюрьма, несчастье, ситуация крайнего страдания).
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 26th, 2013 05:07 pm (UTC) - Expand
prostopop
Sep. 26th, 2013 03:43 pm (UTC)
Автор, пишите ещё!
У меня была аналогичная ситуация с армией, куда пошёл после года учёбы в семинарии, вырванный из контекста книжный мальчик. Мне тоже писали друзья и поддерживали невероятно. Да, ощущение ада было. Но оно и позже было, когда грехи одолевали.
С описанием мистического опыта наших писателей согласен. Брянчанинов представляет жутковатый пример изложения/критики мистического - человеком совершенно лишённым такового опыта и дара(сны не в счёт). Вы туда же и Софрония отнОсите, с его "видеть Бога как Он есть"? Его первая часть книги о Силуане неприятно поражает самомнением и толкованием того, что сам он вряд ли понял в опыте старца.
А любые слоганы отцов не надо абсолютизировать. Как преп. Арсений говорил: "Бегай людей и спасёшься". Это же не заповедь.
edgar_leitan
Sep. 26th, 2013 04:30 pm (UTC)
Фраза о "видении Отца" -- не Софрония в данном случае, а моего комментатора. А Софроний -- да, порой раздражает своими высокопарностями и умствованиями. Не то, чтобы я был против действительно умных выкладок, конечно, но...
Для меня проблематика этой фразы в том, что она абсолютно неверифицируема обычным человеческим опытом (если иметь в виду абсолютную инаковость Бога, то любые аналогии здесь мне кажутся ложными). А сейчас слишком много появилось людей, оправдывающих свою нравственную несостоятельность "правильной", библейской религиозной риторикой. С этими же благочестивыми словесы эти люди готовы убивать своих оппонентов.

Я хорошо понимаю, что фразы отцов следует разуметь контекстуально. Но так на то я и еретик-латынник, взращенный на методе исторической критики библейских и патристических текстов. Но согласитесь, что большинство современных христиан в православии как раз склонно к абсолютизации Отцов. Далеко ходить не надо: вспомним принципиальный фундаментализм такой "культовой" православной фигуры, как о. Серафим Роуз.

Проблема здесь, скорее всего, моя личная: набившая оскомину риторика и литературщина даже хороших проповедей надоела. Надоела ложная высокопарность и связанное с нею ханжество. Как-то всё это плохо работает в случае современного человека, ищищего не национальной самоидентификации или "идеи", не этнографии, но Бога Живаго, в котором несть ни эллина, ни иудея...
(no subject) - prostopop - Sep. 26th, 2013 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 26th, 2013 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - prostopop - Sep. 26th, 2013 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 26th, 2013 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vasia_tapkin - Sep. 27th, 2013 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 27th, 2013 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vasia_tapkin - Sep. 28th, 2013 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 12:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - vasia_tapkin - Sep. 29th, 2013 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vasia_tapkin - Sep. 29th, 2013 06:40 pm (UTC) - Expand
m_gluk
Sep. 26th, 2013 05:58 pm (UTC)
А я будучи рядовым втихаря почитывал томик Канта, выданного мне по блату симпатичной библиотекаршей (к слову, Кант был дсп). Наложение размышлений Канта на армейские будни придавали моему восприятию службы некоторый привкус психоделичности. Это я так, к слову...
edgar_leitan
Sep. 26th, 2013 06:31 pm (UTC)
Я в то время до Канта ещё не дорос. В армии втихаря почитывал карманную Библию, которую у меня потом благополучно стащили, и продолжал учить латынь. Поскольку учебник латыни был на латышском языке, мне его оставили.
(no subject) - m_gluk - Sep. 26th, 2013 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 26th, 2013 11:52 pm (UTC) - Expand
uliaushuk
Sep. 26th, 2013 06:00 pm (UTC)
Спасибо за текст. Также, как и Вы, очень нервически после первого курса встретился с армией. Вы вызвали воспоминания. Помню, что мы находились в преддверии войны. В преддверии в пространственном смысле. То есть в предбаннике между двумя дверями: сзади - дверь в цветной рай детства, спереди - дверь в черно-белый ад атомных грибов. Кстати, сейчас подумалось,что жизнь в эпоху перестройки также осталась в памяти черно-белым фильмом. Только деревенское детство цветное.
Я не тоже знаю, КАК следует или как возможно найти Бога современному человеку. Мне бы самому найти.


mikhail_bar
Sep. 26th, 2013 06:27 pm (UTC)
когда-то чтение книги о Силуане было одним из значимых шагов
на пути к Крещению.много лет я не касался потом этой книги.
мне кажется, что это "держание ума во аде", это очень ярко пережитый Силуаном опыт богооставленности. все цвело и пахло,и вдруг - пустыня и прах. и он предлагает не отчаиваться, но идти через эту пустыню, не терять надежды на встречу с Живым Богом.
как-то так.
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 26th, 2013 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 26th, 2013 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mikhail_bar - Sep. 26th, 2013 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 26th, 2013 11:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vasia_tapkin - Sep. 27th, 2013 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 27th, 2013 08:54 pm (UTC) - Expand
Ату Его! - vasia_tapkin - Sep. 29th, 2013 05:18 am (UTC) - Expand
Re: Ату Его! - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 10:12 am (UTC) - Expand
Re: Ату Его! - vasia_tapkin - Sep. 29th, 2013 04:51 pm (UTC) - Expand
Re: Ату Его! - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 08:55 pm (UTC) - Expand
Re: Ату Его! - vasia_tapkin - Sep. 30th, 2013 08:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - jom_art - Sep. 27th, 2013 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 27th, 2013 08:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uliaushuk - Sep. 26th, 2013 11:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 26th, 2013 11:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uliaushuk - Sep. 27th, 2013 05:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 27th, 2013 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uliaushuk - Sep. 27th, 2013 10:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 12:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - uliaushuk - Sep. 29th, 2013 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uliaushuk - Sep. 29th, 2013 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 08:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uliaushuk - Sep. 29th, 2013 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uliaushuk - Sep. 29th, 2013 09:40 pm (UTC) - Expand
sola fide! - vasia_tapkin - Sep. 28th, 2013 10:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 27th, 2013 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uliaushuk - Sep. 27th, 2013 10:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 01:36 am (UTC) - Expand
muscardin
Sep. 26th, 2013 07:23 pm (UTC)
я бы про эту фразу скорее подумала как "помнить о своей греховности постоянно".
edgar_leitan
Sep. 26th, 2013 11:46 pm (UTC)
Это если воспринимать её как подобие ада, а не как то, что просто регулярно формально рассказываешь батюшке на исповеди, столь же формально в этом каясь. Однако тут крайности могут завести в психологические дебри, которые опытные исповедники называли в своих руководствах "скрупулами", то есть мелочной и навязчивой привязанностью к своим грехам, а также выдумывание себе этих грехов. Болезнь молодых воспитанников католических семинарий. Насчёт православных не знаю.
(no subject) - muscardin - Sep. 27th, 2013 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 27th, 2013 08:33 pm (UTC) - Expand
jom_art
Sep. 27th, 2013 03:07 am (UTC)
это не пословица, а указательный палец. А указывает он на Веру.
Другими словами, где бы ты не был, верь в Господа душой, а умом можешь пребывать где хочешь.:)
vasia_tapkin
Sep. 27th, 2013 09:14 am (UTC)
верь в Господа душой, а умом можешь пребывать где хочеш

Это глупость.

толковое! - vasia_tapkin - Sep. 27th, 2013 01:50 pm (UTC) - Expand
Re: толковое! - edgar_leitan - Sep. 27th, 2013 08:22 pm (UTC) - Expand
Re: толковое! - vasia_tapkin - Sep. 28th, 2013 10:02 am (UTC) - Expand
Re: толковое! - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 01:15 am (UTC) - Expand
Баню я только - vasia_tapkin - Sep. 29th, 2013 05:53 am (UTC) - Expand
Re: Баню я только - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 10:07 am (UTC) - Expand
Re: Баню я только - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 27th, 2013 08:36 pm (UTC) - Expand
большая разница. - jom_art - Sep. 27th, 2013 10:45 pm (UTC) - Expand
Re: большая разница. - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 01:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - jom_art - Sep. 27th, 2013 10:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 01:31 am (UTC) - Expand
burchakov
Sep. 27th, 2013 08:46 am (UTC)
Спасибо. Хороший повод для размышления. Хотел высказаться в частности по поводу Брянчанинова (у меня была немного чересчур увлеченная им клиентка), но решил воздержаться.

Что касается тема, но мне вспомнился короткий рассказ Нила Геймана "Другие люди". Для меня это одна из знаковых метафор, инструмент калибровки личности. Думаю, что этот рассказ можно истолковать, как развертку фразы "Держать ум во аде". Тем более что в известном смысле это и есть содержание психотерапии.

http://scotty.blog.ru/88917187.html
edgar_leitan
Sep. 27th, 2013 08:41 pm (UTC)
Мне казалось, что содержание психотерапии как раз сводится к тому, чтобы этого своего внутреннего ада по возможности всеми силами избегать. Или, по крайней мере, привести его к тому виду, при котором можно относительно комфортно жить.
(no subject) - burchakov - Sep. 28th, 2013 05:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 01:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - burchakov - Sep. 29th, 2013 07:10 am (UTC) - Expand
vasia_tapkin
Sep. 27th, 2013 09:11 am (UTC)
наблюдается "расцерковление"

Не то беда, что - "расцерковление" (это-то, в - "Лаодикийской церкви", пожалуй, что скорее и - благо), а то, что - "расхристовление", хотя сказано ведь: - "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете" (Мф 23, 13).
Человек (разумеется именно о советском позднемодернистском - "девианте" идёт речь) во мгновения ока лишившийся всякой позитивистской (в конечном итоге) идеологии, в поисках её обретения обращается к точно такой же как и он сам позднемодернистской - "религиозной организации" и не находя там ничего кроме оголтелого клерикализма - произносит в сердце своём - "Нету никакого Царствия Небесного, нету никакого Христа, а если даже и есть, то Он даже издалека никакой не человеколюб и не гуманист (разумеется именно в - "советском" смысле этого слова - ВТ), а потому - ПОШЛО БЫ ОНО ВСЁ - в задницу".





Edited at 2013-09-27 09:13 am (UTC)
jom_art
Sep. 27th, 2013 01:32 pm (UTC)
а потому - ПОШЛО БЫ ОНО ВСЁ - в задницу"
да уж столько буков навалить, ради такого грустного вывода.
столько буков навалит - vasia_tapkin - Sep. 27th, 2013 01:43 pm (UTC) - Expand
lucem_glorifico
Sep. 27th, 2013 11:03 am (UTC)
Офф-топъ
Досточтимый магистр, а в каких краях вы отдавали это неизвестно откуда взявшийся долг Р[густое придыхание]одине?
jom_art
Sep. 27th, 2013 01:31 pm (UTC)
Re: Офф-топъ
здесь в основном оффтом, каждый свою карму описывает. Для кого армия -ад, для кого вид из окна. А про сказание это старца.. в принципе подумать некому. Посему этот место и есть ад, который святой описывал :))
Re: Офф-топъ - edgar_leitan - Sep. 27th, 2013 08:38 pm (UTC) - Expand
Re: Офф-топъ - edgar_leitan - Sep. 27th, 2013 08:23 pm (UTC) - Expand
evgenevg1
Sep. 28th, 2013 06:10 am (UTC)
Может быть,однозначно можно сказать одно-рационализировать "личный религиозный опыт" невозможно.Именно поэтому опыт жизни в Духе(чужой опыт)часто превращают в обезличенное методическое пособие.
Может быть,личный религиозный опыт,это то,что не может быть принципиально конструктивно использоваться, он вне любого,даже бессознательного принуждения.Опыт может прекратиться очень,очень задолго до уверования.Призвание святости,все же,стоит вне религиозного опыта,может быть,оно промыслительно.
edgar_leitan
Sep. 29th, 2013 12:53 am (UTC)
Рационализировать религиозный опыт (пусть и личный) вполне возможно -- путём рефлексии и создания "текста опыта". Другое дело, что обратный процесс никак не гарантирован.
(no subject) - evgenevg1 - Sep. 29th, 2013 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Sep. 29th, 2013 09:33 am (UTC) - Expand
arhyart
Sep. 29th, 2013 07:41 pm (UTC)
Св. Игнатий Лойола предлагает в своих "Духовных упражнениях" чувственно представить себе все эти небесные иерархии — вплоть до складок одежды на одеяниях Богородицы или выражения Eё лица.

Эти же чувственные фантазии и умственные построения благочестивых католических практик Нового времени велеречивый еп. Игнатий Брянчанинов клеймит, как "прелесть латынскую", однако сам тут же вполне серьёзно пересказывает содержание своих (или "Отцов") "видений в тонком сне"


В первом случае предлагается представить самому (т.е. окунуться в фантазию), а во втором случае речь о фантазии не идёт, речь идёт о явлении настоящей реальности, пусть даже и во сне (ну, если вообще в это верить).

Для меня этот момент является очень важным различием между католичеством и православием.
edgar_leitan
Sep. 29th, 2013 08:07 pm (UTC)
Во-первых, католическая ортопраксия и не настаивает на всех этих бурных фантазиях, но не осуждает их сразу же только потому, что было включено воображение. Да, была такая мода в благочестии определённого типа, есть такой trend. Но католичество допускает и совершенно иное. Все эти "различия" между католичеством и православием -- в духе рассуждений славянофилов в 19 веке или фантазий насчёт католичества И. Брянчанинова.

С другой стороны, кто возьмётся с уверенностью доказать, что всякие "явления в тонком сне" (феномены чисто психологической природы и свойства!) измождённого долгим лишением сна, постами и моливами подвижника -- это именно "явление настоящей реальности"? Как Вы сами говорите, надо "вообще в это верить". Разумеется, вера оправдает что угодно. Так и католические монахини, получая все эти экстатические видения, тоже "верят" в их истинность или, по крайней мере, это допускают. Это нередко тоже видения "в тонком сне" или просто во сне, а то и наяву, полученные безо всякого предварительногои настроя.

Нет, здесь у меня другой вопрос -- где критерий различения продуктов благочестивого воображения: вот это -- работа "человеческой фантазии", а вот тут -- вторжение "истинной реальности"? По Вашему утверждению и по утверждению апологетов православия и защиты его от ереси латынския выходит, что всё просто: то, что видит синодальный православный подвижник, по определению истинно, а то, что видит католик -- это просто продукт его "падшего воображения", фантазия, бесовское искушение или "мнение". Это называется идеологическим подходом. Он стал мне давно неинтересен хотя бы потому, что тут нет никакого серьёзного эпистемологического анализа и критики, а всего лишь апология своей конфессии как "единственно истинной".
livejournal
Oct. 11th, 2013 01:01 pm (UTC)
Итак, в "держании ума во аде"
Пользователь innas сослался на вашу запись в записи «Итак, в "держании ума во аде" » в контексте: [...] того, что есть на самом деле". http://edgar-leitan.livejournal.com/224552.html?nc=154#comments [...]
( 153 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com