?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

leninopoval

Беседовал недавно с родственниками о религии и о Советском Союзе. Они неистово защищали оппортунизм других наших родичей, которые, будучи в Латвии школьными учителями, никогда не ходили в церковь из опасений неприятностей по работе (запрета на профессию — действительно возможного или выдуманного страхования: случиться могло и так, и сяк), хотя и выросли с дядей-священником и не были, в общем, нерелигиозными людьми. Если и решались на редкое посещение храма по случаю крещения своих детей или детей родных, или для венчания, то обязательно ехали в другой район, чтобы уменьшить риск встретить знакомых, а таинства принимали при закрытых дверях. Открыто ходить в церковь стали, уже выйдя на пенсию, когда Советский Союз (на время?) кончился, и за церковность уже ровно ничего не грозило. Даже наоборот, это стало модно и национально.


Я ответил, что прекрасно их понимаю: человек — существо слабое, и было бы жестоко требовать от всех обывателей, наших родных, близких и любимых людей героизма и диссидентского образа жизни. Хотя я сам в своё время сделал, как мне кажется, другой выбор, поступив в семинарию сразу после школы ещё в советском 1987 году и понимая в тот момент (возможно, с некоторым романтизмом и гиперболичностью), что за этот выбор, вероятно, придётся дорого скоро заплатить. Но тогда я был с юношеской горячностью на это готов (в то время мне в уме красочно рисовался арест за религиозное диссидентство, мордовские лагеря и всё такое), в восторге от подвигов религиозных диссидентов забывая, что человек слаб, и тело его способно испытывать боль, а дух — ломаться. Забывая или просто ещё об этом по младости и неопытности не догадываясь.

Но что меня в этой апологии бытовой рассудительности серьёзно и больно царапнуло, это вербально агрессивная ссылка на то, что "так ведь жило большинство" и "нечего было ждать иного". Однако я упрекаю не тогдашний образ жизни своих дальновидных родичей, которые свою антироссийскую фигу оккупационному режиму держали исключительно в кармане, решаясь её осторожно вынимать лишь в узком кругу семьи и соэтнических, одномысленных друзей (ещё водившая меня в 1970-х в церковь в Резекне бабушка настоятельно просила меня, мальчонку 3-4-5 лет, не проговориться об этом нашим русским соседям Тихоновым, работавшим кем-то там в исполкоме, а мне было непонятно, почему; потом я усвоил из разговоров: "Потому что они русские и, значит, не верят в Бога"). Меня коробит сама идейная апология премудрых пескарей, в которой бытовая трусоватость считается чуть ли не гражданской доблестью, а неразумными видятся те, для которых всю жизнь длящийся компромисс с совестью неприемлем по психическим и нравственным причинам.

Я много читал в редактировавшейся моим некогдашним литовским духовником, каунасским митрополитом C. Т. SJ, — замечательным человеком, — (за каковое редактирование он и отсидел несколько лет в Мордовии, будучи выпущен уже при Горбачёве) знаменитой "Хронике Литовской Католической Церкви" о преследовании коммунистическим режимом верующих учителей и школьников. Да, кого-то выгоняли из школ, кого-то — из особо активных — даже сажали, но кого-то ведь и нет. Я лично знал многих таких в Латвии, не только активно ходивших в советский период в храм, но особо этого не скрывавших от властей. Прорабатывали на педсоветах, как это тогда было принято у большевиков, да, приставляли стукачей или пытались завербовать, но из школ не убирали.

Позиция духовной и душевной честности была, несомненно, в бытовом плане совершенно неудобной. Но таков был выбор тех людей, и этот выбор внутренно импонировал мне гораздо больше, чем последовавший за отменой КПСС и ВЛКСМ в начале 1990-х массовый нахлын в ставшую вдруг модной Церковь народных масс бывших атеистов и оппортунистов режима, внезапно прозревших и разом ставших набожными христианами. Меня самого ради целого ряда бытовых удобств отдали сначала пионэры, а потом в комсомольцы ("иначе не поступишь в институт!"), хотя во мне самом это плавание по течению расчёта и страха вызывало мучительный нравственный и даже психический конфликт, разрешить который я подростком ещё не мог, а решился на это лишь со временем, жёстко расставив все точки над нужными буквами.

Справедливости ради следует заметить, что в Латвии или даже в Литве Католическая Церковь так и не стала аналогом КПСС, как то произошло с РПЦ МП в России. В Латвии католиков — далеко не большинство, да и в Литве как-то обходятся без сращения Церкви с государством, насколько я могу судить. Проблемой К. Церкви в странах Балтии является скорее пренебрежение чрезмерной интеллектуализацией церковной элиты (один уровень многих церковных проповедей чего стоит; хорошо помню, кaк мне наставительно объясняло церковное начальство, что "семинария — это не место получения хорошeго образования, но духовного воспитания"!) и сознание, застрявшее на перманентной борьбе с "влиянием Запада" и его пороков, т. е. в чистом виде пассивном и отчаянном реагировании на происходящее, которое чем дальше, тем малопонятнее, не желая укладываться в простенькие схемы, предусмотренные в Кратком катехизисе, в своё время распространявшемся в виде самиздатовских ротапринтных копий синего цвета.

Другое, уже моё собственное объяснение позиции моих родичей-учителей: христианская вера была для них не столь уж важной, чтобы хоть сколько-нибудь всерьёз за неё рисковать. Чего я до сих пор не могу им простить, так это отказ хоронить со священником и отпеванием на кладбище мою бабушку (умерла в феврале 1985 г.), активную христианку, научившую меня моим первым молитвам (на латгальском) и всегда водившую меня в храм, когда я гостил у неё в Резекне. Тут уж точно "страх иудейский" неоправдан, хоть дело и было ещё в 1985 году. Оправдать его способна лишь та же позиция премудрого пескаря или другая классическая мудрость: "Как бы чего не вышло".

Я не за то, чтобы навязывать всем героизм и диссидентство как обязательную модель поведения, нравоучительно стыдя за их отсутствие. Я всего лишь за то, чтоб отказаться от привычной лжи самому себе, трусость, расчётливость и социальный оппортунизм назывaя разумностью и даже доблестью. Смирение, humilitas состоит в том, чтобы быть поближе к humus-u, к плодородной почве правды, просто называя вещи своими именами, не занимаясь подменой ярлыков. Но видим, что и этот простой, в общем, экзистенциальный акт способен вызвать в советском (или вообще любом?) человеке целую бурю протеста, выстраивающего для апологии обычного бытового конформизма хитроумную герменевтическую систему его нравственного оправдания.

Да, почему мне это рассуждения вроде бы о днях давно минувших кажется таким актуальным. Метафизическое возрождение в РФ "духовного Совка" с его затхлостью и всё густеющим, параноидальным смрадом общественной атмосферы, тотальным двоемыслием, а самое главноe — липким страхом пострадать за любую личную позицию, требующую хотя бы минимального нравственного выбора и расходящуюся с мнением начальства и соседей — всё это вновь ставит вопрос о внутренней честности и о поощряемом режимом птичьем языке лоялистской, "патриотической" (а на деле — "поцреотской", т. е. шовинистической и милитаристской) риторики. Наверное, далеко не все могут позвoлить себя арестовать за одиночный пикет с плакатом "нет войне", — пока что. Но хорошо бы всем помнить слова классика Александра Исаевича о вегетарианцах-кроликах, интеллигентнейших и "всемерно одобряющих" начальство Фан Фанычах и Укропах Помидоровичах, которые не ведали ни сном, ни духом почему, но вдруг оказались за реальной и очень даже колючей проволокой. И никого вокруг, кто бы замолвил за них защитное словечко.

Кстати. До недавнего времени мне казалось, что такая штука, как свобода, не является продуктом "зарубежной пропаганды", как не является она и ленинской "осознанной необходимостью", но невидимым актом нравственного выбора, могущим повести к очень ощутительным и видимым последствиям, иногда требующего красочных символов для своей актуализации. Например, полетевшие со своих постаментов в Украине идолы недоброй памяти „Лукича“ ни в коем случе не являются актом варварства и вандализма, но именно ёмким символом свободного отказа от несвободы и канонизированной ею лжи. Таким же мощным символом, — пусть и анти- по сравнению с первым (символом свободного отказа от этой свободы: чем не "отрицание отрицания"?), — является дискуссия о необходимости вернуть на своё "почётное" место на Лубянке каменного железного Феликса, а также портреты Усача на троллейбусах и автобусах.

Мне долго казалось, что по крайней мере наше поколение, кому уже за 40, "потерянное поколение" детей брежневского "безвременья", те из нас, кто выжил и сохранился, уж должны понимать это простую формулу свободы. Однако дискуссии с моими российскими друзьями, людьми одного со мною поколения, и даже, по их словам, христианами, совершенно нехристиански считающими свободу фикцией, продуктом вражеской западной пропаганды, показало, что тут "между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (ср. Лк. 16:26). Попытка любой дискуссии тут заранее обречена на неудачу, вырождаясь в полемический обмен устоявшимися мнениями и сигналами горечи по поводу взаимного непонимания. Говоря на сетевом жаргоне, превращаясь в internet-srach… Как справедливо сказал мой уважаемый коллега banshur69, чувство свободы у человека либо есть, либо его нет! Бесполезно объяснять слепому от рождения, что такое красный цвет, и чем он отличается от зелёного.

В отличие от вероучительных тенденций фатализма, механицизма или всяких модных "кармических" объяснений в стиле New Age (не путать с действительной сложностью и неоднозачностью истолкований, встречаемых в реальных древнеиндийских источниках!), я твёрдо верю в свободу как в экзистенциальный акт человека. Даже если этот человек находится за периметром колючей проволоки или ожидает казни, даже если он тысячью невидимых или более грубых нитей включён в "общественную структуру первородного греха", как пишут современные католические богословы, или впутан в причинно-следственную круговерть сансары, как написали бы буддийские мыслители.

Именно эти материи предопределили моё совершенно однозначное отношение к неким актуальным событиям, с самых первых их дней — пусть и сложным по структуре, причинам и пугающим тёмной неопределённостью своих последствий, но требующим всего лишь простого, смиренного нравственного выбора. "Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого". Думаю, что обычные люди, стоявшие и падавшие в Киеве под пулями, без всякого лукавства этот выбор сделали.

Comments

( 73 comments — Leave a comment )
occuserpens
Mar. 12th, 2014 04:13 pm (UTC)
[ полетевшие со своих постаментов в Украине идолы недоброй памяти „Лукича“ ни в коем случе не являются актом варварства и вандализма, но именно ёмким символом свободного отказа от несвободы и канонизированной ею лжи. ]

Возьмем тех, кто родился, например, после 1984г, равно как и 99.99% американцев. Объяснять им кто такой Ленин - почти тоже самое что санскриту учить :)
Если при всем при этом у них нет других проблем кроме разгрома его памятников, приходится сделать вывод, что к историческому Ленину это никакого отношения не имеет и имеет смысл применить к ним закон Годвина на практике :)
edgar_leitan
Mar. 12th, 2014 04:20 pm (UTC)
Но символика всё же остаётся действенной для жителей Ostblock-a. И данный символ действительно настолько прост и однозначен, что перестаёт быть поливалентным символом, стремясь к простому знаку сделанного выбора. Это как к портрету какого-нибудь современного европейского политика подрисовать усики Алоизыча. Хотя здесь уже и вправду будет Godwin's Law :)
(no subject) - occuserpens - Mar. 12th, 2014 09:29 pm (UTC) - Expand
livejournal
Mar. 12th, 2014 04:17 pm (UTC)
Метафизическое возрождение в РФ "духовного Совка"
Пользователь innas сослался на вашу запись в записи «Метафизическое возрождение в РФ "духовного Совка"» в контексте: [...] произошло с РПЦ МП в России. http://edgar-leitan.livejournal.com/237820.html?mode=reply#add_comment [...]
mahadaridra
Mar. 12th, 2014 04:22 pm (UTC)
А для меня диссиденты всегда были скучны, я их вежливо слушал и уходил прочь. Емельянов, думаю, не прав со своим заявлением о чувстве свободы. Либо его высказывание неполно, обрывочно. У меня чувство свободы было всегда просто СВИРЕПОЕ, но стоического склада, без активизма, в котором я неизменно неизменно чувствовал натужность и стремление тащить всходы зерновых вверх, чтобы побыстрее выросли.
Свобода мысли у меня всю жизнь была полная, а свобооюа высказываться имеет смысл пользоваться тогда, когда есть обоснованная надежда, что высказывание будет понято адресатом. Стоять на Красной площади с протестными плакатами, это на мой взгляд, наивно смешивать внутренний, жизненный и внешний миры. То есть проявлять себя эгоцентриком.
Вот помню, допек меня примерно 30 лет назад замдиректора ИВАНа, Э.Н. Темкин, убежденный марксист, своим марксизмом. я ему и сказал, что мне этого не надобно, т.к. я гегельянец (коим тогда и был). Он, говорят, потом обиженно-возбужденно носился по коридорам и жаловался на мой идеализм. :)
Но к нему обращаться с моей стороны было уместно, он вправду умный человек. Я его уважаю, он меня уважает. До сих пор.
А vulgus profanum слушать меня не стал бы.
Зато в шестом классе я еще не понимал, что высказываться имеет прок, лишь рассчитывая на понимание, и спонтанно выступил на уроке литературы за "Мастера и Маргариту" против "Молодой гвардии", что было, конечно. от начала и до конца бессмысленным поступком юнца.


Edited at 2014-03-12 04:22 pm (UTC)
sujanasi
Mar. 12th, 2014 05:49 pm (UTC)
"и со странным перескоком мысли Мартын поклялся себе, что никогда сам не будет состоять ни в одной партии, не будет присутствовать ни на одном заседании, никогда не будет тем персонажем, которому предоставляется слово или который закрывает прения и чувствует при этом все восторги гражданственности."
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 12th, 2014 06:10 pm (UTC) - Expand
вот к этому - sujanasi - Mar. 12th, 2014 06:19 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - edgar_leitan - Mar. 12th, 2014 06:21 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - sujanasi - Mar. 12th, 2014 06:29 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - edgar_leitan - Mar. 12th, 2014 06:34 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - sujanasi - Mar. 12th, 2014 06:44 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - edgar_leitan - Mar. 12th, 2014 06:52 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - sujanasi - Mar. 12th, 2014 06:59 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - edgar_leitan - Mar. 12th, 2014 07:07 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - sujanasi - Mar. 12th, 2014 07:14 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - edgar_leitan - Mar. 12th, 2014 07:19 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - sujanasi - Mar. 13th, 2014 07:16 am (UTC) - Expand
Re: вот к этому - edgar_leitan - Mar. 14th, 2014 09:53 am (UTC) - Expand
Re: вот к этому - sujanasi - Mar. 14th, 2014 11:28 am (UTC) - Expand
Re: вот к этому - edgar_leitan - Mar. 14th, 2014 12:14 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - sujanasi - Mar. 14th, 2014 12:35 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - edgar_leitan - Mar. 15th, 2014 03:52 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - sujanasi - Mar. 15th, 2014 05:00 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - edgar_leitan - Mar. 15th, 2014 05:22 pm (UTC) - Expand
Страх - невроз - edgar_leitan - Mar. 12th, 2014 07:09 pm (UTC) - Expand
Re: Страх - невроз - sujanasi - Mar. 12th, 2014 07:15 pm (UTC) - Expand
Re: Страх - невроз - edgar_leitan - Mar. 12th, 2014 07:24 pm (UTC) - Expand
Re: Страх - невроз - sujanasi - Mar. 13th, 2014 07:18 am (UTC) - Expand
Re: Страх - невроз - edgar_leitan - Mar. 14th, 2014 09:49 am (UTC) - Expand
Re: Страх - невроз - sujanasi - Mar. 14th, 2014 11:32 am (UTC) - Expand
Re: Страх - невроз - edgar_leitan - Mar. 14th, 2014 12:01 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - edgar_leitan - Mar. 12th, 2014 06:32 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - sujanasi - Mar. 12th, 2014 06:41 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - edgar_leitan - Mar. 12th, 2014 06:46 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - mahadaridra - Mar. 12th, 2014 06:55 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - edgar_leitan - Mar. 12th, 2014 07:00 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - mahadaridra - Mar. 12th, 2014 07:12 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - edgar_leitan - Mar. 12th, 2014 07:27 pm (UTC) - Expand
Re: вот к этому - mahadaridra - Mar. 12th, 2014 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 12th, 2014 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mahadaridra - Mar. 12th, 2014 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 12th, 2014 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mahadaridra - Mar. 13th, 2014 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 13th, 2014 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 12th, 2014 06:38 pm (UTC) - Expand
xgrbml
Mar. 12th, 2014 04:36 pm (UTC)
Спасибо, Эдгар.
edgar_leitan
Mar. 12th, 2014 04:47 pm (UTC)
:)
nikvk
Mar. 12th, 2014 06:20 pm (UTC)
Ответ Чемберлену ясен. Только на мой взгляд есть разница между "чувством свободы" и собственно свободой. И тут никакие чувства не помогут.

В этом смысле мне видимо повезло. Меня никто не принуждал делать то, в чем я потом раскаивался. В пионеры вступал и ночь не спал, боясь что не примут. И как то так получилось, что цинизма особого не видел в окружении. И даже дрался, когда мне на галстук плюнули. Плюнули правда в меня, но попали на галстук. шпана какая то.

А вот в комсомол я вступать отказался. И когда меня вызвали в комитет комсомола, честно сказал, что в комсомоле много циников и моральных уродов, с коими я в одной организации быть не хочу. А потом сказал, что вообще собираюсь в семинарию, так что извините. И мне ничего за это не было.

Имея информацию о жизни ТАМ я спокойно ее использовал и не питал иллюзий о наших достижениях.

В общем, скажу честно, я не видел проблемы несвободы в СССР.

Сейчас я понимаю, что свобода это свойство человека. Он или свободен или несвободен. А вот "чувство свободы" это ощущение соотношений между внутренними устремлениями и возможностью им соответствовать.

edgar_leitan
Mar. 12th, 2014 06:22 pm (UTC)
1) Я же говорю -- "великая пропасть", увы...

2) Невилл Чемберлен не просил об ответе.

3) Есть не только "чувство свободы", но и её осуществление. А есть отказ, из идейных соображений. Впрочем.... охх...
petrark
Mar. 12th, 2014 07:34 pm (UTC)
Спасибо.
edgar_leitan
Mar. 12th, 2014 07:38 pm (UTC)
:)
prostopop
Mar. 12th, 2014 07:40 pm (UTC)
Потребность в свободе разная у людей. Домоседу ни к чему свобода передвижения. Равнодушному к религии - свобода исповедания. Свобода печати- не умеющему читать. За хлеб воюют все, однако. Ваши близкие не понимают Вас, ибо не нуждаются в том, что для Вас важно. Попробовали бы у них отнять свободу распоряжения деньгами, был бы бунт.
edgar_leitan
Mar. 12th, 2014 07:53 pm (UTC)
Так я ж и говорю -- великая пропасть".

И всё же домоседу приятно знать, что, захоти он куда-то выйти, ему не будут препятствовать. Вот надо только встать, только одеться, только дойти до двери... Домоседу будет неприятно считать себя находящимся под домашним арестом. Это принципиально разные жизненные категории.
manya_masha
Mar. 12th, 2014 08:46 pm (UTC)
Спасибо, Эдгар.

И в пару Вашему вот еще сегодня френд перепостил очень... слишком жизненное: http://lievre72.livejournal.com/331453.html
edgar_leitan
Mar. 14th, 2014 09:55 am (UTC)
Спасибо!
nlzo
Mar. 12th, 2014 08:47 pm (UTC)
Как научиться так писать? Все логично,четко и выстроенно по полочкам.
edgar_leitan
Mar. 13th, 2014 10:34 am (UTC)
"Потный вал дохновения" (c) :))
heruka
Mar. 12th, 2014 09:50 pm (UTC)
Сознание свободы - вещь безусловная. Т.е. ничто не ведет к сознанию свободы, и ничто от сознания свободы не уводит. Человек свободен, потому что конечен, а все остальное лишь этикет и поведение по обстоятельствам. Свободен тот, кто стоит с одной стороны и тот, кто стоит с другой. Но, поскольку обе стороны заняты тем, чего нет, их свобода спит. Одним словом - phyal ba.
edgar_leitan
Mar. 13th, 2014 10:32 am (UTC)
Дзогчен, туды его в качель!.. :)))))
(no subject) - heruka - Mar. 13th, 2014 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 14th, 2014 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - heruka - Mar. 14th, 2014 07:02 pm (UTC) - Expand
buddhistmind
Mar. 15th, 2014 10:43 am (UTC)
Вот, кстати, что ваши правые единомышленники-неджентльмены сотворили:
Ультраправые напали на участников феминистской демонстрации 8 марта в Мальмё
Вечером 8 марта, вооруженные ножами, нацисты напали на группу феминисток и феминистов, возвращавшихся с демонстрации в честь Международного дня борьбы женщин за свои права в Мальмё, Швеция. 4 человека пострадали от ножевых ранений, в том числе один человек ранен в лёгкое, и ещё один тяжело ранен в голову, и в настоящий момент находится в коме. Всего в больницу было доставлено 6 человек: 2 женщины и 4 мужчины.
http://avtonom.org/news/ultrapravye-napali-na-uchastnikov-feministskoy-demonstracii-8-marta-v-malmyo
edgar_leitan
Mar. 15th, 2014 03:45 pm (UTC)
Я даже не берусь говорить, что ваши единомышленники: мерзкие коммунисты, большевики, иная красная сволочь и прочие убийцы невинных людей, в течение десятилетий творили и продолжают творить с десятками и сoтнями миллионов самых обычных граждан во многих странах мира. Так что чья бы коровка-то травку бы да пощипала!.. Посему очень Вас прошу, воздержитесь от этих крайне оскорбительных, личных ремарок в мой адрес в моём ЖЖ, приравнивая меня к уголовникам и мерзавцам, а то оставляю за собой право применять бан как "высшую меру социальной защиты" своих напряжённых работой нервов.
(no subject) - buddhistmind - Mar. 15th, 2014 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Mar. 16th, 2014 05:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Mar. 16th, 2014 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Mar. 16th, 2014 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Mar. 16th, 2014 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Mar. 16th, 2014 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buddhistmind - Mar. 16th, 2014 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nikvk - Mar. 17th, 2014 08:57 pm (UTC) - Expand
( 73 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com