?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

öffnung

На днях в Дрездене состоялось официальное открытие нашей докторантуры по сравнительному исследованию монашеских культур. На снимке сверху — ректор Дрезденского Технического университета проф. д-р Ханс Мюллер-Штайнхаген (справа) и директор Исследовательного института по сравнительному исследованию монашества (http://fovog.de/englisch/fovogen.html) проф. д-р Герт Мелвилл (слева). Фотографии с места события можно посмотреть в моём Лицекнижии ЗДЕСЬ.


На следующий день состоялся организованный нашей докторантской группой учебный симпозиум (workshop) по введению в сравнительное изучение монашеских культур в разных религиозных традициях. Фотографии можно посмотреть ЗДЕСЬ.

С докладами выступали:

1) проф. д-р Timothy Johnson (Flagler College, St. Augustine, Florida), специалист по францисканскому богословию — об образцах рeлигиозной компаративистики в Средние века, особенно на примере Роджера Бэкона;

2) наш директор и мой научный руководитель Герт Мелвилл, с докладом по введению в историю европейских религиозных орденов;

3) проф. д-р Claudia Rapp, директор института византинистики Венского университета, с докладом о зарождении христианского монашества и о монашестве в Византии;

4) Мой второй научный руководитель проф. д-р Карин Прайзенданц, директор института Южной Азии, тибетологии и буддологии из Венского университета (ЗДЕСЬ — описание научных проектов в Венском университете под её руководством) — с докладом об этапах исторического развития монашеских (аскетических) традиций в рамках индуизма;

5) проф. д-р Gaya Charan Tripathi (Indian Institute of Advanced Study, Shimla, India), с введением в джайнизм и джайнское монашество;

6) проф. д-р John Young (Flagler College, St. Augustine, Florida), с докладом на тему о взаимоотношениях христианских средневековых орденов и еврейских общин.


В Дрезденском институте с открытием нашей коллегии впервые на серьёзном научном и организационном уровне запускается (экспериментальный) международный и междисциплинарный научный проект по сравнительному изучению монашеских культур, произросших на почве различных религиозных традиций, с особенным вниманием к их основополагающим нормативным текстам. Участники симпозиума/семинара занимались дальнейшей разработкой и уточнением основополагающих критериев, могущих послужить основой для такого научного сопоставления.

И если в Дрезденском институте уже существует множество серьёзно обоснованных теоретических наработок и концепций по сопоставительному изучению христианских монашеских/орденских традиций Европы, то в области межрелигиозной компаративистики такое делается (практически) впервые. Существует всего одна б.-м. серьёзная работа по сравнению "аскетики" в брахманизме и в раннем христианском монашестве (в "Аpophthegmata Patrum") [см. ЗДЕСЬ], но это — лишь один из множества возможных аспектов. Будем надеяться, что деятельность нашей аспирантуры внесёт некоторый вклад в эту увлекательную и малоисследованную область культурологических исследований.

Уже со своей чисто субъективной точки зрения скажу, что всякий сравнительный дискурс, если компаративная рефлексия проводится по строгим научным критериям, "полезен" уже хотя бы тем, что говорит столь же много о "типологически другом", как и о хорошо вроде бы знакомом (всегда ли это так?) "нашем". Явление монашества, при всём разнообразии своих форм, нормативных текстов и идеологий, не является здесь исключением или прерогативной какой-либо одной религии. Значит, корни данного явления лежат не только в соответствующих религиозных традициях, но и в "антропологических константах" человеческого бытия: таких, например, как желание внутреннего самосовершенствования при понимании недостаточности наличного земного бытия и поиски Трансцендентного (в его самых разных видах, вовсе необязательно "Бога").

Ещё о нашей докторантуре — печальная, но уже официально известная новость: к большому сожалению, нас покинул непальско-тибетский коллега, буддийский Кхенпо. Увы, он не выдержал нагрузки, а также научных требований, связанных с обучением в докторантуре европейского (германского) университета, в нашем Институте. Дело тут не в его интеллекте, а в фактической невозможности глубоко перестроить тип своей рефлексии за относительно короткое время, успешно интегрировав традиционное буддийское схоластическое образование с моделями современного гуманитарного научного дискурса. Кроме того, там всё ещё были очень серьёзные проблемы и с английском языком. Я лично очень надеюсь, что ему удасться поступить в магистрантуру Гамбургского университета по специальности „Tibetan Studies“. Как бы то ни было, с осени наша докторантура пополнится альтернативным, новым коллегой-буддологом (кажется, из Гамбурга и Вены).

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
noctu_vigilus
Jul. 28th, 2014 01:15 pm (UTC)
Приятно видеть, что наука есть, особенно про монахов.
Все-таки и я когда-то сочинил про них маленькую квалификационную работу.
edgar_leitan
Jul. 28th, 2014 02:18 pm (UTC)
В Дрездене на эти темы вообще всё очень серьёзно и на самом высоком уровне. Чего, увы, не скажешь про самих монахах, предпочитающих обычно традиционную доксографию вместо научной выверенности.
trueview
Nov. 10th, 2014 11:02 am (UTC)
Очередная кормушка для бездельников. Они бы спокойно могли трудиться и раздельно в университетах, занимаясь своими темами.

Одни только поездки, перелеты и гостиницы для участников советов влетят в копеечку университетам и студентам, оплачивающим свое образование. Счет за образование уже приближается к тремстам тысячам долларов в некоторых заведениях. По 50-60 тысяч в год.

Но им устраивать видеоконференции и советы через интернет как-то некомильфо. Им нужно живое общение.

Edited at 2014-11-10 11:10 am (UTC)
nlzo
Jul. 28th, 2014 02:21 pm (UTC)
))) Почтенная гуманитарная наука разве кому-то еще интересна. Все сместилось в сторону коммерции и мгновенного результата и ощутимой денежной отдачей. Все же прекрасно,что в Дрездене еще не все так плохо.)
edgar_leitan
Jul. 28th, 2014 02:29 pm (UTC)
Пока есть профессор Мелвилл со своим авторитетом, держимся. О том, что может быть БЕЗ или ПОСЛЕ, стараюсь не думать...
nlzo
Jul. 28th, 2014 03:31 pm (UTC)
Да,страшно представить даже(
edgar_leitan
Jul. 28th, 2014 03:51 pm (UTC)
:((
nkbokov
Jul. 28th, 2014 02:48 pm (UTC)
Есть и монахи в докторантуре?
edgar_leitan
Jul. 28th, 2014 03:29 pm (UTC)
Был один, тибето-буддийский, но недавно ушёл. Не потянул, увы. Христианских нет.
nkbokov
Jul. 29th, 2014 08:42 am (UTC)
Ну вот, как обычно, ни одного взгляда "изнутри".
buddhistmind
Aug. 1st, 2014 11:24 am (UTC)
Добрый день!

У нас серьёзная проблема в сообществе санскрит-ру. Хотелось бы, чтобы вы высказали своё мнение.

http://sanskrit-ru.livejournal.com/311796.html
edgar_leitan
Aug. 1st, 2014 03:53 pm (UTC)
Я, в общем, согласен с Вашим мнением: собственный перевод сильно бы отличался и по стилю, и (скорее всего) по отдельным интерпретациям. Я вообще склонен подозревать, что нынешние переводчики популярных религиозно-философских текстов с санскрита на русский пользуются прежде всего английскими переводами, а возможно, что и какими-то русскими. Ещё нигде и никогда не видел, чтобы на русский переводились какие-либо тексты, к которым бы НЕ БЫЛО никаких переводов на европейские языки раньше! А уж Йогавасиштху переводили, насколько знаю, давно и не один раз.
Например, в переводе того же О. Ерченкова "Гитаартхасанграхи" Абхинавагупты я явственно вижу прямое и сильное влияние английского перевода Б. Марьяновича, который мне видится крайне проблематичным (это скорее вольный пересказ в типично индийском стиле), с ошибками же этого перевода. Мне даже кажется, что это более перевод с английского перевода, нежели с санскрита. Ну да ладно.
Ерченков мне присылал свой изданный русский перевод. Но я не знал, что в Сети выкладывается ещё какой-то альтерантивный русский перевод. Заниматься подробным сличением и разбором переводов, также заглядывая в оригинал, у меня сейчас по моим обствоятельствам совершенно нет времени -- так что "кшамьятаам"! Считаю, конечно, что этика переводчика/учёного требовала бы или согласования своих усилий с другим переводчиком, или пoдробные указания характера и объёма заимствований/переработок в предисловии.

Edited at 2014-08-01 03:54 pm (UTC)
buddhistmind
Aug. 4th, 2014 08:29 pm (UTC)
Спасибо!
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com