?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Споры, в очередной раз переводящие попытки осмысления факта нынешнего очередного спонтанного демонтажа памятников большевицкой поры в Украине в области то ли политики, то ли культурной эстетики, бьют мимо цели. Конечно, как всякий общественный перформанс, затрагивающий чувствительные душевные струнки у значительной части населения — those concerned — это действие в том числе и политическое, поскольку политика, по определению, делается жителями полиса, а не только диктаторами, как в некоторых странах.


Однако с точки зрения культурологического суждения эти действия — как бы к ним ни относиться — перформанс, прежде всего, культурной памяти. Демонтаж монументальных памятников — это совсем не то же самое (или, вернее, не совсем то же самое), что вымарывание старых фотографий, вырывание страниц из учебников и запрет на упоминание в доме имён бывших друзей, ставших волею обстоятельств врагами.

Важные исторические фотографии, кто бы на них ни был изображён, можно (и нужно!) хранить в архивах, доступных любому человеку, и прежде всего исследователям. Фотографии беспристрастно свидетельствуют о прошлом, каким бы это прошлое ни было, славным, "обычным" или позорным. Тем более что подобные нравственно-эстетические оценки тоже напрямую зависят от господствующей общественной культурной памяти. Таким же объективным свидетельством является знание об исторических фактах и их письменное или иное (аудио- и видео-) фиксирование, доступное для последующей интерпретации.

Монументальные памятники и всякие там памятные таблички далеко не беспристрастны или объективны. Сам факт их наличия — это свидетельство не только того, что с теми или иными историческими деятелями связана "политическая материя" той или иной местности или государственного образования. Это, прежде всего, факт БЛАГОДАРНОЙ и/или НАЗИДАТЕЛЬНОЙ памяти, то есть не объективный исторический факт, а символическая инсценировка (performance) культурной памяти общества, призванная не (просто и не столько) вызывать воспоминания о прошлом, каково бы оно ни было, но символически конструировать его общественную оценку. Это "конструирование прошлого", его "теологизация", является одновременно и идеалистической историософской конструкцией, закрепляющей общественную телеологию, то есть намечающей символические координаты для будущего того или иного социума.

Само наличие и обилие монументальных памятников большевистской поры в РФ, всепронизанность российской топонимики именами революционеров, бомбистов и прочих убийц делает нынешнее российское государство не только политическим правопреемником СССР, но его прямым культурным наследником и мутантом. В то же время повсеместный демонтаж в Германии и Австрии памятников, посвящённых нацистским вождям, обновление топонимики, переименование всех этих "Adolf Hitler Platz", "Dr.-Josef-Goebbels-Straße" и "Hermann-Göring-Straße", хоть и не искоренило саму возможность возникновение симпатий к определённым идеологиям в сердцах некоторых людей (в Европе явных маргиналов), но коренным образом изменило вектор общественого развития, сделав Германию и Австрию отнюдь не "правопреемниками Третьего Рейха", но сотворив совершенно новую политичесую реальность.

Мне приходилось неоднократно слышать в своё время от С. С. Аверинцева, что в советское время "сознание большинства людей было атеистическим, а подсознание всё ещё христианским". Эту психоанализирующую оценку, отнесённую к нынешним временам, следует, вероятно, перевернуть с ног на голову. Теперь внешнее (идеологическое) сознание у российского общества как бы христианское, но вот подсознание являет собой полный метафизический и нравственный хаос, и условно назвать его лучше даже не атеистическим или там "языческим", а ёмко-многозначным словом "советское", переведя это последнее обозначение (а равно и словечко "совок", обозначающего носителя подобного типа сознания) из области пейоративного субъективно-оценочного клише и экспрессивной инвективы в область культурологии с её антропологическими, мировоззренческими категориями.

Исходя из этого, понятно, что для "совкового* типа" [*как сказано выше, "совок" для моих рассуждений здесь — не инвектива, а категория культурологического oписания] культурного конструирования общественной памяти, абсолютно преобладающего как в нынешних границах РФ, так и среди "русскоязычного" населения бывших суб-субъектов и сателлитов СССР, характерно трепетное, благоговейное отношение к любой символике, связанной с СССР и большевицким наследием. Можно считать, что великий социальный эксперимент красных по выведению нового культурно-антропологического типа, "советского человека", несомненно, увенчался успехом.

В нынешней Российской Федерации, даже если доклад произносит православный митрополит (благодарность моему почтенному многоoсведомлённому в церковных материях френду kalakazo за ролик), то, с точки зрения наблюдателя-культуролога, его устами вещает не столько христианский пастырь в идеализированном "вневременном" значении этого слова (в том значении, какое могло бы сюда вкладывать нормативное богословское понимание), но превратившийся в столь же как бы вневременный, особый культурологический тип — председатель райкома, профкома или иной высокий функционер КПСС или КГБ. Человек, менее привыкший категоризировать явления в терминах культурной антропологии, но скорее оперировать метафорами, мог бы сказать, что это такой мгновенно, интуитивно узнаваемый "советский дух", напоминающий удушающее серное дуновение из преисподней, вселяющее в слушателя тоску и клаустрофобический ужас. И в этой экспрессивной оценке он будет, несоменно, по-своему прав. Впрочем, данную мутацию в своё время художественно изобразил Дж. Оруэлл в своей "Animal Farm".

В свете вышеизложенного размышления можно заметить, что в нынешних условиях военной и "культурной" (вещание российских телеканалов) агрессии РФ в Украине, как не столь давно прошедший лениноповал, так и недавние акции по демонтажу памятников большевицкой поры, явившиеся своего рода перформативным сопровождением принятия ВР Украины закона о запрете тоталитарных символик, являются прежде всего символическими инсценировками культурной памяти, альтернативной культурной памяти СССР и "совков". Это попытка символически наметить новую систему общественных координат, силой оторваться от советского "мегадискурса", продолжающего активно жить в подсознании большинства жителей РФ, а в последние годы и активно воскрешаемом в их сознании, определяющем сознание и ориентиры всего российского общества.

Понятно, что такой советский дискурс, до сих пор свойственный, вероятно, и многим прежде всего "русскоязычным" жителям восточной Украины, с необходимостью ностальгирующий по деятелям с кличками Lenin, Stalin и их соратникам, не может не воспринимать демонтаж своих истуканов иначе, чем "вандализм". Воспринимать же эти акты как конструирование именно альтернативной культурной памяти мешает, помимо эмоциональной (истерической) реакции "совков", также и чисто советское понимание культуры как "культурности", то есть личной вежливости, чтения книг, хождения в театр и прочих стереотипов "культурного человека" — всего того, что прагматически называется на немецком языке как Kulturkonsum.

Такой стереотипный "культурный человек" не посмеет "надругаться" над памятниками, георгиевскими ленточками и иными знаками определённой цивилизационной принадлежности. Здесь же надлежит заметить, что сама фразеология, сопровождающая негативные оценки лениноповала ("надругательство", "кощунство", — это помимо стандартных обвинений в "вандализме") указывает на то, что затронута глубокая эмоциональная, для определённых слоёв населения сакральная, подлинно религиозная сфера, окружённающая область mysterium tremedum et fascinans густой изгородью из табу и регламентированного речевого кода.

Другой категорией стандартной "культурной апелляции" (см. по-немецки Appell) "совков" и платных или добровольных "сетевых троллей" в адрес разрушителей символов советской культурной памяти является ритуализированная насмешка в якобы несостоятельности экономических последствий таких действий. Эти насмешки проистекают, на мой взгляд наблюдателя, именно из глубинного непонимания сути происходящего.

Подобного рода символическое действие следует рассматривать именно как "теологическую" инсценировку будущих очень серьёзных общественных (или личных) изменений, как формульное выражение интенции. Такого же точно рода символическими перформансами будущего коренного изменения, проистекающего из сознательной интенции, сопряжённой с активным волением общественных групп, было свержение большевиками и массами их сторонников церковных колоколов и крестов. К чему это привело in the long run, мы все прекрасно знаем. Из той же категории — символическое "отречение от Сатаны и всех дел его" во время обряда обновления обетов крещения и символического экзорцизма в Пасхальную ночь или облачение новопостригаемого или дающего свои первые/окончательные обеты инока в монашеские одежды (подрясник, рясу, хабит — whatsoever!). Произнесение формул и символические действия не означают автоматически, что участник Пасхальной литургии или новопостригаемый монах автоматически, ex opere operato (употребляя известную всякому школяру-латинисту фразу-формулу из схоластического богословия) становится безгрешным ангелом, освобождаясь от необходимости каждодневной и ежечасной, рутинной внутренней работы по личному нравственному преобразованию. Эти формулы и ритуальные действия задают направление изменения и придают символический смысл такой работе.

Таким же образом, если развить аналогию, свержение большевицких идолов не означает автоматически, что мановением руки экскаваторщика страна вдруг заживёт "как в Европе" (помимо того, само это выражение является дурацким идеологическим клише, лишённым конкретного содержательного наполнения: в различных европейских странах различные категории населения живут очень по-разному). Bдруг восстановится разрушенная долгой внутренней заданностью советской экономической моделью и российской агрессией в Украине экономическая структура и волшебно пeрестроятся макроэкомомические связи. Однако свержение монументов совеской поры символически маркирует общественную интенцию, направленную в будущее. Немалую роль в кардинальном изменении этого цивилизационного вектора в украинском обществе парадоксальным образом сыграл российский "национальный лидер", привыкший решать в своей дрезденской резидентуре сугубо тактические, но никак не глобальные стратегические задачи.

С другой стороны, сама внешняя форма данного перформанса — ночная акция закутанных в балаклавы людей — также является симптомом. Только это симптом отнюдь не вандализма, как посчитает большинство подданных владыки РФ, но нерешительности, слабости интенции. Некоторой стыдливостью и поспешностью данные акции (в Харькове) напоминают цитату якобы Иппонийского святителя Августина, вложенную в уста Дьявола в фильме по произведению Стивена Кинга "Нужные вещи" (Needful Things), с которой тот поощрительно обращается к пришедшему к нему за покупкой фривольной фигурки баптистскому пастору: "Господи, сделай меня целомудренным! Только, прошу, ещё не сейчас, не сейчас..."

Я согласен с теми, кто считает, что не следовало совершать демонтаж ночью и в закутанном виде, как нечто постыдное и нeдозволенное. Однако хочется сформулировать мысль дальше: наоборот, следовало бы демонтировать ВСЕ такие памятники, по всей стране, чтобы это происходило при свете дня, в форме торжественного общественного ритуала, при стечении народа, с какой-нибудь впечатляющей инсценировкой анафемы большевизму и коммунизму. Однако это с моей стороы всего лишь "помысленное желаемое". В таком случае у Украины, если представить её условным "сферическим объектом в вакууме", был бы серьёзный шанс покончить с векторами развития, безнадёжно направленными либо в советское, либо в имперское российское прошлое, вырвавшись из сферы притяжения это двойной "чёрной дыры". Возможно, в таком случае — если совсем уж размечтаться — изменённая и обновлённая Украина через несколько поколений даже могла бы стать некоей эталонной европейской страной, вынесшей уроки из собственной истории тоталитаризма: динамичным христианским, и в то же время плюралистическим и свободным, достаточно терпимым обществом, на фоне всё более исламизирующейся старой Европы…

Скептик и некоторый циник во мне нашёптывает, что в развёртывающейся перед нами исторической реальности такое вряд ли возможно. Но в Украине, если вспомнить пафос её недавней "Революции достоинства"(абсолютно, совершенно непредставимый в России!), по-видимому, всегда будет в виде хлебной закваски присутствовать крошка этого "вряд ли", означающего не столько даже малую вероятность, сколько теоретически мыслимую возможность. Наличие же памятников советской поры, всей большевицкой топонимики, вместе с трепетным к ним отношением сводит даже эту малую возможность к абсолютному нулю, так же, как наличие распространившихся по организму, непрооперированных раковых метастазов означает крайне неблагоприятный для больного прогноз и неизбежную гибель. Поэтому я слежу за происходящими в Украине событиями не только с большой тревогой, но и с надеждой.

Comments

( 77 comments — Leave a comment )
mikhail_bar
Apr. 13th, 2015 02:47 pm (UTC)
Со всяким вниманием и сочувствием отношусь к Вашим соображениям,
но мне видится тут несколько проблем:
- декоммунизация отождествляется с дерусификацией ( в этом большое отличие от денацификации)
- игнорируется тот факт, что большая часть коммунистической элиты
была украинской по происхождению,и репрессии в большой части осуществляли "свои",а вовсе не "оккупанты"
- игнорируется факт глубокого и всестороннего проникновения советского образа жизни и ментальности среди людей населяющих Украину ( начиная от территории, которую в этих границах собрали коммунисты )
В целом, мне представляется, что выбран путь поверхностного "отталкивания" от коммунистического бэкгранунда, легкий путь отождествления "плохого коммунизма" с "плохими русскими оккупантами".
edgar_leitan
Apr. 13th, 2015 06:07 pm (UTC)
Всё это в принципе верно. Что делать, если коммунизм отождествляется именно с советской Россией, хотя Сталин и был грузином, кто-то там из ранних деятелей армянами, евреями, латышами или ещё кем-нибудь?
Но, помимо отталкивания от специфически советского наследия, на наших глазах происходит если не этногенез, то генезис и консолидация украинцев как политической нации. Она протекает с необходимостью путём размежевания с русскостью как проводником специфически имперского мышления, отводящего Украине роль захолустной "окраины", а украинскому языку -- культивируемой русскими имперцами образ "неотёсанной деревенской мовы мужланов". Это необходимый путь к самоуважению народа к себе самому и своему языку. Вышеназванный генезис укаинской политической нации не может не отталкиваться от русскости. За это надо всемерно благодарить Фюрера и 85 или 90% его электората.
(no subject) - mikhail_bar - Apr. 13th, 2015 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 13th, 2015 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - menix - Apr. 13th, 2015 11:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mikhail_bar - Apr. 14th, 2015 06:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - menix - Apr. 16th, 2015 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mikhail_bar - Apr. 16th, 2015 10:26 pm (UTC) - Expand
addendum - edgar_leitan - Apr. 13th, 2015 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - menix - Apr. 13th, 2015 10:59 pm (UTC) - Expand
prostopop
Apr. 13th, 2015 03:06 pm (UTC)
пора всем хорошим людям собраться и сломать все плохие памятники. :)
МВД Украины назвало снос хулиганством.
edgar_leitan
Apr. 13th, 2015 05:58 pm (UTC)
Мои рассуждения не претендуют на анализ правовых аспектов в соответствии с тем или иным законодательством, но лишь на попытку описания ситуации с позиции культуролога и немножечко метафизика. Это принципиально разные позиции.
lucas_v_leyden
Apr. 13th, 2015 05:54 pm (UTC)
Ну все-таки между наименованием "Adolf Hitler Platz" и переименованием ее во что-нибудь поприличнее проходило максимум двенадцать лет (1933 - 1945). Ныне же свершающееся в этом смысле гораздо больше похоже на "александропад" или "екатеринопад", условно говоря - уничтожение большевиками памятников предшествующей эпохи и переименование топонимов - и по болезненности чувств, и по исторической дистанции, и по символическому значению. И логика, собственно, была та же, а вот что из этого получится - увидим, вероятно, довольно скоро.
Конечно, я как и Вы, совсем не люблю советские памятники - но люди в черном, стаскивающие ночью за шею постамент, нравятся мне гораздо меньше постамента - вне зависимости от того, кого изображала статуя.
edgar_leitan
Apr. 13th, 2015 06:16 pm (UTC)
Это да, но я здесь веду речь не о men in black и конкретных модальностях элиминации идолов, но о самом этом факте. Примечательным дополнительным фактом является также и то, что милиция (или в Украине полиция?) наблюдала за происходящим, не вмешиваясь. Это многое говорит о настроениях в обществе, тем более если речь идёт не о Львове или Тернополе, но о русскоязычном Харькове. Реакция силовиков в РФ, как мы понимаем, была бы совсем другой.
petrark
Apr. 13th, 2015 06:31 pm (UTC)
Спасибо, очень проницательный анализ.
edgar_leitan
Apr. 13th, 2015 06:47 pm (UTC)
Merci, друг мой!
(no subject) - petrark - Apr. 13th, 2015 06:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 13th, 2015 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - petrark - Apr. 13th, 2015 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 13th, 2015 07:25 pm (UTC) - Expand
burchakov
Apr. 13th, 2015 06:35 pm (UTC)
Для меня вся динамика на Украине по форме и содержанию является совершенно советской. С заламыванием рук, жестким контролем свободы слова и победными реляциями на фоне военных неудач.

Меня лично это очень печалит. Потому что пока носители советской шизофрении устраивают взаимную бойню, я, русский человек из Москвы, испытываю чисто организационные сложности в общении со своими знакомыми и коллегами из Киева, Донецка и Одессы.
edgar_leitan
Apr. 13th, 2015 06:50 pm (UTC)
По моим наблюдениям, эти сложности взаимны. Но они распространяются со стороны многих жителей РФ и на посторонних носителей обычной эмпатии к жертве имперской агрессии путинского режима, не являющихся украинцами. Конечно, я упрощаю, но всё же...
(no subject) - burchakov - Apr. 13th, 2015 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Apr. 14th, 2015 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 14th, 2015 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - burchakov - Apr. 14th, 2015 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Apr. 15th, 2015 03:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - burchakov - Apr. 15th, 2015 07:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Apr. 15th, 2015 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - burchakov - Apr. 17th, 2015 07:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Apr. 18th, 2015 05:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - burchakov - Apr. 19th, 2015 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - burchakov - Apr. 19th, 2015 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Apr. 20th, 2015 04:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Apr. 13th, 2015 06:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Apr. 14th, 2015 02:52 pm (UTC) - Expand
az_pantarei
Apr. 13th, 2015 06:46 pm (UTC)
Плод раджасической активности - страдание
edgar_leitan
Apr. 13th, 2015 06:54 pm (UTC)
Вы, Борис, намешали термины в кучу. Или буддизм и его аксиома бытия (любого рода) как страдания, или санкхья с её гунами и всем прочим, а также расчеловечиванием в мокше.
(no subject) - az_pantarei - Apr. 13th, 2015 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 13th, 2015 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Apr. 13th, 2015 08:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fritzchen - Apr. 14th, 2015 01:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Apr. 14th, 2015 04:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Apr. 14th, 2015 04:19 am (UTC) - Expand
az_pantarei
Apr. 13th, 2015 06:48 pm (UTC)
Большевизм старается ниспровергнуть большевизм? Трагикомическая ситуация.
edgar_leitan
Apr. 13th, 2015 06:53 pm (UTC)
Революция в Украине была вполне типичной "буржуазной", антиимперской революцией, связанной с осознанием себя политической нацией и субъектом прав(а), а не большевицким переворотом.
(no subject) - az_pantarei - Apr. 13th, 2015 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 13th, 2015 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fritzchen - Apr. 14th, 2015 01:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Apr. 13th, 2015 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 13th, 2015 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_pantarei - Apr. 13th, 2015 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Apr. 14th, 2015 04:31 pm (UTC) - Expand
menix
Apr. 13th, 2015 10:34 pm (UTC)
Эдгар, спасибо что верите в нашу страну! разом переможемо!
хочу отметить радикально отличный от этой надежды тренд бывших и нынешних совколоидов на то, что "ничего у них не получится, смотрите совок борет совок, опять выбрали олигарха, етц". не секрет, что ежели "хохлам" удасться заметно лучше зажить в отрыве от Расеи-матушки, то для них будет величайшая трагедия, разрыв всех шаблонов и крушение имперских мечтаний. сама мысль эта мучит их и они стараются хотя бы вербально всячески затормозить ход истории ))
edgar_leitan
Apr. 14th, 2015 11:19 am (UTC)
Да, очень хотелось бы верить, что выйдет. Это серьёзный шанс, и никто не сможет потом упрекнуть украинцев, что они хотя бы не попытались. А вот с Россией всё, тут даже уже и шанса никакого нет. Шанс практически закончился в начале 1990-х, схлопнулся, едва лишь обозначившись.
az_pantarei
Apr. 14th, 2015 04:16 am (UTC)
"" "хохлам" удасться заметно лучше зажить

задолбало совершенно это явление. Ставят "мягкий знак", где не нужно и не ставят, где нужно! Даже писатели.

Мягкий знак деградации. ??? :)))

Edited at 2015-04-14 04:20 am (UTC)
putnik07
Apr. 14th, 2015 05:57 am (UTC)
Человек, в принципе, не может быть объективным. Тем более когда из него вытекает "желчь". Ненависть - болезнь которая полностью искажает восприятие. При этом выбор объекта ненависти вторичен, и обусловлен только обстоятельствами. У ненависти к капиталистам (империалистам), евреям, русским, или к "совку" - одна природа и первопричина, и эта первопричина внутри самого человека. А объекты могут и меняться. Разговоры с "больным" человеком - пустое занятие.....
П.С. Наблюдая за событиями на Украине не могу не отметить абсолютную схожесть мотивации и поведения "революционеров" с революционерами начала прошлого века. Другие флаги и лозунги, другой "враг", но мотивация и поведение полностью идентично (включая ненависть к памятникам). Извините, но я не вижу разницы между "бомбометателями" начала прошлого и этого века....
Хорошего вам дня.
az_pantarei
Apr. 14th, 2015 08:02 am (UTC)
Совершенно верно! Некоторые кипят от злобы, а претендуют на истину :))

Edited at 2015-04-14 08:03 am (UTC)
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 14th, 2015 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - putnik07 - Apr. 14th, 2015 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Apr. 14th, 2015 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - putnik07 - Apr. 14th, 2015 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Apr. 15th, 2015 02:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - putnik07 - Apr. 15th, 2015 06:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Apr. 15th, 2015 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - burchakov - Apr. 14th, 2015 09:33 pm (UTC) - Expand
livejournal
Apr. 14th, 2015 03:10 pm (UTC)
Удушающее серное дуновение из преисподней...
Пользователь kalakazo сослался на вашу запись в своей записи «Удушающее серное дуновение из преисподней...» в контексте: [...] нно изобразил Дж. Оруэлл в своей "Animal Farm". http://edgar-leitan.livejournal.com/258045.html [...]
nkbokov
Apr. 14th, 2015 03:48 pm (UTC)
Bravo! Идет очищение на "мистическом уровне"... удаление плацдарма для Московии.
edgar_leitan
Apr. 14th, 2015 04:05 pm (UTC)
Наверное, можно помыслить и так.
Впрочем, это уже, кажется, к Даниилу Андрееву :)
(no subject) - nkbokov - Apr. 15th, 2015 09:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 15th, 2015 11:32 am (UTC) - Expand
burchakov
Apr. 14th, 2015 10:10 pm (UTC)
Эдгар, позвольте отдельным комментарием сказать спасибо, за то, что затронули эту болезненную тему. Лично я во многом не согласен, но буду рад, если собеседники с Украины будут смелее пробовать истолковать происходящее не только политически, но и символически.
vasia_tapkin
Apr. 15th, 2015 01:37 pm (UTC)
цитату якобы Иппонийского святителя Августина

Почему - "якобы"?
Возможно, конечно, что с годами память Впс настолько начала подводить его, что её пора уже сдавать в утиль, но ежели сие всё-таки ещё не до конца так, то фраза эта (причём нисколько не вырванная из общего контекста) действительно принадлежит Аврелию Августину и взята из той части его - "Исповеди", где говорится о 10-ти годах проведённым им в Риме и о рождении Адеодата.

vasia_tapkin
Apr. 15th, 2015 02:45 pm (UTC)
не только с большой тревогой, но и с надеждой.

===== изменённая и обновлённая Украина через несколько поколений даже могла бы стать некоей эталонной европейской страной

----- Друг мой ... не вем, как там насчёт - "изменённой и обновлённой", но вот РЕАЛЬНАЯ современная Украина, это просто - мерзкая карикатура на современную же Построссиянию.

Злая пародия, в которой ворьё - ещё более вороватей, манипуляторы - бесцеремоннее и нагловатей, подлецы - подловатей, быдло - быдловатей, а мудачьё - мудаковатей.

Так, что оставьте Вы, Христа ради, все эти Ваши наивные фантазии, иллюзии и прочие благорастворения воздухов.

( 77 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com