?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Война, мир и память



В эти дни — 7, 8 или 9 мая — разные страны различным образом отмечают окончание одной из самых страшных в истории человечества войн. Кто-то печально, с душевным содроганием памятует о многих миллионах погибших, с любовью поздравляя уже не столь многих оставшихся в живых выживших. Другие по привычке символически отмечают победу над фашизмом или нацизмом, не понимая или не желая понимать степень близости тоталитарных идеологий фашизма или коммунизма ко всем нам. Близость эта порой ощутительнее, чем присутствие упоминаемой в Коране ярёмной вены или Богa. Она указывает, что тоталитаризм как принцип индивидуального безмыслия и коллективного единомыслия всегда готов к новому волощению: в индивиде, переставшем быть личностью, и в обществе, состоящем из таких индивидов.


Эти идеологии отделены от нас лишь потенциальной способностью "мыслящего тростника" к рефлексии, прежде всего над языком и своей речью, самым коренным образом определяющей мышление, но и так же определяемой им. Страна, теологизирующая в публичных перформансах и конструирующая в общественной риторике День 9-го мая как "Великую Победу над фашизмом", особенно в её нынешний, 70-летний юбилей, выстраивая тем самым в лице властных и бюрократических государственных структур казённую идентичность целой политической нации, как никогда балансирует на краю перепрыга от авторитарного политического режима к тоталитарному обществу, угрожающему всему остальному миру превращением его в ядерный пепел.

Смешно и одновременно ужасно наблюдать, когда нацисты, фашисты или очень близкие к ним по идеологии и практическому действию политические группировки именуют себя антифашистами, захватническо-колониальные военные кампании называются освобождением, массовые задержания и неправосудные аресты политических оппозиционеров или маркированных этнических групп считаются наведением порядка, массовые убийства нарицаются умиротворением, а точечные политические убийства публичных лиц — "решением вопроса". Всё это темы для художественного осмысления, начало которому положил Оруэлл, и для философской рефлексии, — было бы желание приложить усилие.

День 9-го мая был трогательным, светлым праздником для родителей моей мамы, мать которой — моя бабушка — работала на заводе и выжила в дни ленинградской блокады, а отец — мой дед — на танке и c осколками снарядов в лёгких и вблизи сердца прошёл всю войну, закончив её в эти самые дни 1945 г. в центре Берлина. Я хорошо помню их рассказы о блокаде и о войне, которые с самого раннего возраста впитывал благодарною губкой. В детстве я всегда радовался возможности вылезти на покатую крышу сталинского дома, чтобы с замиранием сердца понаблюдать за праздничным салютом в Питере моего детства (названия города "Ленинград" я никогда не любил, внутренне признавая его только в контексте воспоминаний о блокаде, а в семейных разговорах заменяя, как и мой героический военный дед, народным названием "Питер"). С замиранием сердца перебирал его военные медали и ордена, среди которых хорошо помню орден Красной Звезды.

О другой войне, на которой ему пришлось повоевать, совсем уже позорной, и которую даже мой "правильный" советский дед называл Финской всего лишь "кампанией", Павел Васильевич Гурьянов вспоминать не любил. Следы этой бесславной для советских, но положительно-судьбоносной для финнов войны органически вошли в мою жизнь на Карельском перешейке, когда я собирал там в детстве, отрочестве и юности грибы, прячущиеся по стенам и скатам заросших мхами блиндажей, землянок и окопов, осторожно переступая через растянутые меж деревьев ряды коварной ржавой "колючки", норовящей пропороть голенище резинового сапога, а иногда через замшелые, огромные человеческие кости, внимательно рассматривая найденные там же осколки снарядов, пробитые каски и гильзы.

Таковы мои личные воспоминания о празднике 9-го мая и о связанном с этим моём жизненном круге из наблюдений и событий. Это был день осмысления ужасов войны, поминовения ушедших и благодарности выжившим, не имеющем практически ничего общего с нынешней казённой коллективной и медийной истерией в РФ "победобесия", инфляционировавшим синкретизмом искусственно сконструированной и крайне амбивалентной символики (тонны "колорадских" ленточек, наверченных на голых задах, бюстах, трусах, тапках, собаках или на бутылках водки), риторическими угрозами всему окружающему миру и нериторической, подлой и захватнической войной на территории соседнего народа, словно бы в издёвку всё ещё называющегося "братским".

Советский День Победы, будучи праздником для родителей моей мамы, для родителей папы, живших в Латвии, напротив — пусть и ретроспективно, напоминал совсем о другом: о массовом могильнике с многими сотнями изувеченных трупов общественно значимых лиц в Резекне, в том числе и их близких друзей, который был для опознания открыт немцами после бегства из города энкаведешников и прочих красных летом 1941-го. Этот день, как и любой советский праздник, напоминал об убийстве вторгшимися советскими оккупантами латвийских пограничников в "Страшном" 1940 г., среди которых были и мои близкие родственники, о массовых депортациях 1940 и 1949 г., о неделях тайного мыкания по лесам моих родственников всей семьёй, включая отца, поскольку вся семья была в списках на вывоз в Сибирь или уничтожение. Советская победа означала последовавшие десять лет ("десяточка" или "червончик") лагерей в Воркуте для одного моего двоюродного дяди, католического священника в Латгалии, и ещё больше лет лагерей для другого дяди, сражавшегося за свою родину с советскими оккупантами на стороне немцев. При этом одним из традиционных нарративов нашей латгальской семьи была история о том, как мой двоюродный дядя-священник в период оккупации уже немецкой долго прятал у себя в северной Латгалии, где-то в погребе лесного дома целую семью раввинa Барканa, прямые потомки членов которой, как я слышал, благодаря моему дяде-ксендзу ныне живут в Израиле. Так всё в мире причудливо переплетается, и начала или конца этому не видно.

Таковы две семейных памяти, друг с другом едва ли совместимые по своим свойствам и содержанию, но игрою судьбы или тайным волением Бога с самого детства во мне самом параллельно сосуществовавшие, пересекаясь лишь очень редко, а при пересечении неизменно вызывавшие психологический конфликт. Я всегда чтил и одну, и другую память, расспрашивая старших и запоминая, а уже позже, взрослым — стараясь понять, по возможности не упрощая.

Как человек, уже практически четверть века живущий в Европе, я тихо вспоминаю сегодня, 8 мая, окончание Мировой войны, а завтра, 9-го мая, отмечая общий для стран Европейского Союза День Европы. 9-го мая я поздравляю с праздником свою маму, родители которой живыми прошли войну и блокаду и прочувствовали все их ужасы. Для моей мамы это совершенно особый праздник, ведь она ребёнком тоже выжила в ленинградскую блокаду, вынеся из неё страшные, всё остальное подавляющие воспоминания о постоянно терзающем голоде. Благодаря тому, что выжила она, живу теперь я.

С Праздником Тебя, дорогая мама!

Но я живу, вероятно, также и благодаря тому, что кто-то в 1949 г. наказал отцу папы, моему деду, немедленно исчезнуть со всей семьёй из города (Резекне) и схорониться на время в лесах, так как они "в списках" на депортацию.

Получается, что сам я родился и до сих пор живу не благодаря каким-то великим победам или чьим-то позорным поражениям, но только лишь благодаря причудливым, тонким сплетениям вроде бы случайных цепочек обстоятельств, которые иной человек назовёт тайным предначертанием. Промыслом Того, чьим именем человек слишком часто привык оправдывать вообще всё что угодно, и Которого лучше поэтому вовсе не упоминать, вынеся за скобки риторически выстроенных фраз, как математическую константу.

Жизнь была мне просто дана: как щедрый дар и, возможно, как шанс. Для чего? Нечто свершить, просто наблюдать, тихо осмыслять и помнить, благодарить? Я этого не знаю. Оправдаю ли этот дар?

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
xgrbml
May. 8th, 2015 03:32 pm (UTC)
Спасибо, Эдгар.
nlzo
May. 8th, 2015 03:52 pm (UTC)
Сильно!
evgenevg1
May. 8th, 2015 04:27 pm (UTC)
"Эти идеологии отделены от нас лишь потенциальной способностью "мыслящего тростника" к рефлексии"-вот вопрос,соотношение рефлексии и страха.
livejournal
May. 8th, 2015 06:44 pm (UTC)
Война, мир и память
Пользователь kot_pafnusha сослался на вашу запись в своей записи «Война, мир и память » в контексте: [...] Оригинал взят у в Война, мир и память [...]
petrark
May. 8th, 2015 07:55 pm (UTC)
Спасибо, Эдгар.
montino
May. 8th, 2015 09:09 pm (UTC)
Спасибо, Эдгар!
amritasilveria
May. 8th, 2015 11:52 pm (UTC)
Спасибо, что поделились. Детские воспоминания о первомайских празднествах еще живы. Воздушные шарики! Яркие флаги! Сирень! Тюльпанцы! Счастливые лица незнакомцев! Леденец на палочке, сахарная вата, клубника, 30-градусная жара, возможность надеть новые сандалики или платье, ошалелые от радости соседские дети. (Сейчас из всех "официальных" праздников люблю только Новый год, но с максимальным избавлением меня от массовых гуляний.)

Детский разум не вмещал бездн боли и ужаса, разверзавшихся за этим внешним цветастым обрамлением, и только годам к 11-ти начала замечать, что есть во всем этом нечто совсем непраздничное, словно мир являет какую-то зыбкую фата-моргану радости, за которой – миллионы личных трагедий, хитросплетения судеб, крушения общечеловеческих смыслов и оснований.

И с каждым годом 9 мая осмысляется все более днем Памяти, - именно потому, что "причудливые, тонкие сплетения вроде бы случайных цепочек обстоятельств" – это также и миллионы личных историй, вплетенных в ткань истории мировой. Эти же цепочки неведомыми путями (предначертанными ли, случайными ли, или странным соединением) каждому в отдельности и сообщают его собственное, субъективно-синкретичное чувство исторического (с неизбывной печалью и благодарностью, да).
sadovnica
May. 9th, 2015 06:29 am (UTC)
Спасибо, Эдгар.
wutheringkites
May. 9th, 2015 12:20 pm (UTC)
Спасибо, вы очень хорошо написали.
vasia_tapkin
May. 9th, 2015 01:58 pm (UTC)
Оправдаю ли этот дар?

====== степень близости тоталитарных идеологий фашизма или коммунизма

------ Чтёшь всё сие и прям кожею ощущаешь, как серцце наливается светлой радостию - вот, же - какой молодец Эдгар, в очередной раз - не подкачал!

А тут вдруг, бац ... и на тебе - "ко всем нам" ...

Нет - ну, что это спрашиваецца, за очередные интеллигентские выверты??
Типа какбе - и нашим и вашим - свинство сие есть форменное, дорогой друг, нельзя так, стыдно Вам должно быть за такое двоедушие и непоследовательность.

Расстроился.

sergeev555
May. 13th, 2015 11:43 am (UTC)
Хороший текст...Однако...
Все-таки национал-социализм и марксизм идеологии совершенно разные.
Даже Сталин и Гитлер, несмотря на определенное сходство в том, что касается тех или иных элементов управления государством, совершенно разные личности.

Отличий гораздо больше, чем сходства.
Что до тоталитаризма, то у него есть общие признаки, безусловно. Таким образом, ЛЮБАЯ тоталитарная система управления схожа.

Я не буду развивать подробно, нет ни желания, ни времени.
Но большевизм в СССР это крайне радикальное крыло европейской социал-демократии, которая обязана своим рождением широким проникновением масонства в европейскую власть.

Гитлер - не просто противник этой идеологии, а враг с большой буквы. Идеологический антипод. Чтобы понять это, достаточно прочесть Майн Кампф.

Искать сходства по внешнем признакам - подход некорректный.
Вы же все-таки ученый. Это все равно, что сравнивая аскетику восточного христианства и буддизма, обнаружить общие черты и сделать выводы, что грань очень тонка. А ведь это не так. Сущностные различия огромны. Это просто совершенно разные системы по своей сути и по конечной цели.

Безусловно, это лишь мое частное мнение.


Edited at 2015-05-13 11:58 am (UTC)
edgar_leitan
May. 13th, 2015 08:31 pm (UTC)
Re: Хороший текст...Однако...
Здесь я выстуаю не как востоковед или историк-медиевист, а как обычный человек, заявляющий эмоциональное и приватное, исторически не совсем корректно отрефлексированное мнение, однако отражающее в определённых речевых стереотипах моё личное отношение к неприятным мне явлениям. Стереотипы нередко основываются на сходстве разнородных явлений по действию, по поверхностным, бросающимся в глаза признакам. Существенная разница с самоучками в том, что я прекрасно отдаю себе отчёт в своей субъективности и предвзятости. Но оба явления отвратительны мне в такой степени, что разбираться в "сортах дерьма", pardon, просто не хочется, да и времени нет. И данная заметка всё-таки не научная или научно-популярная статья, а бытовая зарисовка из истории семьи. Субъективность и предвзятость допустимы по жанру.
Простите за некоторое занудство :)

Edited at 2015-05-13 08:31 pm (UTC)
sergeev555
May. 17th, 2015 08:46 am (UTC)
Re: Хороший текст...Однако...
я вас понял, мнение ваше уважаю.
edgar_leitan
May. 13th, 2015 08:39 pm (UTC)
Re: Хороший текст...Однако...
Nota bene: Возможно, вы пробежали текст глазами слишком быстро и сделали скоропалительные выводы. Я пишу в заметке не о близости фашизма и коммунизма МЕЖДУ СОБОЙ, а о близости тоталитарных идеологий (каковы бы ни были их частные свойства) "всем нам" (имея в виду, что все мы при определённых условиях можем быть этим идеологиям подвержены и/или привержены). Так что в данном случае Ваш упрёк вообще мимо цели.
sergeev555
May. 17th, 2015 08:47 am (UTC)
Re: Хороший текст...Однако...
возможно. ваше уточнение я принимаю. да это не упрек вовсе...:) просто попытка понять. в таком случае, я с вами в одной лодке.

я вас совсем не знаю, и текст, возможно, воспринял несколько поверхностно. текст ведь всегда личностен. :)

Edited at 2015-05-17 08:59 am (UTC)
evgenevg1
May. 14th, 2015 06:07 am (UTC)
Re: Хороший текст...Однако...
Странно.И "то", и "другое"-различные формы реализации крайних проявлений коллективизма.Но,содержание одно,Вы прямо об этом и говорите"крайне радикальное крыло европейской социал-демократии"-это о большевизме.А,что же национал-социализм?"Не социализм"?
Сходство содержания бесспорно,несущественноеразличие форм в противополагании: "псеводуниверсальное(пролетарское)-национальное"
Гитлер не был именно "противник этой идеологии",он был сторонником(тщетным) сакрализации "идеологии"(конкретно какой-значения не имеет).Он был сторонником "германского духа","того",что сейчас модно называть "духовными скрепами".И в этом отношении он был противником всего "внешнего" по отношению к "германскому духу".Это абсолютная аналогия отношения к "внешнему" "пролетарской идеологии".Кстати,как и абсолютная аналогия современных,почти манихейских фантазмов о "русском мире".
Сущностная идентичность этих, внешне формально различных, "сакральных идеологий" одна-человек не универсален.
sergeev555
May. 17th, 2015 08:50 am (UTC)
Re: Хороший текст...Однако...
не буду спорить. вы безусловно правы.

соглашусь с вами еще и потому, что сам являются противником современной кремлевской мифологии "Неовизантийской Империи" и "Москвы - Третьего Рима".


Edited at 2015-05-17 08:57 am (UTC)
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com