?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Размышляю над нынешним deliramentum декларативного и агрессивного антиевропеизма, свидетельствующим о чрезвычайно далеко зашедшей катастрофе человеческого духа в России. Пришло на ум из очерка Пятигорского "Памяти философа", о Мерабе Мамардашвили:

"Мераб повторял: "Мы должны стать европейцами в действительном смысле этого слова. Самобытность наших народов должна стать европейской или мы, как народы, пойдём ко всем чертям. Европеец-грузин легко договорится с европейцем-русским, а европейцу-русскому не придёт в голову противостaвлять себя европейцу-русскому еврею. Но это становление европейцем предполагает тяжелейшую работу, внутреннюю и внешнюю." Как им стать?

Выступая ... в Париже на семинаре "Человек Европы", Мераб сказал: "Европеец — это человек, который ЗНАЕТ, что он наедине с Богом, знает, что его дело будет осмыслено, а порождённая мысль вернётся к нему в виде дела. И он знает, что сколь бы ни звучала Заповедь в наличной ситуации, она всё равно — выше ситуации". Когда один испанский участник семинара спросил его, а много ли он лично знает таких вот европейцев, Мераб отвечал, что крайне мало, но что это не имеет никакого значения. Ведь он знает, что такой человек — ЕСТЬ. А испанец тоже знает, раз спрашивает, много ли их или мало. Таким европейским образцом был для Мераба его любимый философ — Рене Декарт.

Во время самой страшной войны во всей новой европейской истории, Тридцатилетней Войны, в которой он принимал участие как офицер, люди знания встречались и беседовали (на французском, немецком, латыни — всё равно) КАК ЗНАЮЩИЕ. Знающие было имя их нации, рода и семьи. Германия лежала в развалинах, пoтеряв около трети своего населения, в Англии шла гражданская война, и "железные" солдаты Кромвеля с удовольствием разбивали великолепные витражи в колледжах Оксфорда и жгли ценнейшие рукописи, а знающие получали письма Декарта и отвечали на них.

Это не элитизм и не эскапизм, а другая жизнь философов. Если бы не было таких людей — Декарта, Спинозы, потом Беркли, Юма, Канта, то Европы бы не осталось, той, которую мы знаем, плоха она или хороша. Без дистанции от жизни нет ни мыслителя, ни его жизни. Мераб Мамардашвили был таким мыслителем, грузином, россиянином, но прежде всего — европейцем. Свободное мышление было его жизнью."

Comments

( 54 comments — Leave a comment )
occuserpens
Aug. 15th, 2015 06:20 pm (UTC)
[Европеец — это человек, который ЗНАЕТ, что он наедине с Богом, знает, что его дело будет осмыслено, а порождённая мысль вернётся к нему в виде дела.]

Что?!
vasia_tapkin
Aug. 16th, 2015 05:03 pm (UTC)
Что?!


chura24
Aug. 15th, 2015 06:25 pm (UTC)
Вы сознательно или случайно проводите мысль о превосходстве "белого человека" - европейца.
maria_gorynceva
Aug. 15th, 2015 10:38 pm (UTC)
А можно дословную цитату, которая бы показывала идею превосходства белого человека?
chura24
Aug. 16th, 2015 08:46 am (UTC)
Проводить мысль не значит прямо утверждать. Цитатой является весь текст.
(no subject) - maria_gorynceva - Aug. 16th, 2015 08:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - chura24 - Aug. 16th, 2015 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trueview - Dec. 20th, 2015 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 22nd, 2015 12:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - trueview - Dec. 22nd, 2015 09:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 22nd, 2015 09:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - trueview - Dec. 22nd, 2015 09:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Dec. 22nd, 2015 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 16th, 2015 07:28 pm (UTC) - Expand
vasia_tapkin
Aug. 16th, 2015 04:38 pm (UTC)
мысль о превосходстве "белого человека" - европейца

Нет, это явный примитив.

На самом деле автору представляется необходимым периодически удостоверять самого себя в правильности сделанного некогда им самим выбора (оставим за скобками реальные причины провоцирующие регулярность (в среднем - не менее нескольких раз в год) проявления данной необходимости, бо ни к чему хорошему излишняя акцентация на сем предмете однозначно - не приведёт)).

То есть - данный текст это самая обычная проекция.
И не более того.

occuserpens
Aug. 16th, 2015 08:29 pm (UTC)
Грешным делом, в этом отрывке из Мамардашвили я вообще ничего не вижу кроме бессмысленного набора слов
buddhistmind
Aug. 17th, 2015 11:09 am (UTC)
+
m_gluk
Aug. 15th, 2015 06:27 pm (UTC)
Есть во всем этом мракобесии и дилириуме предчувствие собственной гибели и желание эту гибель ускорить. Эта война с европейскостью, с цивилизацией реально пугает. Но в тридцатилетнюю войну и прочие войны было ещё хуже и ничего, пережили. Это даёт надежду.
edgar_leitan
Aug. 16th, 2015 07:15 pm (UTC)
Да, я тоже думаю (и как отчасти историк ЗНАЮ), что были времена много хуже. К сожалению, из людей пережили далеко не все. Наверняка было среди них много достойнейших. Пережила Европа (как цивилизационный гештальт?).
yu_mon
Aug. 15th, 2015 06:43 pm (UTC)
Замечательно!
Спасибо.
edgar_leitan
Aug. 16th, 2015 07:19 pm (UTC)
Надежду даёт то, что в Совке были такие уникальные люди, как Мамардашвили. Его "говорение" (он человек явно сократического типа, опэтому его тексты носят характер живой беседы) побуждает к сомышлению.
Возможно, и в нынешней России не все поддались эпидемии...
(no subject) - yu_mon - Aug. 16th, 2015 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 16th, 2015 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yu_mon - Aug. 16th, 2015 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yu_mon - Aug. 16th, 2015 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 16th, 2015 09:04 pm (UTC) - Expand
nazlo_vsemu
Aug. 15th, 2015 06:53 pm (UTC)
Интересно,очень интересно!

Но,вот тут же ищу для себя ответы...

***...........— это человек, который ЗНАЕТ, что он наедине с Богом, знает, что его дело будет осмыслено, а порождённая мысль вернётся к нему в виде дела.

Вместо многоточия можно подставить например "японец" или "американец"?
Если нет,то пожалуйства попытайтесь конкретизировать,что же имел ввиду Мамардашвили.Признаться,я пока не могу ухватить смысл...
uliaushuk
Aug. 15th, 2015 09:36 pm (UTC)
Нельзя подставить ни японца, ни американца. Иные культуры.
Мамардашвили имел ввиду рациональное восприятие присутствия Бога. Поэтому Мамардашвили применил выделенное здесь слово ЗНАЕТ, а не, например, чувствует.
nazlo_vsemu
Aug. 15th, 2015 10:07 pm (UTC)
Простите,но ведь уж насколько рационально воспринимает присутствие бога мусульманин или иудей.Значит вместо многоточия уж точно можно подставить представителя этой религии,нет? И причем здесь тогда Европа как территория,ведь те,кто ЗНАЕТ,не делятся по территориальному признаку

пока я не понимаю...


(no subject) - uliaushuk - Aug. 16th, 2015 06:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Aug. 16th, 2015 08:16 am (UTC) - Expand
Спасибо! - nazlo_vsemu - Aug. 16th, 2015 08:16 am (UTC) - Expand
Re: Спасибо! - uliaushuk - Aug. 16th, 2015 02:32 pm (UTC) - Expand
Re: Спасибо! - edgar_leitan - Aug. 16th, 2015 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nazlo_vsemu - Aug. 16th, 2015 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 16th, 2015 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trueview - Dec. 20th, 2015 07:59 am (UTC) - Expand
edgar_leitan
Aug. 16th, 2015 07:23 pm (UTC)
Я бы не отделял американца от европейца, если вообще возможно так обобщать. Североамериканская культура -- это продолжение и развитие англосаксонской, вариант европейской. Если не брать индейцев, последних носителей собственных культур. Но ведь не о них речь.
Old English dīegan = диёго - trueview - Dec. 20th, 2015 08:09 am (UTC) - Expand
uliaushuk
Aug. 15th, 2015 09:28 pm (UTC)
1. Оказалось, что в википедии на русском языке нет статьи о Respublica literaria. Не потому ли, что несвойственно было подобное явление русской культуре?

2. Все названные Вами граждане республики грамотных замечательно владели латынью. А владение латынью делает человека иным - знающим. Ибо этот язык не впитан с молоком матери, а освоен во взрослом возрасте. Освоение латыни гуманизирует человека.

3. Латинская цивилизация - есть суть Европы.

4. Размышлять о катастрофе человеческого духа в России, на мой взгляд, имеет мало смысла. Над духом мы не властны. Только смиренно просить можем. Emitte Spiritum tuum, et creabuntur:
Et renovabis faciem terrae.
Иоанн Павел II попросил в свое время на варшавском стадионе и оно произошло.
Там дальше в молитве есть очень вкусное продолжение:
Deus qui corda fidelium Sancti Spiritus illustratione docuisti: da nobis in eodem Spiritu recta sapere, et de eius semper consolatione gaudere. Per Dominum nostrum Jesum Christum. Amen.
oceania_delive
Aug. 16th, 2015 12:05 pm (UTC)
Привет)))
Не знаю насколько Вам может быть интересно... а вдруг
Добавила Вас в друзья ))
Ищу созвучных людей, тех кому так же интересно что-то понимать в жизни и искать новые повороты в казалось бы обычных ситуациях каждого дня.
Найти другие способы общения и взаимодействия с людьми…
Интересов у меня очень много и перечислять их здесь, наверное, не имеет особого смысла.
Если появится желание зайти в гости, то буду очень рада )))
vasia_tapkin
Aug. 16th, 2015 04:24 pm (UTC)
Инверсия

"Мы должны стать китайцами в действительном смысле этого слова. Самобытность наших народов должна стать китайской или мы, как народы, пойдём ко всем чертям. Китаец-грузин легко договорится с китайцем-русским, а китайцу-русскому не придёт в голову противостaвлять себя китайцу-русскому еврею. Но это становление китайцем предполагает тяжелейшую работу, внутреннюю и внешнюю".

Бред?

Ничуть не больший, чем приписываемый Пятигорским Мамардашвили (впрочем, судя по общей серости и маловменяемости текстов последнего, вполне вероятно, что и действительно - аутентичный)).


evgenevg1
Aug. 16th, 2015 06:53 pm (UTC)
Re: Инверсия
Лучше бы Василий,что нибудь о "Боинге" или о Мозговом,Вы же можете,я знаю,или ,в крайнем случае, о евроинтеграции Украины.Зачем Вам о Мамардашвили рассуждать?
vasia_tapkin
Aug. 16th, 2015 07:19 pm (UTC)
о Мамардашвили рассуждать

Ба!
Опять достославнейший - evgenevg1 - нарисовался.
И на сей раз, всего-то- 1 грамматическая и - 6 пунктуационных ошибок на ажно цельных - 25 слов в камменте.
Примите наисердечнейшие поздравления от Впс - у Ваших текстов налицо просто какой-то поразительный прогресс с правописанием.

Вы тоже хороши - vasia_tapkin - Aug. 17th, 2015 03:26 pm (UTC) - Expand
edgar_leitan
Aug. 16th, 2015 07:27 pm (UTC)
Re: Инверсия
:)))
buddhistmind
Aug. 17th, 2015 11:29 am (UTC)
есть греческий тип (культурной) рациональности, есть китайский. Индия и арабский мир были под сильным персидско-эллинистическим влиянием, потому у них нет особой Уровень классической Греции для нас совершенно недостижим, но в эллинистически-римском мы все живём. "Европейская рациональность" это просто эллинистическая культура. Её начали открывать с 10-11 вв., потом, к Возрождению (Перерождению - Renaissance) большинство существенных античных текстов по всем областям культуры и науки, а также технические приспособления и знания были восприняты Европой. Начался потихоньку прогресс и выход на уровень античной цивилизации (к 17-18 достигли во многом уровня классической Греции и раннего эллинизма - во всём, кроме искусства и теоретического мышления и, пожалуй, спектра технических изобретений.)

Недаром Мамардашвили столько писал об античной культуре и философии. Бог и христианство здесь вообще никакой роли не играют. У Демокрита, Платона, Аристотеля, Диогена, Зенона и Эпикура не было никакого "Бога", а мыслить все до сих пор учатся у них.
evgenevg1
Aug. 17th, 2015 02:23 pm (UTC)
Скажите,что Вы подразумеваете под "уровенем классической Греции".Некий исторический период,или уже последующее обобщение преемственных,но все же,отдельных(во времени) составляющих?
buddhistmind
Aug. 17th, 2015 06:59 pm (UTC)
Имеется в виду классический период (он так и называется во всей мировой историографии: классика, классический период, классическая Греция):

Класси́ческая Гре́ция (V—IV вв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.).

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F
( 54 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com