?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Что есть истина?

Когда-то, много лет назад я беседовал в Петербурге с Андреем Терентьевым о буддизме и буддологии. О посетовал на филологически блестяще подготовленных буддологов германских школ: дескать, там есть всё, но где же поиск истины? Сейчас, по прошествии лет размышления на эти темы, я бы вопрос петербургского коллеги уточнил: а какой именно истины? Ведь именно в этом вопросе здесь расходятся пути науки и теологии (пусть это и будет в нашем случае "Buddhist theology": ошарашенных термином, кажущимся оксюмороном, прошу погулить).

Истина в смысле "как это есть на самом деле" УЖЕ постулирована в текстах, искать её незачем. Нужно лишь, хорошо зная язык и контекст, понять аргументацию автора. Понять дискурс, постепенно включившись в него за счёт контекстуального, многопланового чтения. Сколько текстов, сколько авторов или кружков, столько и истин. Многие из древнеиндийских философских текстов представляют как бы протоколы дискуссий или дебатов в обосновании такого рода "истины". В осторожной реконструкции этих аргументаций и заключается скромное научное делание. Оно может также заключаться в сравнении этих дискурсов с другими, порождёнными иными культурами. Например, обоснование существования Бога-Творца у Удаяны и у Аквината. Это всё области исследования историка (history of ideas).

Противоположное этому теологизирование стрeмиться к внеисторическому рассуждению по поводу идей, якобы имеющих универсальное значение. Я не уверен, все ли идеи-представления именно таковы. Теолог обычно очень плохо знает языки, некритически пользуясь имеющимися переводами, порою становясь не просто теологом, но откровенным фантастом.

Что касается моего личного отношения к "истине". Я всё больше убеждаюсь в том, что в этом философском вопросе я джайн, придерживающийся плюрализма по типу сьядвады (syādvāda).

Comments

buddhistmind
Jan. 9th, 2017 06:51 pm (UTC)
Т.е. вы не готовы продемонстрировать мне какое-либо актуальное целостное, систематическое, ставящее, охватывающее и решающее широкий (или узкий) четкий круг взаимосвязанных вопросов и проблем классическое индологическое/буддологическое исследование в немецкоязычном культурном пространстве ?

Ничего нет, кроме текст-критического издания и перевода текстов. Нет мысли. Нет осмысления. Все копают узкие темы, не понимая, что понять свою тему можно только охватив чрезвычайно широкий контекст и решив все проблемы его понимания. Начиная с определения понятий "буддизм", "религия", "ритуал" и т.д.

Edited at 2017-01-10 07:20 am (UTC)

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

January 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com