?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Разбираю сатирическое произведение известного бенаресского энциклопедиста Нилакантхи (17 в.) "Каливидамбана" (कलिविडम्बनम् "Насмешка над Кали-югой"). В нём в 102 строфах описываются различные деградировавшие в век Кали человеческие типы (Hельзя забывать, что, согласно традиционным космологическим схемам, Кали-юга началась свыше 5 тысяч лет назад и продлится в общей сложности свыше 430 тысяч лет; т. е. вся нам известная обычная человеческая история — это период, относящийся к Кали-юге). Среди прочего, автор насмехается и над учёными-пандитами, выставляя в самом неприглядном свете их обыкновения и пороки. Будучи написанной прежде всего для развлечения придворных махараджи, данная сатира является также своего рода предупреждением современникам автора, более всего известного сочинением пространного и при этом несложного комментария на всю Махабхарату. При этом нельзя не заметить, что переведённые мною ниже 9 шлок о пандитах выглядят удивительно актуальными и для современных людей, далёких от культурной специфики премодерной Индии.

Ниже даю санскритский текст в общепринятой международной траслитерации и свой перевод этих строф.

Kaliviḍambanam

na bhetavyaṃ na boddhavyaṃ na śrāvyaṃ vādino vacaḥ /
jhaṭiti prativaktavyaṃ sabhāsu vijigīṣubhiḥ // (1)
asaṃbhramo vilajjatvam avajñā prativādini /
hāso rājñaḥ stavaś ceti pañcaite jayahetavaḥ // (2)
uccair udghoṣya jetavyaṃ madhyasthaś ced apaṇḍitaḥ /
paṇḍito yadi tatraiva pakṣapāto ’dhiropyatām // (3)
lābho hetur dhanaṃ sādhyaṃ dṛṣṭāntas tu purohitaḥ /
ātmotkarṣo nigamanam anumāneṣv ayaṃ vidhiḥ // (4)
alabhyaṃ lapsyamānena tattvaṃ jijñāsunā ciram /
jigīṣuṇā hriyaṃ tyaktvā kāryaḥ kolāhalo mahān // (5)
pāṭhanair granthanirmāṇaiḥ pratiṣṭhā tāvad āpyate /
evaṃ ca tathyavyutpattir āyuṣo ’nte bhaven na vā // (6)
stotāraḥ ke bhaviṣyanti mūrkhasya jagatītale /
na stauti cet svayaṃ ca svaṃ kadā tasyāstu nirvṛtiḥ // (7)
vācyatāṃ samayo ’tītaḥ spaṣṭam agre bhaviṣyati /
iti pāṭhayatāṃ granthe kāṭhinyaṃ kutra vartate // (8)
agatitvam atiśraddhā jñānābhāsena tṛptatā /
trayaḥ śiṣyaguṇā hy ete mūrkhācāryasya bhāgyajāḥ // (9)

Перевод:

"Насмешка над (веком) Кали"

1) Желающие побеждать в собраниях (пандитов) не должны бояться, не должны понимать и не должны прислушиваться к речи оратора. Они должны (лишь) немедленно ему возражать.

2) Холодное спокойствие, бесстыдство, презрение к оппоненту, насмешка, а также прославление царя — вот пять условий победы.

3) Если посредник (т. е. судья в диспуте) неумён, то победить возможно, громко крича; если же он умён/учён, то в этом случае его следует заинтересовать.*

[*pakṣapātaḥ adhiropyatām: досл. "(у него) должна возникнуть пристрастность". pakṣapātaḥ — занимание чьей-либо стороны в споре; adhiropyatām — imper. pass. 3 ps. sg. oт каузативной основы от adhi + ruh]

4) Порядок логических построений здесь следующий: логический аргумент — "стяжание", тезис — "деньги/богатство", иллюстрация же — "(как в случае) жрец(а)", а заключением (силлогизма будет) "самопревозношение".

5) Вожделеющий знания, что долго пребудет в (искреннем) стяжевании истины, долго не сможет её стяжать; вожделеющий же (только) победы, оставив (всякую) скромность, сможет (однако) производить великий шум.

6) Положение (в обществе, т. е. репутация) обретается прежде всего за счёт лекций и сочинения текстов; таким же образом и подлиность (знаний такого пандита), возможно, проявится к концу (его) жизни, не так ли?

7) Кто будет прославлять глупца в этом мире? Если он не славит себя самого и своё (творчество)**, когда же для него должно наступить полное удовлетворение?

[** вариант: Если он не славит себя самого]

8) "Читайте (дальше)! (Наше) время вышло! Позже станет понятно!" — откуда же возьмётся (какая-либо) трудность в (изучаемом) тексте у тех, кто учит таким образом?

9) Невозможность уйти, избыточное доверие, удовлетворённость псевдознанием — это три качества учеников, рождённые удачей глупого учителя (т. е. эти качества учеников являются удачей для плохого, неумного учителя).

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
mikhail_bar
Sep. 9th, 2017 02:52 pm (UTC)
Да,интересно, хотя тут в общем перечисляются общериторические константы, от софистов до шоу Первого канала.
edgar_leitan
Sep. 9th, 2017 02:59 pm (UTC)
Поэтому-то я и написал, что всё это кажется чрезвычайно актуальным, несмотря на то, что автор -- бенарессий пандит 17 века.
prostopop
Sep. 9th, 2017 03:27 pm (UTC)
Отсутствует важный, ибо последний, аргумент: вы не можете это понять, ибо вы грешный/душевный человек (совок).
livejournal
Sep. 9th, 2017 04:02 pm (UTC)
Пандиты последних времён
Пользователь germanenka сослался на вашу запись в своей записи «Пандиты последних времён» в контексте: [...] Оригинал взят у в Пандиты последних времён [...]
scholarpunk
Sep. 9th, 2017 06:53 pm (UTC)
Однако штойта... будь я махараджей - не очень-то бы от подобного развлекся. Слишком многа букафф на единицу смысла. Уууу, санскрит проклятый!..

И вот кстате. А не читали ли Вы мою любимую гарригаррисоновскуюб книжку (точнее, трилогию) West of Eden?..

Там альтернативная история, когда динозаверы 65 миллионов лет назад не повымерли, а продолжили щемить всяческих млектопитов, такшта людям пришлось проихсодить аж где-то в америке. А полуводные динозавры где-то размером как раз с человека заделали себе весьма интересно прописанную (и даже, я бы сказал, весьма грамотно описанную, тем более от небиолога!) чисто биологическую цивилизацию...

И вот все эти санскритные строчки - ну просто до боли напоминают транслитерацию всяческих крылатых пословиц и выражений, вставляемых в качестве эпиграфов Гаррисоном перед каждой главой!

Хотя ваапсче непонятно, как это вообще "записывал", потому как аналогов письменности у них вообще нихрена нету, да и язык у них не только звуковой, но включается в себя жесты передних конечностей и даже изменения цвета башки и груди...



quangel
Sep. 15th, 2017 08:40 pm (UTC)
Кали-юга началась свыше 5 тысяч
--
Ну наверно все-таки не 5-ти,а хотя бы 3.5 :) Когда после Курукшетры нас покинул товарищ Кришна,унеся с собой очередную 1\4 мировой Дхармы. :) Вот тогда Трета-юга стала Кали.
edgar_leitan
Sep. 15th, 2017 11:10 pm (UTC)
Модели Юг разные имеются, далеко не только одна.
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com