?

Log in

Previous Entry | Next Entry



«Часто мы забываем, что умирающий человек теряет весь свой мир — свой дом, свою работу, свои отношения, своё тело и свой ум — он теряет абсолютно всё. Все потери, какие мы только могли бы испытать в течение жизни, объединяются перед смертью в одну непреодолимую и громадную потерю...


Как духовный практик, я считаю, что умирание является великой духовной возможностью для осознания своей жизни; и я видел многих, многих людей, которые воспользовались этой возможностью самым вдохновляющим образом для того, чтобы изменить себя и подойти как можно ближе к собственной внутренней истине. Поэтому, если мы сразу скажем людям мягко и по-доброму о том, что они умирают, то дадим им шанс подготовиться и найти в себе источник силы и смысл прожитой жизни.

Иногда, я думаю, не существует более эффективного способа ускорить своё собственное развитие в качестве разумного существа, чем работа с умирающими. Забота об умирающем сама по себе является глубоким созерцанием и размышлением о собственной смерти. Это помогает ясно её разглядеть и поработать с ней. Когда вы ухаживаете за умирающими, вы можете прийти к осознанию и чёткому пониманию того, что является наиболее важным в жизни.

Научиться оказывать реальную помощь умирающим — значит прекратить бояться и начать ответственно относиться к собственной смерти, а также раскрыть безграничное сострадание, о котором мы даже и не подозревали.

Осознание собственных страхов смерти поможет вам чувствовать и понимать страхи умирающего. Попробуйте чётко представить себе, как это может быть: страх нарастающей, неконтролируемой боли; страх страдания; страх пренебрежения; страх зависимости; страх того, что прожитая жизнь бессмысленна; страх разлуки с теми, кого мы любим; страх потери контроля; страх потери уважения; и, возможно, наш самый огромный страх — это страх собственного страха, который всё больше и больше усиливается и обретает над нами могущество, когда мы стараемся избежать его.

Обычно, когда нам страшно, мы чувствуем себя изолированными и одинокими. НО когда кто-нибудь по-дружески поговорит с нами о наших страхах, мы поймём, что страх универсален, и "жало", личная боль, будет вынута. И это осознание своих страхов раскроет их общечеловеческую и универсальную основу. Помня об этом, вы сможете быть более сострадательными и обращаться со своими страхами более позитивно и вдохновляющее».

Цитируется по: Согьял Ринпоче, Тибетская Книга Жизни и Смерти.

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
duns37
Feb. 18th, 2009 09:54 pm (UTC)
Спасибо, достойные слова.
edgar_leitan
Feb. 18th, 2009 09:56 pm (UTC)
:)
edictum
Feb. 18th, 2009 10:15 pm (UTC)
когда я была маленькая, мне казалось, что ничего нет страшнее родов. М.б. потому что в кино и в книгах роженицы так ужасно кричат :) С годами страх проходил, и я хорошо помню, когда именно этот страх прошёл абсолютно и бесследно. Он прошёл абсолютно и бесследно в тот самый момент, когда я вошла в палату, чтобы рожать :), ровно в тот самый момент. Хотелось бы, чтобы так же и со смертью потом было.
А ухаживать за умирающим мне было бы морально трудно из-за какого-то стыда (что он умирает, а я нет). Но такой стыд, конечно, глубочайшая ошибка.
edgar_leitan
Feb. 18th, 2009 10:48 pm (UTC)
Спасибо!
Мне кажется, в рождении должно быть некое сходство со смертью. Это огромный опыт, которого мужчины, увы, лишены.
Мне приходилось ухаживать за умирающими, общаться с ними. Как-то это тоже... впечатывается...
gornyj
Feb. 19th, 2009 12:33 am (UTC)
Тибетская Книга Жизни и Смерти.
Значит она всё-таки существует...
edgar_leitan
Feb. 20th, 2009 10:29 pm (UTC)
Re: Тибетская Книга Жизни и Смерти.
Что Вы имеете в виду?
Думаю, что это трюизм...
gornyj
Feb. 20th, 2009 10:34 pm (UTC)
Re: Тибетская Книга Жизни и Смерти.
Упоминание о книге встречала, но впервые слышу человека, читавшего её. Думала, что книга эта из области легенд красивых...
(простите неуча)
edgar_leitan
Feb. 20th, 2009 11:38 pm (UTC)
Re: Тибетская Книга Жизни и Смерти.
С этой книгой я впервые столкнулся ещё в 1995-м или 1996 году, она сыграла очень большую роль в моей жизни. По моей рекомендации ей "увлеклось" ещё несколько близких мне человек. Сейчас я обнаружил её в русском переводе. В Вене она у меня по-немецки. Оригинал по-английски. Вообще, в Европе она очень популярна и легко доступна. А сам автор Согьял Римпоче читает лекции и проводит курсы, то там, то здесь.
gornyj
Feb. 21st, 2009 08:47 am (UTC)
Re: Тибетская Книга Жизни и Смерти.
"Оригинал по-английски"
Т.е. это книга о Книге или перевод самого источника?
Спасибо. :)

edgar_leitan
Feb. 21st, 2009 10:54 am (UTC)
Re: Тибетская Книга Жизни и Смерти.
Это книга об устных учениях, существующих в традиции тибетского буддизма в связи со смертью. Известная "Тибетская книга мёртвых" является лишь их частью.
pevchaya_ptiza
Feb. 19th, 2009 07:17 am (UTC)
Ого! А вот этот текст не мешало бы иметь всем тем, кто по долгу службы так или иначе сталкивается со смертью.

Насколько мне известно, в массовой западной культуре принято умалчивать о смерти и всем, что с ней связано. Табуированная тема. Это так?
edgar_leitan
Feb. 20th, 2009 10:28 pm (UTC)
Ну, это опять какое-то общее, клишированное суждение. Это не совсем так. Иначе чем объяснишь широкое "хоспиц-движение" (по уходу за умирающими) в Европе и Америке? Это сейчас даже модно, в определённых кругах... На т.н. "Западе" тема эта табуирована ничуть не больше, чем в России.
Книжку эту вполне можно купить. В середине 1990-х она очень большую роль сыграла в моей жизни. Полезно было бы почитать, а кое-что и практиковать далеко не только "профессионалам"...
diodis
Feb. 19th, 2009 07:31 am (UTC)
Хорошая мысль
Почувствуй (и найди) себя через Другого,
а Другого - через себя.

edgar_leitan
Feb. 20th, 2009 10:23 pm (UTC)
Re: Хорошая мысль
По-иному это было бы сложно себе представить.
helena27
Feb. 19th, 2009 08:46 am (UTC)
Спасибо!Очень нужный отрывочек Вы процитировали.
Мнение практика всегда ценно.
Очень хорошо описаны состояния страхов умирающего.А так как мне сейчас это стало, по ряду причин, очень близко, то я просто готова подписаться по каждым изложенным словом. Это не возможно описать или понять не прожив самому
helena27
Feb. 19th, 2009 08:51 am (UTC)
P.S. Надеюсь вы не будете возражать, если я дам ссылочку в своем ЖЖ
edgar_leitan
Feb. 20th, 2009 10:14 pm (UTC)
Конечно, никаких возражений! Пожалуйста!
edgar_leitan
Feb. 20th, 2009 10:22 pm (UTC)
Мне кажется, это тот уровень опыта и его осмысления, который приложим к людям с самыми разными религиозными традициями. Писал-то буддийский учитель, но адекватно понять и принять вполне мог бы и христианин. По крайней мере, в цитированном отрывке...
helena27
Feb. 21st, 2009 05:44 am (UTC)
Если честно, то мне сейчас уже, в принципе, не так важно к какой религиозной конфессии принадлежит человек получивший определенный духовный опыт,например как вышеизложеный, но нашедший отклик в моем сердце. И, при этом я никогда не забываю что я христианка, и заложенные основы веры остаются незыблемыми.
edgar_leitan
Feb. 21st, 2009 10:59 am (UTC)
Да, мне эта точка зрения тоже очень близка!
helena27
Feb. 21st, 2009 03:18 pm (UTC)
:)
Да, я это уже заметила по некоторым Вашим постам
edgar_leitan
Feb. 21st, 2009 10:22 pm (UTC)
:-)
credentes
Feb. 19th, 2009 01:03 pm (UTC)
Многие вещи я не могу принять. Не могу смотреть на умирание позитивно. Как на духовную возможность. Смерть не может быть хорошей. Страх у большинства людей не изымается просто пониманием того, что он общий, короче говоря, просто _привычкой_ к страху.
Человек, имхо, развивается стремлением к жизни (вечной), то есть преодолением смерти, а не смирением перед ней.
С уважением
edgar_leitan
Feb. 20th, 2009 10:18 pm (UTC)
Тут только и могу, что сказать, что я Вашей точки зрения не разделяю.
Правда, текст этот писал буддийский учитель. А мы очень быстро меряем инокультурные тексты своим повседневным и весьма ограниченным аршином. Который кажется нам единственно истинным... А это уже, pardon, не желание понять, а идеология.
credentes
Feb. 21st, 2009 07:36 am (UTC)
У всякого человека есть своя точка зрения на разные вещи. В том числе и на эту. И, наверное, есть вещи для кого-то приемлемые или нет. Для меня в данном случае, абсолютно неприемлемо смирение перед смертью, мне как-то ближе "последний враг истребится - смерть".
Этот текст писал человек, и в принципе всякий человек способен понять культуру другого человека. Я ведь тоже не такой уж профан в изучении буддизма, я по нему писала диплом, это уже потом на медиевистику переквалифицировалась. И достаточно долго я пыталась проникнуться подобным смирением. Пока не поняла, что это вещь, которая для меня неприемлема в принципе. Да и буддизм в этом отношении, сколь я знаю, не так уж однозначен.
И не стоит уж так презрительно относится к "повседневности" - обычные человеческие чувства и житейская мудрость, здравый смысл, на мой взгляд, намного ближе Богу, чем наши попытки прятать голову в песок перед неизбежным и говорить о том, что нам это нравится
С уважением
dinkiva
Feb. 28th, 2009 09:15 am (UTC)
Также полезно заботиться и о детях. Дети не боятся.
edgar_leitan
Feb. 28th, 2009 01:20 pm (UTC)
Не уверен. Я знавал других детей...
durila_balda
Apr. 4th, 2009 05:48 pm (UTC)
Примерно на эту тему А.М.Пятигорский где-то хорошо сказал. Примерно так: "Для настоящего йога каждый шаг воспринимается как последний! То, что будет дальше - не его собачье дело!" :)
durila_balda
Apr. 4th, 2009 05:56 pm (UTC)
А ещё, в связи с развернувшимся спором, могу предложить вспомнить об обрядах инициации в древних культурах.Все, кто проходит инициацию, должны пережить смерть, тогда они родятся во второй раз. Смерть, таким образом, - величаший опыт. Но может быть, он величайший просто потому, что вызывает самый большой страх?.. Как относится к продуктам мифологического мышления? Юнг предлагал серьёзно. А я не знаю пока :)
edgar_leitan
Apr. 5th, 2009 02:18 pm (UTC)
Я полагаю, что надо бы серьёзно. А то в наше время игровой, несерьёзный элемент как-то затмил собой все остальные. Не всё же только "трёпу" быть да "стёбу"...
edgar_leitan
Apr. 5th, 2009 02:16 pm (UTC)
Да, Александр Моисеевич любит крепко выражаться ;)
Но, наверное, эта "заповедь" характерна для любого делателя б.-м. любой религии, как буддизма, так и христианства, да мало ли ещё какой... Memento mori, память смертная...
hellebede
Sep. 19th, 2012 06:28 pm (UTC)
Здравствуйте, Эдгар!
Мне не было страшно ухаживать за тяжело умиравшей мамой, но было очень тяжело, почти невозможно, потому что она уходила с обидой. Прежде всего, с обидой на меня.
edgar_leitan
Sep. 20th, 2012 02:12 am (UTC)
Да, это действительно тяжело и печально... Но ушедшего человека можно разным образом поминать и, мирно и с любовью его вспоминая, примиряться в конечном итоге самому с собой.
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com