?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Как это часто бывает по пятницам, сегодня у нас на кафедре в Вене состоялся очередной доклад приехавшего из другого европейского университетского центра специалиста-востоковеда. На этот раз госпожа профессор Утэ Хюскен (Ute Hüsken) из университета Осло (Норвегия) рассказывала о своих полевых исследованиях в Южной Индии, в храме Вишну-Варадараджи в Канчипурам, в штате Тамилнаду.


Профессор Ute Hüsken прекрасно, практически без всякого акцента, говорит по-немецки. Свой докторат она писала у всемирно знаменитого тюбингенского профессора-буддолога Хайнца Бехерта по буддийской винае. У профессора Х. Бехерта мне также довелось прослушать несколько курсов в течение семестра, несколько лет назад, незадолго до его смерти.

Потом Ute Hüsken специализировалась (Habilitation) по храмовым ритуалам паньчаратры. С 1998 года руководит научно-исследовательским проектом в южноиндийском городишке Канчипурам, где располагаются знаменитые храмы Вишну и Шивы, а также один из центров южноиндийского Шанкарачарьи. Кстати, вероятно, мы с ней кратко виделись в библиотеке в Адьяре под Мадрасом в 1998 году, когда были там с проф. Беттиной Боймер и группой студентов-религиоведов из Берна.

Темой доклада была "Инициация и компетентность в отправлении ритуала: ритуальная маркировка обряда перехода и процесс инкарнации знаний". Ошеломительно интересный доклад, основанный на многолетних полевых наблюдениях учёного, интервьюировании храмовых священников и прочих культовых работников храма Варадараджи, а также на изучении санскритских руководств по храмовым ритуалам!

Городок Канчипурам, в котором Вашему покорному слуге также пришлось побывать в конце февраля 1998 года, располагается в 70 км на запад от Мадраса. Знаменитый вишнуитский храмовый комплекс даёт работу более чем 80 "сотрудникам" (или следует сказать "работникам"?), а священнические обязанности распределяются между 6 семьями-кланами местных брахманов.

Подготовка к работе храмовым жрецом ведётся с самых что ни на есть младых ногтей: во-первых, теоретическая, на уровне изучения т. н. агам и самхит (средневековых руководств по храмовому ритуалу). Настоящих глубоких знатоков санскритов на уровня пандитов профессор Хюскен назвала только троих. Обычно знание языка не простирается дальше умения рецитировать необходимые мантры (гл. образом из Чёрной Яджурведы), а также читать санскритские пояснения к отправлению ритуала.

Более серьёзное внимание уделяется практике ритуалов и участие в повседневной "литургической" жизни Храма. В течение года в Храме Варадараджи происходит более 230 праздников (вот это католичество, это я понимаю!)!! На многочисленных представленных во время доклада фотографиях можно видеть детей и юношей, внимательно наблюдающих за храмовыми действами, а также помогающими старшим "батюшкам"-брахманам. Часто молодёжь играет в священников, делает свои собственные фигурки богов и проводит с ними свои игровые ритуалы.

Эти игры детей и подростков считаются В Храме важной составляющей будущей "священнической формации" и являются знаком особого "призвания". Как тут не вспомнить собственное детство, свои игры "в ксендза" и "в Мессу", а также практическую, каждодневную ритуалистику в рижской духовной семинарии позднесоветского времени. Множество параллелей налицо! Лишний раз пожалеешь о ныне сильно обеднённом римско-католическом пореформенном ритуале (post-Vaticanum II), и как-то начинаешь ещё больше понимать тягу многих европейцев к индийской религиозной (ритуальной) пышности и богатству. Свято место пусто не бывает!

Доклад нашёл самый живой отклик, вызвал шквал вопросов и развязал бурную дискуссию. Аудитория была заполнена, в том числе был кое-кто из студентов, кроме профессоров, преподавателей и научных сотрудников. Не каждый день удаётся видеть собранными в одном месте столько знаменитостей. Кого-то можно видеть на фотографиях.

Поближе к вечеру компания учёных отправилась в близлежащее местечко "Universitätsbräu". Общение продолжалось в непринуждённой обстановке. И я там был, мёд-пиво пил...



На этом снимке слева стоит завкафдры профессор Карин Прайзенданц, впереди справа сидит её муж, профессор-буддолог в Ляйпциге Эли Франко, в центре смеётся знаменитый дхармакиртиевед :) -- Биргит Келльнер (с которой я в этом семестре как раз занимаюсь svasamvedana у Дхармакирти), сзади, в белой рубашке, виднеется профессор Михаэль Хан.



Ниже привожу найденные и стащенные мною в интернете снимки Храма Вишну-Варадараджи в Канчипурам, просто для наглядности, поскольку это относится к теме. Сразу следует предупредить, что снимки не мои. Свои выложу при случае, когда приобрету сканер и оцифрую наиболее интересное из фотоархивов.





Comments

( 13 comments — Leave a comment )
sujanasi
Mar. 21st, 2009 08:07 am (UTC)
свасамведана у Дхармакирти? Я три года назад читала с Парибком Ньяябинду, и тогда меня как раз этот момент заинтересовал (там, правда, если я не ошибаюсь говорилось об атмасамведана?)
В итоге я даже написала статью "Бхартрихари и Дхармакирти о возможности рефлексивного акта познания", которая недавно была опубликована в кафедральном сборнике Acta Asiatica.
Но думаю, все это достаточно поверхностно по сравнению с тем, чем Вы занимаетесь((
edgar_leitan
Mar. 21st, 2009 11:45 am (UTC)
Да, мы начали читать и дискутировать по Дхармакиртиевский PV, начиная от стиха 3,425 (исправлено лично Фраувалльнером по изданию Санкритьяяны), используя, естественно, комментарий Маноратханандина, а также все доступные тибетские переводы (кажется, 3): (стих 425) dvairūpyasādhanenāpi… и т. д. Это непростой текст как в смысле чисто текстологическом (встречаются проблемы!), так и в плане действительного понимания содержания. Но зато очень интересно!
Ньяябинду у нас нередко читается как "buddhistische Lektüre" на санскрите, как такое простенькое введение в тематику. Но в своё время это, естественно, не казалось простеньким...
Вот Бхартрихари (Вакьяпадия) у нас, насколько помню, ещё никогда не предлагался в качестве отдельного курса. Всё моё с ним знакомство -- это моя личная инициатива и начитка.
sujanasi
Mar. 21st, 2009 01:00 pm (UTC)
"Мы начали... дискутировать"
это очень по-немецки) Мой бывший одногруппник, который теперь в Тюбингене, жаловался, что там на всех занятиях что-то обсуждают, обсуждают, а толку, по его словам, никакого;)))
Но это так, к слову))
edgar_leitan
Mar. 21st, 2009 01:11 pm (UTC)
Pardon! Я, конечно, понимаю, что Вы имеете в виду, но у нас на занятиях (на нашей кафедре) все "дискуссии" сугубо предметны (arthavat!!!), то есть это об интерпретациях сложных текстов, основываясь на текстологических сравнениях, разночтениях рукописей и т.п. Дискуссии всегда о трудностях понимания, и толку от этого очень даже много.
А то, когда я присутствовал в феврале на упражнении Парибхоги по ньяе, у меня сложилось стойкое впечатление, что этаким галопом студенты даже элементарно грамматически предложения не уразумели, не говоря уже о действительном понимании содержания. Всё вокруг да около... А на меня как раз злились, что я не пускал П. дальше, а заставлял и его более подробно разбирать, а студентов добоваться понимания (я их просто просил пересказать своими словами, О ЧЁМ только что "переведённое" предложение. Обычно после такого вопроса воцарялось неловкое молчание)...
(Deleted comment)
edgar_leitan
Mar. 21st, 2009 02:08 pm (UTC)
Может, выложу при случае перевод с комментариями одного стишка Дхармакирти, что мы разобрали с Биргит на прошлом заседании семинара. А упереть... да кто же это сможет, кроме человек 3-4 (а эти упомянутые персоны, я надеюсь, этого делать не будут)?: не знаю в ЖЖ никого, кому бы это было и интересно, и понятно, о чём вообще сыр-бор в этих самых текстах.
Проблема с питерскими студентами "торчиновской" кафедры, что санскрита у них слишком мало. До Ватсьяяны они на 3 курсе даже в смысле лингвистической подготовки не доросли, не говоря уже о философском осмыслении. Я вот, например, могу осторожно заметить, что только после всех многих лет семинарения у Сутракарин и других наконец-то начинаю постепенно по-настоящему понимать, в чём дело, и могу с пользой для себя (и даже с некоторым гурманским смакованием) читать того же Ватсьяяну, подряд, или "Н-Манджари" Джаянты, или рыться в Юктидипике и проч.
А для питерских студентов полезнее было бы почитать да поучить наизусть какую-нибудь Ньяяправешику! (впрочем, и мне бы не помешало повторить...). Я вот горд очередным достижением мнемотехники, которое на днях продемонстрировал Сутраакрин: оттарабанил наизусть первую НС без запинки, все 16 падартх в правильной последовательности :)
У нас, кстати, тоже ОЧЕНь мало студентов, которые бы по-настоящему интересовались философской индологией. Сутракарин постоянно на это жалуется... Ведь, главное, где бы этим, казалось, возможно лучше заниматься, как только у нас!
(Deleted comment)
edgar_leitan
Mar. 23rd, 2009 10:26 pm (UTC)
Да, Ты прав. С другой стороны, если кто-то совершит плагиат в нашей области, да ещё из русскоязычной публики, по-моему, это довольно легко вычисляется...
(Deleted comment)
edgar_leitan
Mar. 23rd, 2009 11:05 pm (UTC)
Ну наверное, Ты прав. Мне М. Хан, кстати, сегодня заявил, что немедленно бы взял меня к себе на проект (на 3 года), если бы совсем недавно не взял кого-то другого. Тогда мы не были настолько знакомы (да он и не знал о моём существовании, так, встречались 2 год назад на докладе и за общим обедом), а теперь мы очень тесно общаемся...
Кстати, он тут собирался прислать мне пдф-ы кое-каких своих статей... хммм.... ;))
sujanasi
Mar. 21st, 2009 02:26 pm (UTC)
Я же не про ваш "Венский кружок".
Забавно, что студенты на Вас злились. Я никого из них, кроме Жени, не знаю. А вот предыдущий набор наполовину, как минимум, состоял из лоботрясов. Они к количеству прочитанного точно не стремились))
По моим наблюдением, на философском с изучением языков плоховато. Такое ощущение, что атмосфера не способствует)
edgar_leitan
Mar. 21st, 2009 03:52 pm (UTC)
Вот Женя-то как раз и раздражался, что "мало читаем", за подробным разбором содержания. Ему бы просто к нам в Вену надо ;)) Я, кстати, в своё время сам был ровно такой же нетерпеливый...
Вы знаете, у нас тоже, Вы будете удивлены, студенты по большей части халявщики. Серьёзных очень немного, и это отношение развивается постепенно, в течение лет. Но у нас по крайней мере есть у кого серьёзно поучиться: было бы желание!
У нас большинство курсов так или иначе носит характер упражнений в языке. Так что нам нельзя жаловаться, что "санскрита мало". На самом деле, его ровно столько, сколько ты сам себе сделаешь :) Хоть по 30 часов в неделю: я, кстати, так и учился несколько лет подряд. Зато и пользы было...
sujanasi
Mar. 21st, 2009 06:55 pm (UTC)
У нас, как мне кажется, все наоборот: на младших курсах все по школьной инерции много занимаются, а потом общая атмосфера расхолаживает))
edgar_leitan
Mar. 23rd, 2009 10:24 pm (UTC)
У нас судьбы наших студентов очень по-разному складываются. Кто-то приходит уже в сравнительно солидном возрасте, имея работу и какое-нибудь техническое образование. А кто-то и совсем молоденьким прибивается. Как правило, приходят люди, в общем, мотивированные, так как профессиональные перспективы не блестящие, как Вы понимаете...
Со школьной скамьи оно, конечно, для карьеры (если имеется амбиция и способности выше средних) много лучше. Но к сожалению, тогда резкая нехватка общекультурной подготовки ощущается.
Не понимаю, как можно серьёзно заниматься каким-нибудь Дхармакирти, или ньяей, да чем угодно из этих областей, не имея общефилософской подготовки и солидного базиса в европейской культуре!
sujanasi
Mar. 25th, 2009 07:18 pm (UTC)
мне кажется, чрезмерный базис в европейской культуре может быть даже вреден, потому что тогда все индийское неизбежно будет восприниматься через эту призму как нечто вторичное;)
edgar_leitan
Mar. 25th, 2009 07:35 pm (UTC)
Нет-нет, я так не думаю. Нельзя отбросить "свою" культуру, разве что поехать в Индию в очень нежном возрасте и там вырасти. Но тогда это уже будет не совсем европейский индолог. Вернее, "совсем НЕ"...
Имея свой собственный солидный базис, можно серьёзно исследовать чужую культуру. А через всякие призмы это будет восприниматься всё равно, так что лучше, чтобы это было серьёзно отрефлексировано, а не ушло куда-то в глубины подсознания.
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com