?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Каждый день по пути в университет, перед тем, как вступить на территорию нашего университетского кампуса (научного городка, компактной территории университетских зданий и учреждений) мне приходится проходить в Вене по одной узенькой улочке (Wickenburggasse). Улица примечательна тем, что на ней располагается тыловая (теневая?) сторона Венского земельного суда (Landesgericht Wien): тюрьма, несколько стыдливо называемая на официальном немецком бюрократическом жаргоне "Учреждением юстиции" (Justizanstalt).



Каждый в себе уверенный гражданин Европейских демократий, проходя мимо, вероятно, уверенно думает мимоходом: "Уж я-то сюда никогда не попаду, всё же не преступник какой..."
А между тем понятие "преступник" такая растяжимая вещь. Вовсе не обязательно кого-то убить или ограбить, чтобы оказаться в глазах всевидящего и всех любящего "Старшего Брата" преступником. Когда на днях у меня были в гостях знакомые, то, увидев, что я просматриваю русскоязычные (ну естественно) и особенно арабоязычные сайты, уверенно заявили, что я навеняка давно "под колпаком" у европейских и американских спецслужб. Несколько успокоились только после того, как заметили, что и всякие санскритские индуистские мантры на YouTube я тоже слушаю. Как и разные христианские сайты читаю. Сочетание исламского терро_ризма, индуизма и христианства показалось не совсем совместимым.

Впрочем, кто же их знает, полковников Зубановых и капитанов Смертиных (последнего персонажа — ср. у Солженицына), а также Джеймсов Бондов! С них же станется...

Как мне недавно сообщили, уже вводятся новые европейские паспорта не только с "биометрическими данными" и электронным чипом, но и первые паспорта с отпечатками пальцев. Так что, любезные сограждане Евросоюза, готовьтесь к откатке пальчиков!

Интересно у здешних обывателей, нормальных граждан, отношение к демократии. Сколько я ни разговаривал на эту тему с разными своими знакомыми, никто в неё по-настоящему не "верит". Большинство из тех, с кем приходилось общаться, вполне уверены в том, что их телефоны прослушивают, что их частная жизнь не является тайной для "компетентных органов" ("Ну и что, а я нормальный гражданин, кому это всё интересно!" -- вот логика их беспечности), что компьютеры регулярно сканируются, а всякие пластиковые карточки служат для большего удобства отслеживания всяких трансакций.

Особое отношение к т. н. "политкорректности". Когда я как-то раз в гимназии в Вене произнёс шутки ради слово "негр" вместо положенного "чёрный" (Здесь все дружно вспоминаем романс Вертинского и додумываем его политкорректный вариант: "Лиловый чёрный вам подавал манто!"). Видели бы Вы взрыв народного негодования, которые за этим последовал! Когда школьники попытались мне втолковать, что это слово "произносить нельзя", я вполне резонно спросил, в каком демократически принятом документе (Конституции, какой-нибудь поправке или прочем параграфе уложения об уголовных наказаниях, whatsoever...) это прописано? Естественно, никто мне не ответил.

Общаясь с теми же родителями школьников год и два назад, приходилось не один раз слышать, что "Да мы уже давно не живём в демократической стране!" Иные знакомые, зная о моих занятиях, кроме всего прочего, исламом (вообще-то, академическим исламоведением), предрекали, что "уж на академическую карьеру-то не надейся!" Другие варианты добрых предупреждений: "В США тебя не пустят... В Израиль тебя не пустят... В Китай тебя не пустят... В Россию тебя не пустят..."

И дело тут не в правде или паранойе собеседников. Меня за всеми этими иногда совсем смешными, иногда не без доли истины — интуициями, поразило общее умонастроение граждан "свободной Европы". По сути дела, люди уже все повально "знают", что они "под колпаком", что их свобода не более, чем мнимость, что вся т. н. демократия тоже лишь вывеска, дань истории и пропаганде. За ожидаемую "безопасность" своего тела они (мы...) готовы отдать всё, что угодно. Более того, мы уже давно с этим смирились и даже постепенно радостно приняли. Да и законы были сравнительно недавно вполне официально приняты: о сохранении всех наших интернет-коммуникаций, а также всех телефонных разговоров в некоем центральном компьютере в течение то ли полугода, то ли целого года (имя компьютера, вероятно, "Зверь"...).

Что такое лояльный гражданин или преступник, опять же определяется государством. И если сейчас, возможно, компетентынм государственным органам неважна моя личная жизнь (хм, так ли это?), то нет никакой гарантии, не будет ли она этим самым Органам интересна через какое-то время. Или то, что я читаю. Или то, о чём я думаю и с кем предпочитаю общаться. За очередные маленькие подачки, туманные гарантии для не менее туманного будущего или просто жизненные удобства мы отдаём самое дорогое, что у нас (пока что) имеется — нашу богоданную свободу.

А когда мы поймём, что потеряли, будет уже, вероятно, поздно. Остаётся только, проходя мимо здания тюрьмы, каждодневно размышлять на тему великой русской народной мудрости: "От тюрьмы да от сумы не зарекайся". Ну и, кроме того, хоть доброй мыслью поминать тех, кто там сидит — неважно, "за дело" или что "попал под раздачу". Дома подсушивая на батарее отопления сухарики и складывая их в полотняный мешочек. Ну и — культивировать внутреннюю благодарность за свою собственную свободу. Ведь никто не гарантирует, что она будет всегда...







Кроме тюрьмы, здесь расположена (как я её про себя не совсем вежливо окрестил) "школа вертухаев". Впрочем, в здешней тюрьме большинство насельников составляют (в основном) подследственные. Настоящая тюрьма для отбытия более долгого срока (Justizanstalt Stein) расположена в другом месте.









Уже виднеется передняя стена университетского кампуса (Uni Campus) на Alserstraße. Ура! Наука уже близко!





Переход через дорогу (Alserstraße) в университетский кампус. На заднем плане здание Национального банка Австрии (Österreichische Nationalbank).



Здание Венского Земельного суда со стороны Alserstraße.



Убежище души -- наш кафедральным КОМКОМ. На картинке изображена вечерняя студенческая посиделка после очередного семинара (по капаликам в классической санскритской литературе).



Автор со Шри Джатибхутой (Шкафным).

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
edgar_leitan
Mar. 31st, 2009 10:56 pm (UTC)
Да, я это окончательно ощутил, когда работал здесь в гимназиях. После этого вывел свой закон, что "совок -- понятие метафизическое". Меня на полном серьёзе на днях знакомые поучали, какие разные вещи (кроме, конечно, детской порнографии) я не имею права смотреть по интернету, если не хочу здесь оказаться под следствием. Выявился весьма длинный список.
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 31st, 2009 11:04 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 31st, 2009 11:11 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 31st, 2009 11:18 pm (UTC) - Expand
avril_5
Mar. 31st, 2009 10:41 pm (UTC)
Если не успеете сухарики насушить, обращайтесь, Эдгар. Я их много заготовила. И мешочки полотняные тоже имеются.
А если серьёзно, то всякое может быть. Что касается интернета, то мне как-то ясно, что здесь нет ничего тайного. И всё моё "сокровенное" фиксируется, и в ту или иную минуту может быть использовано. Скрывать-то мне почти нечего, но всё равно... Выражаюсь иногда вольно.
Как сказано в какой-то дурацкой (или не дурацкой, не помню) песенке "Свобода - это то, что у тебя внутри". Так что пусть сажают, пусть пытают... Буду молчать до последнего! Не... Я песни буду петь!
edgar_leitan
Mar. 31st, 2009 11:00 pm (UTC)
Не знаю насчёт песен, когда прижмёт по-настоящему. Меня как-то многолетние медитации над текстами Солженицына и Шаламова научили, что когда очень больно или когда уж очень хочется есть, не до героических шагов. Человек слабее, чем нам хотелось бы самим о себе думать. Поэтому одна молитва: "Господи, пронеси..." Но не до потери же каких-то принципиальных вещей в себе самом! Наверное, за всё, а особенно за внутреннюю свободу, надо быть готовым заплатить дорогую цену.
avril_5
Mar. 31st, 2009 11:10 pm (UTC)
Да, наверное. Когда прижмёт, уже не так запоёшь.
Геройство больше на словах. Хочется верить, что в трудной ситуации не изменишь чему-то самому главному, несмотря ни на что... Хочется верить.
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 31st, 2009 11:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - avril_5 - Mar. 31st, 2009 11:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 1st, 2009 02:46 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
edgar_leitan
Apr. 1st, 2009 02:47 pm (UTC)
Вот-вот, именно это самое я и пытаюсь своим знакомцам втолковать. Сам-то я уже давно принял меры, изучая оба упомянутых Тобою языка :-))
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 1st, 2009 07:56 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 1st, 2009 08:05 pm (UTC) - Expand
imke
Apr. 1st, 2009 07:20 am (UTC)
Последняя фотография особенно удалась :))
На самом деле, при всех регистрирующих устройствах, гласных и негласных, частную жизнь оберегают два базовых ограничения. Первое - то, что в конечном итоге все подобные системы неизбежно упираются в операторов, сиречь собственно тех, кто будет сидеть и отсматривать собранное, и шансы - при общем объеме траффика, - что собранная о Вас информация будет когда-то отсмотрена, довольно невелики. Если, конечно, Вы не находитесь под специальным наблюдением. И второе: чем больше охват и, соответственно, поток данных, тем меньше по времени они будут храниться - по понятным причинам: объем.
Ну и, признаться, корелляция между государственной тотальной слежкой и персональной свободой мне не до конца очевидна. Когда кого-то начинают ловить и сажать за то, куда он ходит и с кем беседует по телефону, это одно, а когда это просто где-то регистрируется... в свете двух вышеупомянутых обстоятельств, да и в целом-то мне, честно, все равно.
ex_quicknqu624
Apr. 1st, 2009 09:59 am (UTC)
Подписываюсь :) Крайнее фото -- на аватарку!
А по существу -- страшит то, что неизвестно. Протестовать против системы -- это инфантилизм. Подорвать ее можно только изнутри, для чего ее необходимо знать и уметь использовать. Антонио Грамши, Эрик Хофффер и Антонио Менегетти всем помощь :)
edgar_leitan
Apr. 1st, 2009 02:38 pm (UTC)
Желая "подорвать систему изнутри", можно обнаружить, что в конце концов эта система тебя использует и потом выбросит за ненадобностью. Или же переделает по своему образу и подобию, этак незаметно для тебя самого. Нет, надо просто выйти за её пределы, например, перестать пользоваться её языком.
Я полагаю, что те же диссиденты, борясь против большевизма, делали это очень даже советскими методами, надеясь на "гуманизацию системы" и всё такое. Поэтому-то с ними системе было сравнительно легко бороться.
Или та же нынешняя (впрочем, и "тогдашняя") В. И. Новодворская, критикуя нынешний политический режим, делает это очень даже жёсткими, авторитарными методами (взять хотя бы её язык). Приди она и ей подобные к власти, неизвестно, сколько тогда человеко-единиц" окажутся на фонарных столбах...
Нет, тут нужен совсем иной тип мышления, "метафизический", что ли...
ex_quicknqu624
Apr. 1st, 2009 07:33 pm (UTC)
Все утопии упираются в один момент -- необходимость общественного единодушия. Поэтому пока утопии остаются таковыми мы можем только ползти по жизни змеями, оставаясь голубями в душе. Иначе эскапизм и инфантильность. А подрыв системы, а лучше сказать ее трансформация -- это сверхзадача конечно, которая под силу только таким титанам как Ганди.
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 1st, 2009 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_quicknqu624 - Apr. 2nd, 2009 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 3rd, 2009 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_quicknqu624 - Apr. 3rd, 2009 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 4th, 2009 12:13 pm (UTC) - Expand
edgar_leitan
Apr. 1st, 2009 02:43 pm (UTC)
Пока что это всё равно, кто и куда ходит и с кем беседует, если, конечно, речь идёт не о бомбах и тому подобном. Но вдруг окажется, что в некотором будущем окажется не всё равно... Уже проходили, тут "генетическая память"...
А техника теперь такая, что может, как мы понимаем, удерживать сравнительно неограниченное время огромное количество информации.
Когда просто нечто регистрируется, и не у каких-то подозреваемых, а у самых обычных и лояльных граждан, "на всякий случай", это уже начало нового этапа во взаимных отношениях "аппарата насилия" и "человеческого материала" :( Меня это не может не заботить. Главным образом, что большинство этих самых граждан, как оказывается, давно с этим смирилось...
imke
Apr. 1st, 2009 02:50 pm (UTC)
К сожалению, имея наработанный аппарат видеорегистрации, к примеру, нарушений на дорогах, идентификации голосов или распознавания лиц, государство сможет направить его на смежные цели, как только ему станет не все равно, кто куда ходит и с кем беседует. А таковые комплексы разработаны уже давно и разворачиваются без большой сложности. Поэтому и все равно, собственно, происходит какая-то слежка уже сейчас, пока государству еще все равно, либо будет организована в тот момент, когда все равно быть перестанет, увы.
Что до информации - звук и видео все еще занимают невменяемые объемы, поэтому, собственно, и используются во множестве системы идентификации всего, чего только можно. Сами же материалы вряд ли хранятся так уж долго: средняя глубина архивов подобного рода в России - 15 дней.
(no subject) - imke - Apr. 1st, 2009 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 1st, 2009 07:54 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 1st, 2009 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imke - Apr. 2nd, 2009 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 3rd, 2009 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imke - Apr. 3rd, 2009 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 3rd, 2009 06:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imke - Apr. 3rd, 2009 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Apr. 3rd, 2009 06:49 pm (UTC) - Expand
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com