?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



"Как всё сошлось, как точно всё сошлось:
итог всех долгих тяжб, итог всех правд
несогласуемых. Открылась правда
последняя, и эта правда — Крест.


Здесь, на Голгофе; в самой точке схода
материков, у средоточья мира;
над черепом Родителя людей.

Как всё сошлось, как точно всё сошлось:

вот жёсткий брус, четырёхгранный ствол,
обтёсанный. Ни ветви, ни листка:
отсечено убранство. Это древо
есть образ непреложной прямизны:
нагая истина, и чистота
беспримесная. Немощь без прикрас,
без утешений. То, чего нельзя
вообразить; чего нельзя подделать
воображеньем. И вот весы,
что выкуп весили, за нас сполна
отмеренный. Без листьев этот ствол,
нагой и мёртвый; и висит на нём
нагой и мёртвый Праведник. Вся правда
исполнена. Во всём пространстве мира
отыскано единственное место
для Праведного: место на кресте.
Что мы одно оставили для Бога
неосквернённым: немощь без прикрас.

Как жёсток ствол, как тяжелеет тело..."

(С. А. Аверинцев, Москва, 1986 г.)

[Подзаголовок этого стихотворения С. С. Аверинцева:

"На тему Симоны Вейль"

Эпиграф, из Венация Фортуната:

"Весы, что выкуп весили,
за нас сполна отмеренный,
отъяв стяжанье Адово..."

Примечание С. С. Аверинцева к стихотворению:

"Заглавие взято из гимна латинского христианского поэта Венация Фортуната (ок. 530-ок. 610) на Страстную Пятницу: крест, на котором распят Христос, уподобляется весам, отмеряющим выкуп за грехи людей. По своему замыслу стихотворение примыкает к одному месту в книге Симоны Вейль (1909-1943) "La Pesanteur et la Grace" ("Тяжесть и благодать"), где также содержится аллюзия на текст Фортуната. В Средние века верили, что Голгофа находится в центре земного круга, и что в её скале искони была погребена голова первочеловека Адама; иконография показывает символическое омовение черепа кровью из ран распятого Христа. Чтобы возвратить первому мотиву какой-то смысл для воображения, привыкшего к шарообразности Земли, введена апелляция к тому факту, что вся Палестина вообще лежит в месте, где все три материка Старого Мира — Европа, Азия, Африка — ближе всего подходят друг к другу. Второй мотив сохранён в его традиционном виде.]

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
man_inthestreet
Apr. 10th, 2009 06:58 pm (UTC)
Спасибо, Эдгар!
edgar_leitan
Apr. 10th, 2009 07:17 pm (UTC)
Это Сергею Сергеичу...
nigdeja
Apr. 10th, 2009 07:25 pm (UTC)
Наверное, Аверинцев имеет в виду это место: "Крест - это весы, на коих изможденное легкое тело, которое, однако, было БОГОМ, перевесило целый мир".
И дальше: " 'Дайте мне точку опоры, и я подниму мир'. Этой точкой опоры является крест. Никакой другой нет и быть не может. Она должна находиться там, где мир пересекается с тем, что не является миром. Эта точка пересечения есть крест".
edgar_leitan
Apr. 10th, 2009 07:33 pm (UTC)
Вы имеете в виду, из Симоны Вейль? Могу при случае спросить у Натальи Петровны Аверинцевой; я не помню, что об этом говорил сам С. С.
nigdeja
Apr. 10th, 2009 07:59 pm (UTC)
Неудобно, наверное, беспокоить, тем более "Тяжесть и благодать" целиком не читала, цитата приведена по книге Ангелики Крогман "Симона Вейль". Вообще, у нее есть отдельная работа "Крест" и, конечно, много о нем в "Письме клирику".
edgar_leitan
Apr. 10th, 2009 08:47 pm (UTC)
Да нет, я всё равно через пару недель буду с ней встречаться, если Б. даст... Симоны Вейль много не читал, скорее отрывками или по цитатам у других авторов. Так много ещё всего, с чем бы следовало ознакомиться, что хоть криком кричи по причине краткости жизни!
nigdeja
Apr. 11th, 2009 02:35 pm (UTC)
Честно сказать, интересно в целом отношение Аверинцева к Вейль, ее личности и философии. В ХХв. трудно представить другого человека, который бы настолько соединял философию, как "внутреннее делание", и религию в ее предельном, мистическом переживании, при этом воспринимая и то, и другое как прямое себе указание к деланию внешнему, подвижничеству от слова "двигать", "сдвигать". Однако ее персональная теология (или даже христология) временами обескураживает. Например: если бы в Евангелии вообще не было упоминания о Воскресении, это бы только укрепило ее веру. "Мне достаточно и КРЕСТА".
Если только этот аспект в русле ваших интересов, осмелилась бы передать вопрос вместе с самыми добрыми и теплыми словами. Но в любом случае, спасибо вам огромное за участие и понимание.
edgar_leitan
Apr. 12th, 2009 02:01 pm (UTC)
Сергей Сергеич, насколько помню, очень любил и ценил Симону Вейль. Кажется, где-то, в каком-то очерке ("Христианство в 20 веке"--??) он пишет о парадоксальности её богословствования. Н. П. при случае спрошу, я всё равно хочу её снова разговорить о С. С. и записать на диктофон.
nigdeja
Apr. 12th, 2009 03:10 pm (UTC)
Спасибо! Об Аверинцеве интересно ВСЁ!
edgar_leitan
Apr. 12th, 2009 03:20 pm (UTC)
:)
blikin
Apr. 11th, 2009 06:03 am (UTC)
спасибо.
edgar_leitan
Apr. 11th, 2009 01:41 pm (UTC)
:)
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com