?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



"Спрашивая себя, какую идею открыл мне описанный случай, и освещая сознанием нижайшие слои своей памяти, я нахожу, что этой идеею было НЕИЗБЕЖНОЕ.


Мне стало тут ясно, что есть неизбежное, которое выше меня, выше всех, даже взрослых, выше даже родителей, что оно не только внешне, но и внутренне необходимо, но что оно не соответствует нашим желаниям и вкусам. Подчинение высшей — не скажу воле, а неизбежности.

Разуму мира, но безличному, неутомимому и не тёплому, — подчинение этому пантеистическому провидению открылось мне как долг. Покорный по натуре, я тут сознал, что покорность ТРЕБУЕТСЯ, а не есть моя уступчивость, моё нежелание бороться".

(Павел Флоренский, Детям моим: воспоминания прошлых дней)

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
segop
May. 4th, 2009 04:28 am (UTC)
Ох, любезный профессор, сколь же осторожным со всем этим нужно быть.
Вот и батюшка ПА - мало, что жизнь в узах у красных бандюков закончил, но ещё и от веры хрестьянской практически отошел пред тем. Да не будет!
kamenolomnya
May. 4th, 2009 10:28 am (UTC)
это юмор? если так, то мне кажется неуместный, а если нет, то поясните, пожалуйста, в чем для Вас заключается отход о.Павла от веры
segop
May. 4th, 2009 02:54 pm (UTC)
Согласен, что юмор здесь был бы совсем неуместен. Потому-то его в моём замечании, обращенном к милейшему хозяину сего журнала, нисколько и не содержится. Очень сильные сомнения ПА в традиционной христианской вере содержатся в письмах к родным последних лет заключения. Мне об этом рассказывал хороший знакомый, сам их читавший. Приводил цитаты, кои я за давностию лет, конечно, позабыл. Сомневаться в правдивости его слов у меня никаких оснований не было и нет. Это не выглядит удивительным, если иметь в виду заметную склонность о. ПАФ к разного рода оккультизму.
edgar_leitan
May. 4th, 2009 05:19 pm (UTC)
Не знал такого об о. ПФ, но вполне могу поверить, изучив некоторые писания сего мыслителя. Мне кажется, что вообще весь "Серебряный век" с символизмом стоит под знаком оккультизма. Так что "религиозное возрождение" -- понятие амбивалентное, как мы хорошо понимаем.
kamenolomnya
May. 4th, 2009 05:46 pm (UTC)
Я в свое время эти письма читал и даже писал про них работу, никакого отхода от христианства там не замечено, просто в условиях Соловецкого лагеря особого назначения напрямую писать о Христе было не возможно, поэтому там время от времени встречаются иносказания...
edgar_leitan
May. 4th, 2009 06:20 pm (UTC)
А они где-нибудь изданы, чтоб при случае почитать?
И всё же, склонность ко всякому оккультному тайнозрению у о. ПФ была, как и у многих людей из высокообразованных, интересовавшихся религией в начале 20 века.
(no subject) - kamenolomnya - May. 4th, 2009 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 4th, 2009 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - segop - May. 4th, 2009 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kamenolomnya - May. 4th, 2009 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 7th, 2009 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - kamenolomnya - May. 7th, 2009 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 7th, 2009 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - kamenolomnya - May. 7th, 2009 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 7th, 2009 12:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - segop - May. 4th, 2009 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - May. 7th, 2009 09:52 am (UTC) - Expand
segop
May. 4th, 2009 06:45 pm (UTC)
Воля Ваша. Да и я, собственно, рад бы ошибиться.
Однако тогда мне такой исход показался, увы, совсем не удивительным. Если же правы Вы, то остаётся только порадоваться за ПА. К слову, наследники его при публикации обходились с "трудными" местами его писаний довольно свободно.
(no subject) - kamenolomnya - May. 4th, 2009 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - segop - May. 4th, 2009 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kamenolomnya - May. 5th, 2009 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - segop - May. 5th, 2009 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kamenolomnya - May. 7th, 2009 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - segop - May. 7th, 2009 06:25 pm (UTC) - Expand
edgar_leitan
May. 4th, 2009 05:14 pm (UTC)
Достопочтеннейший Шейху! Вы правы, как всегда, всё это весьма даже небезопасно; проколотые шины ещё не самый худший вариант... ;) Да не будет: вэ имру омейн!
kamenolomnya
May. 4th, 2009 10:27 am (UTC)
так это же, насколько я понимаю, еще до главы "кризис" и прихода к Богу
edgar_leitan
May. 4th, 2009 05:21 pm (UTC)
Да, это он о своих ранних детских годах. Но интонация восприятия жизни ребёнком, мне кажется, очень важна и показательна для дальнейшего развития человека.
nigdeja
May. 4th, 2009 03:27 pm (UTC)
Да, человек обречен подчиняться чему-то большему. Например, у Сартра: человек обречен на свободу. Правда, не совсем понятно, что имеет в виду ПФ под разумом мира и пантеистическим провидением.
Важный момент: у С. эта обреченность накладывает ответственность, а у Ф., вроде бы, снимает.
edgar_leitan
May. 4th, 2009 05:28 pm (UTC)
Быть "обречённым на свободу", с моей точки зрения -- оксюморон. В этом нечто ужасное, как и в любом чувстве обречённости. Непонятно, перед кем у Сартра эта "ответственность"... Такой же тихой жутью веет от признания о. Павла в сладости подчинения "разуму пантеистического мира". По-моему, далеко не самый светлый настрой, хотя не дерзну утверждать, что мне вовсе непонятный или незнакомый...
С библейским Богом свободы -- можно (и даже нужно порой) бороться, и даже выйти из этой борьбы обогащённым, пусть и с повреждённой конечностью. Мне это постепенно всё ближе становится.
nigdeja
May. 4th, 2009 08:09 pm (UTC)
Свобода у Сартра - ключевое понятие его философии.Не осмелюсь, да и не смогу исчерпывающе объяснить. Мы вынуждены быть свободными, потому что так работает наше сознание, суть которого выбор из альтернатив. В каждый момент времени мы находимся там и имеем то, что сами выбрали. Отсюда и ответственность. Сартровский ригоризм мне ближе, чем смиренность Флоренского, хотя отношусь к нему с большим уважением и восхищением, чем к Сартру.
edgar_leitan
May. 7th, 2009 09:56 am (UTC)
Мне же, воля Ваша, всякий ригоризм противен, называйся он христианским, буддийским, индусским или ещё каким. Обычно в ригоризме как-то забывают о милосердии...
nigdeja
May. 7th, 2009 11:35 am (UTC)
Сартровский ригоризм сродни смиренности отца Павла, поскольку направлен в первую очередь на него самого. Он всю свою философию выводил, так сказать, из себя. Думаете, есть другой путь к милосердию, чем осознавать личную ответственность за себя и окружающих?
(no subject) - edgar_leitan - May. 7th, 2009 12:05 pm (UTC) - Expand
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com