?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Рацпредложение



Года 2 назад, когда я работал учителем в венской Академической гимназии, во время разговора с одним из коллег-гуманитариев мы ядовито обсуждали новомодное в области среднего образования в Европе методическое течение — т. н. "e-learning". То есть обучение с перехoдом на всё более широкое использование современных компьютерных технологий.


Наверное, теперь это и в российской средней школе модно, хотя точно не знаю (скорее всего, на всех учеников и на все школы компьютеров не хватит...).

Ну так вот, наш разговор постепенно перешёл в область обычных садистических учительских фантазий. Ведь как — предполагается, что в некоем прекрасном, до пят технологизированном будущем обучение будет целиком вестись с помощью машины. Роль учителя сведётся к нажиманию нужных кнопок и поставлению "информации". Уже сейчас достаточно прекраснодушных семинаров на всяких курсах повышения учительских квалификаций...

И вот, мы фантазируем на тему, какой от этого будет великий прок: никаких проблем с дисциплиной, с хамством школьников и прочим в этом роде. При наличии в электронном классе шума можно будет для начала уменьшить или даже полностью выключить звук. Потом достаточно будет продолжающих буянить детишек "уменьшить" (минимировать), кликнув мышкой на соответствующее место. Особо ретивых и несносных можно будет отправлять в "корзину", до исправления. А тех, кто упорно не желает исправляться, можно будет "стирать", без последующего восстановления.

Воистину, "мы родились, чтоб Кафку сделать былью"!

Желающие полюбопытствовать насчёт "электронного образования в новой Европе" могут прыгнуть сюда. Правда, на немецком, но достаточно и картинок.

На картинке по катом изображён мой бывший класс (тогдашний 5-А класс гимназии в Клостернойбурге под Веной), который я бы ни за что не хотел "отправлять в мусорную корзину". Как время всё сглаживает...

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
triglochin
May. 24th, 2009 05:31 pm (UTC)
бред какой-то :)

А у нас на дидактике наоборот - работа в группах, индивидуальный подход, мотивирование... правда, тоже часто оказывается "маниловщиной".
edgar_leitan
May. 25th, 2009 12:28 pm (UTC)
Работой в группах они нас тоже в своё время замучили. Сейчас всё, что делается не в группах, а по старинке, считается ретроградством и "авторитарностью". Я считаю, что иногда работа в группах -- это неплохо, но у нас если уж пошлО, так стало модой.
Нас на дидактиках пичкали всеми этими новомодными "методами", причём тенденцию заметить легко: последовательное принижение роли личности учителя. Электронные методы обучения -- только одна из сторон.
А мотивирование свелось к тому, что уже и сказать ученику нельзя, что он нечто делает не так, "плохо". Наоборот, всё положено хвалить.
triglochin
May. 25th, 2009 12:49 pm (UTC)
вспомнила, как зачитывалась книгой "Models of teaching" (Joyce et al.). С одной стороны, не отрицаются "традиционные" методы, с другой стороны - много интересного и нового. На практике выходит, что многое зависит от предмета - нельзя, по-моему, одинаково преподавать/изучать химию и литературу. А вообще, у нас, наверно, "высокая сопротивляемость системы" - пытаться что-то изменить (в т.ч. к лучшему) очень сложно.
edgar_leitan
May. 25th, 2009 01:25 pm (UTC)
Я сам за принципиальную множественность методов. Но у меня сложилось чёткое впечатление, что у нас знание "методик" ценится больше, нежели знание самого предмета. Предмет же религии, чувствуя в лице своих чиновных деятелей ущербность по сравнению с "нормальными" предметами, особо чувствителен к фантазиям и капризам экспериментаторов. А равно и к проекциям, не всегда адекватным, своих болезненных фантазий или психотравм в лице самих учеников или их родителей -- на личность учителя.
Ну, а каждая яркая личность вызывает, естественно, резкие реакции. Как хорошие, так и проблематичные. С незаметным человечком смириться гораздо легче...
triglochin
May. 25th, 2009 12:56 pm (UTC)
про личность учителя - это результат. Почему-то никак нельзя так, чтобы уважать всех - обязательно за чей-то счет. Вероятно, это какое-то искривленное понимание уважения. К тому же, учительский талант методами не заменишь - и настоящее уважение к ученику, которое рождает, кстати, только большее и "более настоящее" уважение к учителю, тоже нельзя искуственно подделать. Думаю, в основном все равно вы поступали правильно :)
edgar_leitan
May. 25th, 2009 01:18 pm (UTC)
Я уж сам не знаю теперь с уверенностью, где я поступал правильно, а где нет. Я был и на всяческие компромиссы готов, и меняться бы рад, в той мере, в какой это не вступало в серьёзные противоречия с совестью. Но система меня просто разжевала и отрыгнула. Конечно, другое бы дело, если бы я преподавал биологию или математику, а не такой идеологически одиозный предмет, как религию.
triglochin
May. 25th, 2009 01:29 pm (UTC)
есть такое идеализированное представление об учителе - такой "супермен" (супервуман) который увлечет детей так, что они сами от радости все выучат; - такие учителя бывают, и то на всех детей это не действует (важно же и то, какой ребенок, какая семья). А "обычный" подход - научиться качественно, добротно делать какую-то работу, освоить какие-то знания, оказался не в чести.

с религией должно быть особенно сложно...

Здорово, если быбыли разные школы, с разными подходами, для разных детей - но ведь есть великий и ужасный стандарт...
edgar_leitan
May. 26th, 2009 08:28 pm (UTC)
Насчёт преподавания религии вообще преобладает абсолютно нереалистичное ожидание, что учитель "приведёт детишек к Богу". Более глупого ничего не могу себе представить.
Я преподавал "религию", как нормальный культурологический предмет. Тут было много (у меня, в смысле) чего из истории культур, древних и новых, история вообще (в смысле, с заострением на церковной, конечно), сравнительное исследование важных мировых религий, история христианских учений в сравнительном освещении, история разных важных для культур языков и религиозной словености, история и богословие форм сакрального искусства. Конечно, если мне задавали "конкретные" вопросы, а что именно я думаю по такому-то вопросу, я, как правило, конкретно и отвечал. Но всегда говорил, что главное для меня как учителя -- показать разные традиции культурологически, не требуя какой-то специальной "веры" (с этим, кстати, у большинства подростков и так проблемы...).
Хорошие и умные, заинтересованные ученики меня очень любили, а лентяи терпеть не могли и побаивались, потому что привыкли предмет множить на 0 и религиозников-учителей за людей не считали. А я им опросы устраиваю каждый урок, перед началом... ;)) Но насчёт оценок-то за семестр я был более чем мягкий...
В общем, меня, кроме прочего, обвиняли, что я преподаю религию "элитарно" ;))) А отдельные ученики и их родители специально приходили благодарить...
На самом-то деле, такие вещи никому не нужны... Увы, приходится признать. После этого я разговоры об элитарности европейского гимназического образования могу воспринимать только цинично. Навидался, уровень... А ведь я работал в двух элитных австрийских гимназиях...
triglochin
May. 25th, 2009 01:34 pm (UTC)
Впрочем, я так рассуждаю по косвенным данным - как на самом деле, тем более "там, у вас", я ведь не знаю :)
А "у нас" - учительский беспредел с одной стороны, борьба с которым и отсутствие у детей воспитания порождают чудовищный ученический беспредел.
Спор учителя и родителя вообще, как мне стало в последнее время казаться, неразрешим "теоретически" и "шаблонно" - только лично. А это трудно - см. пред. комментарий про стандарт :(
Люди-то нестандартные :)
edgar_leitan
May. 26th, 2009 08:31 pm (UTC)
Я подозреваю, что везде примерно одно и то же. Общий уровень среднего образования -- "туши свет"! Но попадаются дети-умницы. У меня было несколько очень умных учеников, замечательных людей, кстати, по своим человеческим качествам. Все они меня любили и очень помогали своим вниманием, интересом и доброжелательным отношением в школе выжить, не потеряв рассудок.
man_inthestreet
May. 24th, 2009 07:12 pm (UTC)
Думаю, до крайностей все равно не дойдет. Думаю, ученики сами будут требовать живого вмешательства учителя. Иначе получится как с тем профессором, который решил вместо себя оставлять магнитофон, проигрывающий лекцию, и в один прекрасный момент обнаружил в аудитории вместо учеников десяток диктофонов рядом с магнитофоном
edgar_leitan
May. 25th, 2009 12:31 pm (UTC)
Забавно... А это притча, или действительный случай из жизни?
Мне вот в течение года 2 класса приходилось переучивать делать "рефераты", то есть доклады. Их научили, что для всех справок существует "Википедия", а произнесение "доклада" сводится к чтению распечатки из интернета. А потом мне вменили в вину, что я ввожу в гимназии университетские методы, "не соответствующие возрасту"...
man_inthestreet
May. 29th, 2009 07:40 pm (UTC)
Я уже не помню, кто мне эту историю рассказывал. Но скорее всего, конечно, притча.
А по поводу докладов - да, думаю для всех преподавателей это большая проблема сейчас. В некоторых ВУЗах, где философия - непрофильный предмет часто просто просят написать 5 станиц своих мыслей вместо 20ти страничной компиляции. Наверное в этом есть что-то позитивное
edgar_leitan
May. 30th, 2009 01:31 am (UTC)
На толковые компиляции я бы не стал так ополчаться: это тоже наука и искусство, и весьма полезно для дела бывает.
А "свои мысли" -- это вообще товар дефицитный. С другой стороны, если не читать всякую специальную литературу, исследования на тему, не размышлять над прочитанным, -- то откуда взяться "своим мыслям"?
Я помню, как когда-то нам в Лесотехнической Академии в Питере преподавали философию. Грустное было зрелище. Это помимо того, что там был в основном всякий марксизм да ленинизм, который я с самого детства ассоциировал исключительно со словами "лениться" и "лень"...
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com