?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вот это название!



Американские коллеги-востоковеды порадовали замечательным знанием своего предмета (буддологии), а также непревзойдённым остроумием, назвав недавно выпущенный сборник статей "Буддийским БОГОСЛОВИЕМ". Для тех, кто не очень в теме: Одним из основных постулатов буддизма (любых направлений) является вера в отсутствие индивидуального "я". Не является буддизм и теистической религией.

Comments

( 66 comments — Leave a comment )
piotr_sakharov
Jul. 28th, 2009 08:51 pm (UTC)
Да, я всегда вздрагивал от этого словосочетания.

Хотя... м.б., категорию Адибудды с некоторой натяжкой... можно... ммм...
edgar_leitan
Jul. 28th, 2009 11:06 pm (UTC)
:)))Но это уже какой-то совсем особый случай будет...
А там обычные буддологические статьи. Правдам, я пока не успел посмотреть подробно -- запал на название. Один коллега, работающий в библиотеке (правда, сам буддист) сильно ругался.
shantira_shani
Jul. 29th, 2009 12:33 am (UTC)
Эдгар!!
Ну куда Вам тягаться с американцами... Не понимаю. Ведь Вы кто? - простой среднестатистический европеец - а они АМЕРИКАНЦЫ!!! А значит умнее всех нас вместе взятых.
edgar_leitan
Jul. 29th, 2009 03:45 pm (UTC)
На самом деле это тенденция американской академической школы. Филологи они обычно тоже не очень, зато всегда берутся (как и русские, впрочем...) за написание книг на самые глобальные темы, с самыми смелыми обобщениями, однако на более чем ограниченном материале! Сравнить можно с теориями покойного Л. Н. Гумилёва. Но тот сочинял свои трактаты в лагере, где не было книг для справок...
lal_balu
Jul. 29th, 2009 01:28 am (UTC)
информации для, цитаты из пары рецензий:

Can there be such a thing as Buddhist Theology? Before reading this book, I would have thought this notion a contradiction in terms. Surely, if one can assert anything about Buddhism, one can confidently state that it is non-theistic? I ordered this book out of sheer perversity. ‘Another attempt to Christianise Buddhism, to sneak God in,’ I scoffed. I was wrong. On reading the introduction, a collaborative effort by the two editors, it quickly became apparent that this was a deeply serious work. It proposes an important and much needed new approach to the scholarly study of Buddhism that should be of benefit not only to academics but also to practitioners. Indeed, its principal strength is that it seeks to revise this peculiarly modern distinction, a distinction that would have seemed incomprehensible to Buddhists of the past.
http://www.westernbuddhistreview.com/vol3/buddhisttheology.html

The editors of the volume understand "theology" to label a normative, tradition-centered intellectual enterprise. In the case of Buddhist theology, this means, first, that Buddhist theologians take some particular Buddhist tradition to be normative for them, to constrain and order their intellectual work, and to provide a technical lexicon and a set of intellectual purposes or goals. Second, it means that Buddhist theologians understand their own work to be a contribution to the development of the tradition out of which they speak, think, and write: they want, perhaps, to offer tradition-specific interpretations of or judgments about contemporary phenomena; or they want to develop the tradition's understanding of itself; or they want to apply the tradition's claims and understandings in a critical fashion to lively opposed claims and understandings found outside any Buddhist tradition.
This understanding, stated most clearly in the editorial introduction and in José Cabezón's essay, "Buddhist Theology in the Academy," distinguishes Buddhist theology on the one hand from academic studies of Buddhist materials (texts, practices, buildings, statues, and so forth), and on the other hand from instruction in the Dharma (what Christians would call catechesis).
http://www.globalbuddhism.org/1/griffiths001.html
edgar_leitan
Jul. 29th, 2009 03:56 pm (UTC)
ОК. Большёе спасибо за цитаты из рецензий, надо будет посмотреть книгу более подробно. Я примерно понимаю, что Х. Кабесон имеет в виду: "theology" как особо сконструированный термин, отличный от "теологии" в христианском или мусульманской смысле. Наверняка у них были свои причины, чтобы так назвать.
У меня просто пока руки не дошли её полистать, я буквально пробегал мимо и остановился на колющем глаза названии :) Ладно, посмотрю на неделе и скажу своё мнение.
Просто знаю, что с точки зрения германской (австрийской и немецкоязычной академической науки) это некорректное название и подняло бы большой шум. Но у американцев иногда другой подход.
edgar_leitan
Jul. 29th, 2009 05:39 pm (UTC)
Если это окажется так, каким видится по рецензиям, то я, верно, вынужден буду свою иронию пересмотреть :)
freez
Jul. 29th, 2009 05:49 am (UTC)
Бога нет, но теология есть ))) может быть, книжка именно об этом?
edgar_leitan
Jul. 29th, 2009 03:29 pm (UTC)
Нет-нет, это просто сборник буддологических статей. Но звучит -- как "чернила белые" :)
freez
Jul. 29th, 2009 04:11 pm (UTC)
я тут недавно познакомился с одним очаровательным буддистом из Камбоджи. И понял, что я о буддизме совершенно ничего не знаю. Для него Будда - Бог. Буддизм - религия.
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 29th, 2009 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Jul. 29th, 2009 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 29th, 2009 11:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Jul. 30th, 2009 05:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 31st, 2009 08:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Jul. 31st, 2009 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 1st, 2009 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Aug. 1st, 2009 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 2nd, 2009 12:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Aug. 2nd, 2009 07:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 2nd, 2009 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Aug. 2nd, 2009 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 3rd, 2009 10:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Aug. 4th, 2009 05:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 4th, 2009 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Aug. 4th, 2009 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 5th, 2009 05:25 pm (UTC) - Expand
valentin_irkhin
Jul. 29th, 2009 06:40 am (UTC)
Прежде чем получится, что Его нет, с Ним надо долго рабоать, узлы распутывать.
Двже Нагарджуне пришлось с этим серьезно разбираться...
**
Только Будды и Архаты раскрывают Мою истинную сущность, победили Меня. Все другие существа живут под моей деспотической властью. Я приговариваю их к смерти и дарую им жизнь. Я божество, приносящее им благополучие, которым они наслаждаются. По Моей воле совершаются добрые и злые дела (ср.Ис.45:7). Богов, императоров, царей, богатых и бедных, сильных и слабых, благородных и низкорожденных, счастливых и несчастливых, благородных и низкорожденных, счастливых и несчастных духов, обитающих в этом мире и в верхних и нижних мирах, – всех их Я возвышаю или ниспровергаю до подходящего каждому из них состояния. Я унижаю вознесшихся высоко и возвеличиваю низкостоящих согласно некоторым совершаемым ими делам. Поэтому Я действительно Бог, который правит этим феноменальным миром (Тибетский канон, Провозглашение о всемогуществе кармы, цит. по: Великий йог Тибета Миларепа).
edgar_leitan
Jul. 29th, 2009 03:42 pm (UTC)
Интересно бы знать, какое слово использовалось в тексте, которое вольно переводится на русский как "Бог" (я знаю эту книгу, это перевод на русский с английского, а не с тибетского!). Наверняка, не тибетское lha! Скорее всехо, тибетский аналог индийского "Брахмы" или "ишвары".
Но, в общем-то, приводимая Вами цитата, даже в данном более чем вольном переводе с перевода, доказывает, что не всё так просто. Однако, сборник не имел в виду подобное "мистическое" толкование, как то, что даёт Миларепа. Там имелись в виду просто статьи на тему "о природе Будды" и всё такое, то есть о "буддологии".
На школьном же уровне всякий буддист скажет, не имея прозрений, подобно тем, что у Миларепы (или других буддийских йогов), просто из знания набора основных текстов, что "мир не сотворён Богом, но безначален".
Я понимаю, можно всё усложнить и переспросить, кто такой "буддист" и какие "основные тексты имеются в виду...
Но название всё равно неудачное, сравнить можно с названием давней книги В. П. Васильева "Буддизм, его догматы..." (примерно...).
Потом, название звучит ещё, как если бы продолжать говорить о "буддийских сектах" или "ламаизме". Все эти названия в высшей степени некорректны с точки зрения академической науки. А сборник именно что академический (с претензией на это), а не "мистический" трактат.
valentin_irkhin
Jul. 30th, 2009 05:45 am (UTC)
Я понимаю, что на уровне академических терминон и имен всегда можно провести различия. Я хотел сказать, что в буддизме приходится решать те же реальные проблемы, что и в библейских религиях (ведь в Библии такие же варианты со словом Элохим, которое употребляется в разных контекстах и на разных уровнях, как и божественные имена в индуизме). Кажется, что эти проблемы более важны, чем академические схемы. Все-таки уровень сутр выше, чем трактатов-шрути. Нагарджуна писал не только трактаты, но и молитвенные гимны...

Можно еще вспомнить пртичи о Старце из Лотосовой сутры. Или
Сутра о Белом Старце (конечно менее авторитетная)
http://lit.lib.ru/img/i/irhin_w_j/vadjramahabhajrava/belyj_staretz.htm

В общем, я согласен с претензиями к западному "академическому" подходу, не основанному на реальном опыте.
(no subject) - valentin_irkhin - Jul. 30th, 2009 06:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 31st, 2009 08:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - valentin_irkhin - Jul. 31st, 2009 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 31st, 2009 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - valentin_irkhin - Jul. 31st, 2009 10:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 31st, 2009 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - valentin_irkhin - Jul. 31st, 2009 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 1st, 2009 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - valentin_irkhin - Aug. 1st, 2009 04:14 pm (UTC) - Expand
freez
Jul. 29th, 2009 06:56 pm (UTC)
это же Эвантс-Вентц. Там перевод с перевода.
valentin_irkhin
Jul. 30th, 2009 05:48 am (UTC)
Все стараются как могут.
В конце концов важен смысл, а не буква :)
(no subject) - freez - Jul. 30th, 2009 05:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - valentin_irkhin - Jul. 30th, 2009 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Jul. 30th, 2009 07:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - valentin_irkhin - Jul. 30th, 2009 08:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Jul. 30th, 2009 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - valentin_irkhin - Jul. 30th, 2009 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Jul. 30th, 2009 09:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - valentin_irkhin - Jul. 30th, 2009 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Jul. 30th, 2009 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 31st, 2009 08:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Jul. 31st, 2009 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 1st, 2009 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Aug. 1st, 2009 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 1st, 2009 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Aug. 1st, 2009 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 1st, 2009 11:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Aug. 2nd, 2009 06:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 2nd, 2009 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Aug. 2nd, 2009 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 3rd, 2009 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Aug. 3rd, 2009 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 31st, 2009 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - valentin_irkhin - Jul. 31st, 2009 09:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jul. 31st, 2009 09:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - valentin_irkhin - Jul. 31st, 2009 10:21 am (UTC) - Expand
( 66 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com