?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Мысли о тоталитаризме



В связи с постоянно появляющимися новыми "радостными" известиями с исторической родины то об ОФИЦИАЛьНОМ введении обязательной перлюстрации переписки при каждом почтовом отделении, то о планирующемся запрещении Скайпа и других средств IP-телефонии, недоступных прослушке для "родных" всепроникающих "органов" (раковых метастазов?..), то об изобретении очередных политических статей и прочем в том же роде, вновь подумалось о том, что человек, а тем более народ получает столько свободы, сколько её заслуживает.


И не только историческая родина радует. Вспомнилось доброе времечко, когда я преподавал в австрийских гимназиях, порой сознательно из "хулиганства" произнося что-нибудь против неписанных законов политкорректности. Например, цитируя в своём классе венского драматурга-классика Йоханна Нестроя, где он говорит о "неграх". До сих пор с поёживанием вспоминаю делегацию от родительского комитета к директору с обвинениями меня в "расизме" и мои попопытки объясниться словами киногероя из фильма "Брат-2": "Так нас же так в школе учили — что в Африке живут негры, в Китае живут китайцы, в Германии немцы, в Израиле евреи..."

После этого я с деланно невинным видом называл страницу упомянутого классика Johann Nestroy (где чёрным по белому так и написано: "негры" — „Neger“) и интересовался, в каком это демократически принятом законе (каким референдумом), или где в Конституции Австрийской Республики перечислены слова, запрещённые к употреблению? Мои оппоненты замолкали, возмущённо отдуваясь и говоря, что "ведь есть такая вещь, как политкорректность..."

Я замечал на это, что такой вещи, как "политкорректность", нет в законах, которые я обязан исполнять, как гражданин демократического государства, которому гарантирована свобода слова и свобода выражать своё мнение.

Запрещено открыто призывать в СМИ к насилию в отношении отдельных лиц или групп. Запрещено открыто (официально) выражать симпатии к национал-социализму — здесь глубокая травма австрийцев и немцев. А употреблять какие-то слова не "запрещено". Но оказывается, наши вроде как свободолюбивые европейцы сами постепенно отказываются от гарантированных свобод.

Один мой знакомый говорил, что знает достаточно много людей, которые произносят "негр", имея при этом в виду всего лишь "чернокожего африканца", и неких сограждан, произносящих "чёрный", подразумевающих при этом — "негр"! Не знаю, понятна ли вся тонкость сарказма человеку, живущему в России...

Несколько лет назад, в начале 2000-х, проживая в одном церковном общежитии, я усиленно занимался в это время арабским языком в университете. Шутки ради я наговорил на свой телефонный автоответчик несколько совершенно безобидных арабских фраз, для непосвящённых звучавших, видимо, весьма грозно. Изумила меня реакция нескольких моих знакомых. Они на полном серьёзе уговаривали меня эти фразы стереть, поскольку "это небезопасно — телефоны прослушиваются", и "неизвестно, чем это может закончиться"...

Я сказал, что если спецслужбы получают своё жалованье не даром, то уж наверное они смогут отличить серьёзного террориста, вынашивающего зловещие замыслы, от безобидного шутника. Как-никах, университетская арабистика теперь делается всё более популярной. На мою слабую попытку возразить, что вообще-то здесь в Центральной Европе прослушка запрещена законом, кроме случаев, разрешаемых с санкции суда, собеседники лишь отмахивались — дескать, в "демократию" с её писанными и гарантированными свободами никто давно не верит!

В тот момент я не нашёлся, что возразить, но не переставал время от времени думать об этом. О том, как легко мы все ради любимого комфорта и привычного течения жизни (которое нам только мнится, даже в самой наистабильнейшей Европе) отказываемся от эпохальных завоеваний западной цивилизации, — от свободы человеческой личности, и как легко отдаём её за котелок "египетской мясной похлёбки", а то и за порцию пустой баланды, пахнущей тюрьмой, ставшей уже почти родным домом.

Наверное, за всем этих стоит известный фатализм как подспудное, малоосознанное массовое мировоззрение, которое ничего общего не имеет с христианством, зато напрямую — с верой в Судьбу, предопределение, требующее архаики магизма в сознании.

Видимо, поэтому и в Европе, и в России (почему-то её любят отличать от "Европы") так принято ругать Рене Декарта с его императивом мышления. При этом большинство ничего о нём не знает, кроме крылатого выражения "cogito ergo sum" ("я мыслю, следовательно, существую") — это в лучшем случае! В нынешней России откат к примитивному магизму рода-племени, с его зацикленностью на "крови", прикрывается церковным клише "соборности". Известно, однако, чем обернулся этот такой важный теологумен восточно-христианского богословия, будучи плохо переваренным "полуверующей массой" — беснованием красных бандитов и одержимого их демонами "народа"! Кроме того, естественно, который пошёл на "удобрения" для "восстановления" страны...

Магизм в постхристианской Европе выражается в растущей популярности всего "восточного", особенно адвайта-веданты или буддизма (это в лучшем случае), где ни в коем случае не должно быть "личного Бога", а тем самым и человеческой личности с её (возможной) свободой и ответственностью, и где главным следствием такой сознательной установки является в лучшем случае культивирование эгоистичной "духовности" с её "самореализацией".

Конечно, в отношении буддизма это звучит чрезмерным упрощением, особенно для тех, кто имеет о буддизме более конкретное или "научное" представление. Но таково моё впечатление от многих евро-буддистов, с кем приходилось и приходится близко общаться. Уже не говорю о более "дешёвых" вариантах, наподобие всяких движений Нью-Эйдж или "транцендентальной медитации".

Общим для таких европейских сограждан является прямая ненависть или нетерпимость к христианству, а особенно в его церковном приявлении. Она обычно соседствует с почти полным невежеством относительно его истории и учений. Не скажешь, увы, что всегда и во всём сама христианская Церковь была или продолжает пребывать на высоте. Особенно римско-католическая Церковь пожинает ныне горькие плоды сведения Христовой вести к одним лишь жёстким запретам в половой сфере, к их чрезмерной акцентуации, в ущерб другим заповедям. Не отсюда ли вся печально знаменитая "сексуальная революция"?..

После всех этих мыслей, не во всём уж очень оригинальныx, хотелось бы подумать, а какова моя лично во всём этом роль? Что можно противопоставить обвинению одного читателя моего Журнала в "прекраснодушном либерализме", "касталийских очках" и "непонимании, в каком мире мы живём"?
Я давно уже заметил — где спор ведётся между людьми русской культуры, немедленно следует групповое отождествление собеседника, его записывание в какой-нибудь из известных кружков. Раз я довольно долго уже живу в Европе, значит, как заметил мне недавно один собеседник, "выражаю взгляды тамошних либеральных интеллектуалов", считающих своим долгом "печаловаться" там о судьбе китов, малых народов с их исчезающими языками, о таянии полярной шапки...

При этом говорить за себя одного я как бы уже и не могу или не имею права! Классический русский групповой подход, губительный как для индивидуального мышления, так и исподволь, по закону больших чисел, тем самым готовящий почву для нового тоталитаризма.

Объединяющаяся Европа, как мне сейчас видится, семимильными шагами движется к некоему подобию Советского Союза. В общем, против чего боролись, на то и напоролись! Видимо, будет постепенно всё более оттачиваться и своя имперская идеология, во главу угла которой будет положена иделогия "мультикульти" (как говорят в немецкоязычном пространстве) — утопический проект цветущего и плодоносящего сосуществования малосовместимых культур и религий. Вроде "постхристианского" христианства и ислама в его родоплеменном архаичном варианте…

При этом принудительность мышления определённым образом должна следовать с необходимостью. Видимо, мыслительное диссидентство будет как-то наказываться. Да это уже и теперь происходит...И двигателем всего должен быть проект чего-нибудь этакого всемирного. Если не религии, то хотя бы глобальной экономики под руководством Штатов. "Прогресс" как идея, как идеология далеко не такой мёртвый, каким казался сразу после Войны.

Впрочем, я сбился с "мышления о" — на сам предмет, о котором могу рассуждать только гадательно… Что касается мышления, то не могу удержаться, чтобы не процитировать несколько мыслей А. М. Пятигорского из его статьи "Реакция философии на тоталитаризм":

„Тоталитаризм как идея не связан не только с государством, с политическим режимом, политической идеологией или даже с характером спонтанно существующего общества. Сама проблема тоталитаризма — это не то, "как ты живёшь", а то, "как я мыслю".

Тоталитаризм — при самом элементарном философском осознании — есть принудительность моего мышления. Это означает не то, что я мыслю, как другой, мо и что другой мыслит, как я. И это называется "единодушием", или "единомыслием", или "общим языком", или "основанием для взаимопонимания".

Если говорить о тоталитаризме в специфически философском смысле, то он конкретизируется в таком явлении, как принудительность методологии... Смысл этой методологической принудительности очень прост: человек должен думать определённым образом, чтобы... не думать. Не думать о своём мышлении, не думать о своей судьбе.“

Comments

( 58 comments — Leave a comment )
ivanov_petrov
Aug. 6th, 2009 04:10 am (UTC)
А нет ли среди всего чудовищного количества всевозможных семинаров, лекций и курсов, которые происходят...в Европе (пусть уж так звучит, неловко) - таких, где бы разъяснялось насчет недоведения политкорректности до идиотизма и угрозы свободе, о роли христианства в личностном росте и прочих вещах? Раз есть граждане, которые не понимают - может быть. если бы собрались и им бы объяснили, это бы чуть-чуть подействовало? Например, с разъяснением от судей, что коли телефон будет прослушиваться - это подсудное дело для той организации (хоть бы и полиции), которая этим занялась?

Или такого не может быть. потому что очень глупо - все всё сами знают, но просто такая жизнь?
turbik
Aug. 6th, 2009 08:33 am (UTC)
:)

"курсы" и семинары не требуются. автор дает слегка упрощенную картину.
та же Австрия остается самой неполиткорректной страной в Европе: неизменная популярность крайне правых партий тому подтверждение.

и - европейцы дают ответ делом: в Голландии, Германии, Дании, Италии, Франции ужесточаются миграционные барьеры и требования к соискателям гражданства. в частности, в Германии принята доктрина сужения иммиграционного потока и подготовки общества к жизни в доме престарелых. то есть, лучше старее и беднее, но среди своих.

и нет в Европе "ненависти к христианству" и популярности буддизма. это выдумки. равнодушие есть.
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 6th, 2009 10:12 am (UTC) - Expand
edgar_leitan
Aug. 6th, 2009 10:04 am (UTC)
Насчёт судов, прослушки и прочего -- естественно, официоально всё запрещено. Но вот закон недавно приняли о хранении всех телефонных контактов (не разговоров, а только информации о контактах!) в течение то ли полутора лет, то ли года. Было много шума в печати, но потом как-то подуспокоилось. Объяснили урозой терроризма -- и все замолчали.
Какой-то крупный скандал были пару лет назад по поводу прослушки, но кажется, дело касалось неких известных лиц из политики. Поэтому и шумели. В результате какие-то высокопоставленные чиновники полиции полетели! Но то политики!
Семинары об "угрозе (чрезмерной) политкорректности"? -- нет-нет, ПК -- это вроде "священной коровы", не трожьте её! ;)) В быту многие всё понимают и над многими вещами смеются, но, кажется, обычные люди давно перестали что-либо решать. Хорошо, хоть выборы ещё честные, как кажется. То-то правящие элиты бывают недовольны...
"О роли христианства..." -- христианских и церковных семинаров полно, естественно. Но то наша пока ещё очень католическая Австрия... Одновременно, несколько лет назад (году в 2002 или 2003) вышла дико антихристианская книжка хамских комиксов про Христа. Где Он с апостолами изображён в виду кумарящих джанки... Было, конечно, несколько протестных публикаций, но большинство решили, что протесты -- это только пиар книжонке. Тем дело и закончилось.
Почему-то никто не решается опубликовать подобную же книжку об исламе -- боятся, понятное дело! Вон из-за пары карикатур какой запах поднялся!
lady_vi
Aug. 6th, 2009 05:17 am (UTC)
Спасибо, очень похоже.
Особенно это: "утопический проект цветущего и плодоносящего сосуществования малосовместимых культур и религий".
edgar_leitan
Aug. 6th, 2009 10:22 am (UTC)
В своё время я думал по-другому, но постепенно прихожу к таким вот малоутешительным выводам.
(no subject) - lady_vi - Aug. 6th, 2009 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 6th, 2009 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - lady_vi - Aug. 6th, 2009 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 6th, 2009 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - lady_vi - Aug. 6th, 2009 10:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 6th, 2009 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - lady_vi - Aug. 6th, 2009 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 6th, 2009 11:20 am (UTC) - Expand
freez
Aug. 6th, 2009 05:48 am (UTC)
Я думаю, что сказать о буддизме "главным следствием такой сознательной установки является в лучшем случае культивирование эгоистичной "духовности" с её "самореализацией"" будет чем большим, чем "чрезмерное упрощение" ))) Разве буддизм культивирует "эгоистичную "духовность"" ?
edgar_leitan
Aug. 6th, 2009 10:16 am (UTC)
В данном случае я имею в виду скорее не "буддизм", а его популярные суррогаты. Не буддизм культивирует означенное, а многие люди, которые мне здесь встречались и выражали к буддизму симпатии. Ну а потом, даже не это, а масса всякой fast-food/instant religion, вроде ТМ.
Только у меня куча знакомых, которые тратят массу денег на какие-то дорогущие адвайтистские или явно эзотерические семинары. Лучше бы санскритом серьёзно занялись!.. :)
(no subject) - freez - Aug. 6th, 2009 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 6th, 2009 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Aug. 6th, 2009 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 6th, 2009 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Aug. 6th, 2009 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 6th, 2009 05:20 pm (UTC) - Expand
natal_li
Aug. 6th, 2009 08:23 am (UTC)
Эдгар, спасибо огромное за эти мысли. И за Пятигорского, которого давно собираюсь прочесть (а что-то - перечитать).
Я тоже давно с тревогой слежу за эволюцией - как российсского, так и европейского общества, и тоже - несмотря на все несходство и непохожесть,замечаю заставлюющие задуматься параллели.
Движущая сила обеих эволюций - в отказе от свободы, покорная готовность променять ее на "чечевичную похлебку" чувства безопасности и принадлежности к категории "как все". Подлинное христианство для такого нивелирующего общества, действительно, взрывоопасно, ведь это сама свобода, беспрестанный риск веры.
Надо, наверное, действительно, как-то всерьез задуматься (и спасибо вам за толчок), - что же это такое - тоталитаризм сегодня, тот его новый лик, который предвидел Аверинцев. И как нам перед этим "ликом" удержаться в свободе, сохранить (или, может быть, впервые обрести) способность думать, а значит - жить.
edgar_leitan
Aug. 6th, 2009 10:28 am (UTC)
Спасибо!
С Аверинцевым мы как раз много в своё время на эти темы переговорили, в Вене.
С другой стороны, мне, увы, кажется, что православная Церковь в России свой исторический шанс упустила, католическая в Европе тоже маргинализуется.
Но может, это и есть судьба исторического христианства --постепенно отходить от "большой политики", являя собой некую альтернативу?
"Лик тоталитаризма" -- именно в мышлении, как говорит А. М. Пятигорский. По крайней мере, тут я реально могу над чем-то работать...
natal_li
Aug. 6th, 2009 11:38 am (UTC)
Re: Спасибо!
А моежт, это и хорошо - этот упущенный церквями исторический шанс? Ведь поражение всегда плодотворнее победы. Не упусти они этот шанс - может быть мы сегодня, изнутри таких церквей. и не заметили бы даже, - как давно и незаметно мы отреклись от свободы?
А так - и в католичестве, и в православии (и даже граница тут перестает ощущаться своим болезненным бременем) - остаются живые, свободно живущие люди. Пусть их мало и там, и тут - дело ведь не в количестве. Они могу встречаться, из этого общения может рождаться живое чудо церкви.
Статью Пятигорского нашла, в ближайшее время прочту. Вот за это особенно спасибо - за то, что подсказали о связи тоталитаризма с самой проблемой мышления, с выходом - к свободной мысли. Мне - вот так напрямую - почему-то раньше это не приходило в голову. (И как всегда, когда тебя накрывает с головой какой-то правдой, удивляешься - как же я раньше этого не видел?).
Тут еще, по-моему, чем-то может помочь Ханна Арендт - и не только своими мыслями о тоталитаризме, сколько еще и самим построением, самим ходом своей мысли. Ну и Бибихин, конечно...
А что вам говорил Аверинцев? Не поделитесь?
Re: Спасибо! - edgar_leitan - Aug. 6th, 2009 05:17 pm (UTC) - Expand
Re: Спасибо! - natal_li - Aug. 7th, 2009 07:36 am (UTC) - Expand
Re: Спасибо! - edgar_leitan - Aug. 8th, 2009 02:32 pm (UTC) - Expand
Re: Спасибо! - natal_li - Aug. 8th, 2009 02:58 pm (UTC) - Expand
Re: Спасибо! - edgar_leitan - Aug. 8th, 2009 03:17 pm (UTC) - Expand
Re: Спасибо! - natal_li - Aug. 9th, 2009 07:57 pm (UTC) - Expand
Re: Спасибо! - edgar_leitan - Aug. 9th, 2009 08:06 pm (UTC) - Expand
petrark
Aug. 6th, 2009 08:28 am (UTC)
Я тоже думаю эти мысли.
И они очень созвучны тому, что пишет Н.Я. Мандельштам в воспоминаниях, которые я сейчас читаю. И об отходе от христианства и увлечении поверхностно понятым "востоком", и о единомыслии.
edgar_leitan
Aug. 6th, 2009 10:18 am (UTC)
Я, конечно, всё предельно упростил, но именно таковы мои кошмары.
oleg_orlov
Aug. 6th, 2009 08:38 am (UTC)
"Видимо, поэтому и в Европе, и в России (почему-то её любят отличать от "Европы") так принято ругать Рене Декарта с его императивом мышления."
------------------------------------------
Не знаю, как в Европе, а в России о Декарте даже по пьяни и слова плохого не скажут. А за систему координат до сих пор помнят и уважают.
В отличие от Европы, думаю.
edgar_leitan
Aug. 6th, 2009 10:21 am (UTC)
Да что Вы?! А мне казалось, что Декарта принято ругать...
Так его в России уважают за его математику, а не философию, о которой вряд ли кто-нибудь что-то слышал. Я сам умудрился схлопотать за него, родимого, двойку в школе, -- именно на математике (наверное, единственную за весь курс математики), -- потому что не выучил его биографию! :)) С тех пор я Декарта зауважал! ;)
man_inthestreet
Aug. 6th, 2009 05:08 pm (UTC)
Эдгар, спасибо за текст.
А это видел? http://navalny.livejournal.com/387047.html
Очень в настроение Твоего поста
edgar_leitan
Aug. 6th, 2009 05:25 pm (UTC)
Ты считаешь?.. Я, честно сказать, думаю, что та публикация совсем другая. Там о конкретных вещах -- Газпроме и хищениях, связанных с ним. У меня же размышления на другую тему, и очень субъективные, не претендующие на то, чтобы быть выставленными в блоге президента Медведева в виде комментария :)
Кстати, минут 20 назад закончил проверять твою домашнюю работу! :)
P. S. Как Тебе мой последний санскритский стишок (довольно сложным размером, между прочим...) с санскритским же автокомментарием? ;-)))
man_inthestreet
Aug. 8th, 2009 07:38 pm (UTC)
Все-таки не забанили меня... уффф...
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 8th, 2009 07:49 pm (UTC) - Expand
edgar_leitan
Aug. 8th, 2009 02:30 pm (UTC)
Благодарю Вас. Буду размышлять...
al_zorin
Aug. 7th, 2009 07:43 pm (UTC)
да, Эдгар, наш диалог, похоже, не окончен. Не собираюсь оправдываться, замечу только, что из Ваших предыдущих постов вырисовывался образ стандартного (не в смысле ума, талантов и т.п., а в смысле следования определенным догмам) "хорошего западного человека", каких я знаю немало и люблю. Что ж, такова особенность виртуального общения, когда представление о человеке складывается из обрывочных высказываний, не транслирующих вневербальной информации о нем. Ваш новый пост показывает Вас с другой стороны, что мне только радует. Правда, не могу не удержаться от ответной претензии на Ваше обвинение меня в следовании стандартам некоего русского мышления. Это полная ерунда. Мне приятнее всего общаться с людьми, не связанными никакими национальными и транснациональными догмами.

Однако, Эдгар, почему "печально известная сексуальная революция"? Чем же она "печальна"?!
edgar_leitan
Aug. 8th, 2009 02:09 pm (UTC)
Вообще-то мне не свойственно прерывать общение по причине каких-либо расхождений :)
По поводу "западного человека": я очень много лет был перманентным критиком многих вещей, которые на "Западе" считаются само собой разумеющимися. Поэтому был для многих здесь — немного подозрительным и "не совсем своим". Считал, да и сейчас считаю, что моя "инокультурность" даёт возможность альтернативного видения. Вырос-то я полностью в Советском Союзе...
Однако, следя за развитием дел в России, я постепенно скорректировал какие-то свои мнения. Если мне свойственно в частном порядке едко отзываться о политкорректности, то для России я как раз бы желал чуть больше её, по причине полного отсутствия... Также в последние годы я стал приверженцем демократии (ещё в 1990-е склоняясь к монархии... ;-)), не считая её синонимом "дерьмократии" (как в России). По-моему, уж лучше плохонькая, но демократия, чем какой-нибудь путинизм или иной авторитарный режим. Но я не политик...
В частном порядке мне вообще свойственно высказываться резко и далеко не всегда самым литературным языком, хм... Это я к тому, что я далеко не такой "хороший" и правильный... Но я полностью исключаю всякий намёк на мат и грубость в моём ЖЖ. Пусть коллоквиализмы остаются для разговорного языка... Мне вообще бы не хотелось кого-либо сознательно обижать в своём ЖЖ — но не из преписаний политкорректности, а по свойству характера.
Считаю себя уже немного выросшим из национальной "догматики", хотя бы по причине своей жизни в самых разных странах. Но как тема для моего мышления всё это остаётся интересным и по-прежнему актуальным. См. например, перепечатку моего давнего ЖЖ-поста здесь. Сам оригинал — в моём Журнале.
Насчёт "стандартов мышления" — полагаю, что они в той или иной мере свойственны всем. Просто хорошо бы от них не зависеть полностью...
Но я не хотел Вас в них обвинять. Это был просто отпасованный удар... ;) С другой стороны, за русскими я вообще такое нередко замечаю, эту оценку собеседника по групповой принадлежности, где индивидуальность стирается до "партийности". Если Вам это несвойственно, то тем лучше!
Об указанной "сексреволюции" ;) — Я продолжаю придерживаться старомодного взгляда, что говорить о таких вещах, как "кроватная тематика", можно лишь с самыми интимными друзьями, да и то не всегда, и что это не касается никого, кроме тех, кого это касается...;-0 У нас же на "Западе" это давно превратилось в своего рода обсессию. Попробуйте-ка скушать десяток килограммов конфет за один раз... Как во времена "госхристианства" в католической Европе всё вертелось вокруг секса (в смысле, "как это грязно"), так теперь шагу нельзя ступить, чтобы не уткнуться взглядом в какие-нибудь огромные рекламы обнажённых тел. Эротизм как-то заместился почти неприкрытой порнографией. И за этим — определённое видение человека. Если я хоть чуточку приподнимаюсь над безусловным следованием инстинктам, то такая мономания не может видеться беспроблемной.
al_zorin
Aug. 8th, 2009 06:21 pm (UTC)
Ну и прекрасно. Кажется, мы все разъяснили. :))

Вы правы, многим россиянам не мешало бы научиться хорошим манерам. И демократия - это, без сомнения, не синоним "дерьмократии". А вот идея монархии мне не стерпима.

Да и другие предметы для расхождений остаются, но это же нормально, ведь так? Я, например, рад свершившейся сексуальной революции. Считаю сексуальное раскрепощение (и, возможно, прежде всего женское) одним из главных завоеваний минувшего века. Но здесь, как и везде, важно чувство меры.
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 8th, 2009 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - al_zorin - Aug. 9th, 2009 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 9th, 2009 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - al_zorin - Aug. 9th, 2009 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 9th, 2009 06:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - al_zorin - Aug. 10th, 2009 12:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 10th, 2009 06:07 am (UTC) - Expand
natal_li
Aug. 9th, 2009 09:03 pm (UTC)
Похоже, говорим мы примерно об одном, просто в разных ракурсах берем слово "жизнь". Я имела ввиду вовсе не химио-биологический термин, не органику, а - именно то основание, которое и позволяет сказать о мысли, что "мы ее держим".
edgar_leitan
Aug. 10th, 2009 06:12 am (UTC)
Я тоже разумел не био-органику... "Жизнь" в том смысле, что вот то-то "надо" делать, -- просто чтоб процесс дальше двигался. Работать, готовить еду... В отличие от "держания мысли", которое с точки зрения "низового типа" жизни (обычной повседневности, бытовой проблематики) вовсе необязательно... При этом можно очень много размышлять над "проблемами" жизни и их конкретными решениями. Но это, в терминологии Пятигорского, которую я с удовольствием позаимствовал, не будет "держанием мысли".
natal_li
Aug. 10th, 2009 07:27 am (UTC)
Значит, мы опять просто разошлись в терминах. Я имела ввиду вовсе не житейско-бытовое основание, а то, что Пастернак называет "но быть живым, живым и только", а Мамардашвили, всматривающийся в Пруста: "Найти себя живым". Именно в этом плане я и говорила о общности мысли и жизни, т.е. о выходе в нечто более общее, чем мысль, к тому основанию, которое уже и позволяет говорить о "держании мысли". Поиск этого основания, кстати, действительно хорошо прослеживается на приводимых вами примерах исчезания всех житейских "подложек" и угрозы уничтожения самого мыслителя. Лучше всего такой разворот всего человеческого существа, пытающегося остаться в живых в условиях тотального уничтожения всего живого, и именно оттуда, из этого, найденного, основания выстраивающего и мысль, и жизнь, - виден в работах В.Франкла. Т.е. поиск свободы мысли опять и опять, на мой взгляд, возвращает нас к тоталитарному опыту и его урокам.
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 10th, 2009 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natal_li - Aug. 11th, 2009 08:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Aug. 12th, 2009 11:48 am (UTC) - Expand
( 58 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com