?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Аверинцевы всегда были любителями и почитателями кошек. Наталья Петровна рассказывала мне о том, что их московский кот любил лежать на раскрытом сирийском словаре Payne-Smith-а (см. недавний пост), который В. С. Семенцов, по воспоминаниям Натальи-Петровны, в своё время подарил Сергею Сергеичу. При этом, развалясь на словаре и свесив вниз одну лапу, кот словно вглядывался в сирийские слова, постигая сокрытую в них премудрость, словно сознательно изучая язык...




На приводимых фотографиях изображена кошка в возрасте где-то 2-2,5 лет, которую Наталья Петровна Аверинцева недавно "удочерила". Кошечка Тина была взята на поруки из приюта для домашних животных. Прежде чем попасть к Наталье Петровне, она сменила, кажется, двух хозяев. Во мне она почти сразу же признала "своего", подойдя и обнюхав, и удостоив милостивого, игривого удара лапкой.



На руки кошка Тина не даётся никому, даже горячо любимой хозяйке, начиная шипеть и вырываться. Вероятно, её обижали в кошачьем приюте. И всё же, ей очень повезло с теперешней хозяйкой, которая не может на неё нарадоваться, кормит вкусными венскими шницелями. Уходя из дому, Наталья Петровна всегда кошке говорит, что скоро вернётся, чтобы та не волновалась :)
Как жалко, что Сергей Сергеич не застал этого милого животного...











[На фотографиях изображена кошка Тина, а также её хозяйка Наталья Петровна Аверинцева, -- в их венской квартире на Universitätsstraße, где до своей смерти в 2004 г. жил также и Сергей Сергеич, будучи профессором на кафедре славистики Венского университета.

Кстати, ещё одна деталь, что касается работы С. С. Аверинцева в Венском университете, к сожалению, малоприятная. После его смерти руководство кафедры даже не удосужилось повесить его портрет среди вывешенных портретов других профессоров, трудившихся на кафедре, -- до сего дня! -- хотя Наталья Петровна и давала им в своё время портрет С. С. Аверинцева для этой цели. Странная вещь -- человек отработал почти 10 лет, в ранге ординарного (полного) профессора, а после его смерти --как будто бы его тут и не было никогда! И это при всей известности его имени, и не только в России... Иначе, как демонстративным неуважением к памяти Сергея Сергеича, или уж полным разгильдяйством, я это объяснить не могу...

Надо только надеяться, что раньше или (скорее, много) позже будут в Вене и памятные таблички в его честь, и портрет на кафедре славистики. Что этим озаботятся если не "пофигистские" венские коллеги, то хотя бы кто-нибудь влиятельный из России, кому дорого имя и наследие Сергея Сереича Аверинцева. Будем надеяться, что беспамятство ещё не стало глубинной характеристикой всего российского общества...].

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
yu_mon
Aug. 12th, 2009 01:52 pm (UTC)
Какая чудесная Наталья Петровна!:) И - полное ощущение, что квартира - московская...
edgar_leitan
Aug. 12th, 2009 02:45 pm (UTC)
:) А Вы бывали в их московской квартире? Те, кто бывал, говорят, что обстановка практически та же.
У меня в ЖЖ есть пост "По Аверинцевским местам в Вене", где я выложил фотографии их квартиры (с разрешения Н. П.) более подробно. Можно пойти по тэгу "Аверинцев".
yu_mon
Aug. 12th, 2009 02:50 pm (UTC)
Нет, не бывала у них, к сожалению...
Но обстановка типичная и даже почти родная...:))
Ваши посты про С.С. читаю всегда с удовольствием.
edgar_leitan
Aug. 12th, 2009 02:52 pm (UTC)
:) Спасибо!
segop
Aug. 12th, 2009 06:59 pm (UTC)
Их квартира в Москве, конечно, сиьно отличалась от венской (небольшенькие комнаты, низкие потолки), но некоторые предметы вполне узнавемы, что создало у меня, при просмотре Ваших, профессор, фотоснимков, ощущение узнаваемости.
edgar_leitan
Aug. 12th, 2009 11:21 pm (UTC)
Здесь почти всё осталось, -- практически, как было при жизни нашего Академика. Я московскую-то квартирку не знал, а сюда хаживал не единожды. Здесь просторно...
segop
Aug. 13th, 2009 04:33 am (UTC)
Московская квартирка у академиков была вовсе не тесной. Напротив - там даже удобства были в двойном комплекте, а кухня была метров квадратных в десять, ежели даже и не более того. В том же доме проживали и некоторые обласканные большевиками предстовители кутейной знати - Ювеналий и Боровой. И всё же был тот домик уже "брежневским", а венская квартирка тянет, скорее, на "генеральскую" квартиру в "сталинке". Наталья-то Петровна какая старенькая стала! Я видел ея в последний раз году в 2002 или в 2003. В Пушкинском доме, куда они приезжали с Акадэмиком на непомнюкакуюуж конференцию... Кланяйся ей от меня.
edgar_leitan
Aug. 13th, 2009 08:11 pm (UTC)
Да я уже напередавал приветии, да рассказал о Твоих перемещениях пространственных, в милую сердцу Внутреннюю Монголию, в Китеж-град, что на легендарном "Светлояре"...
Отзывается с неизменным о Твоей Святости почтением...
segop
Aug. 12th, 2009 07:01 pm (UTC)
Одну из их московских кошек звали Катушка. Вот и венская кошечка Н.П. к катушкам неравнодушна, судя по фотографии.
edgar_leitan
Aug. 12th, 2009 11:24 pm (UTC)
Да, Н. П. про Катушку рассказывала. И ещё говорила, что у вашей общей знакомой, покойной Н. Л. Трауберг, был кот, который был "председателем" честертоновского общества, кажется :))
А кошка Тина игручая и царапучая. У Н. П. все руки исцарапанные...
segop
Aug. 13th, 2009 04:46 am (UTC)
Да, у Н.Л. был кот Иноцент Коттон Грэй (в просторечии Кеша). Царящий в компании дух возвышенного весёлого юродства, действительно, вознёс Кешу на председательское место. В глубочайшей старости свой он был весьма похож на облезлую мумию. Сопречтясь же котовьему народу своему, был предан земле в Новодевичьем монастыре под колокольнею. Над его столиком в Вильне (до вторичного переезда Н.Л. в Москву году в 1983-м)Акадэмик, в одно своих давних гостеваний, закрепил открытку-репродукцию книжной миниатюры с непомнюкаким преподобным Иннокентием. Так он над котовьими мисочками и висела, а потом, уже в Москве, долго ещё мелькала где-то среди книг.
Исцарапанная же Н.П. напомнила мне вот что. Молоденькая собачья девча у моего брата проявляет три вида активности в отношении своего хозяина, сиесть - напрыг, кусьба и царапёж.
edgar_leitan
Aug. 13th, 2009 08:17 pm (UTC)
:-)))Меня Тиночка-кошечка милостиво удостоила обнюха, потёра и царапёжа. До напрыга дело пока но дошло.
А душа моя всё жаждет взглянуть на академиков образ "святаго отца нашего Оригена", кисти архимандрита Зинона. Это, наверное, уникальная икона. Однако Н. П. (да и С. С. в своё время) всё боялись её вести через рубеж-границу, по причине преизбыточествующа сребролюбия жестоковыйных татей-мытарей...
segop
Aug. 14th, 2009 03:26 am (UTC)
Афинейство голимое.
Оно, конечно, может, и интересно. Особенно шаровидный Христос Царь Небесный, каковой именно таковую совершенную форму должен бы, мн итмися, иметь по высокоумному мудрованию сего "святого отца" вашего. Я же по грубоумию своему и так обхожуся. У нас в китежгородской глуши да на Светлоярщине - как-то без афинейства сего попривыкли уж обходитися (зри Толстойский рассказец "Три старца").
edgar_leitan
Aug. 14th, 2009 09:10 pm (UTC)
Re: Афинейство голимое.
Да, рассказец сей читахъ некогда и вельми же ся утешахъ, а равно и Лесковымъ.
На Светлоярщине-то, поди, всё старцы тайныя, поддубныя, -- спасаются по келийкам лесным, да в глуши непролазной, творя чудеса велии, и народ-то всё верующий во Спаса-Отца да пречистую Матерь-Планиду...
segop
Aug. 15th, 2009 04:48 am (UTC)
Re: Афинейство голимое.
Какое там! Они тут, едва солнышко прегреет, все как один - взад-назад по глади водной чинно прогуливаются, да беседы неспешно ведут о материях духовных.
Только поддубные-то старцы - те в Латгалии, вероятно, и водятся.
В здешних же краях таковых не обретается. Подъельные всё больше, да подсосённые старцы.
edgar_leitan
Aug. 15th, 2009 10:37 am (UTC)
Re: Афинейство голимое.
Не под елью белый мох
Изоржавел и засох,
Зарастала чахлым мхом
Пахотинка чернозём.
Привелося за грехи
Раскосулить белы мхи
Призасеять репку,
Не часту, не редку...

И ещё:
На божнице табаку осьмина
И раскосый вылущенный Спас,
Но поёт кудесница-лучина
Про мужицкий сладостный Шираз.
segop
Aug. 15th, 2009 12:45 pm (UTC)
Re: Афинейство голимое.
Ваа, ваа!
ex_gorlanova692
Aug. 12th, 2009 02:17 pm (UTC)
Кошки наши всегда садились на наши рукописи
и мы считали, что это хороший знак
бывало, одну страницу из машинки достанешь
а кошка уже ждет, чтоб сесть
а насчет Аверницева не беспокойтесь
его идеи, его анализ "Троицы" всегда с нами
внутри наших душ
edgar_leitan
Aug. 12th, 2009 02:47 pm (UTC)
Всё-таки хотелось бы ждать от тех же венских его коллег большего понимания и внимания... Но думаю, что в своё время всё будет...
tania_al
Aug. 12th, 2009 09:05 pm (UTC)
Очень интересный и трогательный пост! Спасибо большое! Я тоже очень рада была увидеть Наталью Петровну на фотографии, узнать как она выглядит... Какое светлое лицо, глаза!

Сама я из тех бывших студентов, которые учили "Поэтику ранневизантийской литературы" наизусть абзацами, а на лекциях (которые иногда случались в МГУ) ловили каждое слово... Всё-таки Сергей Сергеевич был по-настоящему "культовой фигурой" в университете (в первой половине 1980-х, по крайней мере). Не только выдающимся учёным, но и человеком, обладавшим огромным моральным авторитетом. До сих пор многие его фразы лелею и пересказываю другим как этические максимы. Большое спасибо, что вспоминаете о нём в своём блоге!
edgar_leitan
Aug. 12th, 2009 11:28 pm (UTC)
Спасибо Вам! То, о чём Вы говорите, я знаю по рассказам слушателей С. С., по его собственным воспоминаниям или рассказам Натальи Петровны... Сам я лично знал С. С. только в Вене.
А его "Поэтикой" я до сих пор зачитываюсь...
tania_al
Aug. 13th, 2009 12:09 am (UTC)
Зато Вы его знали лично! : )) И многие почитатели С.С. могут Вам только завидовать )) Так что ещё раз спасибо, что вспоминаете о нём!
edgar_leitan
Aug. 13th, 2009 12:25 am (UTC)
:)
banshur69
Aug. 12th, 2009 09:22 pm (UTC)
Спасибо за интересный рассказ и за снимки.
А портрет... Sic transit gloria mundi, и ничего тут не поделаешь. Аверинцев по большому счету нужен только в России, да и то не всем. Я часто думаю, что человек платит после смерти за свою прижизненную славу. И наоборот - прославляется в качестве компенсации за прижизненное неузнавание.
edgar_leitan
Aug. 12th, 2009 11:36 pm (UTC)
:-) Да, gloria mundi... Воистину проходит. Но думаю, мы вообще вряд ли можем пока оценить значение той или иной фигуры науки или культуры. Слишком ещё Аверинцев наш современник, хоть уже и упокоился... А я даже не знаю насчёт России: неужели такие люди, по большому счёту, вообще бывают "нужны"? Они анахронизмы, и "нужны" разве что в этом их "ненужном" качестве.
Кому "нужны" бывают монахи, духовные подвижники?..
А кому нужен Пушкин в мире, кроме России? Вот Достоевский -- тот оказался в своё время "востребован", как создатель для Запада мифа о "загадочной русской душе". Кстати, этот миф, кажется, до сих пор на Западе живёт...
Мне вообще о его "объективной нужности" очень сложно судить. Слишком он стал частью жизни...
tapkalabum
Sep. 30th, 2015 09:48 am (UTC)
Добрый день!

Меня зовут Кирилл, я редактор издательства "Азбука", Санкт-Петербург. Я никак не могу связаться с Натальей Петровной Аверинцевой на предмет переиздания комментариев Сергея Аверинцева к "Новой жизни" Данте. Может быть, Вам известен адрес ее электронной почты?

Мой адрес kirill.krasnik@azbooka.spb.ru

Заранее большое спасибо!
edgar_leitan
Sep. 30th, 2015 09:55 am (UTC)
Уважаемый Кирилл,
насколько мне известно, Наталья Петровна не пользуется электронной почтой.
Kseniya Emelyanova
Nov. 2nd, 2017 02:14 pm (UTC)
Аверинцева Н.П.
Уважаемый Эдгар,
я работаю в издательстве, и мы хотим опубликовать одну из статей Сергея Сергеевича Аверинцева в качестве послесловия к книге Честертона "Человек, который был четвергом". Я ищу возможность связаться с семьей Сергея Сергеевича, кто является наследником на права публикации его трудов. Буду Вам очень благодарна, если Вы сможете мне помочь.
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com