?

Log in

Previous Entry | Next Entry



В прошлый вторник прошло моё первое практическое занятие санскритом с группой начинающих на нашей кафедре Южной Азии. Впервые — как обязательный практикум, а не только в качестве факультатива. Моя роль — кафедральный преподаватель (лектор), назначенный пока что на текущий осенне-зимний семестр. Группа начинающих — порядка 45 (sic!) человек записалось (правда, на моём, втором занятии присутствовало чуть меньше 40-а), так что наша самая большая аудитория (1 TB) была забита почти до отказа.


На самом первом занятии внимали как мышки, особенно моей изустной распевной декламации-рецитации стихотворных строф. Целью этого красочного "шоу" было убедить студентов в необходимости с самого начала овладевать правильным произношением фраз на санскрите, начиная с отдельных его звуков — чтобы звучало не только "более-менее" правильно, но и красиво. Попытался я также и развеять в кратком вступлении бытующий миф о санскрите как "мёртвом" языке.

С некоторым беспокойством думаю о необходимости вскоре еженедельно проверять домашние задания. В прошлом семестре это было лишь около 20 человек, и то приходилось немало сидеть. Как пойдёт дело с полусотней, пока не представляю.

Практика показывает, что значительная часть студентов, начинающих за здравие, заканчивает за упокой. К концу первого семестра, когда к всё усложняющейся грамматике добавляется изучение письма деванагари, многие бросают курс, а многие из выдержавших — не рискуют сдавать экзамен. Если же иметь в виду, что курс для начинающих по трёхтомнику Dermot Killingley, Beginning Sanskrit: a Practical Course Based on Graded Reading and Exercises. Newcastle upon Tyne: 2004-2006, рассчитан на 3 семестра обучения (в первый семестр — 6 часов в неделю, затем по 4 часа в неделю), то можно себе представить, что курс этот успешно заканчивает не такая уж большая часть от начавших его.

На мой вопрос, обращённый к аудитории, кто из студентов планирует дальше углублённо изучать индологию, несмело поднялось 6-7 рук.

Как бы то ни было, скромное начало положено! Дел в этом семестрe, похоже, невпроворот. Помимо санскрита, я должен преподавать также практические упражнения по введению в классический тибетский язык, сам их почти "из ничего" разработав. Кроме того, занимаюсь сам на трёх семинарах у нашей заведующей (один семинар по ньяе, — "Ньяябхушане", — чудом спасли, поскольку, кроме меня, вначале не было желающих на нём заниматься! Но дело спасла одна позже подошедшая студентка).

Ну а помимо этого, работа над проектами, магистерской работой (с параллельным накоплением материала для доктората) и дальнейшее самообразование в санскритской и тибетской литературе. Всё острее чувствую себя в этих областях почти что совсем необразованным, понахватавшимся лишь жалких вершков полунепереваренного знания. О, где найти время, и где те прежние силы, что бушевали некогда?

[Нa приведённых фотографиях представлена группа ещё не совсем в полном составе. Интересно, сколько из этих студентов будет ходить регулярно? Кто выдержит до победного конца?..]





Comments

( 33 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 10:59 am (UTC)
У нас не в армию разбегаются :) Скорее, на более "лёгкие" специальности. Но не факт, что даже закончившие 1,5-годичный вводный курс будут дальше заниматься именно санскритом, а тем более ИФ (Сутракарин давеча опять мне плакалась...;)
(Deleted comment)
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 11:08 am (UTC)
А, понимаю, в чём тонкость ;) Но это и вправду российская специафика ситуации. Наши студенты, если парни, в большинстве сначала идут в армию (кажется, всего 8 месяцев) или служат на альтернативной службе, а потом идуть учиться. Прямо со школьной скамьи среди моей группы начинающих санскритистов всего человек 5-6.
(Deleted comment)
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 11:16 am (UTC)
У нас, как видишь по фотографиям, наоборот, девичник :) Парней немного. Кажется, имеется парочка полубезумных фриков -- но это уже как водится. ;))
(Deleted comment)
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 11:22 am (UTC)
Таких хулиганов, к счастью, не наблюдается. Ходит какой-то совершенно шиваитского вида, с целой связкой рудракшевых гирлянд австрийский "свамиджи", в дхоти. Но он не буйный, а внимательный, тихий и вежливый.
ex_acque_vi
Oct. 11th, 2009 03:56 am (UTC)
у вас сначала грамматика, а потом деванагари?
у нас с точностью до наоборот)
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 10:57 am (UTC)
Ну это просто вопрос методического подхода. Студенты должны уметь у нас хорошо транслитерировать латиницей, вот их и приучают с самого начала к скрупулёзной научной транслитерации. Деванагари изучается где-то к Рождеству. В 1990-е годы вообще не обучали активному письму, только чтению на деванагари. Сейчас учат и писать, а не только читать. По книжке проф. Киллингли вообще подход к санскриту скорее как к живому языку, с множеством бытовых примеров.
ex_acque_vi
Oct. 11th, 2009 04:44 pm (UTC)
У нас по Бюлеру занятия.
Но я не в универе санскрит учу (вечерних и очно-заочных вариантов обучения индологии в московских универах нет), а на курсах.
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 10:45 pm (UTC)
Я и смотрю, что в России в ходу, практически, только Бюлер и Кочергина. Бюлер замечательный учебник, но это именно что учебник. Грамматика там на уровне элементарном, самые азы. Для углубления в тонскости языка надо, конечно, начитывать как можно больше текстов самых разных жанров, а также изучать какую-нибудь более серьёзную грамматику, вроде Макса Мюллера, Кильхорна, Витни, Кале, Вакернагеля, Рену, синтаксис Шпейера. А лучше несколько грамматических пособий параллельно. Я не говорю, конечно, что надо обязательно изучать индийскую (паниниевскую) систему в её тонкостях (на это потребовалось бы на одно много лет). Но если её совсем не знать, Вы никогда не сможете читать, адекватно понимая, даже простеньких схоластических, научных комментариев на санскрите.
Конечно, всё зависит от того, какого уровня Вы сами хотите в санскрите достичь, и литературу какого рода читать...
galenel
Oct. 11th, 2009 06:23 am (UTC)
Да, с такой большой группой заниматься трудно. У меня не было группы больше 25-ти человек, и, по-хорошему, ее тоже надо было бы делить на две.
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 10:46 am (UTC)
В прошлом году было начинающих порядка 20-25. Год на год не приходится. Конечно, это не идеал. Но для внешней "физиономии" кафедры неплохо, дескать, вон сколько студентов нашими науками интересуются!
man_inthestreet
Oct. 11th, 2009 07:07 am (UTC)
Да...Проверить 45 домашних заданий по санскриту - представляю каково это...
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 10:45 am (UTC)
Уже лью слёзы ;(
(Deleted comment)
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 11:09 am (UTC)
???
What's that? ;)
(Deleted comment)
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 11:18 am (UTC)
Иад
Век живи, век учись :) Повеяло духом, родственным Нашей Касталии ;)))
angels_chinese
Oct. 11th, 2009 09:39 am (UTC)
А реально заниматься самостоятельно по трехтомнику Киллингли?
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 10:48 am (UTC)
Я бы сказал, не очень. Могу Вам посоветовать гораздо лучший учебник, как раз прекрасно предназначенный для самостоятельных занятий: Walter Harding Maurer, The Sanskrit Language: an Introductory Grammar and Reader. Routledge: London etc. 2009.
angels_chinese
Oct. 11th, 2009 11:00 am (UTC)
Благодарю! Как раз пэйпербэк подоспел к этому году. И цена за два тома не так уж чтобы кусачая.
(Deleted comment)
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 11:13 am (UTC)
У нас только что вышла новая немецкоязычная грамматика санскрита, одного давнего венского выпускника, немца. Кажется, Guhl? (а может, ошибаюсь). Говорят, очень хорошая. Мне тоже понравилась, я, правда, пролистнул лишь бегло. Наверное, буду покупать. Издательство Harrasowitz. Стоит что-то около 30 ев.
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 11:11 am (UTC)
Я много лет назад хотел купить, но цена прежнего издания была заоблачной, что-то около 90 фунтов за каждый том. Теперь весь paperback у нас стоит ок. 46 евро. Я и купил для коллекции.
angels_chinese
Oct. 11th, 2009 11:13 am (UTC)
Мне он обойдется в 57 евро, но это курьерской почтой на дом (я заказываю всё через местный, тартуский магазин). Хардбэки, да, заоблачно совершенно.
(Deleted comment)
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 11:25 am (UTC)
Я-таки раскошелился и купил на прошлой неделе.
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 11:19 am (UTC)
А Вы в Тарту обитаете? В Eestimaa?
angels_chinese
Oct. 11th, 2009 11:21 am (UTC)
Tallinnas обитаю я. В ней, да :)
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 11:24 am (UTC)
А, замечательно :) Чудесный город. Но я не был там уже лет 5 или больше.
(Deleted comment)
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 11:20 am (UTC)
Напишу. Я, скорее всего, на будущей неделе и куплю.
luxphilosophiae
Oct. 11th, 2009 10:00 am (UTC)
в России обычно из начинающих изучать санскрит 20 остается сначала 10, потом 7, а потом 4, из которых только 3 ходят егулярно... вот таков процент... Впрочем, к Вертоградовой сие не относится)) все от преподавателя зависит))
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 10:53 am (UTC)
Если сравнивать начинающих заниматься у нас санскритом из любопытства или из романтики, с теми, кто продолжает углубляться и ходить через несколько лет на серьёзные философские, грамматические, литературоведческие или языковедческие семинары (всё, конечно, имею в виду по классической индологии), процент примерно тот же самый.
luxphilosophiae
Oct. 11th, 2009 11:32 am (UTC)
да, пожалуй, процент один. просто у вас больше вообще желающих так как индология больше развита
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 01:29 pm (UTC)
Сейчас новые учебные планы, предусмартривающие получение быстрого и безболезненного бакалавра. Отсюда возросшая популярность индологии в последние пару лет. Кроме того, 2 года у нас существует также "новая индология", дающая возможность изучения "современной Индии" с новоиндийскими языками -- хинди и непальским. Здесь можно практически обойтись без санскрита.
sujanasi
Oct. 11th, 2009 02:47 pm (UTC)
а вот у нас совсем другая статистика. почти все, кто начинают изучать санскрит, курс заканчивают. и формально вполне успешно. во всяком случае эпос с пуранами, кроме самых отъявленных бездельников, читать могут;) однако по окончании с облегчением забывают все, что знали...
edgar_leitan
Oct. 11th, 2009 03:20 pm (UTC)
У нас настоящих индологов-санскритистов не так много. Просто система другая, нежели в Питере и вообще в российских университетах. Большинство немного занимается санскритом в рамках каких-то совершенно посторонних санскритологии направлений, вроде политологии или истории искусства, или религиоведения, а потом его благополучно оставляют. Очень многие индологию (или тибетологию) бросают, так как слишком сложно и перспектив с работой почти никаких. Я думаю, что наши очень немногие выпускники-индологи, если они не занимаются дальше докторатом, тоже быстренько забывают всё то, что умели. По-настоящему понимать (хотя бы адекватно разбирать) философские тексты могут очень и очень немногие. Для многих даже из оставшихся индологов это кажется "скучным" :)
Кое-кто из религиоведов вроде даже "специализируется" по Индии, но санскрит они, как правило, знают в интервале от "плохо" до "очень плохо".
bushuevevg
Oct. 14th, 2009 08:22 pm (UTC)
Нас А.В.Парибок с самого начала приучал и к транслитерации, и к деванагари. Даже не понимаю, зачем их по отдельности учить. Мы уже на второе занятие должны были, кажется, половину алфавита уметь на деванагари вырисовывать и, конечно, читать. Вот у Тебя в группе почти 40 человек. Обсуждаете, я смотрю, на сколько студентов хватает. Вот прошло 4 года, как я начал учить санскрит, 4-й курс, пришел в этот понедельник на санскрит. Пришел я один... одна девушка в Индии, 5 человек прогуляло. Семинар чудом состоялся благодаря еще одному подошедшему вольному слушателю. Так что занимались втроем, пока что это был лучший семинар в этом семестре :)
edgar_leitan
Oct. 14th, 2009 08:43 pm (UTC)
На самом деле, я веду эти занятия, как вёл бы их с заинтересованными школьниками, но которых надо постоянно извне анимировать. Завкафедры мне сказала, что я спокойно могу назначать домашние задания, тесты и контрольные, какие хочу. Сделаю-ка я прямо на следующей неделе диктант, задам парочку упражнений и сделаю через 1,5 недели словарный тест!
На семинарах у Прайзенданц тоже по 2-3 человека.
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com