?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как преподавателю санскрита и тибетского в университете в этом семестре, приходится в течение всего полугодия сталкиваться с необходимостью еженедельной оценки знаний студентов: за устную работу, оценку домашних упражнений по грамматике, тесты, упражнения по переводу и т. п. Кроме того, после завершения семестра через две недели, необходимо выставить оценки за весь курс.


Остро ощущаю внутреннюю раздвоенность, будучи обстоятельствами вынуждаем ставить молодым коллегам оценки. Особенно мучительно это чувство, когда повседневно общаешься с иным коллегой на кафедре в нашем знаменитом Комкоме или в кафешке на посиделках: шутки-прибаутки, разговорчики или же серьёзные беседы о жизни или иных высоких материях, повседневная помощь в смысле языка — а тут оказывается, что коллега, с которым так по-человечески весело или интересно бывает пообщаться, и который искренне столь заинтересован в индийской классической культуре, с смысле "скучной" филологии, то есть по своему владению языковым материалом, едва-едва тянет на оценку "достаточно" ("genügend" — в немецкоязычной системе школьного и университетского образования, то есть даже слабее, чем "удовлетворительно"), а то и на весь твёрдый "неуд"!

Когда преподавал 2 года религию в гимназиях, было не так тяжело в этом смысле: "общегуманитарно-болтологический" предмет, к тому же, с точки зрения школьной иерархии предметов, далеко не самый важный, подвержен широкому спектру истолкований в смысле владения материалом. Ну, скажем поточнее, учителя религии (в Австрии и Германии) de facto поставлены в такое унизительное положение, что если они будут они слишком строгими (последовательными?) с точки зрения оценки реальных знаний школьников, то быстренько лишатся определённой части своего класса на будущий год, которые с 14 лет имеют право сами решать в начале учебного года, пойдут они на "религиозку" (Reli) или нет.

Другой вариант — учителя религии, не желающие свой предмет превращать в цирковую клоунаду, а себя в идеологических проституток, живо заимеют "проблемы" или с родителями нерадивых учеников, или с руководством епархиального школьного ведомства, которые ещё те "совки" (как я некогда убедительно доказал, "совок" — это понятие отнюдь не ограничивается советской и постсоветской Россией, но есть понятие метафизическое). Именно последнее обстоятельство стало уделом Вашего покорнейшего, который именно по этой причине больше не преподаёт в гимназии...

Университет — это всё-таки иное. Тем более предметы, так или иначе связанные с филологией. Любишь ты Индию и Тибет или нет — дело твоё, личное. Но знания языковых фактов и умение их применять (читать, понимать текст, уметь понять и описать его грамматическую или иного уровня структуру, уметь адекватно перевести его средствами целевого языка — на немецкий, английский или какой угодно). Кроме того, наши востоковедческие предметы, как и университет вообще — дело далеко не обязательное.

Но у немалого числа молодых студентов, начинавших в начале семестра заниматься санскритом (аж почти 50 человек — сейчас осталось чуть больше 20-ти!), странные представления. Они часто не совсем понимают, куда попали. Думают, можно позволить себе поприсутствовать время от времени (3 пары в неделю) на курсе, и всё пойдёт как по маслу, автоматически. Но не тут-то было... К тому же, когда первоначальный элан заменился скучной рутиной зубрёжки, от которой молодых людей всемерно старается отучивать современная европейская "демократизируемая" школа, начинаешь понимать, что знания не только не лезут в рот, кем-то разжёванные, но их следует завоёвывать!

Санскрит — материя чрезвычайно "огнеупорная", способная даже ярко выраженный талант, особенно если он к этим фокусам санскрита пока ещё непривычен, довести до белого каления (это первый этап), а затем внезапно погрузить в пучину беспросветного отчаяния. В изучении санскрита периоды вдохновения чередуются с глубокими чёрными ямами ощущения своего бессилия и идиотизма…

Ну так вот, те из студентов, кто не занимается санскритом ежедневно в течение рабочей недели, под конец семестра ощутили, что дело продвигается туго. Слабенькие домашние работы кишмя кишат грамматическими ошибками, оценки соответствующие. Особенно жалко бывает ребят, которые искренне интересуются, и вроде бы занимаются регулярно, но результат всё такой же слабый. "Натянуть" оценку не представляется никакой возможности, даже при искреннем моём желании. Грамматика (особенно — санскритская) — почти как высшая математика: дело чрезвычайно точное, не терпящее популярного современного русского "как бы" и гадания на кофейной гуще.

Это как двоичная система исчисления (за редкими исключениями): да-нет. А "всё остальное — от лукаваго".

Вот и вспоминаются слова Апостола, сказанные, наверное, всем будущим учителям в назидание и устрашение: "Немногие делайтесь учителями, ибо вы подвергнетесь большому осуждению". И это обстоятельство, — необходимость формально ставить оценки, — пожалуй, единственное, превращающее удовольствие и радость от преподавания, — порою в мучительную пытку. Впрочем, в этом, конечно, и кончик шелудивого хвоста Шайтана виднеется, вкупе с его сбитым на мировых торных путях-дорогах копытцем (не к ночи будь он помянут, ффф...)! Это ведь тоже из области, всем нам слишком хорошо известной — некоей тонкой власти над другими, когда имеется человеческая зависимость...

Посему, будучи в некотором роде учителем, не престаёшь твердить про себя коранические слова, которыми каждый благочестивый муслим предваряет рецитацию из своей великой арабской Книги книг: a'uudhu bi-Llaahi min-a-shshayTaani-r-rajiim ("сохрани меня от Шайтана, побиваемого камнями").

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
markandeia
Jan. 19th, 2010 05:26 am (UTC)
Ваши мысли вдруг напомнили мне следующее: недавно мне довелось прочесть инструкцию для студентов, интересующихся санскритом, написанную проф. Д. Инголлсом (Daniel Ingalls) в бытность его зав. кафедрой санскита и индологии в Гарварде. В числе прочего, Инголлс пишет: "Санскрит - очень сложный язык. Большинству студентов не рекомендуется им заниматься".
(Deleted comment)
markandeia
Jan. 19th, 2010 10:05 am (UTC)
Угу. Инголлс вообще, похоже, был большим либералом... :)

(Deleted comment)
(no subject) - markandeia - Jan. 19th, 2010 10:18 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 19th, 2010 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - markandeia - Jan. 21st, 2010 02:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 22nd, 2010 03:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - markandeia - Jan. 22nd, 2010 05:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 26th, 2010 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - markandeia - Jan. 27th, 2010 06:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 30th, 2010 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - markandeia - Jan. 31st, 2010 06:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 2nd, 2010 09:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - markandeia - Feb. 4th, 2010 04:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Feb. 5th, 2010 10:53 pm (UTC) - Expand
edgar_leitan
Jan. 19th, 2010 04:34 pm (UTC)
Вот это находка!!! :) Прелестно. Когда наша кафедра была при Оберхаммере, в 1990-х и раньше, ещё маргинальнее и экзотичнее, некоторые преподаватели специально всячески отговаривали студентов заниматься санскритом, поскольку занятие это "сложное и с точки зрения трудоустройства бесперспективное". Меня отговаривал один тогдашний доцент: вы, дескать, занимаетесь богословием, -- зачем вам санскрит, богословие само по себе -- достаточно сложная и обширная специальность!
edgar_leitan
Jan. 19th, 2010 05:36 pm (UTC)
Думаю, что для "обычных" американских студентов (как и для европейских) это не такая даже и смешная рекомендация. У меня после семстра собственного формального преподавания сложилось мнение, что половина нашей группы, которая начинала (начинало человек около 50, сейчас осталось 23, кто получит оценки за первый семестр!) совершенно не представляла, во что они ввязываются.
Правда, в отличие от Инголлса, не будучи международно признанным корифеем индологических наук, я мог позволить себе настоятельно советовать студентам испробовать и хотя бы семестр-два заниматься санскритом. В любом случае, говорил я, это расширит ваш кругозор... Но необходимость еженедельных домашних письменных работ и их скрупулёзная проверка мною (с строгими оценками) определённое число отпугнула :)
markandeia
Jan. 22nd, 2010 06:12 am (UTC)
Знать бы еще, кто эти "обычные" американские студенты... А кто, студенты каких специализаций у Вас слушают санскрит для начинающих? У меня в группе для начинающих на первое занятие пришло 40 человек, заниматься осталось 36, из которых на второй семестр записалось 34. Почему студенты не разбежались - загадка. :) Домашние задания тоже еженедельные, но оценок за них не ставится. Оценка за семестр выводится на основании десяти контрольных работ и двух экзаменов (письменных - в середине и в конце семестра).
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 26th, 2010 08:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - markandeia - Jan. 27th, 2010 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 30th, 2010 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - markandeia - Jan. 31st, 2010 07:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 31st, 2010 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - markandeia - Feb. 4th, 2010 08:42 am (UTC) - Expand
ex_quicknqu624
Jan. 19th, 2010 07:06 am (UTC)
Берите на вооружение демократический опыт, Эдгар. Тайное голосование, то есть анонимная подача контрольных работ. Пусть подписываются номерами, а потом -- красные пометки на полях желательно с указанием темы (даты лекции) и ничего личного :)
edgar_leitan
Jan. 19th, 2010 04:42 pm (UTC)
Поскольку я проверяю и оцениваю по 5-балльной системе домашние письменные работы еженедельно, Ваш совет в нашем конкретном контексте нереален. Я прекрасно знаю всех по почерку, даже если бы кто-то свою работу не подписал.
К тому же, моё упражнение в том и состоит, чтобы оценивать не только результаты отдельных тестов, но повседневную ежеурочную работу -- и здесь я вынужден опрашивать студентов устно перед аудиторией.
Анонимность с номерами матрикул -- вещь выполнимая, когда аудитория состоит из 2-3 сотен или более человек. У нас, при 23-24 -- нереально.
triglochin
Jan. 19th, 2010 10:27 am (UTC)
нда.. больной вопрос. Еще со школы, на самом деле - для меня оценка была чем-то честно заработанным, не заработал - сам виноват; потом оказалось, что все не так просто (в школе, во всяком случае). Наверно, важно понимать, что не человека оцениваешь, а результат работы, в конце концов, если кто-то сделает кривой табурет, его не будут хвалить только потому, что человек хороший (разумеется, принимая во внимание возможности человека)
edgar_leitan
Jan. 19th, 2010 04:49 pm (UTC)
В том-то и дело. В школе у нас, по крайней мере, в Австрии, детям прививается некая идеология, что важен не столько результат, сколько сам процесс. А иначе буду считать тебя работоголиком, зацикленном на результате. В университете же, особенно на языковом курсе, должно быть понятно: санскрит -- что математика. Знание/незнание здесь очень конкретно и легко определимо.
А "возможности человека" тоже бываеют разные. Иной бы рад, да не очень одарён в смысле языковом. Ставить же положительную или хорошую оценку просто за то, что "человек хороший" и "старается"?..
triglochin
Jan. 19th, 2010 05:03 pm (UTC)
много букв
вот не могу решить. У нас пару лет назад был просто вопиющий случай... Вероятно, справедливо полагать, что та или иная ученая степень доступна не всем и это - так сказать, a fact of life. Ведь есть множество вещей, которые еще более очевидным образом доступны не всем. Но человеку не так легко это принять, да и потом, об этом трудно судить со стороны - всегда есть вероятность, что нужен особый подход. Но тогда нужна и очень индивидуализированная система обучения впридачу.

Почему все не так просто со школой - не так ясно, в чем, собственно, желаемый результат. в выполнении школьных заданий? А кто потом про них вспомнит? - я вот "сто лет" как забыла, как решают квадратные уравнения методом вычисления дискриминанта :Р Так что в каком-то смысле да, важен процесс (скажем, привычка к систематической работе) - хотя и таблицу умножения таки полезно запомнить. В общем, две составляющие как минимум. У меня так и не сложился убедительный ответ - если в чем до сих пор уверена, так это в том, что списывать - плохо (в чем со мной, кажется, вообще никто не согласен и вообще это у меня от жадности).
Re: много букв - edgar_leitan - Jan. 19th, 2010 06:53 pm (UTC) - Expand
:P - triglochin - Jan. 19th, 2010 05:09 pm (UTC) - Expand
Re: :P - edgar_leitan - Jan. 19th, 2010 06:47 pm (UTC) - Expand
ex_acque_vi
Jan. 19th, 2010 03:00 pm (UTC)
Через оценку Вы показываете человеку степень его (не)владения языком. Разрушаете определенные иллюзии студента относительно его знаний и способствуете, чтобы он/а задумалась о том, с какой целью он/а начал/а изучать санскрит и почему вдруг перестал/а прикладывать усилия в направлении достижения этой цели.
edgar_leitan
Jan. 19th, 2010 04:37 pm (UTC)
Ну да, это я прекрасно понимаю. Но некоторые под конец семестра начинают, точно в школе, канючить (мол, дайте возможность исправить), и зрелище это тягостное. Особенно если знаком с этими студентами за стенами аудитории. А поскольку кафедра маленькая, знаком так или иначе будешь. Ну и некоторых искренне жалко, когда видишь, что они стараются, но получается пшик...
(Deleted comment)
Re: ;-)))) - edgar_leitan - Jan. 19th, 2010 06:34 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 19th, 2010 06:45 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 22nd, 2010 03:15 am (UTC) - Expand
Re: ;-)))) - edgar_leitan - Jan. 19th, 2010 06:35 pm (UTC) - Expand
man_inthestreet
Jan. 19th, 2010 07:11 pm (UTC)
|Раньше вот вообще били за ошибки, и ничего учились люди :)))
edgar_leitan
Jan. 22nd, 2010 03:16 am (UTC)
И получше нашего ведь учились! Ты подсказал мне, кстати, идею, насчёт Тебя самого... Только как бы это по скайпу-то осуществить? :))
(no subject) - man_inthestreet - Jan. 22nd, 2010 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Jan. 26th, 2010 08:36 am (UTC) - Expand
( 41 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com