?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



"Отступничество [от христианской веры — Э. Л.] активное принимало у нас, особенно в 20-е — 30-е годы, формы чудовищной одержимости, отчасти сравнимой с тем, что повидали монастыри некоторых частей Испании в годы гражданской войны, однако свирепствовавшей гораздо дольше, гораздо регулярнейй и на большем пространстве.


Возрежусь от кровавых примеров, расскажу только, что сам слышал ребёнком от старушки, приехавшей в Москву из деревни.

[Здесь, видимо, место сделать "редакторское" отступление и сказать, что старушка эта была "нянюшка" Сергея Сергеевича по имени Надежда Ивановна, как я знаю лично от самого Сергея Сергеевича и его жены Натальи Петровны. Возможно, этот факт нигде больше, кроме самого узкого круга родных С. С. А., неизвестен. Так пусть же наша недолговечная память при помощи технических средств и по цепочке устного предания, хотя бы таким образом донесёт до потомков имя няни Аверинцева — примеч. Э. Л.].

У них в ту пору, покя ещё не была закрыта церковь, , местные комсомольцы забирались на колокольню и — прости, читатель — мочились оттуда на крестный ход: на собственных отцов да матерей, дедушек да бабушек. Не "инородцы" с окраин, даже не партийцы из города: местные, деревенские, свои парни, плоть от плоти и кость от кости крестьянской Руси. Может быть, самое поразительное, что собеседница моя говорила, а я слушал — без гнева и уж во всяком случае без удивления, только удручённо, не более. Такой была повседневность, такими были скучные, обнообразные будни нашей земли — из года в год, из десятилетия в десятилетие.

Но теперь поразмыслим: чтобы лихие мальчишки могли вести себя подобвным образом, — до какой же степени забитости должны были дойти старшие? И здесь сыграло9 свою роль, как кажется, то, что мы, русские, как-то чересчур жалеем своих деток. Возьмём семьи, где младшее поколение не рвалось учиствовать в буйном антирелигиозном хулиганстве, где родителям удалось передать детям крупицу уважения к религиозной традиции, а в лучшем случае — трепещущий под ветром, но ведь и разгорающийся от него огонёк веры. Даже в таких семьях — часто ли родители находили нужные слова и нужную решимость. чтобы рассказать своим сыновьям и дочерям о живой истории Церкви и гонений на Церковь, той истории, которой сами были свидетелями? Чтобы передать память боли из рук в руки?

Всё это куда как понятно. Человек, который себя не пожалеет, ребёнка своего — пожалеет.. Притом чересчур малому дитяти естественным образом не доверяют жутких тайн, чтобы они не омрачили его сознание, а он не выдал их в своём лепете кому не надо, — но дитя вырастает неприметно и быстро, и пока родители буду собираться с духом для разговора, перед ними, глёядишь, уже парень, оболваненный школой и комсомолом, с которым поздно беседовать о мученичестве старших. Вчера было рано, сегодня рано — завтра будет поздно: о, как хорошо был известен такой счёт времени верующим родителям в нашей стране. Сейчас корят высших иерархов... но мы сами-то, русская нация как целое? Хранила ли имена мучеников народная память, именно народная — как нечто существенно отличное от воспоминаний отдельных лиц..."

[из статьи С. С. Аверинцева "Мы и наши иерархи: вчера и сегодня", опубликовано в сборнике: С. С. Аверинцев "София-Логос: Словарь", Дух i Лiтера, Киев 2001]

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
dalp
Jan. 19th, 2010 12:01 pm (UTC)
Этот текст напомнил мне последний фильм Ханеке, историю от части о том, как опоздали немцы воспитывая поколение, взростившее в свою очередь нацистский режим.
edgar_leitan
Jan. 19th, 2010 04:57 pm (UTC)
Да, если отвлечься от указанной российской специфики, то видимо, это типично для поколенческих коллизий вообще, где бы то ни было.
Меня это "задело" в смысле поколенческой памяти, о чём в последние годы много думаю.
whatagain
Jan. 19th, 2010 09:17 pm (UTC)
да, это... до ужаса важно. ну и актуально конечно...
edgar_leitan
Jan. 22nd, 2010 03:04 am (UTC)
Вот и перечитываю покойного Академика время от времени... :)
shodashi
Jan. 20th, 2010 12:58 pm (UTC)
Релятивизм.
А меня беспокоят тенденции к насильническому релятивизму. Мол, демократия - это полная свобода мировоззрения, никому ничего нельзя навязывать. Т.е. мать не может ребенку передать (ибо навязывает) знания о том, что такое хорошо, что такое плохо. Соответственно школа (Германия, в других странах не очень знаю) не имеет права ребенку говорить, что негр это негр, русский это русский, зло это зло, добро это добро. В конце концов разговор переходит на плоскую плоскость политкорректности, где никто ничего от души и сказать то не может. Чтобы не обидеть другого человека своим мировоззрением (если оно вообще существует).
Это некая другая крайность, когда в школе, в доме учат некоторым канонам религии или этики.
edgar_leitan
Jan. 22nd, 2010 02:56 am (UTC)
Re: Релятивизм.
Покойный Академик Аверинцев называл это явление "проектом либерального перевоспитания масс". Это именно то, о чём Вы говорите. Мне это тоже в центральной Европе более чем знакомо.
segop
Jan. 21st, 2010 02:23 pm (UTC)
Аууу! Куда пропали-с та?!Я нынче домой вернулся. Отзовитесь, профессор священный!
edgar_leitan
Jan. 22nd, 2010 03:03 am (UTC)
Волшебный досточтимейший Старче-Римпоче, нарицаемый Шейхом Хаттабом!
Я не то, чтобы пропал, просто из последних сил доделываю один научный проектий, который задолжал Академии наук. А тут ещё конец семестра в университетасе -- вот и улетаю в бездонное пространство хлябей небесных, обессилевши в своей немотствующей немощи. В начале настемпной седмицы получаю наконец визию в страну Ру-ру и 4 фебруария прибываю, если на то Господне соизволение будет, в град Петров! Но мы ещё до того ся создзвоним, мнит ми ся.
segop
Jan. 22nd, 2010 07:05 am (UTC)
блуждающие светила...
Досточтимый магический профессор! Имею намерение и я посетить замёрзшие северныя блата от 10 по 13 фебруария включительно. Надеюся на пересчение наших траекторий.
edgar_leitan
Jan. 26th, 2010 01:08 am (UTC)
Re: блуждающие светила...
Достопочтеннейший Гуру, прозываемый Шейхом честнЫм!
Занёс я сии датии в свою тетрадию! Вельми уповаю на глаголемое пресечение планид, сиречь путей наших в Святопетрограде, граде великаго пиита Плюшкина-Сушкина. Родительница моя ожидать будет Вашего милостиваго посещения на какой (faktyczno) субчег-солянку или иной серый горох с простоквашей... Надеюсь, что спишемся и созвонимся. Сего дня получил визию св. в г. СПб. Laetamur!!!
bogsvamy
Jan. 23rd, 2010 03:35 pm (UTC)
Уже сегодня монастыри снова становятся большими собственниками, землевладельцами. Ну, про то что богатый и царство Божие, как бы не дружат сказал сам Спаситель. Перед революцией монастыри и церковь потеряли свою чистоту. Монахи считались в народе "жеребячьим сословием". Так что вопрос скорее в том почему эти люди дошли до "такой жизни". Народ не бывает виновным, виновны "козлища" ведущие его к пропасти. "... и кто обидит малых сих..." тем мало не покажется.
edgar_leitan
Jan. 26th, 2010 01:12 am (UTC)
Ну это Вы идеализируете. Вовсе не "перед революцией", а много раньше. Да и была ли глаголемая "чистота"? Разве что у нестяжателей каких-нибудь, веке в 16-м. Но на самом деле монашество было "приручено" ещё в Византии, или даже того раньше. Куда уж там России...
И тем не менее, везде и во все времена как в монашестве, так и везде, случались необычные люди, а может даже, и святые...
bogsvamy
Jan. 29th, 2010 05:23 pm (UTC)
ну вопрос чистоты наверное не поддается верификации и окончательное решение за начальством. Я только хотел отметить что, собственно Вы и подтвердили, что крайне дикое, казалось бы отношение к реликвиям и религии в целом, накоплялось длительное время, и не было результатом какого-то быстротечного большевитского совращение. Оно было просто не возможно.
Ну а монастыри в целом играли и играют свою гуманистическую роль. Да и на чем-то лотос должен расти.
edgar_leitan
Jan. 30th, 2010 12:23 pm (UTC)
Насчёт "лотоса из грязи" -- это Вы правы :)
Но вот не пойму -- а при чём тут "начальство"? Это пусть вон "тандемократы" решают на "народ". А я-то считаю себя самостоятельным и разумным человеком, чтоб доверять кому-то решать за себя (есть грех...) :)))
bogsvamy
Jan. 31st, 2010 12:05 pm (UTC)
"начальство" - это более высокие формы сознания, это не гос. клерки ))
Мы же будучи разумными существами апеллируем к разуму, хотя относительно его существа все очень не ясно.
edgar_leitan
Feb. 1st, 2010 09:55 pm (UTC)
"Начальство" только за счёт своего социального положения ещё не может претендовать на "высшие формы сознания" -- это было бы крайне странно и даже ужасно... :)
Насчёт "разума" как раз всё должно быть ясно -- исходя из европейской традиции. Неясности происходят от нашего разного словоупотребления в быту.
zii_jit
Oct. 23rd, 2010 09:51 am (UTC)
Про Аверинцева
Уважаемый Эдгар! Наконец то нашёл очевидца последних лет жизни Сергея Сергеевича в Вене! Жаль что отсутствует единый ресурс, где были бы собраны все работы С.С. Я по мере сил пытаюсь это сделать на Лебрусеке. Там кстати в сборник воспоминаний, мной составляемый включены и ваши воспоминания! (http://lib.rus.ec/b/227789)
edgar_leitan
Oct. 24th, 2010 01:25 pm (UTC)
Re: Про Аверинцева
Уважаемый Михаил!
Спасибо, конечно, за Ваш интерес, и за то, что выложили воспоминания. Только я бы хотел ещё эти воспоминания подредактировать, а также дополнить некоторыми пока не вошедшими туда эпизодми: как только позволят обстоятельства, время и настроение. Так что опубликованный Вами текст очень прошу считать предварительным, черновым.
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com