?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

После очередной лекции по буддизму ("Буддизм как религия") подумалось: а ведь действительно, буддизм, по крайней мере в своей ранней модели, продолжающейся в традиции палийской тхеравады, позже сторонниками нового мировоззренческого подхода (махаяны) презрительно прозванной "хинаяной" ("низкой колесницей", иначе говоря, "тачкой для лохов"), нисколько не нуждается в социальности: в "другом" или "других". Правда, буддизм её ещё при жизни Будды сам эту социальность и изобрёл, в виде монашеской общины-сангхи.

[Решил эту мимолётную зарисовку, пусть и несколько спорную с научной точки зрения, вызвавшую живую дискуссию у меня в журнале, опубликовать в своём субботнем семинаре.]


Можно сесть в одиночку в пещеру и "практиковать буддизм", избегая всякого общения с человеческим окружением. Правда, остаётся вопрос, а как ты эту свою медитацию думаешь осуществлять — иногда надо питаться. Но на то имеются "упасаки" — заинтересованные миряне, которые тебе рисовую кашку сварят и поднесут. Но миряне тут нужны скорее как неизбежное зло, с которым приходится мириться. Никакой подлинной необходимости в них нет. [На ум приходит один мой бывший ученик-тибетолог, оставивший (кажется) жену с младенцем и уехавший "практиковать" свой буддизм в один из центров для буддийского отшельничества во Франции.]

И спасительная цель буддизма, нирвана, в ранних текстах явно понимается дословно как "угасание" — всего того, что мы повседневно понимаем под сознанием. Ибо сознание в буддизме (а как же иначе это могло бы быть) — это сознание страдания (конечно, слово "духкха" означает не только "страдание" в собственном смысле. Скорее, это сознание недостаточности и преходящести всего того, что есть).

Христианство нельзя "практиковать" без социальности. То есть практиковать можно, — нечто, — называя его для себя христианством. Но "другой" будет всегда нужен — иногда как член "экклесии", собравшейся вокруг Евхаристии (а всякая трапеза, в отличие от биологического "приёма пищи", социальна по определению. Вороватый перекус на ходу лишь подтверждает разрушение бытовавших иерархических структур, но не их несуществование). А иногда это будет непрошенный чужак, хам и вообще странный субъект, вторгающийся в твою частную сферу, которого надо вытерпеть, или.... Сфера действия закона начинается там, где прекращается терпение, или его никогда не было. Только "христианство" тут уже не при чём.

Интересно это развитие мысли о социальности на Западе, в церковной среде. В "прогрессистских" католических группах — стремление по-новому открыть общину, у каких-нибудь традиционалистов — вполне ставшие традиционными разговоры о "Мистическом Теле". Раз мистическое, значит, и видеть не нужно. Достаточно лишь слышать про его заоблачное существование.

В России, кажется, так: на слуху привычная ещё с писаний славянофилов "соборность", а в действительности — бюро похоронных услуг и иных треб (как же — "а вдруг там что-то есть?"), оборонная магия, антихрист и иные жидомасоны. Соборность давно стала коллективизмом, радостное ожидание прихода Спасителя превратилось в ожидание прихода "Губителя" (читай — „конца света“), что не мешает культивировать сознание, что "мы ещё встанем с колен и покажем кузькину мать".

Когда я слышу слово "верующий", то сразу настораживаюсь. Сразу представляется такой субъект, знающий о мире всё. Идеолог, у которого размышляющий разум всегда под подозрением.

Такую же дистанцию вызывает "верующий буддист", из европейских конвертитов. Там будет скорее всего страстное отрицание всего "христианского" (всего того, что он по ограниченности своей таковым полагает. Ограничены-то мы все...), вплоть до решения проблематики переводов на современные европейские языки религиозных терминов с языков азиатских. Только б не запахло чем-нибудь христианским, не дай Будда.

Христианство прошло путь от Христа и веры в него как условие "спасения" ("и никтоже на ны"...) — до торжествующей Церкви, слишком готовой из общины мучеников превратиться в бюро мучителей. Всё — опять на круги своя.

Буддизм же прошёл путь от чисто монашеской установки на личное аскетическое усилие — до массовой религии, где ответственность за "спасение" уже немного перекладывается на кого-нибудь иного, кроме самого себя: на всяких "сверхъестественных покровителей" и "защитников" вроде бохисаттв, прирученных демонов и всех бесчисленных будд...

И везде стремление к власти, хотя бы на самом субтильном уровне. Если и имеется некое реальное "спасение", то это отказ от власти. Но войдя в любую иерархию, ты уже вступил в её жернова, мелющие медленно, но верно — фарш для адов.

Когда-то освежающим открытием мне показалось восклицание В. В. Розанова: "Частная жизнь — превыше всего". И действительно, жизни нашей так мало дней и лет, а сказать хочется так много, — немногим из тех, кого по-настоящему любишь. Но обычно или не успеваешь, или не умеешь. И главное остаётся несказанным. И всё заканчивается. Надо спешить быть поближе к тем, кого любишь, а не к абстрактной "общине" или "группе". Ибо день склоняется к закату.

Comments

( 86 comments — Leave a comment )
messala
Mar. 23rd, 2010 11:36 pm (UTC)
религия или нет
Может, Вам будет интересно:
http://trurle.livejournal.com/909154.html?thread=8194146#t8194146
edgar_leitan
Mar. 24th, 2010 01:08 am (UTC)
Re: религия или нет
Любопытно, спасибо. Там, кажется, о похожем, только на несколько ином материале.
huandi
Mar. 24th, 2010 12:07 am (UTC)
Христианские пустынники не практиковали христианство? Буддийские монахи брали на себя труд наствлять мирян, учить их Дхарме. В чем тут разница с христианскими? Где она в этом аспекте?
edgar_leitan
Mar. 24th, 2010 01:07 am (UTC)
Христианские пустынники, даже когда они были совсем анахоретами, знали, что они "принципиально не одни". Хотя бы "с ангелами и святыми" и со всею "вселенской Церковью".
А наставлять мирян..., ну да, но ведь буддизм вполне можно практиковать безо всякого учительства (я именно о раннем буддизме). Думаю, что наставление мирян буддийскими подвижниками было своего рода "обменом". Миряне-то их кормили, и прочее...
(no subject) - huandi - Mar. 24th, 2010 03:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Mar. 24th, 2010 05:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - huandi - Mar. 24th, 2010 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 24th, 2010 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Mar. 24th, 2010 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 24th, 2010 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 24th, 2010 05:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - huandi - Mar. 24th, 2010 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Mar. 24th, 2010 03:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 24th, 2010 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Mar. 24th, 2010 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 24th, 2010 10:15 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2010 10:12 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2010 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Mar. 25th, 2010 09:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2010 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Mar. 27th, 2010 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 27th, 2010 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Mar. 27th, 2010 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 27th, 2010 10:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - credentes - Mar. 28th, 2010 09:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 28th, 2010 11:34 am (UTC) - Expand
pevchaya_ptiza
Mar. 24th, 2010 06:07 am (UTC)
Спасибо, Эдгар! Интересные мысли, почитала с удовольствием.
edgar_leitan
Mar. 24th, 2010 09:05 am (UTC)
Спасибо.
seborga
Mar. 24th, 2010 06:34 am (UTC)
izvinite za latinskiy shrift
v Evrope buddist sovsem ne otrizaet nichego xristianskogo,
evropeyskiy buddist - eto katolik, kotoromu nravitsya buddism.
edgar_leitan
Mar. 24th, 2010 08:59 am (UTC)
Мне как раз попадались всё больше немцы, австрийцы или французы, которые бывшие католики, и именно поэтому в отношении христианства скептичны, даже боязливы в чём-то.
Видимо, Вам такие терпимые буддисты попадались :) Но у меня нередко возникает полемика с коллегами, склонными к буддизму, по поводу перевода тех или иных терминов с санскрита или тибетского. Здесь они обычно непримиримы. Главное, им трудно объяснить, что нет "христианского понятия души" и прочего подобного, что таких понятий довольно много.
Кстати насчёт латинского шрифта: если наберёте в интернете translit.ru, то сможете легко писать кириллицей даже при отсутствии кириллической клавиатуры. Главное тут привычка. Сам пользуюсь.
(no subject) - seborga - Mar. 24th, 2010 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 24th, 2010 10:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seborga - Mar. 24th, 2010 11:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2010 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seborga - Mar. 26th, 2010 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2010 10:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seborga - Mar. 27th, 2010 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 27th, 2010 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seborga - Mar. 27th, 2010 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 27th, 2010 10:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seborga - Mar. 28th, 2010 06:47 pm (UTC) - Expand
angels_chinese
Mar. 24th, 2010 07:02 am (UTC)
Христианство тоже можно "практиковать" в скиту, затворнически, чтобы не сказать - келейно :)

Ну и - я, видимо, какой-то неправильный буддист-христианин, считающий, что у буддизма и у христианства одна цель (если говорить об изменении "сознания"), просто называется она по-разному, потому что в очень разных культурах эти учения появились. А как можно перекладывать ответственность за собственное просветление на кого-то? Если не ты сам, то кто?

Впрочем, я невоцерковленный - и "невосангховленный" тоже; вера, декларирующая спасение по возможности всех и превратившаяся при этом в клуб избранных, - оксюморон. И с вашими словами в последнем абзаце согласен. Это ведь старая добрая истина - что нельзя любить абстрактное человечество :)
edgar_leitan
Mar. 24th, 2010 09:05 am (UTC)
Практикующий келейно всё равно "как бы" окружён всякими там сверхприродными существами, как минимум он живёт в "общении святых". Он не один.
А насчёт "изменения сознания" -- ну да, но изменять его можно по-разному. Водка и прочее в том же роде его тоже "изменяет". Я, честно сказать, не знаю, в чём "цель" (то есть по книгам и вообще текстам, конечно, "знаю"...). Разве что в том, чтобы стать немного получше в этой жизни -- "никого не осуждать, никому не досаждать...", но это очень трудно, видимо.
(no subject) - unkentvictorian - Mar. 24th, 2010 09:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 24th, 2010 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - angels_chinese - Mar. 24th, 2010 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 24th, 2010 10:27 pm (UTC) - Expand
freez
Mar. 24th, 2010 07:29 am (UTC)
Эдгар, меня, честно говоря, удивляет, что вы судите о буддизме (при всех ваших знаниях и санскритских штудиях) подобным же образом, что и упомянутый вами "верующий буддист" о христианстве.

Во-первых, буддизм в плане социальности / асоциальности ничем не отличается от христианства - есть то и есть это - есть отшельники (которые ни в коем случае не чувствуют себя "одинокими" или "отделёнными от всего остального") и есть монашеские общины, общины мирян, монастыри, etc.

По поводу прикладного, почти варварского "использования" услуг мирян, вспомните "Вималакирти нирдеша сутра". Уже тогда буддисты понимали, что нет никакой разницы между монахом и мирянином в плане потенциала практики. А уж сегодня-то совершенно очевидно, что миряне имеют те же возможности, что и монахи, никому и в голову не приходит относиться к ним пренебрежительно, в качестве смазки для телеги.

Во-вторых, нирвана - это "угасание" одного в пользу "восстановления" другого. То, что "угасает" нам никогда не принадлежало и не является нами, нашим сознанием и т.п.

Слово "духкха" в самом деле означает не только и не столько "страдание" - в привычном смысле слова, и вы об этом знаете лучше, чем кто бы то ни было.

Наконец, история про вашего коллегу, который оставил "жену с младенцем" ради практики характерна не только и не столько для буддизма, сколько для нашего общества вообще - он мог оставить "жену с младенцем" ради парусной регаты или ради съёмок рекламы, всё это абсолютно не привязано к специфически буддийскому взгляду на вещи. Просто для примера: у меня была подобная ситуация, я мог оставить семью ради практики, но не сделал этого, и мои учителя были на моей стороне. Мой наставник сказал, что если бы я решился на этот шаг, он бы попросил меня искать другого учителя.

Вообще же я уверен, что буддизм и христианство в принципе однонаправленны. Мы используем разные средства, чтобы добиваться схожих целей. Я думаю, гораздо лучше искать пути сближения (как это делают многие японские и корейские христиане) и использовать лучшее, что есть у соседей и друзей. Скажем, есть христиане, которые сидят в дзадзен. В свою очередь один из дзенских монастырей в США использует христианский уклад и христианские же правила приёма новых членов общины.

Не сомневаюсь, что такой подход поможет нам остаться нами, сделает христианство более христианским, а буддизм - более буддийским, чем теперь.
angels_chinese
Mar. 24th, 2010 09:13 am (UTC)
Плюс тысяча :)
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 24th, 2010 10:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Mar. 25th, 2010 07:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2010 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Mar. 26th, 2010 07:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2010 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Mar. 26th, 2010 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2010 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Mar. 26th, 2010 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2010 03:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Mar. 26th, 2010 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2010 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Mar. 26th, 2010 04:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2010 11:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Mar. 27th, 2010 08:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 27th, 2010 08:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - freez - Mar. 27th, 2010 08:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 27th, 2010 02:35 pm (UTC) - Expand
ex_quicknqu624
Mar. 24th, 2010 07:59 am (UTC)
Последние слова этого поста удивительным образом совпали с моими недавними мыслями. Я даже чуть было не разродился постом с провокативным заголовком "Немного антибуддизма, или сострадание - это не любовь". А написать я там хотел что смерть бессильна забрать у нас самих себя, но она забирает любимых. И всю оставшуюся вечность мы обречены думать о том, что успели и чего не успели сделать для них. А вся "проявленная" жизнь -- возможность нам встречать друг друга.
edgar_leitan
Mar. 24th, 2010 09:00 am (UTC)
Да, я очень много об этом думаю в последние годы. Что поделаешь -- на то они и годы! :)
(no subject) - angels_chinese - Mar. 24th, 2010 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_quicknqu624 - Mar. 24th, 2010 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - angels_chinese - Mar. 24th, 2010 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_quicknqu624 - Mar. 24th, 2010 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - angels_chinese - Mar. 24th, 2010 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2010 10:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_quicknqu624 - Mar. 26th, 2010 06:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 26th, 2010 02:17 pm (UTC) - Expand
ex_rastamol
Mar. 24th, 2010 09:41 am (UTC)
о да, жизнь дана нам для чего-то, неужели только для того, чтобы бросая младенцев бежать на край света выпрашивать илюзорное спасение от илюзорных адов?

ады в буддизме меня вообще удивляют. откуда они там, если все есть безграничное пространство ясного света? все в сознании? все есть будда? все илюзия?

еще хотелось бы у вас узнать - правда ,что дзогчен берет свое начало в индуистской тантре?
edgar_leitan
Mar. 24th, 2010 05:40 pm (UTC)
Откуда ады в буддизме -- из абхидхармистских трактатов, которые входят в состав Канонов. Насчёт того, что "всё есть ясный свет" и прочее -- ну, это гораздо более поздние учения, чем "абхидхарма" или "абхидхамма".
Насчёт собственно дзогчена: я не изучал глубоко. Кажется, истоки там следует искать в традиции пён (=бон). У буддийских же тантр действительно очень много общего с индуистскими. Кажется, буддисты многое позаимствовали из индуистских тантр, по-своему проинтерпретировав. Это утверждает оксфордский знаток тантризма проф. Alexis Sanderson.
(no subject) - ex_rastamol - Mar. 25th, 2010 08:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 25th, 2010 08:51 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
edgar_leitan
Mar. 24th, 2010 05:43 pm (UTC)
Я говорил об одном из вариантов раннего буддизма, который мы можем только реконструировать по текстам и отдельным элементам материальной культуры (ступы, реликвиарии, развалины монастырей). В современных буддийских общинах (как, собственно, и во всякой религии) многие воззрения прочитываются из сегодняшнего дня -- назад. Конечно, буддизм стал со временем религией монашеской общины.
(Deleted comment)
(no subject) - edgar_leitan - Mar. 24th, 2010 10:42 pm (UTC) - Expand
whatagain
Mar. 24th, 2010 05:56 pm (UTC)
К сожалению, наверное все к чему прикасается человек, искажается, извращается и т.д...
edgar_leitan
Mar. 24th, 2010 10:38 pm (UTC)
Нет-нет, что Вы -- тогда бы жить было слишком безнадёжно-тоскливо... Наоборот, иногда расцветает и благоухает :)
bogsvamy
Mar. 25th, 2010 06:01 pm (UTC)
а обет Будды не уходить в окончательное освобождение, пока последний таракан не просветлеет, разве не признак реальной социальности?
edgar_leitan
Mar. 25th, 2010 10:01 pm (UTC)
Я имел в виду тексты, более ранние с исторической точки зрения. Не говорил о буддизме в его синхронии, где всякая сутра -- слово Будды, неважно какая, хинаянская или махаянская и неважно, когда составленная.
( 86 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com