"Должны ли цивилизации непременно вести друг против друга войны? Не являются ли взаимоотношения цивилизаций друг с другом гораздо более сложными, чем предполагают прочерченные из политических соображений линии фронта между ними?
Когда мусульмане на взлёте своей цивилизации с почтением называли немусульманского Аристотеля Mu'allim al-Awwal (= Первым Учителем), а своего великого философа аль-Фараби классифицировали как Mu'allim ath-Thaanii (= Вторым Учителем), они ни минуты не раздумывали над тем, что греческий источник, из которого они черпали в полной мере, происходит из Daar-al-Harb (= Дома войны).
Подобным же образом и западная цивилизация, исполненная в отношении ислама своих предрасссудков, не видела в том никакого противоречия, чтобы перенимать афинский эллинизм обходным путём, через арабов и их цивилизацию. Почему же тогда "война цивилизаций"? …
Если каждая цивилизация выдвигает претензию на свою собственную логику, вполне можно любое понятие, в том числе и понятие мира, истолковывать тенденциозно, по-своему. Политическая утопия исламского универсализма тогда вполне могла бы толковать "мир" как господство ислама во всём мире. Однако в этом отношении западная цивилизация ни на йоту не лучше (исламской). Посему и сталкиваются друг с другом два универсализмa.
Согласно человеческому разуму, любое коллективное насилие означает войну. Нет никакой разницы в том, что мусульмане верят, что их утопия мира во всём мире легитимирует ведение войны с целью распространения ислама по всему земному шару. Повторим: мотив мусульман, побуждающий их к ведению войны, является распространение ислама как предпосылка расширения "дома мира". Исламская этика, касающаяся войны и мира и преследующая эту благородную цель, налагает также и на ведение войны определённые моральные ограничения. Однако данная, заданная с религиозной точки зрения "мирная перспектива" для других цивилизаций неприемлема.
Чтобы человечество достигло мира, различные цивилизации должны взаимодействовать друг с другом на НЕрелигиозной основе".
[из книги: Bassam Tibi, „Krieg der Zivilisationen: Politik und Religion zwischen Vernunft und Fundamentalismus“. Wilhelm Heyne: München 1995, p. 232 f.; мой перевод с немецкого]
Comments
Доведу Вашу аргументацию ad absurdum: перед лекцией по трансцендентальной эстетике Канта мы должны требовать от аудитории идеального…
मुनिना तु सुधा प्राप्ता मलिने पङ्कवज्जले ॥
उद्गारलयतानेनोक्तम् ॥ :))
अलसा नास्तिका मूढा ब्रुवन्तु स्वेच्छया ततः।
किं नः छिन्नं वयं कुर्म इति निश्चिनुयान्मुनिः॥
Действительно,…