?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



"Политика как феномен -- это вещь несуществующая. Я знаю о политике только в той мере, в какой какие-то люди о ней думают, думают о том, что они называют политикой, не понимая, что они называют политикой своё собственное мышление о Власти и о тех ситуациях и людях, которые втянуты в орбиту власти и дают себе труд о ней подумать или, как говорят, рефлексировать, чего почти никто не делает, благодаря чему власть и существует...


Запомните -- любая политическая Власть, если она реальна, существует уже скоро 4,5 тысячи лет, потому что есть какое-то мышление или знание о Власти людей, которыми владеют, и у людей, которые владеют. Но очень часто то, что мы называем "политическими событиями", "феномены политики" -- сами по себе обязаны не-думанию о них.
Нормальный человек не думает... Он возмущается, кричит, переживает, радуется, но -- не думает. И вот поэтому то, что я называю "политикой"... -- это мышление о политике, когда оно есть.
... Собственно, опыт политической философии -- это не о политических фактах, которые сами по себе не имеют никакого смысла, и никогда не имели... философ обобщает уже готовые факты ужé готовой рефлексии, чьей угодно..."

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
avril_5
Nov. 18th, 2008 03:19 pm (UTC)
По-моему скромному мнению, очень точно.
avril_5
Nov. 18th, 2008 11:19 pm (UTC)
Спасибо.
edgar_leitan
Nov. 18th, 2008 11:30 pm (UTC)
:)
oleg_orlov
Nov. 18th, 2008 08:52 pm (UTC)
Политика, как феномен - это феномен вашей близости к власти. Или тяги: к стремлению к власти, быть около власти, думать о власти, оценивать власть, etc.
Если все это по барабану, политика - это ничто.
edgar_leitan
Nov. 18th, 2008 11:14 pm (UTC)
Феномен "власти" может быть таким же объектом философской рефлексии, как и любой другой. Если власть человеку "по барабану", он может быть так же от власти зависимым, как и стремящийся к ней. Отрефлексировав же своих "бесов", мы имеем шанс выйти из-под их влияния.
Другая аналогия: мне могут быть "по барабану" мои грехи, даже если я номинальный христианин. Однако, зависимости от страстей этот "пофигизм" никак не отменяет. Рефлексия, пусть и не обязательно в прямом смысле "философская", на исповеди, или хотя бы с человеком опытным, хоть частично, но освобождает от одержимости.
Рефлексия предполагает дистанцию не "пофигистскую" от объекта мысли или, в обрисованном Вами случае, безмыслия. Она предполагает дистанцию к самому себе, в безмыслии проводящему большую часть жизни.
Иначе может случиться, что эта политика, которая нам, о ней не думающим, кажется "по барабану", вдруг внезапно постучится в дверь посреди ночи. И снова "чёрные маруси", и приёмный бокс, и т.д. ...
oleg_orlov
Nov. 19th, 2008 06:16 pm (UTC)
Ах, Эдгар, сдается мне, что в России народ ни на политику, ни на рефлексию политики не ведется, и не желает вестись. Фигу в кармане держит, а рефлектировать не хочет. Дистанцируется... (
Делает вид, что не понимает: если вам лень заниматься политикой, то политика займется вами. Понимает, но политикой заняться не желает.
Власть уважает. А политику - нет, даже когда власть не уважает. ((
edgar_leitan
Nov. 20th, 2008 12:09 am (UTC)
Человеку, который философски рефлексирует, нет дела до тех, которые этим не занимаются, по какой бы то ни было причине. Поэтому, прежде чем самому сделаться жертвой "политики", уважающий Власть народ кинется и растерзает философа, когда обнаружит, что тому действительно нет до него дела.
Если бы было побольше субъектов, занятых именно чисто философской рефлексией, Власть была бы преизрядно лишена своего мистического ореола. Ещё глядишь, и развалилась бы, чего доброго.
Как любит говорить Пятигорский, "философ не должен уважать никого, если он философ. И прежде всего он не должен уважать самого себя" :)
oleg_orlov
Nov. 20th, 2008 02:41 am (UTC)
Вот наш народ никого и не уважает. И прежде всего - самого себя.
Наверное, Пятигорского наслушался. :)
А рефлектирующих субьектов у нас в избытке. Но их никто не уважает, никому до них нет дела, и они ни на что не влияют.
А власти на них плевать, как и на народ.
Власть у нас никого не уважает, даже саму себя.
Наверное, Пятигорского наслушалась. :)
edgar_leitan
Nov. 20th, 2008 02:52 am (UTC)
"Наслушаться" ещё не значит "понять".
oleg_orlov
Nov. 20th, 2008 04:13 am (UTC)
А "понимая", можно "ошибаться".
edgar_leitan
Nov. 20th, 2008 04:28 am (UTC)
Если это действительное понимание, то ошибки быть не может. Если ошибка, то "понимания" не было. Речь-то идёт о понимании интенции текста другого человека, а не извлечении из него каких-то практических уроков.
oleg_orlov
Nov. 20th, 2008 05:59 am (UTC)
А если ошибка была "заложена" в самом тексте, или возникла на стадии интенции? И что есть "понимание интетенции" текста, как не его трактовка, -а где трактовка, там свобода "считывания", а не "ошибка".
Ошибки возникают при "извлечении" из текста практических уроков, - но мы ведь не об этом?
В День философии культурные люди практических уроков из текстов не извлекают. :)
edgar_leitan
Nov. 20th, 2008 11:21 am (UTC)
В интенции ошибки быть не может, интенция по определению есть такая, какая есть.
Конечно, "ошибка" может быть на уровне самой логической системы, применяемой автором, или исходя из его собственных посылок.
Степень "свободы считывания", опять же, зависит от герменевтической стратегии интерпретатора. То, что в Антиохийской школе считалось недопустимой вольностью в отношении библейских текстов, в Александрии считалось как раз нормой.
Один из подходов к истинному "пониманию" текста заключается как раз к осознанию авторской интенции, а также полноты её реализации в тексте, а при наличии -- и ошибок в этой реализации. Конечно, другой Вам скажет, что существуют заложенные в текстах более глубокие смыслы, превошодящие сознательную авторскую интенцию. Мистические, божественные, какие угодно. Когда трудно говорить о конкретном авторстве, такие мысли напрашиваются сами собой.
Но это уже разговор, требующий продолжения...
oleg_orlov
Nov. 20th, 2008 12:30 pm (UTC)
<< Один из подходов к истинному "пониманию" текста заключается как раз к осознанию авторской интенции, а также полноты её реализации в тексте, а при наличии -- и ошибок в этой реализации >>, - не могу с Вами согласиться.
Это лишь один из подходов к прочтению текста, и, соответственно, лишь одно из возможных прочтений. Утверждать, что именно < осознание авторской интенции > приводит к "истинному" пониманию текста, по меньшей мере странно, - "когда б вы знали, из какого сора растут, не ведая стыда, стихи..."
Разумеется, для каких-то авторов такой подход может быть не только полезен, но и интересен сам по себе. И у каждого свой круг таких авторов. Но если перейти к музыке, живописи, то на мой взгляд, "разгадывание" авторских интенций может привести к самым разным результатам вплоть до полного искажения и "замысла" и самого произведения как такогого.
Или у Вас < осознание авторской интенции > - нечто сугубо "вербальное", применяемое исключительно в отношении текстов?
edgar_leitan
Nov. 21st, 2008 12:25 am (UTC)
Но у меня же и стоит, "чёрным по белому", что это как раз всего "один из подходов...". Я не утверждаю обратного, а выделяю одну из возможностей из числа упоминаемых. См. мои примечания насчёт различия алекс. и антиох. школ!
Я отнёс в данном комментарии своё рассуждение именно к текстам, а не к музыке и проч., сознательно ограничившись.
Осознание, оно и есть осознание. Это мышление. Ну, может быть, оно и вербально, но это не более, чем внутренняя речь. "Внятно-вербальным" оно может стать, если само уже выльется в новый текст.
Например, "текст осознавания авторской интенции".
denparamonov
Nov. 19th, 2008 03:06 pm (UTC)
Политика - это не только вопрос о власти
Есть ещё кое-что.
Вспомним.
Искусство, ремёсла, профессии в конечном счёте в Древней Греции передавались от отца к сыну, от учителя к ученику, от бога-покровителя к человеку (можно и так, по М.К. Петрову).
. Внутри каждого ремесла была своя тайна, свои секреты. Профессиональный опыт тож...Суждение кузнеца о ремесле гончара было некомпетентным, "любительским" суждением по большому счёту.
Единственный род деятельности, судить о котором могли ремесленники на равных независимо от профессии - это политика. Без тайн, без "внутрицеховой" иерархии: идеалом "общественного животного" была возможность и способность компетентно судить о политике на основе личного опыта и рассуждений. И наоборот: политика - важнейшее занятие, касающееся всех и выходящее за рамки профессии. Сфера политического даёт возможность думать о собственном предназначении и одарённости без привязке к существующим видам профессий, деятельности.
В этом смысле политика - это универсализация личного опыта, индивидуация, так сказать...
edgar_leitan
Nov. 19th, 2008 11:55 pm (UTC)
Re: Политика - это не только вопрос о власти
В моём понимании "индивидуация" связана не с "политикой" как событиями, внешними моему мышлению. И уж никак я не буду думать о "своём предназначении" или, наоборот, никчёмности в связи с последними президентскими выборами или очередным роспуском Думы. Это всё внешнее, оно может иметь для меня значение, только как "внешние рамки" моего философствования. Как граничные условия. Если сменится политический режим и меня посадят в лагерь, а там и замучают до смерти, то это тоже будут рамки, или условия, философствования. Кажется, Пятигорский назвал их для подобного случая "нулевыми".
Но вот будет ли происходить само мышление, или нет, это другой вопрос. И для моего мышления "политика" может быть объектом, бесспорно. Не самый для меня лично интересный объект, но почему бы и нет? Инициация -- это всецело внутреннее событие, связанное с движением в сознании.
И -- разве нельзя думать о собственном призвании или отсутствии такового (что может быть не менее интересным занятием) без конкретной внешней привязки к политике? "Привязки" очень ослабляют качество мышления, отвлекая внимание на вещи, которые сознанием не являются. Но я это говоря, опять же, лишь с точки зрения философа. Философ -- лицо всегда маргинальное...
denparamonov
Nov. 20th, 2008 06:15 am (UTC)
Re: Политика - это не только вопрос о власти
Индивидуация и политика связана генетически - в рамках одной из убедительных версий генезиса того и другого - просто констатирую.
Причём в европейском понимании того и другого; аппарат репрессий и традиции отчуждения политики от повседневной жизни - это опыт восточных деспотий, на контрасте с которыми и возникло "греческое чудо".

Когда политика и власть идентифицируются, то и получается эскапизм в духе Мамардашвили (или более приемлимый вариант - Пятигорского), имеющий обратной стороной "тупиковый (нулевой) опыт лагерной философии". Философствование по этому-то поводу почти всегда предсказуемо-маргинально, да...
edgar_leitan
Nov. 20th, 2008 10:24 am (UTC)
Re: Политика - это не только вопрос о власти
Мне очень близки обе эти фигуры -- и покойный Мераб Константинович, и Алексансдр Моисеевич (дай Бог ему здоровья). Близка и их (каждого в отдельности и очень по-своему) интонация философской беседы, это родное...
Я думаю, что философия как занятие ВСЕГДА маргинально, иначе это не философия, а..., ну не знаю, акционизм, методика по перестройке общества, революционная идеология или какой-нибудь социальный реформизм. Вот это мне точно не близко. Рекомендаций никогда никому не давал. Мне нравится, когда моё частное мнение таковым и остаётся.
Только я думаю, что если (возьмём заведомо фантастический вариант) вдруг все начали в таком "эскапистском духе" философствовать, как раз о сущности тоталитарной деспотии, то сама эта деспотия долго бы не устояла. Она бы развалилась сначала в умах, потеряв свою мистическую фасцинацию, а потом и в реальности.
Наше философское не-думание поддерживает деспотию. А иллюзия вовлечения в реальные политические проекты ставит нас от неё в такую же зависимость, как и восторженное приятие.
О каких-то вещах лучше просто забыть, что они есть, выкинув, вычеркнув их к дьяволини из своего мышления. На взгляд "внешний" это будет с неизбежностью выглядеть "эскапизмом" или анархизмом. На самом деле эта сознательная метапозиция наблюдателя.
Действие тогда придёт точно и неминуемо, когда оно будет нужнее всего. Как хорошие электронные часы.
Кстати, вспомним "эскапизм" и "чудачества" Ганди, перевернувшие целый субконтинент!
denparamonov
Nov. 20th, 2008 04:01 pm (UTC)
Re: Политика - это не только вопрос о власти
Про философский анти-тоталитарный эксперимент - поддерживаю. Вашими бы устами, да мёд пить.

edgar_leitan
Nov. 20th, 2008 11:30 pm (UTC)
Re: Политика - это не только вопрос о власти
Что же так скептично?.. :)) Каждый и должен начать именно с себя.
denparamonov
Nov. 21st, 2008 07:47 am (UTC)
Re: Политика - это не только вопрос о власти
Не, не скептично. Грустно...

Уже начал-:)
edgar_leitan
Nov. 22nd, 2008 01:19 am (UTC)
Re: Политика - это не только вопрос о власти
Мне кажется, грусть и должна быть основным тоном философской рефлексии. Ведь это всегда -- о быстротечности нашей жизни. А надуманный и искусственный религиозный энтузиазм, исключающий рефлексивную работу, в конечном счёте не на пользу и самой религиозной традиции.
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com