Я не хочу сказать, что "секуляризм" -- это обязательно плохо. Клерикализм может быть во сто крат более гадким. Призывать поголовно всех к воцерковлению тоже бы не хотелось. Тем более что под воцерковлённостью понимается обычно просто стилизация себя под понравившийся эстетический тип, соотносимый с воображаемым историческим сознанием. Вообще, призывы -- не моя специальность. Моей специальностью было преподавание в австрийских гимназиях религии.
Но не совсем в смысле "Закона Божия", а скорее сопоставимо с концепцией "основ православной культуры" (ОПК), о чём, кажется, ломается в России немало копий. В моём понимании, преподавание школьного предмета "католическая религия" -- тоже предмет по сути своей культурологический, хотя его преподавание подчинено, формально, епархиальному управлению по образованию и воспитанию. Программа далеко не такая уж неинтересная, и при наличии талантливого преподавателя (учителя), а также заинтересованных учеников многое можно было бы свершить, "Богу помогающу" (именно так, Accusativus absolutus)...
Но всё это вещи внешние тому, о чём хотелось бы поделиться.
Преподавание-то всё ещё традиционной для Австрии религии обеспечивается законом. Пока что. Конкордатом Австрийской Республики с Папским престолом. Рядом государственных законодательных актов. Беда только в том, что скоро (ну, может, через одно поколение, от силы) некому будет преподавать, в смысле objectivus. Воспринимающей "публики" не будет.
Приводить в пример выхолощенности религиозного сознания дорогих соотечественников-европейцев можно было бы множество частностей. Жаловаться на ужасную современную молодёжь, не уважающую авторитеты. Не желающую учиться, а лишь развлекаться. Отбившуюся от рук. Наглую и капризную.
Это брюзжание каждый может продолжить далее, по вкусу и собственному жизненному опыту. Наверное, проблематика взаимотношений поколений универсальна и не очень зависит от внешних условий культурного субстрата. Да и не так уж она оригинальна и интересна, если на то пошло.
Интереснее были мои конкретные столкновения с некоторыми родителями. Например, когда я брал темой своих уроков "смерть, отношение к ней и интерпретация в различных религиозных традициях", немедленно поднимался шум. Сразу находились какие-то детки, стучавшие дома родителям, что учитель-религиозник их "запугивает" смертью. Конечно, многим было чрезвычайно интересно. Такое видно по глазам, всегда и безошибочно! По тишине в классе. По тянущимся с вопросами рукам…
Других просто раздражало, как раздражает всё, что тебя слишком лично затрагивает, но не продумано глубоко.
Некоторые родители дЕла не оставляли на самотёк и тут же доносили по инстанциям. В частности, в епархиальное школьное управление. Те уже сообщали о "сигналах" директорам. Звонили и мне лично: "Тут на вас опять массированные жалобы..." Директора вызывали злодея на ковёр. Воистину, "мы родились, чтоб Кафку сделать былью"! Вот именно тогда-то я и открыл этот удивительный фундаментальный закон мироздания, гласящий, что "совок -- понятие онтологическое", не связанное с конкретной культурно-исторической эпохой или георграфическим регионом. Наверное, ему соответствует какой-то особый "эйдос" в платоническом мире "идей". Это, переводя на язык буддийской философии, особая "асамскрита-дхарма", не иначе. Будда не додумался, а я вот понял!
Суть этой смешной и немного грустной карусели в её полной абсурдности. И дело даже не в том, что при определённой хитрой герменевтической процедуре из школьной программы по религии можно было выделить и темы, подобные вышеназванной.
Нет, просто о Смерти здесь вообще не принято говорить. Нигде, даже в Церкви. Даже на уроках религии. Да что далеко ходить: если мы хоть раз смотрели какой-нибудь американский фильм, где герои подвергаются смертельной опасности и среди них – ребёнок или подросток, то на вопрос детки об опасности родители всегда бодро ответят: "Нет-нет, мы никогда не умрём, мы всегда будем вместе".
В церквах если и служатся Мессы, то не как заупокойные, а как "воскресные". Ещё не наступившее „воскресение“ предварило странным образом даже такой простой факт, как обыденное осознание смерти. А тем более его интегрирование в сознание религиозное, не говоря уж о философской рефлексии.
Если в России в настоящее время всяческих ренессансов „религиозного сознания“ в православно-церковной среде, скорее, принято всех пугать "Гиеной Огненной" (таким пламенно-полыхающим родственником дворняги, только гораздо более свирепым), то в Европе наоборот. После смерти всех нас встретит добрый Друг-Христос, и вообще, в чём проблема? Светящийся туннель, масса в эфире разлитой любви, полёты в астрал... O реинкарнации здесь поговаривают далеко не только буддисты.
Да в общем, "проблема" и ни в чём. Кроме разве того, что "свято место пусто не бывает". Изгнанные из сознания, где им было отведено вполне традиционное, им одним надлежащее "заповедное" место, древние "боги" ещё вернутся. Как уже возвращались неоднократно в 20-м веке... И тогда, говоря словами то ли Капитана Флинта, то ли Капитана Сильвера, "живые ещё позавидуют мёртвым"…