?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Подобно термодинамическим процессам перехода между различными агрегатными состояниями веществ — твёрдым, жидним, газообразным и плазменным — я экспериментально наблюдаю в течение последних полутора лет с лишком переходы между разными состояниями реальности. Эти "агрегатные состояния" — виртуальность и вещественная, физическая реальность. Лабораторным полигоном является Живой Журнал, экспериментатором-метафизиком — Ваш покорнейший.


Как я давно наблюдаю и, кажется, некогда писал в своём Субботнем семинаре, виртуальная реальность во множестве своих форм, чьей матрицей является интернет, характеризуется прежде всего отсутствием телесности и связанных с ней измерений. Это смутно мерцающий и беспорядочно мельтешащий мир неких недовоплощённых форм. Даже если "виртуальный собеседник" не анонимен, представлен своим настоящим именем и подлинной фотографией, отсутствие "телесности" общения тем более ощутительно.

Про так называемых "собеседников", представленных только выдуманным ником и какой-нибудь забавной или страшной картинкой, я вообще молчу: не в коня корм.

Бестелесная "коммуникация" является не "общением", а обменом — содержаниями того или иного состояния своего ума. Если вспомнить известное абхидхармистское (индо-буддийское) деление проявления живого существа на уровни тела, речи и ума, то в случае виртуальной переписки налицо лишь последнее. Тело, как и речь — по понятным причинам отсутствуют.

Начиная этот Журнал как утопический проект — этакого поля для Беседы поверх всех и всяческих границ, я сравнительно недавно окончательно убедился в его несостоятельности. Беседа требует телесного присутствия собеседников, само её название интонационно подразумевает неспешность, субъективное ощущение времени как медленно текущих вод, вплоть до полной потери осознавания хроноса.

Границы, довольно жёстко задаваемые интернетом, почти с необходимостью включают в себя метафизическую одышку — вынужденно поспешное реагирование на чужие посты, поспешные и часто поверхностные реакции читателей на свои, задыхающуюся от суеты необходимость куда-то посмотреть по чьей-то наводке, прочитать нечто в интернете, потому что это якобы "очень важно, и это надо знать".

Длинные посты вряд ли кем-то читаются — как мне указывали назидательным занудным тоном, "это не формат ЖЖ". Однако что такое "формат ЖЖ"? Формат — это та форма, что придаёт ему его создатель, и содержание, которое в него вложит. Так что упрёк — мимо, но он показывает определённую, распространённую инерцию мышления.

Итак, "беседа" в традиционном смысле здесь практически невозможна. Что ж тогда?

Возможен агрегатный переход — качеств "реальности": когда виртуальное становится реальным, Ум — обретает Тело и Речь, соединяясь в живом человеке в одно. Это — встреча лицом к лицу. И в этом для меня наиболее утешительный результат ведения ЖЖ, главный аргумент против того, чтобы его вновь ввергнуть в небытиё, из которого он некогда был эманирован, был испущен сакраментальным словом "Будь!" (арабск. KUN).

Всего было несколько встреч, волощений вируталной реальности номинализма в реализм жизни, инициированных первоначальным контактом, завязавшимся через ЖЖ. Некоторые как случились, так и канули, прошли, как и всё проходит в физическом мире. Но оставили свой след в виде воспоминаний: обстоятельств встречи, лица человека, тембра голоса, интонации речи, обстановки, совместных "трапез"... Бестелесный обмен "фотоснимками" содержаний ума таких воспоминаний не оставляет. Другие связи, завязавшиеся через ЖЖ и завершившиеся событием встречи (или нескольких встреч), продолжают жить и приносить свои плоды — в виде зародившейся дружбы, профессиональных связей...

Противоположные результаты — разрушение уже имевшихся до ЖЖ обычных, "реальных" дружеских связей именно за счёт "обмена несовпадающими содержаниями ума". Тоже бывает. Тоже жизнь. Тоже агрегатный переход, только обратный...

Совсем недавно меня посетил в моём маленьком среднеевропейском городке один мой читатель из Москвы с супругой. Собственно, наши совместно проведённые в Вене полтора дня, явившиеся для меня радостью и утешением, и заставили порефлексировать на тему "метафизики ЖЖ", а также о важности человеческого цельного присутствия для — общения.

[Ну и конечно же, наша венская встреча не могла бы обрести своего изящного закругления, не сверши мои достопочтенные гости преданного паломничества в Касталийскую Академию Изящных наук и центр её, именуемый Комком, припав к стопам её покровителя и защитника, Шри Чаешвары-Джатибхуты, Великого Шкафного Существа. Сие торжественное мгновение запечатлено на прилагемой к посту светописи...]

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
petrark
Aug. 30th, 2010 12:15 pm (UTC)
Я надеюсь рано или поздно оказаться в Вене, и тогда непременно Вас посещу :-)
edgar_leitan
Aug. 30th, 2010 02:42 pm (UTC)
Это было бы здорово. Вам у нас понравится :)
denparamonov
Aug. 30th, 2010 07:53 pm (UTC)
"Собственно, наши совместно проведённые в Вене полтора дня, явившиеся для меня радостью и утешением, и заставили порефлексировать..."

Чувства испытал сродни вашим, но до рефлексии дело ещё не дошло, ждём-с
edgar_leitan
Aug. 30th, 2010 09:34 pm (UTC)
У меня рефлексия обычно не заставляет себя слишком долго ждать.
Надеюсь, Вам понравилась наша пред-альпийская деревенька... :)
denparamonov
Sep. 4th, 2010 06:05 pm (UTC)
"пред-альпийская деревенька" - )))))))))
Ещё не отошёл.
Размышляю об особой "горной" Европе - ведь Альпы-Балканы-Карпаты - это всё, на самом деле, единая горная цепь. И о "дунайской" Европе тож.
В этом духе - http://hvac.livejournal.com/630559.html
http://hvac.livejournal.com/555219.html

Ну а "пред-альпийская деревушка" - столица этих субконтинентов
edgar_leitan
Sep. 6th, 2010 05:43 pm (UTC)
;))
(Deleted comment)
edgar_leitan
Aug. 30th, 2010 09:32 pm (UTC)
Да-да, Вы очень правы :)
Я именно так в последнее время и стал думать, наконец определившись с "дефиницией"...
(Deleted comment)
edgar_leitan
Aug. 30th, 2010 11:47 pm (UTC)
Простите, я боюсь, что не очень Вас понял: Вы имеете в виду, стиль моих ЖЖ-шных постов и заметок? Всё это, боюсь, очень "на любителя"... :)
Думаю, что стиль отражает человека, его "вылепляя", и человек, кроме прочего, сам является конгломератом текстов, воспринятых и усвоенных посредством чтения и устной беседы. Стиль -- это в некоторой степени развёртка усвоенной текстовой матрицы. А если совсем просто -- ведь в продолжении жизни постоянно что-то читаешь, -- самое разное, о чём-то раздумываешь, встречаешься за беседой с разными людьми, прислушиваешься к их интонации... Наверное, так постепенно и складывается свой собственный стиль, который может кому-то интуитивно нравится, а кому-то, возможно, не очень.
(Deleted comment)
edgar_leitan
Aug. 31st, 2010 03:49 pm (UTC)
Само, без труда, никогда не получается. Надо всегда над этим работать. Но "работается" вроде как естественно, исходя из того, что сам читал. Очищая свою речь от расхожих клише, спонтанно создавая собственные метафоры...Я сам не считаю свой стиль лёгким для чтения (даже для себя самого), но он отражает процесс моего мышления. Даже если там не о философии, а просто какое-нибудь эмоциональное извержение, по принципу свободных ассоциаций...
И наконец, мне сам процесс написания какого-нибудь эссе просто доставляет удовольствие. Что тоже немаловажно :) В конце концов, пишешь прежде всего для себя; а уж если кому-нибудь и понравилось, то вообще здорово!
(Deleted comment)
edgar_leitan
Aug. 31st, 2010 05:47 pm (UTC)
Большое спасибо за приглашение, сейчас мимолётом заглянул, попозже, как будет оказия, прочитаю подробнее. Действительно много интересного :)
Наш новый ординарий-тибетолог, проф. Матес, как раз специалист по йогачаре и махамудре. Пару дней назад к нам наконец приехал настоящий ньингмапинский Кхенпо, который будет с октября вести по-тибетски несколько курсов.
(Deleted comment)
edgar_leitan
Aug. 31st, 2010 09:24 pm (UTC)
Я хочу при случае снова заняться палийским каноном, вчитаться в тексты, а может, и кое-что перевести, из литеатурно красивого. Пали как язык, а также упражнения по чтению текстов или иногда семинары у нас бывают, но не чрезмерно часто или много. Иногда приезжают известные специалисты вроде Оскара вон Хинюбера, Оберлиса или Гомбрича. У анс всё больше по санскритским источникам, или по тибетским, хотя на кафедре преподаются и пали, и монгольский.
Из "палийских новостей" -- в скором времени в немецкоязычном пространстве должны издать отредактированную мной книжку покойного проф. Хайнца Бехерта -- его (последние) Венские лекции по буддизму (в основном по тхераваде и соответствующим регионам).
(Deleted comment)
edgar_leitan
Sep. 6th, 2010 05:45 pm (UTC)
Моя родина -- не Латвия, а Питер. И вырастал я всё больше в Питере, нежели в Латвии. Хотя и в ней тоже, частично.
gevaryahu_mcfl
Sep. 10th, 2010 03:09 am (UTC)
edgar_leitan- весело
edgar_leitan
Sep. 10th, 2010 12:28 pm (UTC)
Я лично весёлого не вижу, ну разве что самая последняя фраза в скобках -- от преизобилия радости :)
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

moj lik
edgar_leitan
Эдгар Лейтан

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com